Научная статья на тему 'Андрей дюкарев — о казачестве и о себе'

Андрей дюкарев — о казачестве и о себе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Генеалогия / исследование / казачество / общество / традиции / Genealogy / research / Cossacks / society / traditions.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергей Евгеньевич Лазарев

В продолжение рубрики «Интервью с известными учеными» на вопросы журнала «Новые исторические перспективы» отвечает Андрей Дюкарев — кандидат исторических наук, преподаватель Института среднего профессионального образования Кубанского государственного университета (г. Краснодар).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDREY DYUKAREV: ABOUT COSSACKS AND HIMSELF

The journal «New historical perspectives» continues the column «Interviews with respected scientists». Andrey Dyukarev answers our questions. He is a Ph. D. (History), a teacher of the Institute of secondary vocational education of the Kuban State University (Krasnodar).

Текст научной работы на тему «Андрей дюкарев — о казачестве и о себе»

ИНТЕРВЬЮ С ИЗВЕСТНЫМИ УЧЕНЫМИ

УДК 93/94 UDC 93/94

DOI 10.25797/NHP.2019.15.2.005

АНДРЕЙ ДЮКАРЕВ — О КАЗАЧЕСТВЕ И О СЕБЕ

Аннотация:

В продолжение рубрики «Интервью с известными учеными» на вопросы журнала «Новые исторические перспективы» отвечает Андрей Дюкарев — кандидат исторических наук, преподаватель Института среднего профессионального

образования Кубанского государственного университета (г. Краснодар).

Ключевые слова:

Генеалогия, исследование, казачество, общество, традиции.

ANDREY DYUKAREV: ABOUT COSSACKS AND HIMSELF

Absract: ucation of the Kuban State University

The journal «New historical perspectives» (Krasnodar). continues the column «Interviews with respected scientists». Andrey Dyukarev answers our questions. Key words:

He is a Ph. D. (History), a teacher of Genealogy, research, Cossacks, society,

the Institute of secondary vocational ed- traditions.

— Андрей Викторович, расскажите шачала немного о себе, о своих корнях, пути в науку.

— Я принадлежу к провинциальным историкам, чья жизнь и тематика исследований связана с определенным регионом. Родился в Чечено-Ингушской АССР нашего канувшего в Лету Советского Союза. Происхожу из самой обычной, по советским меркам, семьи: отец — рабочий, мама — учитель, всю жизнь проработала

в школе. В раннем детстве наша семья переехала в г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края, где прошли мое детство, юность, годы взросления и становления как специалиста-историка.

Мой путь в науку и систему образования был непрост. Образование я получил на историческом факультете Армавирского государственного педагогического института, поступив туда в возрасте 24-х лет. Перед этим у меня были две неудачные попытки поступления в институт,

физический труд на производстве, период предпринимательской деятельности в «лихие» 1990-е. Уже в студенческие годы я увлекся исследовательской работой, принимал участие в научных конференциях, появились первые публикации.

После завершения вузовского образования поступил в аспирантуру и стал преподавать в Славянском государственном педагогическом институте. Моим научным руководителем и учителем был видный ученый-кавказовед Виталий Борисович Виноградов, которому я многим обязан в своем научном и педагогическом становлении. Историческая наука и педагогическая деятельность для меня неразделимы, чем я занимаюсь и поныне. В своем научном активе имею 76 научных и 7 методических публикаций, в том числе монографию1 и сборник2 , посвященные казачеству. Являюсь сертифицированным лектором общества «Знание».

1 Дюкарев А.В. Казачьи генеалогии в историко-культурном контексте Кубани (на материалах родословной атамана В.Г. Науменко). Ростов-на-Дону: Альтаир, 2018. 216 с.

2 Кодекс чести казака / Сост., вступит ст. А.В. Дюкарев. М.:РИПОЛ классик, 2018. 336 с.

— Как ученый и человек Вы прошли серьезный жизненный путь. Какой период своей жизни и в истории страны Вы считаете наиболее благополучным, счастливым и почему?

— Во-первых, наше личное ощущение счастья в жизни отличается от понимания благополучия в истории страны. Во-вторых, надо учитывать субъективность моего мироощущения как человека, являющегося современником определенных исторических этапов. Но я бы отметил, что для нашего общества, для, наверное, подавляющего числа граждан, благополучным будет период «застоя» во главе с Л.И. Брежневым. Именно тогда, при всей скромности бытия, люди ощущали справедливость и понимали жизненные ориентиры. А для меня и многих моих сверстников, счастливыми будут как раз 1990-е гг. Несмотря на непредсказуемость завтрашнего дня, было ощущение настоящей свободы и уверенность в возможности наступления лучших времен.

