Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.
не обладающие требуемыми компетенциями. В данных ситуациях сложно выявить строгие закономерности и рекомендации ввиду уникальности каждого отдельного примера.
Рассмотрев основные причины нехватки руководителей высшего звена на предприятиях машиностроения, стоит отметить сложность положения в данном вопросе, обусловленную:
• сроками исполнения, поскольку способов по выходу из сложившейся ситуации в короткие сроки нет, однако планы развития отрасли в целом и крупных государственных компаний разработаны с учетом полной укомплектованности предприятий руководящими кадрами высокой квалификации;
• территориальной несбалансированностью, поскольку основные предприятия машиностроения в современных условиях постепенно выводятся за пределы городов или естественно отдаляются от финансовых центров, в то время как высококвалифицированные руководители, способные руководить большими предприятиями претендуют на высокие заработки, находясь вблизи финансовых центров страны;
• неприспособленностью западных представителей высшего уровня управления к работе в современных российских условиях в силу слишком отличного от зарубежных образцов и самобытно развивающегося комплекса юридического, политического и экономического знания;
• длительными сроками реализации проектов в машиностроении по сравнению с другими отраслями, когда длительность серьезного проекта варьируется от 5 до 10 лет и с учетом регулярных кризисных ситуаций сложно прогнозировать его результаты.
Выводы
Развитие предприятий отечественного машиностроения во многом зависит от квалификации менеджмента компаний, деятельность которых направлена на решение приоритетных направлений развития производства, и их тесного взаимодействия с государством в целях формирования конкурентоспособной промышленности и развития общества в целом.
Литература
1. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «МАМИ». - М. 2011, № 2 (12)
2. Аленина Е.Э., Зюлина В.В. Проблемы и перспективы развития экономических специальностей в технических вузах // Известия МГТУ «МАМИ» - М. 2010 № 1 (9)
Инновационные модели управления и развития организации: теоретические
аспекты
д.э.н. проф. Филякин Ю.П., Могуев Б.Д.
МГТУ «МАМИ» 8(495) 223-05-23 доб. 1316 ,et@mami.ru
Аннотация. В статье представлен обзор существующих на данный момент инновационных моделей, раскрыта целесообразность их применения, дано четкое разграничение в терминологии.
Ключевые слова: инновация, модель, Форсайт, прогнозирование, футурология
В настоящее время существует множество различных методов и способов развития организации, при этом степень их эффективности различна. Существуют методы и способы развития организаций, которые серьезно устарели и они требуют обновления методологической базы. Но, вместе с тем, науке известны и новые инновационные пути прогрессивного управления организаций. Целью данной работы является анализ действующих методов и приемов развития организации, выявление подходов, требующих использования, установле-
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. ние устаревших методов, не отвечающих современным требованиям, а также определение перспективных теорий, ориентиры на которые могут быть взяты в ближайшем будущем.
К началу XXI века накопилось огромное количество материала для рассмотрения и использования в данном контексте. Сейчас в сфере управления и развития активно используется пять подходов:
1) прогнозирование;
2) планирование;
3) футурология;
4) технологическое предвидение;
5) форсайт.
Стоит отметить, что в научных кругах существуют разносторонние определения этих подходов, и это усложняет возможности овладения принципами современного управления в бизнесе.
Анализируя и структурируя представленные методы, нужно прежде всего восстановить хронологию возникновения данных определений. Каждый термин в любой области науки имеет определенные предпосылки, которые в дальнейшем оказывают влияние на его эволюцию. Хронологическая цепочка инновационных моделей развития может быть представлена следующим образом: прогнозирование - планирование - футурология - технологическое предвидение - форсайт.
Два первых термина (прогнозирование и планирование) часто путают в научной литературе, например, может происходить подмена этих понятий: «Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в определении последствий этих действий в заданных условиях». Такая путаница обычно связана с тем, что в управленческой науке не выделяют места под термин «прогнозирование». Если прогнозирование и упоминается, то в составе функции планирования, хотя это и не совсем верно. Планирование можно классифицировать по нескольким критериям [1]:
• по степени охвата (общее и частичное);
• по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности);
• по предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий);
• по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
• по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
• по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
• по жесткости и гибкости.
Для прогнозирования вводятся другие критерии, и ориентировочное деление может быть следующим: нормативное прогнозирование; экспериментальное; параметрическое; экс-траполяционное; индексное; экспертное; оценочное; функциональное и комбинированное. То есть деление происходит на базе создания схем анализа будущего объекта.
Безусловным остается то, что эти два понятия очень тесно связаны между собой. Даже более того, в современных рыночных условиях планирование и прогнозирование не могут существовать отдельно.
