Научная статья на тему 'Анатомический театр в Симферополе'

Анатомический театр в Симферополе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР / АРХИТЕКТУРА / МОРФОЛОГИЯ / ANATOMICAL THEATER / ARCHITECTURE / MORPHOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Королёв В.А., Сатаева Т.П.

Приводится ретроспективный анализ создания в Симферополе анатомического театра в классическом отражении подобных европейских институтов. Подчеркиваются инициативная роль и заслуги основоположника Крымской морфологической школы профессора В.В. Бобина в реализации данного проекта. Прослеживается судьба этого уникального для Крыма архитектурного сооружения, как назидательный урок необходимости бережного отношения к историческому научному прошлому. Сохраненный и реставрированный современными способами анатомический театр, украшенный мемориальными досками, мог бы стать уникальным музейным комплексом вуза, местом проведения специализированных научных форумов, оригинальным познавательным объектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANATOMICAL THEATHER IN THE SIMFEROPOL

A retrospective analysis of the creation of anatomical theater in Simferopol in the classical reflection of similar European institutions is provided. We highlighted the initiative role and merits of Professor V.V. Bobin who was the founder of the Crimean morphological school in the implementation of this project. The fate of this unique construction for the Crimea is traced as an instructive lesson of the need to respect the historical scientific past. Anatomical theater preserved and restored by modern methods, decorated with memorial plaques, could become a unique museum complex of the university, a venue for specialized scientific forums, and an original educational object.

Текст научной работы на тему «Анатомический театр в Симферополе»

УДК 61(091)

АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР В СИМФЕРОПОЛЕ

Королёв В. А., Сатаева Т. П.

Кафедра биологии медицинской, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь

Для корреспонденции: Королёв Виталий Александрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры биология медицинская Медицинской академии имени С.И. Георгиевского, ФГАОУ «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», е-mail: kvasim31@mail.ru

For correspondence: Korolev Vitaly Aleksandrovich, MD, professor of department biology medical Medical academy of S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, e-mail: kvasim31@mail.ru

Information about authors:

Korolev V. A., https://orcid.org/0000-0002-7953-5459 Sataieva T. P., http://orcid.org/0000-0003-3154-3203

РЕЗЮМЕ

Приводится ретроспективный анализ создания в Симферополе анатомического театра в классическом отражении подобных европейских институтов. Подчеркиваются инициативная роль и заслуги основоположника Крымской морфологической школы профессора В.В. Бобина в реализации данного проекта. Прослеживается судьба этого уникального для Крыма архитектурного сооружения, как назидательный урок необходимости бережного отношения к историческому научному прошлому. Сохраненный и реставрированный современными способами анатомический театр, украшенный мемориальными досками, мог бы стать уникальным музейным комплексом вуза, местом проведения специализированных научных форумов, оригинальным познавательным объектом.

Ключевые слова: анатомический театр, архитектура, морфология.

ANATOMICAL THEATHER IN THE SIMFEROPOL

Korolev V. A., Sataieva T. P.

Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

A retrospective analysis of the creation of anatomical theater in Simferopol in the classical reflection of similar European institutions is provided. We highlighted the initiative role and merits of Professor V.V. Bobin who was the founder of the Crimean morphological school in the implementation of this project. The fate of this unique construction for the Crimea is traced as an instructive lesson of the need to respect the historical scientific past. Anatomical theater preserved and restored by modern methods, decorated with memorial plaques, could become a unique museum complex of the university, a venue for specialized scientific forums, and an original educational object.

Keywords: anatomical theater, architecture, morphology.

Анатомический театр как специфическое явление культуры расцвета эпохи Возрождения являлся ответом на поступательное развитие медицины и связанных с ней наук. В известной мере, анатомические театры легализовали вскрытие трупов, ранее сурово каравшееся Римской католической церковью. Из дошедших до наших дней подобных сооружений старейшим является здание, построенное в Падуе в 1594 году. В XV-XVI веках анатомические театры получают довольно широкое распространение в европейских странах. Первоначально, это места популяризации достижений анатомии человека, с некоторой театрализацией системы показа. По мере накопления научных данных, медленно, но неуклонно анатомические театры трансформируются в научно-учебные центры при ведущих европейских университетах, играя важную роль в образовательном процессе.