— Был ли, на Ваш взгляд, распад Советского Союза неизбежен?

— Распад Советского Союза был неизбежен как экономической, социальной и политической модели, но не единой территориально-державной идеи, какую бы идеологическую оболочку она ни получала. Другой вопрос, что это могло произойти не так болезненно и трагично, как это имело место. Но, к сожалению, как показывает история, по-другому, цивилизованно, мы не умеем. У нас все «сплеча», «до основания», что несет трагедии как личные, так и государственные.

— Девяностые годы XX века — это череда властных ошибок или неизбежный переходный период?

— На мой взгляд, и то, и другое. Безусловно, 1990-е гг. являются непростым, но неизбежным переходным периодом. Общество сбрасывало изжившие догмы и законы, стереотипы мышления и модели поведения, и нащупывало, обжигаясь и оскальзываясь, новый путь, наивно и доверчиво заглядывая Западу в глаза. Это было временем великих потерь и приобретений. Большая часть — теперь уже россиян, а не советских граждан — понесли существенные материальные потери, но вкусили чувство свободы и получили возможность духовного развития. Меньшая часть российского общества наоборот, приобрела невиданные материальные блага, но навсегда потеряла радость простого человеческого счастья. И, конечно же, все это время сопровождалось властными ошибками, что неизбежно и закономерно. Политическая элита, принимающая те или иные решения, тоже была «родом из СССР» и не могла заглянуть за горизонт событий.

— Почему Вас привлекла история казачества? И какие «белые пятна» остались для историков в этой проблеме?

— Тема истории казачества не случайна в моих исследованиях. Сам я являюсь потомком терских казаков, мои предки — казаки станицы Калиновской Терской области. Меня всегда волновала и привлекала история моих предков-казаков. В определенной степени мой путь в науку начался именно с интереса к истории сво-

его рода. При этом период моего становления как профессионального историка пришелся на постсоветский период, когда мощный толчок в отечественной историографии получили различные направления региональной истории, в том числе и казачья проблематика. Поэтому история казачества является одной из магистральных в моих научных интересах.

Среди многочисленных граней этой темы меня интересует генеалогия и семейная история кубанского казачества, эволюция его как этносоциальной группы в дореволюционный период, участие в Гражданской войне и проблемы трансформации и трансляции исторической памяти российского казачества. Может возникнуть вопрос, что слишком велик разброс моих научных интересов. На самом деле все они взаимосвязаны. Казачья родословная позволяет увидеть изменения в укладе жизни, традициях, нравственных ценностях и моделях поведения, участие кубанских казаков в войнах. Кроме того, именно семейная история является инструментом сохранения и передачи потомкам исторической памяти.

Что же касается «белых пятен», то, несмотря на интенсивно разрабатываемую историками тему казачества, они всё еще остаются. Это формирование казачьей элиты, экономическая деятельность казачьих хозяйств, казачество в Гражданской войне, казачья эмиграция, вопросы современного развития казачества.

— Какой теме была посвящена Ваша кандидатская диссертация? Какие мысли Вы хотели донести в ней до научной общественности?

— Моя кандидатская диссертация была посвящена казачьим генеалогиям в контексте историко-культурного развития Кубани. Там впервые была рассмотрена методика и теория генеалогического исследования казачьего сословия в дореволюционный период. Практической иллюстрацией и апробацией теоретических разработок генеалогии кубанского казачества стала реконструкция родословной атамана Вячеслава Григорьевича Наумен-ко (1883—1979). Раскрывалась роль представителей рода Науменко, как мужчин, так и женщин, в социокультурном развитии Кубани, участие в исторических событиях XIX—XX вв.

До научной общественности мне хотелось донести значимость генеалогии казачества как научного направления в системе исторического регионоведения Северного Кавказа, показать педагогический потенциал генеалогических исследований.

— Чем Вас привлекла фигура войскового атамана Кубанского казачьего войска Вячеслава Науменко?

— Исследование разноплановой деятельности В.Г. Науменко я начал еще в студенческие годы, оформив свои результаты в итоговой квалификационной дипломной работе, и продолжил уже в рамках диссертационного исследования3. При выборе В.Г. Науменко как объекта своих научных изысканий я руководствовался желанием приоткрыть завесу зага-

3 Дюкарев А.В. Казачьи генеалогии в историко-культурном контексте Кубани: на материалах родословной атамана В.Г. Науменко: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Армавир, 2017. 30 с.

