Научная статья на тему 'Андреев В. В. , орлов В. В. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : основные причины, сражения и итоги. Чебоксары: чки рук, 2015. 196 с'

Андреев В. В. , орлов В. В. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : основные причины, сражения и итоги. Чебоксары: чки рук, 2015. 196 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андреев В. В. , орлов В. В. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. : основные причины, сражения и итоги. Чебоксары: чки рук, 2015. 196 с»

РЕЦЕНЗИИ

Андреев В.В., Орлов В.В. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, СРАЖЕНИЯ И ИТОГИ. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. 196 с.

В истории нашей страны Великая Отечественная война занимает особое место. Как поется в известной песне, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...». Живая память о трудных, но героических страницах Великой войны является одним из фундаментальных факторов консолидации общества. Вместе с тем следует отметить активизацию на современном этапе попыток фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в западной историографии. К тому же, у части современной молодежи в результате интернетовского «мусора» проявляется разрыв в исторических знаниях. Не имеющая собственного восприятия исторического времени и сталкиваясь с различными интерпретациями событий военного времени в литературе и кино, и, в особенности, Интернет-среде, она оказывается не способной ставить перед собой исторические вопросы и давать на них четкие объективные ответы.

В подобном контексте, а также в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне появление учебного пособия, посвященного рассмотрению основных причин, сражений и итогов Великой Отечественной войны, актуально и востребовано. Тем более представленная книга значима в условиях непрекращающихся попыток искажения причин и начала войн, принижения роли армии и руководства страны в обеспечении победы, массового героизма советского народа, передергивания очевидных фактов. Представленное учебное пособие содержит все значимые сюжеты проблематики.

В работе представлен ретроспективный анализ историографии Великой Отечественной войны. Оттеняя наиболее важные исследовательские проблемы и прослеживая приращение знаний по тематике, авторы пособия объективно оценивают монографические исследования по теме Великой Отечественной войны, а также дают собственную оценку источниковым материалам - сборникам документов, воспоминаниям и мемуарам, энциклопедическим изданиям [1; 2; 3; 7]. Во второй половине 1980-х гг. в исследовании тематики Великой Отечественной войны оформилась новая канва, проявившаяся в стремлении принизить освободительный характер войны, значение победы СССР над фашистской Германией, в попытках возложить вину за начало Второй мировой войны на СССР.

Примечательно то, что в работе представлен анализ западной историографии Второй мировой и Великой Отечественной войн. Рассматривая ее поэтапное развитие, В.В. Андреев и В.В. Орлов выделяют концептуальную идею всех трудов, изданных по данной проблематике за рубежом, - отрицание или искажение достижений советского военного искусства, принижение значения советско-германского фронта в окончании Второй мировой войны, попытки «дегероизировать» Красную Армию, попытки придать азиатско-тихоокеанскому и североафриканскому театрам военных действий решающую роль в разгроме фашистско-мили-таристского блока. Авторы пособия отмечают, что сторонники сложившейся в зарубежной исторической науке «теории решающих битв» обходят вниманием, и даже замалчиванием, Московскую, Курскую и другие битвы советско-германского фронта и, преувеличивая значение несоизмеримо меньших по сравнению с ними военных операций и битв местного значения, фактически полностью переписывают историю Второй мировой. Для зарубежной историографии характерно также преувеличение заслуг и масштабов европейского Сопротивления. Данный фактор авторы представленного пособия доказывают на конкретных материалах.

Анализируя новейший этап зарубежной историографии данной темы, В.В. Андреев и В.В. Орлов отмечают и ее конструктивное направление, выразившееся в появлении достаточно объективных научных трудов по истории Великой Отечественной войны. В частности, в совместной монографии известных ученых России, США и Англии, а также в известном труде А. Эванса и Д. Гиббсона «Вторая мировая война» [8; 9] в целом дано объективное освещение событий Второй мировой войны, признана ведущая роль СССР в обеспечении победы над фашизмом. Однако в последнее время тенденциозная фальсификация событий Второй мировой и Великой Отечественной войн вновь актуализируется как в претендующих на «научность» исследованиях, так и выступлениях и высказываниях политических лидеров ближнего и дальнего зарубежья.

В контексте вышесказанного издание учебного пособия «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные причины, сражения и итоги» призвано объективно осветить узловые вопросы истории Великой Отечественной войны, привлечь внимание студенческой молодежи к событиям ее трагических, но героических страниц. Построенное на историко-генетическом и проблемно-хронологическом и системном подходах, пособие включает пять логических глав.