При определенной вариабельности динамики функциональной составляющей, архитектурный принцип театра выдерживался строго, поскольку полностью соответствовал преследуемым задачам. Анатомические театры на старинных гравюрах выглядят как цирки - замкнутые или усеченные, с крутым амфитеатром и отсутствием манежа. Это делалось целенаправленно, поскольку внимание и зрительное фокусирование присутствующих замыкались лишь на одном неподвижном объекте. Таковым служил вытянутый стол с расположенным на нем оголенным трупом - мужским или женским, что влияло на степень заинтересованности публики.

В России появление анатомического театра связано с деятельностью Петра I. После «Великого посольства» в Голландию с посещением Лейденского культового сооружения, царь в 1698 году делает попытку создать подобное в

КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

столице. Однако, в целом и последующем такие институты широкого распространения в Отечестве не получили, что связано со своими путями развития анатомических знаний, российским менталитетом, характером учебного процесса и пр., хотя сооружение их все же велось.

До наших дней сохранился образцовый анатомический театр в г. Казани, заложенный в 1834 году и исполненный архитектором М.П. Коринфским. Театральной сердцевиной внушительного сооружения является ротонда с прозрачным куполом и внутренним амфитеатром, типичным для подобных архитектурных комплексов.

С середины XIX столетия понятие и составляющая «анатомический театр» вульгаризируется. Под этой рубрикой стали объединять разнообразные в архитектурном плане сооружения, так или иначе связанные с анатомией. В них могли проводиться научные работы, учебный процесс или размещались музейные экспозиции. Каким образом это отражало понятие «театр и его действо» остается неясно. Наглядным примером служит узаконенное название «Анатомический театр при университете Св. Владимира» в Киеве (1853 год). Сюда входил весьма разнообразный комплекс зданий с различными по назначению залами и выставочными музейными комплексами. Аналогичная ситуация сложилась и в Одессе.

В новейшие времена попытки оформить анатомические аудитории в виде анатомического театра были сделаны в Днепропетровском и Харьковском мединститутах, но говорить в целом об анатомических театрах классического стиля здесь не приходится [1].

Симферополь первой половины прошлого столетия представлял небольшой провинциальный южный город, отнести который к университетским центрам, или столицам нельзя. Тем удивительнее возникновение здесь анатомического театра, созданного по европейскому образцу. Событие это связано с именем российского морфолога, профессора анатомии, представителя врачебной династии Виктора Владимировича Бобина (1890-1973 гг). В.В. Бобин один из организаторов Крымской научной морфологической школы, отметившей недавно свое столетие [2].

Представитель харьковских анатомов, ученик академика В.П. Воробьева морфолог В.В. Бобин приехал в Крым в связи с открытием в 1931 году Крымского медицинского института им. И.В. Сталина на должность заведующего кафедрой нормальной анатомией. К этому времени он являлся уже известным анатомом с опытом организаторской работы в Перми и Краснодаре, где руководил соответствующи-

ми кафедрами. В Симферополе он пребывал в расцвете творческих и физических сил (рис. 1).

Рис. 1. Виктор Владимирович Бобин в период строительства анатомического театра.

В молодые годы В.В. Бобин, обучаясь на медицинском факультете Харьковского университета, за активное участие в революционном движении по указанию тогдашнего министра Кассо в 1911 году был исключен из вуза. С большим трудом ему удалось продолжить образование на медицинском факультете Парижского университета. Учебу он совмещал с работой в анатомической лаборатории профессора Николя. Вернуться в отечественный вуз будущему анатому удалось лишь через два года.

Повторная поездка в Париж произошла в 1927 по направлению Наркомпро-са РСФСР с целью обмена опытом в лаборатории профессора Антони при Национальном музее естественной истории.

Поскольку Крымский медицинский институт формировался практически с нуля, испытывая острый дефицит учебных площадей, В.В. Бобин, используя свое влияние как заведующий учебной частью института, добивается разрешения использовать часть предоставленных ВУЗу средств, для строительства собственного анатомического учебно-научного центра.

Институту выделяют участок земли по ул. Речной близ реки Салгир. Стремление к строительству было характерно для фамилии Боби-ных. Основатель династии врач-общественник Владимир Павлович Бобин участвовал в возведении великолепного здания «Дворца медицины» в городе Харькове. Сам Виктор Владимирович Бобин до переезда в Крым руководил строительством анатомического института в Перми. Хорошо ориентируясь в постановке анатомического дела за рубежом [3], профессор решает, что лучшим вариантом будет создание анатомического театра европейского образца. Широковещательных заявлений новатор делать не стал, но всю архитектурно-строительную работу взял под строгий личный контроль.

