Научная статья на тему 'АНДЖЕЙ ВАЛИЦКИЙ. ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ БЫЛА ЭМОЦИОНАЛЬНО СВЯЗАНА С РОССИЕЙ'

АНДЖЕЙ ВАЛИЦКИЙ. ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ БЫЛА ЭМОЦИОНАЛЬНО СВЯЗАНА С РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНДЖЕЙ ВАЛИЦКИЙ. ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ БЫЛА ЭМОЦИОНАЛЬНО СВЯЗАНА С РОССИЕЙ»

Переводы / Translations

Историяполитических иправовыхучений / History of Political and Legal Doctrines

В этом номере журнала публикуется статья, посвященная памяти выдающегося польского ученого, непревзойденного специалиста в области истории философской, политической и правовой мысли России академика Анджея Валицкого. Ее автором является Лилианна Киейзик - член редакционной коллегии журнала «Правосудие/Justice», Dr. hab., ординарный профессор Института философии Зе-леногурского университета (Польша).

Анджей Валицкий (1930-2020) -всемирно известный историк русской философии, правовой и политической мысли, автор более двадцати книг на польском и английском языках. Ряд

его монографий переведен на русский, Фото: Krzysztof Zuczkowski ^ \J „

итальянский, японский, испанский,

украинский языки. На русском языке изданы наиболее значимые труды автора: «В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства» (М., 2019); «История русской мысли от Просвещения до марксизма» (М., 2013); «Философия права русского либерализма» (М., 2012); «Россия, католичество и польский вопрос» (М., 2012). Последняя книга Анджея Валицкого о России вышла на польском языке под названием «O Rossji inaczej» (Warszawa, 2019) («О России иначе». Варшава, 2019).

Валицкий - гражданин Польши и США. Окончил Варшавский университет (1953). Заслуженный профессор Польской академии наук и университета Нотр Дам (Индиана, США), действительный член Польской академии наук (1998). Работал на факультете социологии Варшавского университета (1958-1960), в Институте философии и социологии Польской академии наук (1960-1981). В качестве приглашенного профессора работал в университетах Англии, США, Австралии, Австрии, Дании, Японии, Швейцарии. Анджей Валицкий - лауреат престижной международной премии Бальцана (1998). Этой премии удостоены такие философы, как Рикер (1999) и Левинас (1989). Премия Бальцана - международная премия за высшие достижения в науке.

На изучение России Анджея Валицкого натолкнули, по его собственному признанию, два обстоятельства: знакомство с русским эмигрантом С. И. Гессеном, близким другом его семьи, и обстановка польской «оттепели» 1955-1956 гг. С. И. Гессен с 1935 г. жил и работал в Польше, дружил с родителями Валицкого и оказал существенное интеллектуальное влияние на Валицкого-гимназиста глубоким знанием русской культуры и философии. Поэтому Валицкий охотно поступил на обучение по специаль-

© Корнев В. Н., 2021

214

История политических и правовых учений / History of Political and Legal Doctrines

ности «русская филология» в Лодзинский университет (затем он перевелся в Варшавский университет). Его исследовательской деятельности способствовало превосходное знание русского языка.

Академик Валицкий состоял в переписке с учеными России. В письме к автору статьи о нем от 24 марта 2016 г. М. А. Маслину, заведующему кафедрой русской философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, материалы которой легли в основу настоящего введения к статье профессора Лилианны Киейзик, Валицкий пишет: «Первым учителем... был для меня, к моему большому счастью, замечательный русский мыслитель, философ и теоретик правового государства, глубокий знаток идей Достоевского и Владимира Соловьева Сергей Гессен. Его отец, Иосиф Гес-сен, был в дореволюционной России (вместе с Августом Каминкой) редактором влиятельного еженедельника "Право", провозгласившего борьбу за справедливое право. После революции Иосиф Гессен тесно сотрудничал с Павлом Ивановичем Новгородцевым в издаваемой в Германии кадетской газете "Руль", а его сын Сергей развивал идеи Новгородцева в своей критике марксизма и в концепции развития правового государства, провозглашавшей (вслед за Новгородцевым) незыблемость права человека на "достойное существование". Право это, ставшее фундаментом эволюции либерализма в сторону "welfare state", провозгласил также английский "новый либерализм" начала ХХ в. (который нельзя смешивать с современным нам "неолиберализмом", вернувшимся к апологии так называемого "свободного рынка"). Новгородцев и Сергей Гессен прекрасно знали об этом, но справедливо указывали, что в России неотъемлемое право человека на "достойное существование" провозгласил уже Владимир Соловьев».

