Научная статья на тему 'Англо-католики в Висконсине и святитель Тихон: история одной фотографии'

Англо-католики в Висконсине и святитель Тихон: история одной фотографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
244
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Таганов М.

Автор излагает историю фотографии, сделанной в 1900 г. в Америке, на которой изображены молодой святитель Тихон с сопровождающими его лицами и епископы американских церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Таганов М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Англо-католики в Висконсине и святитель Тихон: история одной фотографии»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2006. Вып. 2 (19). С. 17-26

Англо-католики в Висконсине и святитель Тихон: история одной фотографии

Диакон Михаил Таганов

к. богосл., зам. заведующего кафедрой сравнительного богословия ПСТГУ

Автор излагает историю фотографии, сделанной в 1900 г. в Америке, на которой изображены молодой святитель Тихон с сопровождающими его лицами и епископы американских церквей.

Этот примечательный снимок известен в англиканском мире под названием: «та самая фотография» — The Picture... Задолго до первых межконфессиональных конференций начала XX столетия, давших начало экуменическому движению, официальному фотографу позирует сонм иерархов в полном богослужебном облачении латинского образца. Среди них присутствуют молодой святитель Тихон в мантии (это одна из первых его фотографий в епископском сане) и двое сопровождающих его лиц: это будущий священномученик о. Иоанн Кочуров и неизвестный иеромонах в клобуке, наименованный в пояснениях к фотографии о. Севастианом. Для современного православного человека весьма непривычно видеть святителя Тихона в таком окружении, так что иногда вся композиция воспринимается как умело выполненная фальшивка (автору этих строк приходилось слышать такие высказывания). Справедливости ради отметим, что состав позирующих фотографу лиц удивлял уже современников события — до такой степени, что и за самим событием, и за снимком надолго утвердилось журналистское прозвище «Фонд-дю-Лакский цирк».

Уникальный фотоснимок был сделан в ноябре 1900 г. в притворе епископального собора во имя святого апостола Павла г. Фонд-дю-Лак, штат Висконсин, а опубликован на развороте декабрьского номера официального издания Епископальной Церкви США «Живая Церковь» («The Living Church»). Фотограф запечатлел подлинное историческое событие, которое имело интересную предысторию и не менее интересные последствия.

Под цифрами на снимке указаны: 1. Епископ г. Фонд-дю-Лак Чарлз Чепмен Графтон (Chas. Chapman Grafton). 2. Епископ г. Милуоки Айзек Ли Николсон (Isaak Lea Nikolson). 3. Епископ-коадьютор г. Чикаго Чарлз Палмерстон Андерсон (Chas. Palmerston). 4. Епископ польских старокатоликов в США А. Козловский (A. Kozlowski). 5. Епископ г. Маркетт Дж. Мотт Вильямс (G. Mott Williams). 6. Епископ-коадьютор г. Фонд-дю-Лак Реджинальд Хебер Уэллер (Reginald Heber Weller). 7. Епископ штата Индиана Джозеф Маршалл Фрэнсис (Joseph Marshall Franks). 8. Епископ г. Чикаго Уильям Е. Мак-Ларен (Wm. E. McLaren). 9. Епископ-коадьютор штата Небраска Артур L. Вильямс (Arthur L. Williams). 10. О. Севастиан, капеллан при русском епископе (Sebastian). В действительности на снимке под № 10 изображен о. Иоанн Кочуров). 11. О. Иоанн Кочуров, капеллан при русском епископате (в действительности другое лицо). 12. Русский епископ алеутских островов Тихон.

***

Епископальная Церковь США — американская ветвь англиканства, получившая независимость в ходе войны 1776—1777 гг. и самоуправление на демократических принципах в 1785—1789 гг., — в середине XIX столетия переживала свой расцвет. Во многом этот расцвет был связан с известным Оксфордским движением в Великобритании, которое началось в 1833 г. проповедью оксфордского священника Джона Кибла под названием «Национальное отступничество». Поводом для выступления Кибла стали безапелляционные действия британского парламента по отношению к англиканским епархиям в Ир-