Но вместе с тем, у них есть ряд существенных отличий, на которые следует обратить внимание:
1. Планирование носит директивный характер (план необходимо исполнять). Прогнозирование носит информационный (консультативный) характер.
2. Объектом планирования является только деятельность организации. Естественно, что планировать деятельность конкурентов, органов государственной власти, потребителей не имеет большого смысла, так как у руководства организации нет возможности напря-
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.
мую управлять их действиями. Объектом прогнозирования выступает совокупность организации и внешней среды.
3. Планирование на предприятии осуществляется на год. В случае, когда на предприятии внедрено стратегическое планирование, дополнительно разрабатывается план на несколько лет. Планирование на более длительный срок нецелесообразно. Прогнозирование может осуществляться на более длительный срок по сравнению с планированием. Срок прогнозирования неограничен.
4. План разрабатывается по кварталам или месяцам, по структурным подразделениям, по статьям затрат, по видам продукции, с выделением ответственных за выполнение и т. д. Прогноз, по сравнению с планом, менее детализирован. Цель прогноза - дать общее представление о перспективах развития социально-экономической системы в будущем. Часто для этого достаточно нескольких ключевых показателей [2].
Таким образом, можно четко разграничить два этих понятия, подытожив данную часть исследования компиляционным определением прогнозирования.
Прогнозирование - это одна из важнейших функций управления, имеющих тесную связь с планированием и контролем. Прогнозирование не тождественно планированию, так как носит информационный характер, а объектом прогнозирования может выступать как внутренняя среда, так и внешняя или их совокупность. Обычно прогнозирование менее детализировано и осуществляется на более длительный срок, нежели планирование.
Следующее понятие «футурология» зародилось на стыке прогнозирования и планирования. Футурология (от лат. Futurum — будущее и греч. Аоуо^ — учение) — прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.[3] Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм в 1943 году. Смысл предсказания будущего состоит в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Кроме того, футурология содержит в себе нормативную часть предсказаний о том, как «должно быть». Футурология появилась в связи с появлением идеи о государственном экономическом и политическом планировании. В качестве яркого примера выступает политика СССР в 1920-ых годах. Футурология как отдельная наука появилась после второй мировой войны, когда СССР, страны Старого Света, а также получившие независимость страны Африки и Азии начали масштабные проекты восстановления и развития экономики. Для решения этих задач им необходимы были методы изучения будущего, постановки общественных целей, экономического и научного планирования и прогнозирования. В США футурология явилась результатом успешного применения практических методов, инструментов системного анализа, планирования и прогнозирования в армии во время войны.
В конце 1960-х годов создаются первые международные объединения футурологов -Всемирная федерация изучения будущего (World Futures Studies Federation) и Всемирное общество будущего (World Future Society).
Основные методы, используемые в футурологии, разбивают на четыре группы:
1. Направленные на выявление общего мнения опросы экспертов с помощью метода Дель-фи или анкетирования.
2. Статистические методы, такие как экстраполяция, вероятностный анализ, регрессионный и корреляционный анализ.
3. Поиск аналогий будущего с существующими системами и составление сценариев будущего.
4. Ролевые игры, симуляции, переговоры и другие методы групповой работы по планированию и прогнозированию будущего.[4]
Несмотря на масштабные футурологические прогнозы и обширный инструментарий в области энергетики футурологи тем не менее не смогли предсказать нефтяной кризис 1973
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. года. Из-за этой серьёзной неудачи футурологи перешли от прогнозирования к составлению сценариев. Расширение сферы применения методов предвидения (в такие области, как образование, медицина, урбанизация, демография, правоохранительная деятельность) привело к необходимости учитывать социальные аспекты, например, влияние технологий на общество, что в свою очередь привело к появлению таких новых методов, как технологическое предвидение, Форсайт и бенчмаркинг.
Отдельным пунктом, следует выделить термин «технологические предвидение» и отделить его от термина «Форсайт». Многие путают эти два термина, полагая, что они обозначают одно и то же. Связано это с тем, что Форсайт (Foresight) и технологическое предвидение (Techology foresight) звучат на английском языке практически одинаково. Но все-таки они обозначают разные, пусть и где то похожие инновационные инструменты. «Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» (Бен Мартин (SPRU, University of Sussex) [5]). Для того чтобы разобраться в этой проблеме, нужно, как и в предыдущих случаях, обратится непосредственно к истокам формирования данного метода. Форсайт как технология предвидения завоевывает все более новые вершины в умах активной части населения. Многие страны, такие как США, Япония и страны ЕС, пытаются обозначить свое отношение к нему. Определенные приемы технологического Форсайта (Technology Foresight) появились в США в области оборонных исследований и перспектив безопасности в 50-х годах. Элементы этой технологии были эффективно использованы в Японии в 1971 году в ходе реализации проекта «Future Technology in Japan toward the Year 2030» Science and Technology Foresight Center, разрабатываемый National Institute of Science and Technology Policy (NISTEP).
