Елена Теплова
Анекдоты о школе как элемент антропологии советского образования
Статья анализирует один из аспектов советской школьной повседневности - анекдоты о школе, учителях и учениках. Все анекдоты автор классифицирует по героям и содержанию. Среди сюжетов выделяются: 1)анекдоты о тайных пороках учителей; 2) шутки в отношении учеников, не успевающих по основным предметам, но хорошо зарекомендовавших себя, например, в пении; 3) школьные программы и отношения через них учителей и учеников; 4) анекдоты с использованием игры слов или заменой букв.
В целом школьный анекдот не имел возрастных ограничений, он был понятен всем и в той или иной форме интерпретировался, отражая все позитивные и негативные черты своего времени.
Ключевые слова: советский анекдот, анекдот о школе, воспитание, учитель и ученики, анекдоты о Вовочке, школьная повседневность, школьный анекдот, антропология советской школы
Анекдот, в соответствии с толковым словарем В.И. Даля, - короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о забавном случае; байка, баутка. С конца XIX века анекдот принимает форму забавного, короткого рассказа, цель которого - посмеяться над событиями публичной или частной жизни. Тематика анекдотов всегда отражает важнейшие тенденции развития общества и общественного сознания. Анекдоты рассказывают о пикантных похождениях, существуют политические, блатные разновидности этого жанра, а также анекдоты, в основе которых лежит игра слов или смысловые замещения. Можно классифицировать анекдоты по хронологическому прин-
Теплова Елена Феликсовна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
3 й
ципу - по десятилетиям ХХ века [2], по героям, например, анекдоты о поручике Ржевском, конкурирующие с ним в популярности анекдоты о Василии Ивановиче Чапаеве, Штирлице, Винни-Пухе, Шерлоке Холмсе [5].
Бытовали этнически окрашенные анекдоты о недалеком чукче (подобный герой есть в анекдотах всех народов, например, грузины рассказывают анекдоты о сванах), грузинские анекдоты, истории «на троих» о русском, немце и поляке или французе, американце. Была популярной целая серия анекдотов в форме вопрос-ответ об «Армянском радио». Подобное перечисление можно продолжить.
Каждый социальный институт и значимое событие вызывают к жизни соответствующие анекдоты, и, конечно, складывались анекдоты и о школе. Не стало исключением и советское время. Так называемый застой 1964-1984 гг. породил множество анекдотов. Именно в этот период активно создаются анекдоты о политических лидерах, в которых вместе с живущими вождями действуют и уже умершие, например, Ленин. Сталин так же становится участником анекдотов в это время, хотя и не таким активным, как, например, Брежнев или Хрущев.
В период, называемый застоем, школа, как и всегда, была важнейшим, «неизбежным и наиболее консервативным институтом социализации» [4, с. 657], отражавшим все позитивные и негативные черты своего времени. В системе образования взаимодействуют четыре основных участника: ученики, учителя, родители и чиновники. Причем все эти группы весьма неоднородны. Например, ученики бывают первоклассниками, а бывают и выпускниками. В течение десяти школьных лет ребенок проходит период взросления, от малыша до молодого человека. И все эти этапы отражаются в анекдотах. Школьник в период «застоя» имел и раз-
личный статус, что отражала политизированность школьной жизни. Помимо изменения возраста у ребенка менялось и общественное положение: октябренок, пионер, комсомолец. Кстати, эта сторона школьной жизни в анекдотах не дифференцировалась, в забавную ситуацию мог попасть и пионер, и комсомолец. Пожалуй, единственной фигурой, которая не меняла свое положение в анекдотах, был директор школы. Роль директора в системе образования неоднозначна, так как он выступает начальником для учителей и одновременно подчиненным для чиновников.
В предпринятом исследовании советской карикатуры о школе говорится о том, что в 1950-1980-х гг. было не так много изображений, «высмеивающих непрофессионализм педагога, хотя сюжеты, связанные с растерянностью «Марь Иванны», которой приходится учить развязных второгодников или деточек с влиятельными родителями, довольно типичны» [4, с.660]. Главное отличие анекдота от подцензурной официальной карикатуры - злободневность первого. Так, фиксируемые внешние изменения в облике учеников, например, смена школьной формы [3], отображаютсяв карикатуре с заметным опозданием [4, с.661], в то время как анекдоты гибче и ближе к реальности.