Интерес к русской философии права Анджей Валицкий пронес через всю свою жизнь. Итогом его философско-правовых размышлений в контексте истории русской политико-правовой мысли стало его фундаментальное исследование «Философия права русского либерализма», дважды вышедшее в свет на английском языке. В предисловии к опубликованному в 2012 г. русскому переводу этой значимой работы Анджей Валицкий пишет: «Представленные в этой книге идеи русских либеральных философов права могут быть соотнесены с проблемами современной России. Они заслуживают серьезного внимания в текущей дискуссии о будущем России». Ее основные положения были изложены в России польским философом еще в 1991 г. в докладе, сделанном в Институте философии РАН. Анджей Ва-лицкий обратился к тем философско-правовым идеям, которые могли бы стать, по его мнению, основой политического и социального возрождения России на основе главенства права. В качестве представителей этой фило-софско-правовой линии Валицкий указал Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, С. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и своего первого учителя С. И. Гессена. Книга основана на оригинальной методологии, развивающей ранее использованную А. Валицким в применении к анализу философии славянофилов концепцию Ф. Тенниса о Gemeinschaft und Gesselschaft (общине и обществе). В области философии права это означает, что все многообразие философско-правовых концепций, с известным приближением, можно разделить на три парадигмы. При этом парадигма

Правосудие/Justice. Т. 3, № 4. 2021. Переводы

В. Н. Корнев

215

«Gemeinschaft» представляется как общинно-семейная (олицетворение правового консерватизма), «Gesellschaft» - как индивидуалистическая, и, кроме того, выделяется третья, особая парадигма - административно-бюрократическая. Либеральные концепции права в такой типологии в целом тяготеют к построениям типа «Gesellschaft», основанным на примате личности и ее свобод и защищающим ее автономию на основе закона. Эти построения в рамках русской традиции философии права созвучны аналогичным европейским идеям и не содержат «ничего специфически русского».

В этом аспекте, как и в своей общей оценке национального своеобразия русской философии, Анджей Валицкий сохраняет верность общей методологической установке, согласно которой русская философия является органической частью общеевропейской философской мысли и потому может и должна рассматриваться в сравнении с ней, а не в противопоставлении. Вместе с тем, несмотря на достаточную развитость философских обоснований права в рамках русского либерализма, эти обоснования были слабо укоренены в реальной жизни, которая имела свою логику и управлялась на основе административно-бюрократической парадигмы права. Рассмотренные Валицким русские концепции философии права объединяло общее непринятие позитивизма, что составляло своеобразие русской школы «возрожденного естественного права». К этому надо добавить, что высокий теоретический уровень фи-лософско-правовых построений русских либералов вовсе не был гарантией их реализации. Оторванные от жизни интеллигентские представления на протяжении многих поколений не учитывали того, что у народа своя правда. Это глубокое противоречие и стало одной из причин русской смуты в ХХ в., разлива бунтарски настроенной народной стихии и Гражданской войны.

Другую весьма ценную особенность философии права русского либерализма, в том числе интересную и в современном контексте, Валицкий усматривает в том, что власть закона, по мысли русских философов, вполне возможна без полной политической свободы, но не наоборот. Чичерин и Соловьев, а вслед за ними и другие русские философы права стремились к тому, чтобы политическая борьба велась в строгих рамках права. Иначе говоря, они исповедовали принцип, согласно которому правовые установления не могут определяться «политической целесообразностью», ибо закон диктует правила для политики, а не наоборот. Именно на этом принципе, как представляется, основывается убеждение Валицкого в том, что сегодня существует «реальная возможность творчески использовать наследие этих мыслителей в деле превращения России в правовое государство».

Краткое вступление к статье профессора Л. Киейзик хочется закончить словами самого Анджея Валицкого: «Вся моя жизнь была эмоционально связана с Россией», которые послужили названием публикации профессора М. А. Маслина об этом ученом1.

В. Н. Корнев, доктор юридических наук,, профессор, главный редактор журнала «Правосудие/Justice»

1 Политология. 2018. №1 (6). С. 86-93.

Pravosudie/Justice. Vol. 3, no. 4. 2021. Translations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.