ландии. Возмущенные антицерковным духом парламентских решений, Кибл и его сторонники, оксфордские профессора и священники «высокой церкви» Дж. Г. Ньюман, Р. Фруд и Э. Пьюзи начали кампанию в прессе за возрождение кафолического сознания, за понимание божественной природы Церкви, которая не может и не должна быть рычагом государственной машины. Вопросы, поставленные лидерами движения (о значении церковной иерархии, о Евхаристии и др.), для современников не имели принципиальной новизны. Они и прежде неоднократно обсуждались в лоне Англиканской церкви в полемике с пуританами и другими протестантскими радикалами. Но на этот раз присутствовало общее ощущение того, «что протестантизм зашел слишком далеко в своем отвержении традиции»1, что реформация стала «деформацией»...2 Отсюда начался поиск подлинной христианской традиции, которая могла бы послужить источником для восполнения англиканской церковной жизни. Интересно отметить, что к моменту зарождения Оксфордского движения Епископальная Церковь США в силу своей автономии и независимости от светской власти обладала большим, в сравнении с Церковью Англии, потенциалом для восстановления всех утраченных норм церковной жизни, что неоднократно подчеркивали сами епископальные иерархи. Лидеры Оксфордского движения находились в тесном общении с американскими епископами и церковными деятелями3.

Оксфордское движение, не получившее поначалу официального признания англиканской иерархии, тем не менее дало толчок к мощному внутреннему развитию церковной жизни, и, в частности, оно послужило причиной восстановления института монашества в англиканских церквах. Впервые после Мартина Лютера церкви, официально исповедующие протестантскую доктрину, признали аскетические идеалы монашества.

Заметим, что монашество в Церкви Англии возрождалось по западному «деятельному« образцу, поэтому возникающие общины сразу же принимали на себя какое-то конкретное социальное служение. В Англии такого рода женские монашеские общины были созданы по инициативе видного трактарианца профессора Эдварда Пьюзи в 1845 году. Его опыт был воспроизведен в Америке пастором «социального

1 Gonzalez, Justo L. A History of Christian Thought, vol. III: From the Protestant. Reformation to the Twentieth century. Nashville: Abingdon Press, 1987. P. 385.

2 Harden, John A., S.J. The Protestant Churches of America. Westminster, Maryland, USA: The Newman Press, 1957. P. 84.

3 Подробнее об истории Оксфордского движения в Епископальной Церкви США в кн.: DeMille, George E. The Catholic Movement in the American Episcopal Church. Philadelphia, USA: The Church Historical Society, 1950.

Евангелия» Уильямом Муленбергом, который в 1852 г. учредил при своем приходе сестричество Святого Причастия4.

основание первых мужских орденов в англиканстве связано с именем епископа Чарльза Чепмена Графтона. Именно он сидит в первом ряду в центре упомянутой фотографии. Епископ Графтон был инициатором встречи епископов в г. Фонд-дю-Лак. Личность этого выдающегося деятеля Епископальной Церкви США XIX в., известного своими контактами с Русской Православной Церковью, заслуживает особого внимания.

Епископ Графтон родился в 1830 г. в состоятельной бостонской семье, получил прекрасное образование в Гарварде. Бросив традиционную для его семьи юридическую карьеру, он был посвящен в сан диакона епископом штата Мэриленд в 1855 г., спустя три года — во иерея. В 1865 г., будучи молодым священнослужителем, Графтон отправляется в Англию с целью найти там вдохновляющий пример монашеской жизни. Там он познакомился с лидерами Оксфордского движения и присоединился к трем своим британским единомышленникам, основавшим в местечке Коули общину во имя святого апостола Иоанна. Члены общины приняли тройственные монашеские обеты и разработали собственный устав на основе бенедиктинских и доминиканских образцов. Возможность вернуться в Америку представилась Графтону и братьям в 1870 г., когда приходской совет одной из церквей в Бостоне пригласил членов братства принять на себя попечение об их приходе. Таким образом, в 1872 г. деятельность монашеского братства во имя апостола Иоанна переместилась в Северо-Аме-риканские Штаты. «Отцы из Коули», как называли членов ордена в церковных кругах, сконцентрировали свои усилия на образовательной и миссионерской работе. Когда в 1889 г. Графтон был избран епископом небольшого городка Фонд-дю-Лак близ Великих озер на севере штата Висконсин, центр братства переместился туда5. Графтон стал первым епископом-монахом среди епископальных иерархов, большинство из которых тогда, по протестантскому обыкновению, были женаты. Проповеди нового епископа поражали слушателей глубиной и необычными цитатами — так, например, он свободно пользовался высказываниями и жизненными примерами таких малоизвестных западным христианам святых, как преподобный Симеон Новый Богослов6.

4 См.: Albright, Raymond W. A History of the Protestant Episcopal Church. New Ybrk-London: The Macmillan, 1964. P. 317.

5 lbid. P. 319.

6 См.: Miller, E.C., Jr. Toward a Fuller Vision: Orthodoxy and the Anglican Experience. Wilton: Morehouse Barlow, 60—65.

