Научная статья на тему 'АНДРАГОГИКА - НАУКА ОБ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ'

АНДРАГОГИКА - НАУКА ОБ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ВЗРОСЛЫЙ / ADULT / АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Е.В.

Представлен краткий исторический обзор этапов развития науки обучения взрослых за рубежом и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF HISTORICAL OVERVIEW OF THE DEVELOPMENTAL STAGES OF ANDRAGOGICS

The paper provides a brief historical overview of the developmental stages of the science of adult education in Russia and foreign countries.

Текст научной работы на тему «АНДРАГОГИКА - НАУКА ОБ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ»

© Е.В. Пичугина, 2009

АНДРАГОГИКА - НАУКА ОБ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ

Е.В. Пичугина

Московская медицинская академя им. И.М. Сеченова

Представлен краткий исторический обзор этапов развития науки обучения взрослых за рубежом и в России.

Ключевые слова: обучение, взрослый, андра-гогика.

Обучение, образование чаще связывают с понятием «педагогика» (в буквальном переводе c греческого - «ведение ребенка»). Андрагогика, напротив, наука об обучении взрослых, об организации такого обучения, реализации этого процесса, его закономерностях. Впервые термин «андрагогика» (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж, и ago - веду) был введен в научный обиход в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом (1). Появление термина вызвало довольно бурную дискуссию в среде ученых. Так, известный немецкий философ и педагог И. Гербарт (3) протестовал против самой идеи и развития образования взрослых и исследования этого процесса, поскольку считал обучение взрослых узаконением вечного несовершеннолетия. Между тем жизнь диктовала свои законы: во второй половине XIX века в США, Франции, Австрии, Германии, Дании появляются высшие народные или крестьянские университеты, вечерние и воскресные школы. На Россию также распространяется этот процесс, открываются народные музеи, библиотеки.

После 1917 г. образование взрослых в нашей стране приобретает небывалые масштабы (4). В начале 1920-х годов организуются школы грамоты для взрослых, школы повышенного типа, рабочие факультеты (рабфаки). Обучение в этих учебных заведениях было бесплатным, учащиеся на время учебы освобождались от работы, им гарантировалось получение государственной стипендии (6).

В 1930-1940-е годы система общего образования взрослых в СССР тесно увязывается с системой партийного и политического просвещения, профессионального образования. В 1950-1960-е годы взрослые, по каким-то причинам не окончившие школу в обычные сроки, могли компенсировать недостаток образования в широко распространенных вечерних и заочных школах. В 1960-1970 гг. создаются сначала народные университеты, затем - лектории и, наконец, система партийного просвещения.

В начале XX века высшее образование из привилегированного, элитного становится массовым. Помимо классических университетов, появляются технологические и открытые университеты, политехникумы, институты и т.п. Многие из них принимают абитуриентов с дипломом о любом образовании (среднем, базовом).

В Бельгии в начале 1980-х годов принимается Закон «Об обязательном образовании». Создается система учета результатов всех этапов обучения, и свидетельства об образовании или дипломы выдаются на основании этих данных. Благодаря такой системе у обучающихся появилась возможность при необходимости прерывать учебу, а затем возобновлять ее (4).

Периодом оформления андрагогики в самостоятельную область знания фактически стали 40-60-е годы XX века, когда определялись специфика ее предмета, исследовательские методы, категориальный аппарат. В 50-60-е годы в европейских странах появляется серия учебных пособий по андрагогике.

В 70-80-е годы XX века формируется научное понимание обучения взрослых как явления, имеющего комплексную природу и составляющего неотъемлемую часть социокультурного развития общества и человека. Андрагогическая проблематика была введена в контекст исследований непрерывного образования. В 1970 г. крупнейший американский деятель в области образования взрослых М.Ш. Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он назвал андрагогику искусством и наукой помощи взрослым в обучении, системой положений о взрослых обучающихся, которую необходимо применять дифференцированно к разным взрослым людям в зависимости от ситуации (2).

В России специальность 03.14.00 «Андрагогика» была включена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования в 1994 г. В 1995 г. утвержден разработанный при участии ведущих ученых страны Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по данной специальности (2). В начале 2000 г. при Министерстве образования Российской Федерации начинает работать Научно-методический совет по проблемам образования взрослых (3).

Молодые английские исследователи Ноттингем-ского университета вслед за известным бразильским педагогом и ученым П. Фрейре определили в качестве главной цели обучения взрослых развитие критического, творческого мышления. Основным видом обучения взрослых ноттингемская группа считает обучение в группе коллег. Среди методов обучения эти авторы выделяют экспозиционные (содержание обучения экспонируется обучающимся), управленческие (на таких занятиях всегда присутствуют лидер - ведущий дискуссий, лидер - автор игры и т.д.), поисковые (когда содержание обучения полностью не определено заранее) (2).

В андрагогической модели обучения крупного английского ученого Питера Джарвиса отражены прин-

ципы, близкие или даже аналогичные выделенным Но-улзом и ноттингемскими учеными, в частности идея об обязательности совместного выстраивания обучения обучающимся и обучаемым, об опоре на опыт обучающихся как на один из источников обучения, о максимальной индивидуализации процесса обучения и др.

Таким образом, основное положение андрагогики в отличие от традиционной педагогики заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний (1). Однако современная педагогика также имеет выраженную педацентрическую направленность, т.е. ставит в центр педагогического процесса обучаемого - ребенка. Главное же отличие педагогического процесса от андрагогического (по мнению профессора С.И. Змеева - одного из ведущих андрагогов нашей страны, которое мы разделяем) заключается в том, что обучаемый - взрослый находится не просто в центре андрагогического процесса, он сам формирует обучение, руководит им, т.е. становится homo autostudens - человеком самообучающимся (2).

Современные исследователи и ученые продолжают работать в данном направлении.

Литература

1. Дресвянников В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых // Элитариум / http://www.elitarium.ru/2007/02/09/ andragogika.html

2. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕРСЭ, 2007. - 272 с.

3. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая и др. /Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

4. Основы андрагогики: Учебное пособие / Т.А. Василькова. - М.: КНОРУС, 2009. - 256 с.

5. Пошевалова Т. Пауло Фрейре и народное образование Бразилии / Т. Пошевалова // Livejournal. 03 November 2008. Режим доступа: http://sindicallisto.livejournal.com/232557.html.

6. Реализация андрагогических принципов в последипломном образовании - Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t10_226.htm .

BRIEF HISTORICAL OVERVIEW OF THE DEVELOPMENTAL STAGES OF ANDRAGOGICS E.V. Pichugina

I.M. Mechnikov Saint State Medical Academy

The paper provides a brief historical overview of the developmental stages of the science of adult education in Russia and foreign countries.

Key words: education, adult, andragogics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.