Научная статья на тему 'Английская плантомания Российской аристократии А. Г. Демидов и П. Г. Демидов'

Английская плантомания Российской аристократии А. Г. Демидов и П. Г. Демидов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
186
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-АНГЛИЙСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / RUSSIAN-ENGLISH RELATIONS / ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ / LANDSCAPE PARK OF THE CATHERINE THE GREAT EPOCHE / РОЛЬ ИМЕНИТОГО ЗАКАЗЧИКА В СТАНОВЛЕНИИ ПЕЙЗАЖНОГО СТИЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ САДОВОДСТВЕ / THE ARISTOCRATIC CLIENT'S ROLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чекмарёв Владимир Михайлович, Соколова Мария Васильевна

Статья посвящена формированию Демидовыми пейзажных парков в своих имениях. Авторами делается также попытка прояснить, как этому способствовала поездка в Англию и непосредственное их знакомство с английскими пейзажными парками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the formation of landscape gardens in Demidovs’ estates. The authors makes an attempt to clarify, how this activity was influenced by their trip to England and their acquaintance with English landscape parks.

Текст научной работы на тему «Английская плантомания Российской аристократии А. Г. Демидов и П. Г. Демидов»

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

НГЛИЙСКАЯ ПЛАНТОМАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРИСТОКРАТИИ. А. Г. ДЕМИДОВ И П. Г. ДЕМИДОВ

В. М. Чекмарёв

Управление «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Историко-архитектурная мастерская № 17

М. В. Соколова

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Статья посвящена формированию Демидовыми пейзажных парков в своих имениях. Авторами делается также попытка прояснить, как этому способствовала поездка в Англию и непосредственное их знакомство с английскими пейзажными парками.

Ключевые слова: русско-английские художественные связи, пейзажный парк екатерининской эпохи, роль именитого заказчика в становлении пейзажного стиля в отечественном садоводстве. The article is devoted to the formation of landscape gardens in Demidovs' estates. The authors makes an attempt to clarify, how this activity was influenced by their trip to England and their acquaintance with English landscape parks.

Key words: Russian-English relations, landscape park of the Catherine the Great epoche, the aristocratic client's role in the formation of the landscape style in the national art of gardening.

Известно о семи представителях рода Демидовых, посетивших Англию во второй половине XVIII века (см.: 1; 8, с. 351; 16) Действительный статский советник Берг-коллегии А.Г. Демидов (1737—1803) побывает здесь в 1758—1759 годах. Первый же свой пейзажный парк он начнет создавать в 1769— 1770 годах в имении Эбсворт, располагавшемся в ближайшем пригороде столицы при Петергофской дороге. Выстроенные в «пал-ладианском вкусе» по проекту И.Е. Старова главный дом и парные флигеля располагались на просторном понижающемся лугу, упиравшемся в береговую линию Большого пруда (2, с. 52—53; 3, с. 165, 4, с. 715). Другой свой Английский парк А.Г. Демидов сформирует в усадьбе Тайцы к югу от столицы, в непосредственной близости от императорского Красного Села. Его закладка состоится, видимо, еще в 1772 году, однако основной массив садовых работ завершит-

ся только спустя десятилетие, уже после того, как площадь владения радикально увеличат. И, вероятнее всего, к состоявшемуся в 1786 году визиту императрицы создание этой парковой композиции завершится полностью (9, с. 478). Структурная основа этого парка была определена необычайно развитой водной системой, активно влиявшей на сложение планировки практически каждого пейзажного района. Берущую начало из Березовских ключей р. Вереву запрудят, в результате чего в северо-восточной части усадьбы было образовано большое озеро. Соответственно от него отвели протоку в западном направлении, а в не менее обширной заболоченной южной части парка устроят каналы, что и приведет к радикальному ее осушению. Устроенный на площади 110 га Английский парк своим обширным стриженым лугом подступал к главному усадебному дому. Его планировка учитывала искусное

68 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 68-71

J

совмещение пейзажной и регулярной планировки. Судя по всему, в таком решении выразилось исходное намерение самого владельца, видимо руководствовавшегося особенностями переходного английского пейзажного стиля. Сказалось здесь и влияние идей У. Чемберса — прежде всего в явном намерении максимально разнообразить пейзажную среду разностильными садовыми сооружениями. Вполне вероятно, что в устройстве таицкого парка некоторое участие принял И.Е. Старов, так как именно ему было доверено формирование усадебного комплекса (2, с. 53—57) Им же, совместно с заказчиком, было определено и самое подходящее место для постановки главного дома, закрепившего верхнюю точку рельефа. Английский парк включал в себя целый ряд разновеликих районов (Большая поляна, Звезда, Собственный сад, Лабиринт, Зверинец). Причем всем им был придан сугубо индивидуальный характер (11, с. 150—151). Поразительная целостность этой пейзажной композиции обеспечивалась эффектно изгибавшимися разновеликими прудами, соединенными чугунными мостиками и многочисленными водными протоками, изгибам которых вполне соответствовала прокладка парковых аллей и дорожек. Тому отвечала и подчеркнуто асимметричная схема посадок, составленных преимущественно из лип, дубов, лиственниц, ясеня, вяза, клена, сосны и ели. Что же касается парковых сооружений, то вместе с Готическими воротами здесь были выстроены Дом садовника, Турецкий, Бревенчатый и Белый павильоны, а также устроен Грот над таицкими ключами (3, с. 169).

