Научная статья на тему 'Андрагогика как социальная педагогика для образования инвалидов'

Андрагогика как социальная педагогика для образования инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1740
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПОТЕНЦИАЛ АНДРАГОГИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ / ANDROGOGY’S POTENTIAL / ANDROGOGY / ADULT EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATION OF DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышов Михаил Юрьевич

Обсуждаются содержание и задачи андрагогики как дисциплины и ее значение в аспекте образования взрослых. Приводятся оценки потенциала андрагогики в плане образования инвалидов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Androgogy — a Social Pedagogics for Education of Disabled People

The article focuses on the content and tasks of androgogy as a discipline, emphasizes its significance in terms of adult education. Androgogy’s potential from the perspectives of adult education in Russia is assessed.

Текст научной работы на тему «Андрагогика как социальная педагогика для образования инвалидов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШШШ

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013.63-056.266

АНДРАГОГИКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

М. Ю. Чернышов (Иркутский научный центр СО РАН)

Обсуждаются содержание и задачи аидрагогики как дисциплины и ее значение в аспекте образования взрослых. Приводятся оценки потенциала андрагогики в плане образования инвалидов России.

Ключевыге слова: андрагогика; образование взрослых; потенциал андрагогики; профессиональные компетенции; образование инвалидов.

Сегодня много говорится о проблемах, которые испытывает отечественная система образования, о ее кризисе в начале XXI в. и о необходимости перехода к платной системе обучения студентов и старших школьников. Система образования готова перейти на платную основу и брать деньги. Но готова ли она удовлетворить потребности в полноценном и достойном образовании на всех уровнях и во всех звеньях системы?

Практика преподавания показывает, что пока не даны ответы на вопросы, очевидные для каждого учителя-практика и преподавателя-практика, не решены многие важнейшие проблемы, имеющие самое непосредственное отношение к образованию, стратегические социальные, социально-правовые, социально-демографические, социально-национальные и др.

Как это ни парадоксально, в условиях, когда не удается решить даже тот комплекс проблем, который связан с образованием подрастающего поколения, ставится, на первый взгляд, несвоевременный вопрос о развитии андрагогики как дисциплины, предполагающей образование взрослых граждан. Однако несвоевременность его кажущаяся.

Считается, что впервые термин «андрагогика» был употреблен немецким историком просвещения Александром Каппом при изложении педагогических взглядов Платона в труде «Образовательные идеи Платона» (1833). Существует мнение, что формирование основ андрагогики было завершено в 1970-е гг. Обосновывая это мнение, некоторые оте-

чественные специалисты ссылаются на работы известных зарубежных педагогов, в числе которых — Д. Кидд, М. Ш. Ноулз, Р. М. Смит, Ф. Пегтелер и др. Однако если вчитаться, легко понять: указанные авторы вовсе не утверждают, что их труды завершают формирование андрагогики. Публикации отечественных педагогов (С. Г. Вершловского, И. А. Колесниковой, В. И. Подобеда, А. Е. Марона, М. Т. Громковой и др.), непосредственно посвященные вопросам андрагогики, которые стали появляться с середины 1990-х гг., тоже пока не свидетельствуют о завершении этого процесса. Даже в отношении определения понятия «андрагогика» нет единства мнений: общепринятое его определение отсутствует.

До сих пор в мировой и отечественной педагогической науке не сложилось однозначное понимание содержания и назначения андрагогики. Выполненный историко-педагогический анализ позволил В. И. Подобеду, А. Е. Марону, сотрудникам Института образования взрослых РАО, справедливо охарактеризовать ее как подобласть профессионально-педагогического знания и социальной практики, постепенно превращающуюся в научную дисциплину, занимающуюся теорией и методикой образования взрослых в контексте концепции непрерывного становления личности [5]. И. А. Колесникова тоже рассматривает андрагогику как молодую подобласть научно-педагогического знания в рамках педагогики, находящуюся в процессе становления, и тоже с нескольких позиций:

© Чернышов М. Ю., 2012

№ 4, 2012

(а) в качестве области познания,

(б) сферы социальной практики и

(в) учебной дисциплины. В своих работах она подчеркивает, что андрагогика как научное направление, нацеленное на познание и обогащение практики обучения взрослых, «позволяет формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых в контексте концепции „пожиз-ненного“ образования» [4, с. 5—6].