Самое большое количество анекдотов посвящено взаимоотношениям учителя и ученика. Часто забавные ситуации складывались из того, что ученик совершал поступки, не соответствующие своей социальной роли. Любовные истории, шалости, использование ненормативной лексики, что часто приводило в анекдотах к причудливому переплетению со школьной программой. Такая же ситуация складывалась и с образом учителя. С одной стороны, к педагогу советской школы, кстати, как и во все времена, предъявлялись строгие
3 £
требования как к внешнему виду, так и к «моральному облику». Этот конфликт описан, например, в рассказе А. Чехова «Человек в футляре» или во многих советских фильмах про школу, например, «Ключ без права передачи» и «Доживем до понедельника». В реальной жизни «учитель - тоже человек», хотя и с особенностями, которые накладывают на него профессия. Известная учительница в своем выступлении на одном высоком педагогическом форуме так и пошутила: «Все женщины, как женщины, а я - учительница».
С одной стороны, профессиональная деятельность педагога осуществляется среди детей, а значит, должна быть соизмерима с этим возрастом, с другой - учитель все-таки взрослый человек и при осуществлении профессиональных задач общается с коллегами, родителями и администрацией. Конечно, учителями становятся разные люди, не все оказываются в профессии по призванию, но постоянное взаимодействие с детьми, безусловно, накладывает на всех определенный отпечаток. В этом случае важно, как видит свое место в социуме педагог, поэтому и складываются два основных преподавательских типа: учитель-пионервожатый и учитель-ментор. Выбранный тип определяет и суть поведенческой парадигмы, что и создает в социуме образ чудака.
Это иллюстрирует один из анекдотов 1970-х гг.:
«В сумасшедший дом приехала комиссия, закончили проверку и говорят: «Это хорошо, что вы всех пациентов разместили по профессиональным группам, кем они себя представляют, ну, там в одной палате астрономы, в другой - врачи, в третьей - космонавты... Мы только не видели, где у вас учителя». «А зачем? - отвечает директор сумасшедшего дома. -Мы их по школам держим».
В период застоя было много анекдотов, посвященных проблеме пьянства и похождениям пьяниц. Этот
характерный для того времени вопрос не мог не отразиться и в школьной тематике. Конечно, учителю не полагалось быть подверженным такому недугу, но жизнь вносит свои коррективы.
«Учительница на уроке после душевной встречи с подругой: «Дети, решите задачу: две молодые интеллигентные дамы встретились и взяли две бутылки шампанского и бутылку водки...» Школьники: «Так, а задача-то в чем?» Учительница: «А задача в том, зачем они потом еще портвейн пили?»
Кстати, о портвейне «Кавказ» вспоминает учитель литературы, задавший выучить стихотворение Лермонтова «Кавказ» накануне пиршества с друзьями.
Социальная роль учителя предполагает глубокие знания своего предмета, но на деле это не всегда так. Непрофессионализм также находит отражение в анекдотах:
«Один учитель говорит другому: «Какие же у меня бестолковые ученики! Я им один раз объяснил, два раза объяснил, уже сам все понял, а они все еще нет!»
Интересно, что этот анекдот применительно к рабфаковцам и их незадачливому преподавателю, мало отличавшемуся по уровню развития от слушателей, бытовал еще в 1930-е годы. [2, с.4].
Учитель и ученики - главные участники школьной жизни. Именно их взаимоотношения создают основу для ситуаций, отраженных в анекдотах. Постоянно вырабатывается собирательный образ учительницы Марии Ивановны. Эта профессия - сфера преимущественно женского труда; а вот мужчина-учитель, особенно талантливый, выступает в меньшинстве [1]. Имя и отчество «Марь Иванна» стали именем нарицательным. Собирательный образ «Марь Иванны» - это не учительница, а училка, неуважаемая, не обладающая высокой культурой, при этом строгая и требовательная. Ученик-сорванец Вовочка - герой целого цикла анекдотов «про Вовочку» мог быть и совсем малышом, и уча-
3 й
щимся старших классов. Возраст Вовочки зависел от тех ситуаций, в которые он попадал. Учительница Марья Ивановна и Вовочка - персонажи парные: «Будучи приписаны к тому или иному главному персонажу, они ассоциируются с ним независимо от того, упоминался ли уже этот главный персонаж» [5, с.37].
