Научная статья на тему 'Английское общество в 30-40 гг. Xix В. В творчестве Элизабет Гаскелл'

Английское общество в 30-40 гг. Xix В. В творчестве Элизабет Гаскелл Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭЛИЗАБЕТ ГАСКЕЛЛ / РОМАН / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ / РАБОЧИЕ / ПРОМЫШЛЕННИКИ / АРИСТОКРАТИЯ / ФАБРИКА / АНТАГОНИЗМ / БЫТ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Масалева Александра Юрьевна

Англия стала первой страной, которая вступила в эпоху модернизации. Бурное развитие промышленности и городов дало толчок к трансформациям социального характера, появлению новых категорий общества, а вместе с ними и новых антагонизмов. Подобные крупные социальные сдвиги не могут не отразиться в искусстве, которое воспроизводит действительность при помощи художественных образов. Особый исследовательский интерес при изучении английского общества 30-40-х гг. XIX в. представляют романы Элизабет Гаскелл. В своем творчестве писательница отображает конфликт между разными социальными группами британского общества в эпоху завершения промышленного переворота, которое до сих пор не стало предметом специального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH SOCIETY IN THE 30-40’S. XIX CENTURY IN WORKS OF ELIZABETH GASKELL

England became the first state, which entered in period of modernization. Rapid development of industry and manufacturing towns gave impetus to social transformations, the emergence of new categories of society and growth new antagonisms between them. Similar great social shifts could not help but be reflected in works of art, which render reality with the help of artistic images. Special research interest offer novels of Elizabeth Gaskell by study of English society in the 30-40’s XIX century. Elizabeth Gaskell represented conflict between different social groups of British society in the period of completion of the industrial revolution in her works, which Has not yet become the subject of a special study.

Текст научной работы на тему «Английское общество в 30-40 гг. Xix В. В творчестве Элизабет Гаскелл»

УДК 347.92

Масалева Александра Юрьевна

студентка IV курса кафедры новой и новейшей истории

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, e-mail: alexandra.masaleva@gmail.com

АНГЛИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В 30-40 ГГ. XIX В. В ТВОРЧЕСТВЕ

ЭЛИЗАБЕТ ГАСКЕЛЛ

Alexandra Y. Masaleva

fourth-year student of the Chair of modern and contemporary History

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: alexandra.masaleva@gmail.com

ENGLISH SOCIETY IN THE 30-40'S. XIX CENTURY IN WORKS

OF ELIZABETH GASKELL

Аннотация. Англия стала первой страной, которая вступила в эпоху модернизации. Бурное развитие промышленности и городов дало толчок к трансформациям социального характера, появлению новых категорий общества, а вместе с ними и новых антагонизмов. Подобные крупные социальные сдвиги не могут не отразиться в искусстве, которое воспроизводит действительность при помощи художественных образов. Особый исследовательский интерес при изучении английского общества 30-40-х гг. XIX в. представляют романы Элизабет Гаскелл. В своем творчестве писательница отображает конфликт между разными социальными группами британского общества в эпоху завершения промышленного переворота, которое до сих пор не стало предметом специального исследования.

Ключевые слова: Англия, промышленный переворот, модернизация, Элизабет Гаскелл, роман, социальная реальность, социальный слой, рабочие, промышленники, аристократия, фабрика, антагонизм, быт, повседневность.

Abstract. England became the first state, which entered in period of modernization. Rapid development of industry and manufacturing towns gave impetus to social transformations, the emergence of new categories of society and growth new antagonisms between them. Similar great social shifts could not help but be reflected in works of art, which render reality with the help of artistic images. Special research interest offer novels of Elizabeth Gaskell by study of English society in the 30-40's XIX century. Elizabeth Gaskell represented conflict between different social groups of British society in the period of completion of the industrial revolution in her works, which Has not yet become the subject of a special study.

Keywords: England, industrial revolution, modernization, Elizabeth Gaskell, novel, social reality, social layer, labor, industrialists, aristocracy, factory, antagonism, mode of life, everyday life.

Англия стала первой страной, которая вступила в эпоху модернизации. Бурное развитие промышленности стало причиной роста городов, а также образования новых слоев общества: буржуазии и пролетариата.

© Масалева А.Ю., 2017

Но в то же время модернизированное (индустриальное) общество породило разного рода антагонизмы. Нечто традиционное, которое полностью воплощает в себе английская аристократия, столкнулось с новым типом людей -предпринимателей, ведущих совершенно иной образ жизни. В свою очередь, буржуазия, благодаря своему внедрению в экономическое пространство, приобрела огромное влияние в жизни Англии XIX в., накапливая богатства и интернируясь в политической жизни страны. Но им пришлось столкнуться с нарастающей силой рабочего класса. Известно, что в связи с экономическими кризисами 1836-1840 гг. возросла степень безработицы по всей Англии, что привело к формированию чартизма. Можно констатировать тот факт, что хоть Англия и была «мастерской мира», экономические кризисы и социальная нестабильность все-таки волновали европейскую державу.