Творческой жизни В.В. Бобина посвящен ряд публикаций, но ни в одной из них нет внятных указаний на заслуги и инициативы профессора в создании Крымского анатомического театра. Более того, приводятся ошибочные высказывания об использовании им для учебного анатомического процесса случайно приспособленного здания на ул. Речной [4].

Сооруженный достаточно быстрыми темпами небольшой, но хорошо продуманный архитектурный комплекс имел центральный двухэтажный амфитеатр на 150-200 мест и замыкающей его небольшой лекторской площадкой со столом прозекторского типа. Несомненным ноу-хау профессора являлась возможность вращения стола, что позволяло быстро менять ракурс показа трупа, приближая детали ко взору сидящих по периметру амфитеатра слушателей (рис.2).

От амфитеатра под углом отходили два одноэтажных флигеля. В одном располагались большие светлые учебные аудитории со специальным анатомическим оборудованием и помещение для хранения трупного материала. В другом флигеле находился редкий тогда для города рентгеновский кабинет, преподавательская, научная лаборатория и кабинет профессора из двух комнат. Одна из них, которую нередко путают с музеем, была уставлена шкафами, в которых были выставлены результаты археологических находок - искусственно деформированные черепа древних людей, найденные В.В. Бобинным в экспедициях, а также эксклюзивные препараты, выполненные препаратором-муляжистом Исидором Глобенко, удостоенные Дрезденской премии.

К зданию примыкали три внутренних дворика, что в определенной мере отражало элементы стиля барокко, в котором обычно создавались анатомические театры. Один служил для отдыха студентов в перерывах между занятиями, второй являлся вотчиной заведующего кафедрой, где он уединялся или беседовал с посетителями (рис.3). Третий дворик, усаженный деревьями, был закрытого типа и служил для прикапывания анатомических объектов с целью мацерирования, что не возбранялось тогдашними санитарными правилами.

Рис.2. Профессор В.В. Бобин и доцент Д.А. Си-галевич в лекционной аудитории амфитеатра у вращающегося демонстрационного стола

Рис. 3. Профессор В.В. Бобин во внутреннем дворике анатомического театра под окнами своего кабинета

КРЫМСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Особо отметим, что анатомический театр пережил тяжелые годы немецкой оккупации, хотя и несколько пострадал. Здесь находился госпиталь советских военно-пленных. Быстро восстановленное здание использовалось для преподавания несколько десятилетий.

В 1967 г. преемником В.В. Бобина становится его талантливый ученик В.И. Зяблов. Он продолжает традиции, заложенные предшественником, но в учебном процессе постепенно заменяет трупный материал муляжами. Допущенный в высшие партийные сферы Крымской области В.И. Зяблов в 1971 г. назначается ректором вуза. Новый ректор предпринимает действенные шаги по расширению набора студентов в институт, открываются новые факультеты. Анатомическое здание не может вместить многочисленный новый контингент. Кафедре анатомии выделяется двухэтажный, но мало приспособленный для учебного процесса корпус бывшей Земской больницы губернии.

С переездом в нее анатомический театр не находит должного применения и постепенно становится бесхозным. Строгая специализация строения не позволяет разместить в нем другие кафедры. Руководство вуза в лице ректора В.И. Зяблова и его первого заместителя по хозяйственной деятельности В.Н. Обыбока принимает волевое решение о реконструкции не обсудив вопроса с коллективом вуза. Архитектурное обоснование проекта при этом отсутствует.

В тандеме ректор В.И. Зяблов и его административный заместитель В.Н. Обыбок последний играл ключевую роль. Весьма точный характерологический портрет его приводит в своих воспоминаниях эксректор вуза профессор И.В. Богадельников [5]. Хозяйственный проректор обладал удивительной способностью не просто проталкивать свои намерения, но и откровенно навязывать их. Для несостоявшегося врача и строителя по наитию явление «культурная ценность» являлось понятием отвлеченным. Ныне трудно сказать, при ком из послевоенных ректоров В.Н. Обыбок испортил архитектуру старинного здания Крыма - Симферопольского женского епархиального училища (главный корпус медакадемии), пристроив к изящной ротонде уродливый куб лекционного блока. Аналогично, его мало интересовали архитектурные устремления анатома В.В. Бобина.

