Научная статья на тему 'Анализ знаний по интимной гигиене у студенток колледжей и техникумов г. Самары'

Анализ знаний по интимной гигиене у студенток колледжей и техникумов г. Самары Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
470
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ИНТИМНАЯ ГИГИЕНА / INTIMATE HYGIENE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казакова Анна Владимировна, Спиридонова Наталья Владимировна, Уварова Елена Витальевна, Комарова Марина Валерьевна

Было проведено анкетирование девочек-подростков и девушек от 14 до 24 лет в средних специальных образовательных учреждениях г. Самары. В анкете учитывалась информированность молодых людей о воспалительных заболеваниях органов половой системы и влиянии гигиены на репродуктивную функцию. В исследовании участвовали 754 анкеты. Для последующего анализа опрошенных распределили по возрастам: 14-15, 16, 17, 18, 19 лет и старше. По результатам исследования выявлен невысокий уровень соблюдения личной гигиены учащимися средних специальных заведений, что указывает на необходимость дополнительной доступной информации об интимной гигиене для данной возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казакова Анна Владимировна, Спиридонова Наталья Владимировна, Уварова Елена Витальевна, Комарова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyses of intimate hygiene knowledge among students of Samara colleges and technical schools

The questionnaire has been given to adolescent girls and young women (14-24 years) in secondary specialized education institutions of Samara. The questionnaire took into account the awareness of young people reproductive organs inflammatory diseases and impact of hygiene on reproductive function. The study involved 754 questionnaires. For further analysis, the respondents disaggregated by age: 14-15, 16, 17, 18, 19 years or older. According to the results the low level of personal hygiene in group of secondary specialized education institutions students was detected, which indicates the necessity for available additional intimate hygiene information for this age group.

Текст научной работы на тему «Анализ знаний по интимной гигиене у студенток колледжей и техникумов г. Самары»

А.В. Казакова1, Н.В. Спиридонова1, Е.В. Уварова2, М.В. Комарова3

1 ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

2 ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва

3 ФГАОУВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад.

С.П. Королева (национальный исследовательский университет)»

Для корреспонденции

Казакова Анна Владимировна -кандидат медицинских наук, ассистент кафедры акушерства и гинекологии ИПО ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России Адрес: 443099, г. Самара, ул. Полевая, д. 80 Телефон: (846) 207-19-68 E-mail: [email protected]

Анализ знаний по интимной гигиене у студенток колледжей и техникумов г. Самары

Было проведено анкетирование девочек-подростков и девушек от 14 до 24 лет в средних специальных образовательных учреждениях г. Самары. В анкете учитывалась информированность молодых людей о воспалительных заболеваниях органов половой системы и влиянии гигиены на репродуктивную функцию. В исследовании участвовали 754 анкеты. Для последующего анализа опрошенных распределили по возрастам: 14-15, 16, 17, 18, 19 лет и старше. По результатам исследования выявлен невысокий уровень соблюдения личной гигиены учащимися средних специальных заведений, что указывает на необходимость дополнительной доступной информации об интимной гигиене для данной возрастной группы.

Ключевые слова: подростки, интимная гигиена

А-V. Kazakova1, N.V. Spiridonova1, E.V. Uvarova2, M.V. Komarova3

1 Samara State Medical University

2 V.I. Kulakov Obstetrics, Gynecology and Perinatology Research Center of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow

3 S.P. Korolyev Samara State Aerospace University (National Research Institute)

Analyses of intimate hygiene knowledge among students of Samara colleges and technical schools

The questionnaire has been given to adolescent girls and young women (14-24 years) in secondary specialized education institutions of Samara. The questionnaire took into account the awareness of young people reproductive organs inflammatory diseases and impact of hygiene on reproductive function. The study involved 754 questionnaires. For further analysis, the respondents disaggregated by age: 14-15, 16, 17, 18, 19 years or older. According to the results the low level of personal hygiene in group of secondary specialized education institutions students was detected, which indicates the necessity for available additional intimate hygiene information for this age group. Keywords: adolescents, intimate hygiene

На современном этапе развития аку-шерско-гинекологической науки и практики правильное становление и нормальное физиологическое развитие репродуктивной системы девочки требуют особого внимания и защиты от различных неблагоприятных факторов. Такие социальные изменения, как урбанизация, ухудшение экологической обстановки, бесконтрольное применение лекарств, в частности антибиотиков, оказывают отрицательное воздействие на становление репродуктивной системы девочки, ее резистентность к инфекционным факторам внешней среды, состояние местного иммунитета половых путей [1, 2, 5].

Помимо общесоциальных изменений большой вред интимному здоровью подростка наносит элементарное незнание основ интимной гигиены и безопасного репродуктивного поведения.

Информационный голод, который испытывает подросток, с нашей точки зрения, необходимо утолять с помощью информационных сообщений на тему сексуального воспитания и мер предохранения от нежеланной беременности, а также принципов интимной гигиены в зависимости от физиологических особенностей подросткового организма.

Привитие гигиенических навыков детям является в первую очередь делом родителей. Но ни педагоги, ни медицинские работники не должны оставаться в стороне от решения этой чрезвычайно важной задачи [8-10].

Учитывая все вышесказанное, нами был проведен цикл лекций на тему: «Основы здорового репродуктивного поведения» для подростков в среднеспе-циальных образовательных учреждениях г. Самары.

Помимо самой лекции проведено анкетирование девочек-подростков на тему: «Информированность молодых людей о воспалительных заболеваниях органов половой системы и влиянии гигиены на их репродуктивную функцию; знания

РепродуктиЕ

о контрацепции и вреде абортов, а также отношение учащейся молодежи к созданию семьи».