20

Штат Висконсин, расположенный в самом центре континента, на так называемом «Среднем Западе» США, к тому времени имел довольно богатую церковную и миссионерскую традицию. В начале XIX столетия эти земли были еще заселены индейцами, и колонисты-переселенцы ехали на frontiers7 на свой страх и риск. С точки зрения Епископальной Церкви США, потребность в миссии на Среднем Западе была очень велика. После учреждения Генеральной конвенцией Епископальной Церкви 1835 г. института «миссионерских епископов» первым таким епископом именно для штатов Среднего Запада был избран ревностный представитель «высокоцерковной« партии, бессменный председатель общецерковного миссионерского общества Джексон Кемпер8. Начало его служения прошло в атмосфере всеобщего равнодушия и пассивности. Прибыв к месту служения, Кем-пер не ограничился просветительской деятельностью в каком-либо одном месте, но, используя свой особый статус, проповедовал на всей вверенной его попечению огромной территории — в Висконсине, Айове, Миннесоте, Небраске, Канзасе. Впоследствии несколько штатов «переманивали» деятельного миссионера к себе в качестве епархиального епископа, пока он в октябре 1859 г. не стал наконец первым епископом штата Висконсин.

Джексону Кемперу, как убежденному стороннику «высокой церкви», были очень близки оксфордские призывы. В 1840 г. Дж. Кемпер посетил Генеральную семинарию в Нью-Йорке и там встретился с тремя молодыми студентами в диаконском сане, вдохновленными в равной степени и монашескими, и миссионерскими идеалами. Это были Джеймс Ллойд Брек, Уильям Адамc и Дж. Хобарт младший. Под влиянием Кемпера Дж. Л. Брек и его друзья решили после завершения богословского образования поехать в неосвоенные земли штата Висконсин, основать там монашескую общину и посвятить себя миссионерской деятельности. Таким образом, в 1841 г. была создана миссия, открыты церковь и небольшая школа в живописном местечке Нашота. По сути дела, эта была первая попытка основания англиканского мужского монастыря — задолго до начинаний Графтона. Вскоре выяснилось, что для монашества недостаточно одного порыва. Попытка основать монастырь не удалась: все молодые диаконы, кроме Дж. Брека, не выдержали обета безбрачия и нашли себе невест. Но миссия имела успех, из нее выросли несколько других миссий и существующая поныне семинария, получившая название

7 Так в американской исторической литературе принято называть границу обжитых белым населением Америки западных земель.

8 Albright, Raymond W. Ibid. P. 217.

«Нашота Хауз» («Nashotah House»9). Помимо семинарии в Нашоте, Дж. Л. Брек основал богословскую школу имени епископа Сибюри («Seabury Theological Seminary») в соседней Миннесоте. Все эти учебные заведения имели выраженную «высокоцерковную« ориентацию и заложили основу англо-католичества — новой церковной «партии» в Епископальной Церкви, порожденной непосредственно Оксфордским движением.

Промыслом Божиим епископ Графтон, его епархия и расположенная неподалеку Семинария в Нашоте оказались связаны с Русской Православной Церковью и ее представителем на Американском континенте епископом Тихоном, имевшем тогда кафедру в Сан-Франциско.

В 1896 г. по всей церковной жизни англиканского сообщества, был нанесен тяжелый удар. Своей буллой Apostolicae Curae папа Лев XIII, указав на каноническую неправомочность хиротонии первого Елизаветинского архиепископа Паркера, объявил англиканское священство недействительным. Архиепископ Кентерберийский и первоиерархи церкви Англии выразили свой протест в документе под названием «Saepius officio». Они обращались к иерархам всех церквей, и в первую очередь православных, как бы призывая их на третейский суд. Но глава англо-католической партии Епископальной Церкви епископ Графтон выработал свой оригинальный план восстановления законности англиканского священства.

На ноябрь 1900 г. Графтоном было намечено епископское посвящение своего викария Р. Уэллера (на фотографии третий слева во втором ряду). Это событие стало поводом для беспрецедентного, по тем временам, экуменического мероприятия. Замысел состоял в том, чтобы посредством участия в хиротонии Уэллера православного и старокатолических епископов (к тому времени в Америке обосновалась группа польских старокатоликов) продемонстрировать Риму признание апостольского преемства у англикан другими кафолическими церквами. По замыслу Графтона, все собравшиеся иерархи должны были возложить руки при посвящении Уэллера. На хиротонию были приглашены глава Североамериканской епархии Православной Российской Церкви с 1898 г. епископ Тихон (Беллавин), старокатолический епископ Антонин Козловский (первый слева во втором ряду) и американские римо-католи-ческие епископы. Однако задолго до прибытия епископа Тихона в

9 Reeves, Thomas C. An Introduction to the Book: «James Lloyd Breck: Apostle of the Wilderness» / Breck, Charles, D.D. James Lloyd Breck: Apostle ofthe Wilderness. USA : The Frontier Missionary Press, 1992. Р. 7—18.