Соглашаясь с мыслью предшественников о том, что под андрагогикой следует понимать «научно-практическую область, которая исследует и определяет закономерности образовательной деятельности взрослых», Т. Д. Василькова справедливо подчеркивает, что это относительно новое направление в образовательной сфере, которое «сформировалось... в условиях мощного развития рынка образовательных услуг, предлагаемых взрослым. В настоящее время она. претендует на статус самостоятельной области науки» [1, с. 15]. Однако в работах С. И. Змеева андрагогика уже представлена как «новая отрасль знаний об образовании» [2, с. 97] (ту же терминологическую некорректность встречаем у Н. А. Иванищевой [3]). Более того, подвергнув анализу работы зарубежных исследователей в области ан-драгогики, С. И. Змеев предложил определять ее как самостоятельную науку, «науку об обучении взрослых, обосновывающую деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения» [2, с. 97]. Но есть ли уже к тому основания?

Среди новых направлений исследований, связанных с образованием (таких, например, как эдукология, экономика образования, социология образования, толчок к появлению которых был дан постановкой задач обучения взрослых граждан на Западе), андрагогику объявляют «дисциплиной, которая может быть востребована обществом» [2, с. 75—76]. Но для этого недостаточно просто ставить задачи обучения взрослых. Важно, чтобы были обоснованы и вполне осмыслены цели, задачи, объекты, субъекты, методы, содержание такого обучения, проблемы, связанные с ним.

Итак, очевидно, что саму необходимость в обучении, воспитании и связанной с этим образовательной поддержке конкретных групп взрослых граждан необходимо четко обосновать, не ограничиваясь лишь общими словами и ссылкой на, якобы, принятые во всем мире концепции непрерывного становления личности и пожизненного образования.

Потенциал андрагогики как социальной педагогики

Развитие педагогической мысли в воззрениях В. П. Вахтерова, Н. А. Кор-фа, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и других выдающихся мыслителей подсказало мысль о необходимости образования взрослых граждан. На этой основе со временем вызрели важнейшие мысли: (1) мысль о важности социально-прикладной направленности андрагогики [7]; (2) мысль о возможности взрослого человека участвовать в собственном образовании и воспитании, т. е. в процессе формирования системы собственных духовных, нравственных ценностей и своей личности [8; 9] (в этом заключен скрытый потенциал андрагогики).

Потенциал андрагогики в аспекте ее прикладной направленности. Новые требования к системе подготовки кадров для различных областей деятельности в условиях глобального кризиса начала XXI в. указывают на необходимость четкой прикладной направленности андрагогики, ее точной адресной ориентированности. Именно такие направленность и ориентированность как раз и могли бы способствовать формированию практической андрагогики как области знаний и практической деятельности, которая должна опираться на опыт известных подходов и учет организационно-педагогических и социально-философских оснований, принципов и задач обучения и воспитания взрослых [6].

Становление личности будущих специалистов в области андрагогики, которых предстоит воспитать (и, в перспективе, их профессиональная компетентность), зависит от целого ряда факторов. Недостаточно настаивать на том, что

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«действенным средством выступает освоение бакалавром андрагогики, обеспечивающей расширение диапазона знаний о жизнедеятельности взрослого человека» [3, с. 18]. Бессмысленно постоянно ссылаться на необходимость самостоятельности будущих специали-стов-андрагогов в обучении и овладении знаниями. Прежде чем обучать, профессорам необходимо самим разобраться в первоосновах, решить ключевые проблемы, ответить на важнейшие вопросы. Но, как свидетельствует анализ литературы, проблема состоит прежде всего в том, что в мировой и отечественной педагогической науке пока не сложилось однозначное понимание задач (т. е. назначения) андрагогики в XXI в., до сих пор не сформулированы представления о том, на какие объектные социальные группы населения должны направить свои усилия специалисты в области андрагогики. Понятно, что мысль о том, что обучать предстоит все взрослое население, является, как минимум, абсурдной, а мысль о том, что обучать необходимо тех, кто будет работать, — вопиюще недемократичной, так как немедленно делит общество на хозяев (тех, кого учить заведомо не нужно) и рабочую силу (рабов, которых нужно учить работать и которые должны почему-то бороться за созданные рабочие места, гибко подстраиваясь под текущие потребности хозяев). Нет единства мнений специалистов и по многим другим важнейшим проблемным вопросам, которые предстоит обсудить.