Иногда в анекдотах встречается еще одна участница -ученица Машенька. Машенька, как правило, была положительной девочкой, но попавшей под влияние Вовочки. Возможно, именно Машенькой была Марь Иванна в детстве, а шаловливый прямолинейный до пошлости Вовочка прошел целую эволюцию:
«Вовочка, проснувшись, говорит: «Мама, я не хочу идти в школу! Там все орут, бегают, хулиганят. То Петров Иванова стукнет, то Сидоров с лестницы упадет, и учителя ругаются... Мама: «Перестань, Вовочка, тебе обязательно надо идти, ведь тебе уже сорок лет, и ты директор школы».
Все анекдоты о школе можно классифицировать по героям и по содержанию. Лидеры в этих школьных историях, конечно же, упомянутые Марь Иванна и ученик Вовочка. Среди сюжетов выделяются:
1) анекдоты о тайных пороках учителей. От сотрудника школы требовалось соответствие «моральному облику», но и учителям «ничто человеческое не чуждо»;
2) шутки в отношении учеников, не успевающих по основным предметам, но хорошо зарекомендовавших себя, например, в пении;
3) школьные программы и отношения через них учителей и учеников;
4) анекдоты с использованием игры слов или заменой букв.
В целом школьный анекдот не имел возрастных ограничений, он был понятен всем и в той или иной форме интерпретировался, и в зависимости от ситуации заменялась в том числе и ненормативная лексика.
Анекдоты о школе не так многочисленны, как например, сюжет «муж уехал в командировку», в них отражались лишь основные межличностные отношения. Противоречивость советского общества наложила свой отпечаток на анекдоты о школе, в которых школа оставалась собой - институтом социализации, действующим в четко установленных внешних рамках, которые никогда или почти никогда не нарушались.
Литература:
1. Сидорова Г.П. Ценность профессии учителя в советской культуре и ее отражение в массовом искусстве 1960-1980-х // NB: Педагогика и просвещение. 2012. №1. С.147-157. [Электронный ресурс]: URL: http://e-notabene.ru/pp/article_49.html (дата обращения 23.12.2017)
2. Советский анекдот. Антология. Ч. 2. М.: ДатаСтром, 1991. 102 с.
3. Теплова Е.Ф. Символ советской школы // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2017. №2 (53). С. 135-141
4. Шевцова А.А. Советская и российская школа в зеркале карикатуры: визуальный ряд // Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза: материалы международной научной конференции (г. Москва, МПГУ, 20-21 апреля 2017 г.) / Отв. ред. М.М. Мусарский, Е. А. Омельченко, А.А. Шевцова. [Электронное издание]. М.: МПГУ, 2017. С. 656-668. URL: https://publications.hse. ru/mirror/pubs/share//direct/215295469 (дата обращения 26.02.2018)
5. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. М.: Языки славянской культуры, 2002. 144 с.
Elena Teplova,
Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Cultural Studies,
Deputy Director of the Center for Historical and Cultural Studies of Religion
and Inter-Civilizational Relations, Institute of Social and Humanitarian Education,
Moscow State Pedagogical University,
Jokes about school as an element of Soviet education anthropology
The paper analyzes one of the aspects of a Soviet school daily life, in other words - jokes about school, teachers and pupils. The author divides all jokes into two groups: by protagonist and by
content. The most outstanding were the jokes about: 1) teachers' secret vices; 2) low performing students in main subjects, but really good, for instance, at singing; 3) school curricula and relationships between teachers and students through them; 4) jokes with the use of puns or replaced letters in words.
In general, school jokes had no age limit. They were easily understood by everyone and often were interpreted, reflecting thus positive and negative trends of a particular period of time.
Key words: Soviet joke; joke about school, education, teacher and students; jokes about Vovochka; school daily life; school joke; the Soviet school anthropology
Юлия Артемова
Так россияне пишут на заборах
В статье с социально-психологической и социо-антропологической точек зрения анализируется тематика несанкционированных граффити, так или иначе отражающих ценности и жизненные установки их создателей. Источниками послужили материалы проекта «Забор-манифест» и полевые материалы автора. Исследуются мотивации создания надписей в городской среде и сюжетный ряд подобных посланий.
Ключевые слова: граффити, современный фольклор, городская антропология, юмор, протестная установка, городская среда, проект «Забор-манифест», публичное самовыражение
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-01-00445 «Конструирование смысла жизни: реальность и ее восприятие в России и сопредельных странах (социально-антропологическое исследование)», руководитель проф. О.Ю. Артемова, научный консультант акад. В.А. Тишков.
Некоторое время назад мне в руки попала выборка фотографий, на которых зафиксированы граффити -надписи на стенах и заборах в малых и средних городах-России общим числом около 90. Фотографии были предоставлены Институтом проблем гражданского