22

Висконсин все прочие потенциальные участники отказались от каких-либо священнодействий и согласились лишь на роль почетных гостей, в числе которых оказался и русский православный епископ. Для святителя Тихона это было первое далекое путешествие по Американскому континенту. По прибытии ему было предложено епископское седалище в южной части алтаря, что вызвало возмущение представителей «низкой церкви». Ныне над местом, где сидел святитель Тихон, сооружена памятная доска. В конце церемонии святитель Тихон произнес поздравление новопосвященному викарию и преподнес ему в дар четки10.

В эти же дни по инициативе Графтона семинария «Нашота Хаус» присвоила святителю Тихону почетную докторскую степень.

Знакомство святителя Тихона с епископом Графтоном переросло в долгую личную дружбу. Завязалась переписка, епископы обменивались богослужебными книгами. Перед православными в Америке в то время остро стояла проблема перевода православного богослужения на английский язык. Образцом для перевода была избрана епископальная книга общих молитв, и епископы сносились друг с другом по поводу перевода тех или иных молитвенных текстов. Доклад о событиях в Фонд-дю-Лак был направлен святителем Тихоном в Святейший Синод, и вскоре, по ходатайству епископа Тихона, Синод Русской Церкви пригласил Графтона посетить Санкт-Петербург11.. В ходе визита, имевшего место в 1903 г., епископ Графтон встретился с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вад-ковским) и ректором СПбДА епископом Ямбургским Сергием (Стра-городским). Епископ Графтон передал митрополиту Антонию послание главы Американской Епископальной Церкви, а также свою личную записку, в которой он подробно раскрывал свои воззрения на взаимоотношения двух церквей»12.

После долгой борьбы за признание англиканского священства престарелый американский иерарх был тронут тем, что в Петербурге его встречали в царских вратах и воздавали епископские почести. На встрече со студентами Санкт-Петербургской Духовной академии Графтон сказал, что «англикане, пройдя свою тяжелую историческую школу, теперь стремятся, по крайней мере многие, к кафоличности. Они хотят возвратиться назад и постепенно восстановить то, что ут-

10 Hatfield. M. Richard. Nashotah House, Bishop Grafton, and Saint Tikhon. USA, 1992. Р. 8-11.

11 Miller. E.C. Jr. Ibid. P. 108-109.

12 Августин (Никитин), архим. Вопросы христианского единства в деятельности Петербургской-Ленинградской Духовной школы (1809-1984) // Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1986. C. 70.

рачено... В этом случае положение Американской Епископальной Церкви наиболее выгодно по сравнению с другими частями Англиканской Церкви: они свободны и от давления английского правительства, и от фракции пуританской»13.

Визит Графтона пробудил большой интерес как в православных, так и в епископальных кругах и вызвал волну публикаций, оптимистически оценивающих перспективу сближения и возможного воссоединения Епископальной Церкви США с православным миром.

В 1934 г. семинарию «Нашота Хаус» во время своего турне по Соединенным Штатам посетил прот. С. Булгаков. Он оставил любопытные дорожные заметки — его дневник публикуется в собраниях его сочинений под названием «На пароходе “Европа”. Дела и дни». Вот как он сообщает о своем посещении англо-католических достопримечательностей в Висконсине:

«9-го ноября, после завтрака, беседа с студентами “Seabury Seminary” о нашем Институте и “Fellowship”. Они слушали с интересом и приняли хорошо, но не уверен, восприняли ли. После обеда за мной приехал автомобиль с двумя студентами везти меня в Nashotah-Housе. Это примерно 180 клм., ехали 2 1/2 часа. Как успел я узнать дорогой, Nashotah-House, вместе с Koraly Brothers, есть самый англокатолический колледж в Америке. Он небольшой, теперь там около 50 студентов. Прежде была и подготовительная школа (“college”), а теперь из-за недостатка средств закрыта, и жалуются на бедность, особенно сравнительно. Студенты дорогою хвалились мне, что имеют reservation и даже adoraticn. Службы как и в англокатолических колледжах в Англии, — я был и на торжественной вечерне и на matins и mass. Молятся хорошо, как в Англии, хотя служба несколько хуже. Chapel Девы Марии. Мессу служили одновременно три священника, один громко, два — глухую. Народ симпатичный, dean — глуховатый. Чудное здание, “cloister”, как они говорят, единственный в Америке (с крытым ходом). Ряд зданий, разбросанных на огромном “campus” среди деревьев, и луга. Но главная прелесть — небольшое озеро, на которое вид из всех окон. Это — Wisconsin, земледельческо-молочный штат. Дорога (красивая) напоминает Россию. По дороге роскошная р[имо]-католическая семинария (душ на 500). Католики здесь самая богатая церковь и умеют собирать деньги. Мальчики завезли меня туда, в Chapel, потом вышел Principal, отвратительно надменный и презрительный, можно возненавидеть католичество от таких типов, а мне вчера рассказывали два священника, энтузиасты православия, что безбожие здесь процветает благодаря католичеству, которое проникнуто ультрамонтантским духом (в Чикаго семинария имени Лойолы!). Кстати,