дочности, слухов и домыслов над этой исторической фигурой.

В период бурного возрождения российского казачества 1990-х гг., одни апеллировали к имени и авторитету Вячеслава Григорьевича, вознося его на пьедестал героев, другие клеймили позором, безапелляционно относя его к врагам. При этом ни та, ни другая сторона не обладали достоверной информацией об этом человеке. Было очевидно, что необходимо комплексное исследование роли и значения В.Г. Науменко в истории кубанского казачества, и я взялся за эту задачу. При этом мне хотелось показать в нем человека, раскрыть его характер, понять мотивы его поступков и действий. В качестве методологического подхода выступила генеалогия, обращение к семейной истории атамана В.Г. Науменко стало своеобразным инструментом решения исследовательских задач. Потому что именно знакомство с семейной историей и родословной исторической личности позволяет лучше ее понять и интерпретировать поступки, решения и действия.

— Почему белое движение и белое казачество, в частности, потерпело поражение?

— Вопрос о причинах поражения белого движения и белого казачества в частности до сих пор довольно дискуссионен. Надо брать во внимание разобщенность белого движения, определенную амбициозность и честолюбие некоторых руководителей белого лагеря, что мешало общему делу. Кроме того, на Юге России существовали противоречия в вопросе разделении полномочий и подчиненности между руководством Вооруженных Сил Юга России и ка-

зачьими властными структурами, что тоже негативно сказывалось на ходе военных действий в Гражданской войне. И, наверное, одной из главных причин поражения белых сил было отсутствие у них единой идеи и программы действий, устраивающих все социальные группы российского общества, в том числе и казачество.

— Насколько казачьи традиции могут быть применимы и востребованы в условиях сегодняшнего дня?

— Казачьи традиции на современном этапе, безусловно, востребованы отечественным обществом и могут найти применение в образовательной и культурной сферах. При этом надо подчеркнуть, что речь идет именно о традициях. Из многочисленных параметров казачьего мироустройства дореволюционной России образца начала ХХ века именно традиции имеют потенциал раскрыться вновь и найти свою нишу в социокультурной сфере. Все остальные аспекты казачьей жизни — модель военной службы, особенности землепользования, этносословный статус — не соответствуют реалиям XXI в. По моим ощущениям, термин «казачьи традиции» в последнее время размывается и девальвируется из-за чрезмерного его употребления чиновниками разных рангов в своих бравурно-политизированных декларациях, не понимающих, о чем именно они говорят. В то время как казачьи традиции охватывают практически все стороны казачьей жизни: традиции воинского искусства, искусство джигитовки и фланкировки, традиции семейно-родового бытия и воспитания, духовно-нравственные традиции, культурно-фольклорные традиции,

традицию беспрекословного подчинения монарху, атаману. Так какие казачьи традиции хотят возрождать «власть предержащие» и какие возрождаются естественным путем?

Под эгидой и при поддержке государства возрождаются казачьи традиции культурного спектра в формате творческих коллективов, транслирующих песни и танцы, а усилиями энтузиастов возрождается воинское искусство фланкировки и фехтования в рамках казачьих фестивалей «Шер-миций». На этом «широкомасштабное» возрождение казачьих традиций и заканчивается. Обозначена потребность опираться на казачьи традиции в образовательной сфере в активно формирующихся казачьих классах и школах в Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае. Но для успешной реализации этого проекта в образовании необходимо определиться с содержанием казачьего компонента, методическим и кадровым сопровождением, а этого пока, увы, не видно.

— Какие проблемы волнуют современных российских учёных в провинции?

— Сейчас, мне думается, российских ученых и в провинции, и в столице волнуют одни и те же проблемы. В первую очередь, это жуткая трансформация системы образования и науки, а они у нас взаимосвязаны. Профессиональное пространство отечественных ученых и работников высшего образования, которые тоже занимаются исследованиями, превратилось в своеобразное поле битвы: с начальством, с коллегами, а кто преподает — и со студентами.

На данный момент нам очень трудно, впрочем, как и всей стране. И все равно среди нас остаются те, в том числе и взрослые мужчины, для кого наука по-прежнему остается делом всей жизни, а не хобби. И это не пафосные слова.

— 2019 год объявлен Годом театра. Как Вы относитесь к театру? Может ли он в настоящее время конкурировать с другими видами искусства?