Историография по данной проблеме довольно обширна. Но главную значимость представляет работа Доминика Ливена «Аристократия в Европе: 1815-1914» [5], в которой автор подробно разбирает всевозможные аспекты аристократического существования и причины упадка данного слоя, косвенно касаясь причин и особенностей формирования промышленной прослойки в обществе. Работа Лидны Коллей «Forging the Nation 1707-1837» [6], в свою очередь, помогает понять, как формировалась английская идентичность и национальное самосознание, которые оказывали влияние на процессы, происходящие в обществе в данный период истории.

Подобные крупные социальные сдвиги не могут не отразиться в искусстве, которое воспроизводит действительность при помощи художественных образов. Особый исследовательский интерес при изучении английского общества 30-40-х гг. XIX в. представляют романы Элизабет Гаскелл, такие как «Север Юг» [4], «Крэнфорд» [2], «Мэри Бартон» [3] и «Жены и дочери» [1]. В своем творчестве писательница отображает конфликт между разными социальными группами британского общества в эпоху завершения промышленного переворота, которое до сих пор не стало предметом специального исследования.

В художественной прозе раскрываются отдельные стороны общественных отношений, современных ее автору; произведения дают возможность судить о психологии и идеологии определенных общественных классов и группировок, к которым принадлежат их авторы и идеологами которых они являются. Поэтому, сопоставляя данный вид источника с другими источниками этой эпохи, можно более полно раскрыть прошлую действительность. Среди них произведения Элизабет Гаскелл.

Элизабет Гаскелл родилась 10 сентября 1810 г. в семье священника в Лондоне, где служил священником ее отец, а выросла у родных в маленьком г. Натсфорде, в графстве Чешир. Но большую часть жизни писательница прожила в промышленном городе Манчестере. Именно поэтому географические рамки ее произведений охватывают безымянный провинциальный городок на юго-востоке Англии, вероятно, являющийся олицетворением ее детства. А промышленный северный город под вымышленным названием Милтон в произведении «Север Юг» является аналогией Манчестеру, где и было написано произведение. «Крэнфорд» также является реконструкцией жизни маленького городка, схожего с тем, в котором выросла писательница. А в романе «Мэри Бартон» действие напрямую происходит в промышленной столице Манчестере.

В романах Элизабет Гаскелл находят свое отражение особенности аристократического образа жизни и их несоответствие с изменениями, происходящими в государстве и обществе. Также в романе показаны причины возвышения предпринимательского слоя, их взаимоотношение с рабочим контингентом и противостоящей им аристократией. Кроме того, работы Гаскелл являются ценным историческим источником, отображающим этикет, ментальные особенности, привычки и стереотипы английского общества 30-40-х гг. XIX в.

Повседневная жизнь, этикет и нравы очень явно выступают в произведении «Север Юг» Элизабет Гаскелл. Можно сказать, на этом стоит акцент. Благодаря этому, можно увидеть дифференциацию между аристократами, промышленниками и рабочими.

Аристократия ранней викторианской эпохи, по крайней мере, до середины XIX в., обитала в довольно комфортных и благополучных условиях. Она не нуждалась в дополнительных средствах заработка. Поэтому ее нельзя было встретить в промышленной сфере: «Привычные застолья, визиты, покупки, танцевальные вечера» [4, с. 83]. Отсюда вытекает некая оторванность аристократии от новых социальных классов, рожденных индустриализацией. Они привыкли жить в своем замкнутом мире, основанном на традициях времен средневековья. Именно поэтому, как показано в произведении «Север Юг», между аристократами и промышленниками возникло неприятие друг друга, которое объясняется разным пониманием окружающего мира и жизни в целом.

Промышленники в произведении Элизабет Гаскелл «Север Юг» показаны очень противоречивым элементом социальной структуры. Они не разделяют образ жизни, моральные устои, манеры поведения аристократов. Они являются совершенно новым явлением в английской жизни XIX в. Это совершенно иной склад ума, который не привык рассматривать внешнюю красоту, как нечто особенное. Один из главных героев, Мистер Торнтон, промышленник Милтона, в произведении «Север Юг» так высказался по этому вопросу: «Классика приносит пользу тем, кто бесцельно тратит свою жизнь в деревне или в колледжах. Но в наше время мужчины в Милтоне должны посвящать свои мысли и силы исключительно работе» [4, с. 140]. Люди смотрят на жизнь как на момент для действий и реализации устремлений. Выросшие в борьбе с окружающим миром, они продолжают бороться, накапливать капиталы, не имея желания наслаждаться жизнью. Потому что деньги, в отличие от красоты мира, классики, музыки, материальны. Потеря капиталов -страдание, накопление - радость и ощущение значимости своей самостоятельности.