Потенциал андрагогики в самообразовании и самовоспитании человека. Что касается возможностей взрослого человека формировать систему своих духовных, нравственных ценностей и свою личность, то важно поддерживать этот рост средствами андрагогики как педагогики, ориентированной на взрослых граждан. Не случайно уже сегодня подготовка студентов педагогических специальностей в области андрагогики считается делом, очень нужным для полноценного профессионального образования педагогов. Для студентов педагогического вуза знание основ андрагогики

особенно важно, если в будущей профессиональной деятельности им предстоит взаимодействовать с теми или иными категориями взрослых (по возрасту и социальному статусу) обучаемых, например, работать в школах рабочей молодежи, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры, в центрах социальной поддержки населения и др. Все эти виды образовательной деятельности требуют знаний о подходах к обучению и воспитанию именно взрослых граждан.

Анализ результатов проведенных нами исследований практики обучения взрослых по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку РФ показал, что пока дело обучения взрослых граждан поставлено плохо или никак. Однако есть основания надеяться, что андрагогика — при условии адекватного ее развития — может предложить будущим специалистам-ан-драгогам: 1) основы педагогических знаний о подходах к обучению и воспитанию взрослых граждан, 2) комплекс возможных методов и приемов, ориентированных на обучение и воспитание взрослых граждан в разные периоды их жизни. Такая андрагогика нужна. Она может и должна стать неотъемлемой составляющей программы образования студен-тов-педагогов, способствовать приобретению ими знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой из возможных сфер деятельности, связанных с образованием взрослых граждан или с поддержкой процессов самообразования.

Заметим, что качество профессиональной подготовки студентов в области андрагогики связывают, в первую очередь, с формированием у них комплекса профессиональных компетенций, которые изложены в требованиях ФГОС ВПО третьего поколения. Смысл требований, предъявляемых к педагогу-бакалавру по направлению подготовки 050400.62 Пси-холого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика, заключается в том, что он должен уметь решать практически значимые

№ 4, 2012

задачи, которые возникнут в будущей профессиональной деятельности, применяя приобретенные компетенции. Не случайным в этом документе является указание на профиль социальная педагогика. Не случайным является и то обстоятельство, что в рамках андрагогики сформировались концепции адаптивного образования и даже опережающего образования взрослыгх, уже нашедшие отражение в требованиях ФГОС ВПО [6]. Пожалуй, только социологам и психологам-профессионалам формулировки этих концепций подсказывают, каким социальным группам нашего общества такое социально направленное, адаптивное и в чем-то опережающее образование и воспитание нужны сегодня более всего.

Постановка задачи образования инвалидов и социальная андрагогика. Нетрудно показать, что именно инвалиды являются той социальной группой, которая нуждается в адаптивном и опережающем образовании и воспитании.

Заметим, что только в аспекте выбора такой объектной социальной группы, как инвалиды, стало, наконец, понятным, почему специалисты в области ан-драгогики уже сегодня, когда андрагоги-ка еще, по существу, не сформировалась как научное направление и инвалиды, естественно, не имелись в виду как объекты образовательного процесса, считают важным, чтобы выпускник отделения андрагогики педагогического вуза обладал способностями (обратимся к ФГОС ВПО): 1) «учитывать общие, специфические (при разныгх типах нарушений (КБ!)) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития»;

2) учитывать «особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях»;

3) «организовывать различные виды деятельности (учебную, культурно-досуговую (КБ!) и др.) и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды»; 4) «использовать методы диагностики развития, общения, деятельности и знание различных теорий обучения, воспитания» [6].