Человек масштабных и кардинальных деяний, хозяйственный проректор сносит до фундамента оба одноэтажных флигеля. Одинокой свечей стоит на возникшем пустые лекционный амфитеатр. Социальные потрясения тех времен, связанные с перестройкой, распадом государства и прекращением финансирова-

ния быстро приводят к окончательному разрушению оригинального учебного комплекса.

Как могло случиться, что один из лучших учеников В.В. Бобина профессор-анатом В.И. Зяблов легко и бездумно разрушил прямое дело рук своего учителя? При внешней сложности ответ достаточно прост. Активный воспитанник комсомола и далее образцовый ректор-партиец был характерным представителем советской системы руководства. Сложившийся в то время клан партийных управленцев весьма ограничено воспринимал прошлое, устремляя помыслы к построению светлого будущего. В.И. Зяблов недопонимал культурное значение творения В.В. Бобина и. очевидно, не знал о его личном вкладе в создание анатомического театра.

В палитре ученых Крыма профессору В.В. Бобину принадлежит особое место. В нем соединились нейроморфолог, ангиоморфолог, этнограф, палеонтолог. Поскольку его учитель академик В.П. Воробьев был автором методики бальзамирования В.И. Ленина, есть указания, что В.В. Бобин участвовал в позднейшей ребальзамации тела Вождя [6]. Ученики-сподвижники отмечают заслуги В.В. Бобина в организации анатомических музеев и цикл его работ по вопросам санитарии и системы здравоохранения [7]. Представленные выше факты позволяют вскрыть еще одну личностную грань Виктора Владимировича Бобина, русского европейца, стремящегося обогатить отечественный анатомо-педагогический процесс историческими подходами западных технологий.

Сохраненный и реставрированный современными способами анатомический театр, украшенный мемориальными досками, мог бы стать уникальным музейным комплексом вуза, местом проведения специализированных научных форумов, оригинальным познавательным объектом. Однако история распорядилась иначе, оставив сооружение только в памяти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев П.О. Анатомические институты СССР Алма-Ата, 1937, 112 с.

2. Королев В.А., Ромашова М.Ф., Тарасюк Ю.А. Этапы столетия Крымской морфологической школы. Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2018; 8(2):73-74.

3. Бобин В.В. Научные анатомические и антропологические учреждения Парижа и работа в них. Кубанский научный медицинский вестник. 1928; 9:4-10.

4. Пикалюк В.С., Розгонюк Ю.Д. Профессор Р.И. Гельвиг - основоположник Крымской морфологической школы. Таврический медико-биологический вестник. 2008; 11(3):190-192.

5. Богадельников И.В. Амаркорд. Изд-во «Диа-йпи». Симферополь, 2017, 426 с.

6. Пикалюк В.С., Шкуренко В.П., Зайченко А.И. и др. Страницы истории кафедры нормальной анатомии КГМУ в лицах и судьбах. Симферополь, 2011, 203 с.

7. Сигалевич Д.А. Виктор Владимирович Бобин (К 70-летию со дня рождения) Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. 1960; 2:117-119.

REFRENCES

1. Isaev P.O. Anatomical institutes of the USSR. Alma-Ata, 1937, 112 p. (In Russ.).

2. Korolev V. A., Romashova M. F., Tarasiuk, Yu. a. Stages of morphological century the Crimean schools. Krymskij zhurnal ehksperimental'noj i klinicheskoj mediciny. 2018; 8(2):73-74. (In Russ.).

3. Bobin V.V. Scientific anatomical and anthropological institutions of Paris and work in them. Kubanskii nauchnyi meditsinskii vestnik. 1928; 9: 4-10. (In Russ.).

4. Pikalyuk V.S., Rozgonyuk Yu.D. Professor R.I. Gelvig - the founder of the Crimean morphological school. Tavricheskii mediko-biologicheskii vestnik. 2008; 11 (3): 190-192. (In Russ.).

5. Bogadelnikov I.V. Amarcord. Izd. «Diipi.» Simferopol, 2017, 426 p. (In Russ.).

6. Pikalyuk V.S., Shkurenko V.P., Zaichenko A.I. and others. Pages of the history of the department of normal anatomy of CSMU in persons and destinies. Simferopol, 2011, 203 p. (In Russ.).

7. Sigalevich D.A. Viktor Vladimirovich Bobin (To the 70th anniversary of his birth). Arkhiv Anatomii, gistologii i embriologii. 1960; 2: 117-119. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.