Говоря о положении промышленников в начале своего жизненного пути, стоит отметить их схожесть с рабочим классом. В произведении Элизабет Гаскелл ярко отражено их мнение по отношению к своим подопечным.

Изначально они все были в одинаковом положении, но тот, кто не хотел с этим мириться, стал бороться за лучшее существование и в конечном итоге добился своих целей: «Это одно из преимуществ нашей системы», - говорит мистер Торнтон - Рабочий может достичь власти и положения хозяина собственными усилиями. Любой усердный и рассудительный работник имеет шанс достичь большего. Он не обязательно станет владельцем фабрики, но может стать мастером, кассиром, счетоводом, клерком, кем-то, имеющим полномочия и власть» [4, с. 104]. Любой из рабочих мог бы достичь того же, именно поэтому предприниматели относятся к ним с неким пренебрежением, считая, что они слишком слабовольны и мягкотелы для борьбы за самого себя.

Рабочий класс в Англии XIX в. в произведении Элизабет Гаскелл «Север Юг» представлен как бедствующий, обездоленный и эксплуатируемый промышленниками: «Мистер Хейл познакомился с рабочими и был потрясен их искренними рассказами о каждодневных страданиях» [4, с. 189]. Но в то же время появление тред-юнионов становится в некоторой степени облегчением, так как у рабочих появляется небольшая опора, на которую можно рассчитывать в случае, например, безработицы.

Данные объединения, так нужные для рабочих, становятся, в свою очередь, некоторым препятствием для нормального функционирования фабрик, а значит препятствием между прибылью и фабрикантом. В произведении «Север Юг» один из рабочих, представляя всю эксплуатируемую массу, состоящий в таком объединении, высказал свое мнение о данной ситуации: «Вот увидите, мы пошлем к черту хозяев на этот раз. Вот увидите, они еще придут и попросят нас вернуться на работу за плату, которую мы потребуем» [3, с. 164].

Что касается взаимодействия рабочих и аристократов, то в произведении отражено то, что данные две страты ничего не знают друг о друге, к середине 1950-х годов в Англии аристократы обитают в основном в южной части страны,

в то время как основная масса рабочих приходится на северные промышленные города. Таким образом, точки соприкосновения данных двух социальных групп отсутствуют в этот период истории.

Главная героиня по имени Маргарет в произведении «Север Юг» является воплощением Элизабет Гаскелл. Данный вывод был сделан по схожести их происхождения и жизненному пути. Тем самым, через свою работу писательница показывает свое личное отношение к разным социальным группам, представленным в произведении. Являясь джентри, она на протяжении всей книги показывает свое недопонимание с промышленниками, их образом жизни и поведением. В то же время, столкнувшись с рабочими, она проникается к ним симпатией, жалеет их бедственное положение, пытается помочь. Нужна была большая смелость для того, чтобы допустить возможность существования особой «точки зрения рабочих», которая была абсолютно противоположна убеждениям капиталистов.

Романы Гаскелл хорошо показывают неотделимость автора от исторической эпохи. Ее произведения вызывали диссонанс в английском обществе того времени. Они не раз навлекали на писательницу обвинения в клевете, в подрыве существующего общественного строя, в натравливании низших классов на высшие. Социальная несправедливость, где бы она ни проявлялась, вызывала возмущение Элизабет. Трижды на протяжении довольно недолгой литературной деятельности Гаскелл и ее книги оказывались в центре особенно яростных общественных бурь. Являясь по своей сути произведениями для широкого круга читателя, они несут информацию, которая позволяет построить модель английского общества 30-40-х гг. XIX в.

Список литературы

1. Гаскелл Э. Жены и дочери. СПб., 2014. 800 с.

2. Гаскелл Э. Крэнфорд. М., 2011. 470 с.

3. Гаскелл Э. Мэри Бартон. М., 1963. 284 с.

4. Гаскелл Э. Север Юг. СПб., 2014. 540 с.

5. Ливен Д. Аристократия в Европе: 1815-1914. СПб.: Азбука, 2000. 368 с.

6. Kolley L. Forging the Nation 1707-1837. England.: Pimlico, 2003. 567 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.