В ФГОС ВПО подчеркивается также, что совокупность указанных компетенций образует профессиональную компетентность бакалавра, который должен обладать познаниями в таких областях, как обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие обучаемых, охрана здоровья обучаемых, пси-холого-педагогическое и социальное сопровождение обучаемых, социализация. Свою компетентность специалисту-анд-рагогу предстоит реализовывать в социальной сфере, сфере здравоохранения, культуры, в коррекционном образовании.

Обилие задач детерминирует многообразие объектов профессиональной деятельности андрагога. Совершенно очевидно, что, если речь идет о коррекционном образовании и коррекции нарушений, о социализации, о культурно-досуговой деятельности, то имеются в виду в первую очередь инвалиды.

Строя психологические основы обучения инвалидов, полезно опираться на концепцию, позволяющую описывать личность обучаемого и задачи его обучения в единстве. Между тем представляется совершенно недопустимой ориентация андрогогики на лжепсихологические методики вроде «приемов помощи обучаемому в достижении успеха в жизни». Такие «методики» не имеют отношения к научной психологии.

Образование инвалидов и практические задачи современной социальной андрагогики

Коль скоро социальная группа инвалидов идентифицирована как объект социальной андрагогики, важно сделать следующий шаг, четко определив основные задачи и принципы обучения инвалидов, а также задачи обучения преподавателей.

• Подготовка обучаемых инвалидов должна вестись так, чтобы возможности обученных трудоспособных инвалидов соответствовали запросам современной информационной экономики, в условиях которой рынок труда предъявляет повы-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

шенные требования к качеству квалифицированного труда. В таких условиях в задачи обучения входят: а) предельно возможное повышение профессиональной квалификации и профессиональной компетентности обучаемого; б) психологическая подготовка обучаемого к мобильному и вариативному (адаптивному) характеру работы; в) практическое максимальное приближение содержания обучения к содержанию предстоящей трудовой деятельности обучаемого инвалида.

• Очевидно, что подготовка специалистов, способных обучать инвалидов, — непростое дело. Такие специалисты должны уметь не только обучать инвалидов основам профессиональной деятельности, но также воспитывать их, работая как психологи, готовые к специфическим реакциям обучаемых (например, нервозность, вызванная комплексом неполноценности; склонность к суициду или парасуициду и их возможность даже во время занятий как реакция на излишне резкие замечания преподавателя).

• Профессиональная подготовка ан-драгога не может быть ограничена просто усвоением знаний и приобретением умений и компетенций. Она должна предполагать расширенную фундаментальную междисциплинарную подготовку в нескольких важнейших областях знания (педагогика, психология, этика, адраго-гика), которая обеспечила бы динамичную компетенцию, умение обучать, взаимодействуя с обучаемыми различных возрастных групп. Важное место в реализации этой задачи принадлежит развивающим технологиям профессионального образования. К множеству таких технологий относятся, например:

— когнитивно-ориентированныге технологии, которые нацелены на развитие стремления обучаемых к познанию, к работе над собой и предполагают проведение семинаров-дискуссий, направленных на развитие умения вести и поддерживать диалог в трудных ситуациях, когнитивное инструктирование и т. п.;

— технологии мотивационного стимулирования, предполагающие вы-

работку у обучаемых мотивации к тому или иному виду деятельности;

— деятельностно-ориентированны е технологии, предусматривающие использование организационно-деятельностных игр, интерактивных деловых игр, обучение работе с технологическими картами и т. п.;

— личностно ориентированныге технологии, предполагающие обеспечение личностного роста и в этой связи применение тренингов, направленных на развитие, приемов психодиагностики развития и т. п.;

— технологии проблемного обучения, нацеленные на усвоение основ конфликтологии и приемов обучения в конфликтных ситуациях;

— прогностические технологии, предусматривающие прогностическое моделирование, выработку умений, связанных с опережающим целеполаганием или целеориентацией и т. п. (такие технологии особенно важны в работе с инвалидами, когда важно предугадать и предупредить возможный нервный срыв).