Многообразию восприятия различных картин парка отвечали и многочисленные «сиделки» — чугунные «диваны» и «кресла», получившие заметное распространение в английских ландшафтных парках с первых лет своего существования. Вся северная часть парка в районе Звезды, обладавшая, по аналогии с Павловском, двенадцатиаллейной разбивкой, закреплялась круглым в плане двенадцатиколонным Храмом Солнца, откуда осуществлялся круговой обзор. Один

^ Теория и история культуры

из лучей этой радиально-кольцевой планировки был сориентирован на главный дом, и, следовательно, дом визуально сообщался с этим «храмом». Сами же участки между этими лучами украшались асимметричными посадками и трактовались в качестве дополнительных пейзажных частей. Впрочем, наибольшей художественной выразительностью обладал район Большой поляны, где размещались устроенные на р. Вереве Большой пруд, острова и каскады. Для придания всему этому рукотворному ландшафту еще большей выразительности береговая его линия была закреплена повышенным объемом водяной мельницы.

Граф И.М. Долгоруков, посетивший усадьбу в самую лучшую пору ее существования, отмечал: «Кто не знал под Петербургом Тайц? Кто не был очарован тамошними прозрачными ручьями? Сам наследник престола езжал со всем своим штатом наслаждаться роскошной трапезой русского богача. Тайцы будут долго и всегда помнить, потому что я редко видал место прелестнее и не пивал нигде такой воды, какую черпал там для прохлады из ключей, бегущих у подошвы Готического строения, прозванного Клевенбург» (7, с. 88). В 1810 году А.И. Тургенев в письме к Булгаковым подчеркнет: «Я был у Демидова в деревне и восхищался удивительными красотами, искусством произведенными. Сколько ума, вкуса и даже поэзии в расположении садов его. Тут надобно привести Делиля» (14, с. 105). Тургенев в данном случае говорит уже о наследнике — Г.А. Демидове (1765—1827), том самом, который летом 1790 года знакомился с Англией и, судя по все тому же Журналу посещений, в августовские дни посетил Строберри-Хилл (17, р. 226).

С именем А.Г. Демидова следует связывать и заведение Английского парка у малороссийского селения Почеп. Об этом путешествующий О. Гунн в дорожной своей заметке от 7 сентября 1806 года сообщит следующее: «...на другом конце Почепа имеется другой Графский же деревянный дом, в котором когда-то жил некто Аглинской

J

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

купец Ухтерлони, находящийся и теперь еще в свежей здесь памяти. Там местоположение совершенно романтическое, и сад, сотворенный самою природою прямо в Аглинском вкусе. (...) Сад сей называется Меншиковским: ибо место сие, как Почеп, принадлежало в прежния времена Князю Меншикову» (6, с. 36).

Выпускник Геттингенского университета, первый директор Московского коммерческого училища, ученый и собиратель П.Г. Демидов (1738—1821) находился в Англии в 1758—1759 года, где, как подчеркивается, научился говорить и писать по-английски совершенно свободно (8, с. 113, 351). Заведение практически полностью утраченного в 1941—1943 годах пейзажного парка в расположенном в 12 км от Гатчины собственном имении Сиворицы состоится вскоре после его приобретения, последовавшем в 1771 году. Само же его формирование растянется на два этапа, причем в первом из них, помимо самого владельца, примет участие и И.Е. Старов.

Этот «аглинский сад» создавался на берегу р. Сиворицы, у впадения ее в р. Суйду. Поначалу совсем мелкую Сиворицу перекроют четырьмя каскадами, размещенными в четком соответствии со сложившейся практикой английского стиля — «на достаточном расстоянии друг от друга» (8, с. 273). Именно это и позволит в относительной близости к главному дому, закрепившему самую возвышенную точку всхолмленного рельефа, образовать эффектно изогнутое озеро, назначавшееся главным элементом пейзажной композиции. Существенные изменения претерпят и обширные береговые склоны, где и появятся эффектные по очертанию холмы и просторные луга. Проложенная же здесь сеть прогулочных дорог в целом отвечала изгибам рукотворного рельефа и абрису вновь сформированных береговых линий. Как и в таиц-ком парке, здесь активно высаживались липы, дубы, лиственницы, ели и березы и во множестве различные цветущие кустарники. Парковых сооружений было сравнительно немного — только лишь изогнутые мости-

ки, беседки и купальни. Все еще сохраняющаяся Беседка-ротонда закрепляла, например, главную ось парка. Визуально она сообщалась и с озером, и с главным усадебным домом, располагавшимся на противоположном его берегу. Именно обширная водная гладь в сочетании с открытыми пространствами лугов, разнообразными куртинами древесных посадок и живописным очертанием береговой линии и дорожек придавали этому парку выразительную естественность, отвечавшую общей линии пейзажного планирования Л. Брауна. Не случайно поэтому С.Ф. Щедрин (1791—1830) посвятит Сиворицам целую серию живописных своих работ (15, с. 103).