Существует как минимум два предположения о сроке возникновения Форсайта. Одни ученые полагают, что он появился в 50-х гг. прошлого века, другие утверждают, что как методология Форсайт сформировался лишь в конце 20 века. Из сферы обороны и из области внутрифирменных секретов данный инструментарий перекочевал в экономику, социальную сферу, политику. Этот момент принято считать первым этапом эры Форсайта.
На втором этапе, когда больше внимания стали уделять разработке рыночно-ориентированного Форсайта, в котором оценивались социальные и культурные последствия появления и внедрения технологий (например, влияние Интернета на семейные и политические институты, организацию труда), слово «технологический» ученые стали употреблять все реже. В современных условиях Форсайт стал концентрироваться на обсуждении неразрешимых проблем для страны и мира в целом. Технологический прогноз стал привязываться к решению какой-либо проблемы, например, проблемы голода, бедности, безопасности и т. п. Сегодня Форсайт третьего этапа развития используется как системный инструмент влияния на формирование будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных и общественных отношениях, культуре и спорте. Именно поэтому прилагательное «технологический», как правило, употребляют достаточно редко. [6]
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать главный вывод о различии технологического предвидения и Форсайта. Технологическое предвидение является более узким инструментом прогнозирования и имеет непосредственное отношение к «технологиям». Сам же термин Форсайт в сегодняшнем контексте означает достаточно обширный метод, охватывающий целый спектр определенных проблем, направленный не только на их совместную разработку, но и индивидуальную проработку.
Выводы
В начале XXI века существует множество различных инновационных методов развития организации. Все вышеперечисленные методы по отдельности малоэффективны. Они дают
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. положительный результат только при их комплексном использовании.
Из всех рассмотренных моделей наиболее актуальной, с точки зрения сегодняшнего бизнеса, является Форсайт. Он используется не только в крупных компаниях, но и на уровне государств. За счет его использования формируются стратегические программы развития ведущих мировых стран, таких как Япония, США, и Страны Европейского Союза (Франция, Германия, Великобритания). Однозначно ближайшее будущее за этим инновационным инструментом. Что касается предшествующих Форсайту методов, то, несмотря на их довольно продолжительное использование, они не потеряли актуальность и в XXI веке. Они уступают Форсайту по новизне, но до сих пор используются компаниями в своей деятельности и привносят определенную эффективность в управление организацией.
Таким образом, каждая инновационная модель развития организации адаптирована под определенные условия применения, и это стоит учитывать при выборе инновационной модели развития организации.
Литература
1. Основы менеджмента: Конспект лекций./ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: ТРТУ, 1997. 150 с.
2. http://future-control.ru/page/forecasting-planning
3. http://ru.wikipedia.org/wiki
4. http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/39/126/
5. http://ru.wikipedia.org/wiki
6. http://www.virtass.ru/admin/pics/24 03 IO.pdf
7. http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-3/61.htm Принципы и классификация методов прогнозирования.
Формирование рынка автомобильных компонентов и меры, необходимые для создания конкурентоспособных поставщиков
д.э.н. проф. Дрыночкин А.В., к.э.н. доц. Аленина Е.Э. Гонтарь М.М.
Дипломатическая академия МИД РФ, МГТУ «МАМИ»
8(495) 223-05-23 доб. 1364
Аннотация. Вопросы формирования рынка и развития производства автомобильных компонентов достаточно обширны и требуют постоянного внимания для нахождения основных путей их решения. В статье рассмотрены основные пути формирования рынка автомобильных компонентов, меры, которые необходимы при создании конкурентоспособных поставщиков.
Ключевые слова: рынок автомобильных компонентов, конкуренция, качество изготовления, эксплуатация.
В настоящее время для автомобильной промышленности является более значимым решение проблем повышения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения и соответствия мировым стандартам.
Одним из главных условий для успешного развития отрасли автомобилестроения в современных условиях является наличие производства автомобильных компонентов, полностью отвечающих современным мировым требованиям.
Анализ номенклатуры и технического уровня компонентной базы отечественной автомобильной промышленности основывается на анализе конструкций компонентной базы (узлов, агрегатов и систем) современных легковых автомобилей и анализе тенденции их дальнейшего развития.
К основным компонентам автомобиля относятся кузов; силовая установка; шасси; электрика и электроника.
К базовым компонентам относят панели приборов в сборе; модули сидений; модуль-