13 Цит. по: Августин (Никитин), архим. Вопросы христианского единства... С. 71.

на примере этих священников видно, какое дело можно было бы сделать не только среди карпаторосских униатов, окормляемых теперь еп[иско-пом] Ботчисом, но стремящихся к православию, но и среди американцев, если бы были более энергичные православные. Князь церкви показал библиотеку, милостиво, но надменно. Бррр... Вечером имел беседу о русской церкви, о нашем деле, об общей вине против русской церкви. Сейчас пойду читать лекцию или беседовать со студентами на богословские темы. Изнемогаю от бессонницы»14.

Вплоть до конца 1990-х годов семинария «Нашота Хаус» оставалась центром англо-католичества и православно-епископального сотрудничества. Ее в разное время посещали практически все видные православные богословы XX в., там обучались православные студенты из Америки, Сербии и России. В упомянутой семинарской церкви во имя Девы Марии имеется икона святителя Тихона, и в день его памяти совершается торжественное богослужение.

К сожалению, сейчас нам остается лишь перелистывать эти трогательные страницы совсем еще недавнего совместного прошлого. После фатальных перемен, произошедших в недавние годы в церковно-нравственном сознании англиканства, вполне закономерным и своевременным представляется решение Священного Синода Русской Православной Церкви о приостановлении с декабря 2003 г. богословского диалога и христианского сотрудничества с Епископальной Церковью.

Еще в документах Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 г. отмечалось, что «существенный урон успешному и прогрессировавшему развитию диалога нанесло появление у англиканской стороны практики рукоположения женщин в священный и епископский сан»15. Под давлением либеральных и феминистских организаций женское священство было узаконено Генеральной конвенцией Епископальной церкви 1976 года. На следующей конвенции 1979 г. были приняты так называемые «поправки совести», позволяющие несогласным с этой резолюцией епископам-традиционалистам воздерживаться от женского священства в пределах своих епархий. К чести преемников епископа Графтона на Среднем Западе, епархия Фонд-дю-Лак оставалась одной из четырех епархий в Соединенных Штатах, воздерживающихся от женского

14 Булгаков С., прот. Автобиографические заметки (Посмертное изд.) / Предисл. и прим. Л.А. Зандера. Париж, YМСА-РRESS, 1946. С. 127—128.

15 Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к

инославию. Приложение: Сборник документов и материалов Юбилейного

Архиерейского собора Русской Православной церкви: Москва, 13—16 августа 2000 г. М.; Нижний Новгород, 2000. С. 160.

священства вплоть до 1997 г., когда и эти поправки были отменены Генеральной конвенцией.

Увы, препятствия к дальнейшему сотрудничеству и сближению теперь уже не ограничиваются одним лишь женским священством. С возникновением в США в 1980-х гг. практики посвящения в священный сан содомитов возникла опасность полного распада христианского нравственного сознания в Епископальной Церкви. Вопреки ожиданиям всего христианского мира, Епископальная Церковь не только не отвергла эти пагубные искажения, но и узаконила их в личных оценках председательствующего епископа Фрэнка Гризуолда и одобрительными решениями Генеральной конвенции 2003 года.

После «епископской хиротонии» Джина Робинсона 2 ноября 2003 г. все экуменические идеалы прошлого кажутся утерянными навсегда. Будущее православно-епископальных и православно-англиканских взаимоотношений всецело находится в руках епископальных партнеров и по большей части зависит от их христианской совести.

Anglo-Catholics in Wisconsin and venerable Tikhon:

A STORY OF A PHOTOGRAPH

Deacon Michail Taganov

The author narrates a story of a photograph, taken in America in 1900. It shows young venerable hierarch Tikhon and his party together with some bishops of American churches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.