Второй этап формирования сиворицкого парка обозначится в 1792 году вслед за тем, как владельцу удастся приобрести смежные земли и тем самым существенно увеличить общую площадь имения. Судя по чертежам так называемого «Сиворинского альбома», этот проектный замысел был разработан прибывшим из Англии вместе с отцом садовым мастером Бушем-младшим. К этому времени тот уже приобрел большую известность в столичных аристократических кругах (5, с. 158—161). Генрих фон Реймерс, посетивший усадьбу в 1800 году, вслед за завершением основного массива садовых работ, отмечал: «.поместье Сиворицы, несколько удаленное от столбовой дороги, к которой выходит далеко раскинувшийся парк поместья. Около тридцати лет назад местность, где лежит ныне парк, отличный своею красотою, была болотистой равниной, через которую пробиралась узенькая речка Сиворка... Четыре дороги-аллеи ведут из парка в разные стороны к четырем прелестным шале, названия которых Елица, Пентус (пятиугольник), Ферма и Екатеринбуш» (10, с. 474).

На рубеже XVIII—XIX веков не менее активно занимался П.Г. Демидов созданием еще одного Английского сада в подмосковной своей усадьбе Леоново, приобретенной еще в 1767 году (12, с. 244—245). Эта достаточно развитая пейзажная композиция будет сформирована на высоком левом берегу

J

L

Теория и история культуры

Яузы. Ее основу определят неглубокий, но из которых выращивались прямо здесь же,

весьма разветвленный овраг и имевший не в специально заведенных для этого обшир-

менее живописное очертание Большой пруд. ных оранжереях. Не случайно В.А. Капустин

Всякий раз, подолгу останавливаясь именно подчеркивал, что парк «был наполнен расте-

здесь, хозяин «охотно занимался садовод- ниями, большей частью достопримечатель-

ством и лесоводством» и «насадил не одну ными по каким-либо особливым явлениям»

тысячу сосен и елей, а также кедры, листвен- (13, с. 356). Здесь же в Леоново в 1803—1805

ницы, и пихты» (13, с. 355—356). Однако глав- годах именитый хозяин неоднократно при-

ной особенностью этой вновь сформиро- нимал уже возвратившегося к тому времени

ванной пейзажной композиции было нали- из Англии Н.М. Карамзина. Здесь же владе-

чие ботанических экзотов, большинство лец и скончается.

Примечания

1. БАН ОР. № 16.14.32. Л. 159—189 об. Дневники молодых Демидовых: «Журнал путешествия по Европе в 1758 г».

2. Белехов, Н. Иван Старов. Материалы к изучению творчества / Н. Белехов, А. Петров. — Москва, 1950.

3. Воронов, В. Иван Старов — главный архитектор эпохи Екатерины Великой / В. Воронов. — Санкт-Петербург, 2008.

4. Георги, И. Г. Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного / И.Г. Георги. — Санкт-Петербург, 1794.

5. Гоголицын, Ю. М. Памятники архитектуры Ленинградской области / Ю.М. Гоголицын, Т.М. Гоголицына. — Л., 1987.

6. Гун, О. Поверхностные замечания по дороге от Москвы в Малороссию к осени 1805 г. / О. Гун. — Москва, 1806. — Ч. 1.

7. Долгоруков, И. М. Капище моего сердца / И.М. Долгоруков. — Москва, 1890.

8. Кросс, Э. Г. У темзских берегов. Россияне в Британии в XVIII в. / Э.Г. Кросс. — Санкт-Петербург, 1996.

9. Мурашова, Н. В. Усадьбы Ленинградской области / Н.В. Мурашова // Памятники культуры. Новые открытия. — 1993.

10. Мурашова, Н. В. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье, Кировский и Волховский районы / Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина. — Санкт-Петербург, 2009.

11. Низовский, А. Усадьбы России. Подмосковье. От Петербурга до Саратова / А. Низовский. — Москва, 2005.

12. Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). — Москва, 2004.

13. Пармёнова, Н. Г. Из истории Леонова. Знаменитые владельцы / Н.Г. Пармёнова, Н.Е. Титова // Русская усадьба. — Москва, 2004. — № 10(26).

14. Письма А. Тургенева Булгаковым. — Москва, 1939.

15. Федоров-Давыдов, А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX в. / А. Федоров-Давыдов. — Москва, 1953.

16. Hugh, D. The Rise of the Demidov Family and the Russian Iron Industry in the Eighteenth Century / D. Hugh, J. Hudson. — Newtonwille, Mass., 1986.

17. H. Walpole's Correspondence. XII.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.