• Действенными могли бы быть настоящие технологии развития мы шле-ния (а не их имитация, например с помощью приема когнитивных карт). Автором ведутся исследования в направлении разработки таких технологий.

• Важным представляется формирование у специалиста (бакалавра или магистра) таких специальных компетенций, как, например, умение работать с коллективом взрослых обучаемых, будучи готовым эффективно взаимодействовать с каждым в группе; умение планировать и организовывать собственную работу и работу этого коллектива (применяя навыки, связанные с оптимизацией межличностных и социальных взаимодействий); умение применять психологические приемы воздействия в руководстве коллективом обучаемых, подчиняя их интересы общей цели (при этом в полной мере обнаруживается интеллектуальный потенциал специалиста как психолога); умение быстро справляться с возникающими проблемными и конфликтными ситуациями и т. д. Наличием

№ 4, 2012

таких умений определяется уровень профессиональной компетентности специалиста. Однако в данном случае никакие модульно-рейтинговые (по отношению к усвоенному модулю) оценки конечного результата обучения [3, с. 22] не гарантируют подлинную результативность обучения специалиста. Только практика может обнаружить действительный результат обучения.

Выпускник бакалавриата может продолжить свое дальнейшее образование в магистратуре, которая должна будет дополнить и расширить объем знаний и перечень компетенций специалиста, связанных с использованием организационных форм, методов и технологий обучения взрослых. Такая подготовка важна с учетом растущих требований (1) к уровню профессиональной подготовки специалиста, предполагающей углубление прикладной направленности, т. е., по сути, продуктивности образования; (2) к готовности специалиста к самообразованию с учетом возможной смены подходов, методов, видов образовательной деятельности и скорости устаревания знаний и компетенций.

Наше исследование подсказывает мысль о том, что, осуществляя профессиональное становление педагога XXI в., необходимо дать ему знания, развить умения и компетенции, связанные с решением задач обучения и воспитания инвалидов. Андрагогика как направление, которое постепенно вызрело в рамках педагогики, может быть уже сегодня сориентирована на достижение этой важной социально значимой цели. Нет сомнения в целесообразности включения курса такой социальной андрагогики в образовательный процесс бакалавриата и/или магистратуры по профилю «Психология и социальная педагогика» в педагогических вузах. При этом, разуме-

ется, содержание программ обучения по фундаментальным дисциплинам и дисциплинам специализаций должно быть направлено в первую очередь на формирование блока общепрофессиональных компетенций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василькова, Т. А. Основы андрагогики : учебное пособие / Т. А. Василькова. — Москва : КНОРУС, 2009. — 256 с.

2. Змеев, С. И. Андрагогика : основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. — Москва : ПЕР СЭ, 2007. — 272 с.

3. Иванищева, Н. А. Педагогическое значение андрагогики в профессиональном образовании бакалавра / Н. А. Иванищева // Вестн. РУДН. Сер.: Вопросы образования. Языки и специальность. — 2011. — № 4. — С. 18—23.

4. Основы андрагогики : учебное пособие / И. А. Колесникова и др. ; под ред. И. А. Колесниковой. — Москва : Академия, 2003. — 240 с.

5. Практическая андрагогика. В 2 кн. Кн. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. — Санкт-Петербург : ГНУ «ИОВ РАО», 2003. — 430 с.

6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 22 марта 2010 г. № 200). — М., 2010.

7. Черныгшов, М. Ю. Образование для психосоциальной реабилитации инвалидов / М. Ю. Чернышов // Философия образования. — 2010. — №4 (33). — С. 329—334.

8. Черныгшов, М. Ю. Образованность и воспитанность инвалидов как факторы социального и психологического благополучия / М. Ю. Чернышов, Т. Р. Мигунова, А. М. Журавлева // Доклады Всероссийской конференции «Образование для XXI века» (Москва, 19—20 ноября 2011 г.). — Москва, 2012. — С. 17—22.

9. Черныгшов, М. Ю. Зачем необходимы образованность и воспитанность инвалидам, и почему они являются психологически важными факторами / М. Ю. Чернышов // Философия образования.— 2012.— № 1.— С. 121—130.

Поступила 15.05.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.