148

вестник Российского университета кооперации. 2015. №2(20)

Невозможно говорить о Великой Отечественной войне без рассмотрения ее предыстории, анализа состояния мировой политики в 1930-х гг. и внешней политики СССР в указанные годы. В первой главе «Советский Союз и мир в 1930-е гг.» авторы последовательно, оперируя фактологическим материалом, показывают изменения во внутренней жизни страны, выразившиеся в колоссальных темпах индустриализации, результатом которой стала техническая реконструкция народного хозяйства; в коллективизации сельского хозяйства, вследствие чего были созданы крупные коллективные хозяйства; в культурной революции, в ходе которой была решена проблема ликвидации безграмотности, создана сеть вузов, научных лабораторий и научно-исследовательских институтов, обслуживавших народное хозяйство; в укреплении обороноспособности страны, ставшей одной из основных задач модернизации страны. Рассматривая позитивные стороны внутренней жизни страны в данный период, авторы пособия обращают внимание и на проблемные моменты внутренней политики советского руководства в 1930-е гг., ее недостаточные стороны.

Характеристика внешней политики СССР накануне войны в пособии осуществляется во всей ее сложности и основных направлениях проведения. В нем нашли отражение вопросы достижения дипломатического признания Советской России в 1920-е гг., осложнения ситуации на Дальнем Востоке, преодоления экономической блокады со стороны западных стран в конце 1920-х - начале 1930-х гг., меры СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии в условиях нарастания военной угрозы. Скрупулезно, с фактологической хронологической последовательностью в представленной работе рассмотрен вопрос о начале и направлениях «освоения жизненного пространства» фашистской Германией, о формировании союза фашистских и милитаристских государств, о подготовке агрессии против СССР На основе новейших справочных данных в книге представлены сведения о соотношении сил сторон перед началом войны и дана собственная оценка просчетов советского руководства относительно даты начала войны.

Самостоятельные главы в пособии посвящены основным этапам Великой Отечественной войны, периодизация которой общепринята в современной отечественной историографии. В хронологической последовательности здесь раскрыты все события Великой Отечественной войны, меры советского правительства по организации отпора фашистской агрессии и перестройке страны на военный лад. Учебное пособие ярко и лаконично показывает колоссальное напряжение сил советского народа как на фронте, так и в тылу. Битва под Москвой, блокада Ленинграда, завершившие коренной перелом в войне Сталинградская и Курская битвы и другие стратегические наступательные операции рассмотрены в работе как с позиций хода военных действий, так и их итогов и значения.

И, что является крайне важным для студенческой молодежи, параллельно с ходом изложения учебного материала авторы пособия развенчивают мифы и домыслы о Великой Отечественной войне, активно муссируемые сегодня на страницах некоторых так называемых «научных исследований». В их числе, в частности, преувеличение роли заградительных отрядов, домыслы о масштабах деятельности штрафных батальонов и т.п. Кстати, студенческой аудитории, пользуясь случаем, хочется порекомендовать прочесть и другие популярно изложенные, но научно-объективные книги, развенчивающие подобные мифы [4; 5; 6]. С исторической объективностью в пособии подается материал о завершающем этапе Великой Отечественной войны, о военных операциях по освобождению Советского Союза в 1944 г. и освободительной миссии советских войск в Европе, о разгроме фашистской Германии в 1945 г. Не обошли авторы работы и Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию, проведенную с целью разгрома японской Квантунской армии и освобождения народов Азии от милитаристской Японии.

Последняя глава учебного пособия посвящена итогам Великой Отечественной войны, состоявшим в разгроме фашизма и освобождении от «коричневой чумы» народов Европы, в укреплении международного авторитета СССР, расширении границ страны и начале создания мировой системы социализма. Авторы четко обозначили источники победы советского народа в этой страшнейшей войне, выпавшей на его долю, подчеркнув в их числе возросшее стратегическое мастерство и полководческое искусство советских военачальников, слаженную единую работу фронта и тыла, патриотизм советского народа, массовый героизм и самоотверженность советских людей, успехи партизанского движения. Вся страна работала как единый коллективный организм, все было подчинено решению основной задачи - обеспечению Победы. Четко организованная централизованная система управления, созданная советским правительством в годы войны, стала важнейшим фактором источника победы в Великой Отечественной войне. Свою роль, как подчеркивают авторы, сыграла и Русская Православная Церковь, призывавшая верующих встать на защиту Родины против фашистского насилия.