— Я положительно отношусь к театру как виду искусства, хотя большим его знатоком не являюсь. На театральные постановки хожу редко, как правило, по причине занятости. Если встанет выбор между походом в театр и возможностью потратить средства на поездку на научную конференцию — выберу второе. По поводу того, может ли современный театр конкурировать с другими видами искусства — я считаю, ему этого не надо. Он всегда был и останется элитарным видом искусства. А вот искать и находить новое в общении со зрителем — это да, сохраняя при этом традиции.

— В июне исполнится 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Какое место этот писатель занимает в Вашей жизни?

— Александр Сергеевич Пушкин всегда будет востребован обществом, каждое поколение будет обращаться к его творческому наследию, находя в нём что-нибудь новое. В моей жизни А.С. Пушкин занимает знаковое место! Одна из первых моих научных, ещё студенческих публикаций была связана с исследованием А.С. Пушкина как человека через его родословную.

И называлась она «Кто вы, Александр Сергеевич?» Опубликовал мою статью авторитетный в Краснодарском крае научно-методический журнал «Педагогический вестник Кубани». И было это ровно двадцать лет назад, в 1999 г. Поэтому можно сказать, Александр Сергеевич Пушкин «благословил» мои генеалогические изыскания, в основе которых лежит взгляд на человека и понимание его через его предков.

— На Ваш взгляд, за каким научным направлением сейчас стоит будущее и почему?

— По мере возможности я стараюсь следить за динамикой научных исследований, но как гуманитарий могу говорить только об этой сфере. На мой взгляд, будут актуальны различные направления социологических исследований — это дальнейшая трансформация общества, поиск его оптимальной модели, место и форма семьи в структуре общества, влияние государства на общественное развитие, соотношение свободы личности и ответственности гражданина. В исторической науке в ближайшей перспективе исследователи будут осмысливать роль истории в общественном развитии, различные аспекты к пониманию исторической памяти, разработке и апробации новых механизмов интерпретации событий и персоналий. С учетом тенденции глобализации общества будут востребованы этносоциальные и этнопсихологические направления, а в целом, конечно, перспектива за междисциплинарными исследованиями. Почему именно эти направления? Потому что все они, так или иначе, посвя-

щены будущему человечества, способствуют формированию его нового облика и влияют, в конечном счете, на то, какими мы с вами станем.

— Есть ли у Вас намерение написать докторскую диссертацию? И если да, то какой проблеме она будет посвящена?

— Да, я уже начал подготовку докторской диссертации. Посвящена она будет проблемам исторической памяти кубанского казачества. Кубанское казачество активно интегрируется в систему российского общества, возрождаясь после длительного периода латентного существования в условиях советской государственно-политической системы. В попытках обрести свою идентичность, кубанское казачество обращается к исторической памяти, сталкиваясь с проблемами её трансляции, трансформации и преемственности, обусловленными особенностями развития современного российского общества.

— Есть ли у Вас интересные увлечения, помимо профессиональной деятельности?

— Свободное время мы с женой, тоже профессиональным историком, посвящаем туристическим походам. Это очень помогает держать себя в тонусе, набираться новых впечатлений от наших прекрасных мест и новых сил для работы.

— А чем современный Краснодар привлекателен для туристов? И какие туристические маршруты только ждут своего обозначения?

— Столица Кубани город Краснодар привлекателен для туристов обилием сохраненных исторических домов, памятников, храмов. Многие здания дореволюционного периода застройки имеют интересную историю, связанную с их хозяевами и происходившими в ХХ в. событиями. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына — старейшее учреждение культуры и один из первых музеев на Северном Кавказе, предлагает интересные экспозиции своим посетителям. На мой взгляд, можно разработать интересные туристические маршруты, посвященные периоду Гражданской войны, когда в г. Екатеринодаре находилась ставка Главного командования Вооруженными силами Юга России. Здесь пребывали многие известные люди, бежавшие от ужасов междоусобицы. Можно найти много интересных сюжетов из истории кубанского казачества, что местные краеведы и экскурсоводы и пытаются сделать.

— Поделитесь, пожалуйста, своими жизненными и профессиональными планами?

— Мои жизненные и профессиональные планы тесно связаны друг с другом. Прежде всего, это написание докторской

диссертации. Ждут своей реализации многие проекты и наброски, обрастающие материалом, которые хочется превратить в книги. Надеюсь увидеть другие страны, как и попутешествовать по своей стране — она у нас такая большая и интересная.

Сергей Евгеньевич Лазарев — кандидат исторических наук, Орел. E-mail: [email protected]

Sergey Evgenievich Lazarev — Ph. D. (History), Orel. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.