В учебном пособии уделено внимание и участию стран-союзников в разгроме фашизма. Роль внутренне неоднозначной и противоречивой антигитлеровской коалиции раскрыта в контексте международных конференций стран «Большой тройки», военно-технических и материальных поставок Советскому Союзу по программе ленд-лиза.

Требующим самостоятельного рассмотрения является вопрос о цене победы советского народа в Великой Отечественной войне. Он остается актуальным и дискуссионным в силу сложности, «политизации», нерассекреченности значительной части документальных источников и, как справедливо отмечают В.В. Андреев и В.В. Орлов, в силу сознательной фальсификации истории Второй мировой войны «со стороны политических сил, которые полагают «незаконными» ее итоги, стремятся принизить решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма, умалить боевой и трудовой подвиг советских солдат и тружеников тыла, «героизировать» предателей и участников карательных войск» [с. 154]. Опираясь на имеющиеся на современном этапе в научном арсенале документальные статистические материалы, авторы пособия логично выводят реальную сравнительную картину безвозвратных военных и санитарных потерь, а также потерь мирного гражданского населения Советского Союза и стран-участников Второй мировой войны. К этим потерям относятся и демографические, которые принято называть косвенными. Непреходящая боль звучит в словах авторов: «Война унесла жизни самой молодой, энергичной и здоровой части населения страны. Именно в гибели молодого поколения кроется одна из главных причин демографической проблемы, дающей о себе знать в нашей стране и в настоящее время» [с. 162]. Так и хочется вписать сюда слова капитана Надежды Мороз из известного фильма «Шел четвертый год войны»: «Кто, кто звал вас сюда?! Кто?... Сколько наших детей не родится из-за вас!»

Каждая глава учебного пособия логично заканчивается соответствующими выводами, помогая студентам выработать целостные знания о Великой войне и Великом подвиге советского народа. Важнейшая концептуальная оценка авторов пособия В.В. Андреева и В.В. Орлова заключается в следующих словах: «Несмотря на колоссальный ущерб, СССР вышел из войны с огромным созидательным потенциалом. Победа пробудила в народе чувство национальной гордости, уверенности в своих силах. Советский народ обрел в войне свободу духа, волю к переустройству своей жизни на началах мира, добра и справедливости. Главным итогом Великой Отечественной войны стало уничтожение фашизма, ликвидация угрозы порабощения и геноцида народов Советского Союза. Совместными усилиями всех народов антигитлеровской коалиции удалось преградить фашизму путь к мировому господству» [с. 168-169]. Основную роль в этом сыграл, несомненно, Советский Союз. И абсолютно справедливо работа заканчивается выводом о том, что «главный урок Второй мировой войны заключается в том, что война для человечества не может быть продолжением политики, не может служить средством разрешения споров и противоречий между народами и правительствами. Очевидно, нельзя обеспечить безопасность своего народа за счет безопасности других» [с. 169].

Органичными и несущими самостоятельную внутреннюю функциональную нагрузку являются размещенные по ходу изложения учебного материала таблицы, а также приложения, содержащие многоплановые статистические сведения о боевом и численном составе вооруженных сил СССР и фашистской Германии и ее союзников в начале войны, о соотношении их видов, динамике изменения соотношения сил в ходе войны, данные о людских и санитарных потерях и т.п. Предложенные к каждому параграфу контрольные вопросы обеспечивают необходимую самостоятельную аналитическую работу студентов. Рекомендованный в учебном пособии список основной и дополнительной литературы по тематике Великой Отечественной войны призван расширить их знания о войне.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть концептуальность и актуальность представленного учебного пособия, которое будет интересным и полезным не только студентам, но и всем, кто интересуется историей Великой Отечественной войны.

Список литературы

1. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М., 1985.

2. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1947.

3. Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах. М., 1964-1974.

4. Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945. М., 2014.

5. Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М., 2012.

6. Нарочницкая Н.А., Фалин В.М. и др. Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну? М., 2009.

7. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сб. документов: в 6 т. М., 1984.

8. Союзники в войне. Советский, американский и британский опыт. 1939-1945 гг. М., 1995.

9. Эванс А., Гиббонс Д. Вторая мировая война. М., 2013.

Е.М. Михайлова, доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.