Всего роздано 800 анкет учащимся колледжей и техникумов (табл. 1). Участницы опроса вернули 762 анкеты. Из них 6 анкет забракованы на этапе ввода данных (отсутствует больше половины ответов), еще 2 - при проверке на непротиворечивость и грубые расхождения. Итого в анализе участвовали 754 анкеты.

Поскольку, по критериям ВОЗ, к подросткам и молодежи относится возрастная группа до 24 лет, в нашем исследовании участвовали девочки от 14 до 24 лет, средний возраст которых составил 17,02±1,39 года (среднее±СКО). Для последующего анализа мы распределили опрошенных по возрастам: 14-15 лет (14-летняя - 1 девушка), 16, 17, 18, 19 лет и старше (табл. 2).

Больше половины опрошенных -58,6% - выросли в полных семьях, 40% -в неполных, только у 1,6% семьи не было. Подавляющее большинство учащихся оценивали доход в их семьях как средний.

Таблица 1. Места учебы опрошенных

Учебное заведение Абс. %

Поволжский государственный колледж 158 21,0

Колледж сервисных технологий и дизайна 37 4,9

Самарский техникум космического машиностроения 45 6,0

Издательско-полиграфический техникум 77 10,2

Техникум промышленных технологий 63 8,4

Металлургический техникум 31 4,1

Промышленный техникум 46 6,1

Музыкальное училище 5 0,7

Энергетический колледж 25 3,3

Колледж аграрно-промышленного сервиса 24 3,2

Самарский торгово-экономический колледж 135 17,9

Самарский политехнический колледж 51 6,8

Самарский техникум промышленных технологий 6 0,8

Самарский техникум индустрии торговли и питания 51 6,8

здоровье детей и подростков / 2014, №6 67

Таблица 2. Общая характеристика опрошенных

Категория Градация Абс. %

Возраст, годы 15 55 7,3

16 293 38,9

17 156 20,7

18 142 18,8

19 и старше 108 14,3

Семья Полная 442 58,6

Неполная 300 39,8

Отсутствует 12 1,6

Уровень доходов Низкий 64 8,5

Средний 650 86,2

Высокий 40 5,3

Возраст полового созревания, годы 8-12 29 3,8

12-15 448 59,4

15-18 277 36,7

#

Во всех возрастных группах состав семей, уровень дохода, срок полового созревания статистически значимых различий не имели (см. табл. 2).

Согласно рекомендациям ведущих детских гинекологов, знания основ интимной гигиены должны приобретаться девочкой еще в детском возрасте. Так, в возрасте

5 лет она должна знать некоторые правила, которые способствуют профилактике провоцирующих факторов в отношении инфицирования, в том числе и половых путей. Среди них:

1. Кожа промежности и наружные половые органы всегда должны быть чистыми.

2. Принимать душ следует не реже 2 раз в сутки, чистыми руками, сверху вниз.

3. Влагу после мытья следует промокать, а не вытирать, чтобы не поцарапать нежную слизистую оболочку половых органов.

4. Полотенце должно быть чистым, мягким и строго индивидуальным.

К подростковому возрасту девочка должна уже иметь полное представление

06 общих правилах личной гигиены и приобрести все необходимые навыки ухода за собой.

Оценивая знания об интимной гигиене опрошенных девочек-подростков в разных

возрастных группах, мы отметили, что частота приема душа и проведения процедур интимной гигиены от возраста не зависят, однако вызывает озабоченность, что практически четверть девушек принимают душ лишь 1 раз в несколько дней и около 10% девушек проводят интимную гигиену реже, чем 1 раз в сутки (табл. 3).

Около 40% девушек проводят туалет влагалища внутри (спринцевание). Частота этой манипуляции повышается с возрастом, доходя до 51,85% у лиц от 19 лет и старше (р=0,022 по сравнению с остальными возрастными группами). Применяемые при этом средства приходятся поровну на мыло и специальные аптечные средства, примерно 6% девушек обходятся только водой. Если проанализировать частоту применения туалета влагалища внутри раздельно у девушек, имевших половые контакты и не имевших (рис. 1), то оказывается, что наибольшая частота этой манипуляции - у девушек, живущих половой жизнью, самой младшей и старшей возрастных групп (у 15-летних - 60,0%, у 19-летних и старше - 56,2%, р=0,043 в группе девушек с половыми контактами). У девушек без сексуального опыта частота влагалищных спринцеваний находится в диапазоне 30-40% и не зависит от возраста.

68 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2014, №6

А.В. Казакова, Н.В. Спиридонова, Е В. Уварова и др. / Анализ знаний по интимной гигиене у студенток колледжей

и техникумов г. Самары

Таблица 3. Гигиенические навыки студенток техникумов разных возрастов

#

Гигенический фактор Градация 15 лет, 0=55/10 16 лет, 0=293/83 17 лет, 0=156/83 18 лет, 0=142/85 19 лет и старше, 0=108/89 Итого

абс. (%)

Душ, *2=13,3, р=0,346 После каждого посещения туалета - 8 (2,73) 1 (0,64) 1 (0,70) 4 (3,70) 14 (1,90)

Утром и вечером 42 (76,36) 210 (71,67) 110 (70,51) 92 (64,79) 80 (74,07) 534 (70,80)

Не каждый день 4 (7,27) 30 (10,24) 16 (10,26) 21 (14,79) 8 (7,41) 79 (10,50)

3-4 раза в неделю 9 (16,36) 45 (15,36) 29 (18,59) 28 (19,72) 16 (14,81) 127 (16,80)

Интимная гигиена, х2=5,57, р=0,936 После каждого посещения туалета 3 (5,45) 27 (9,22) 14 (8,97) 13 (9,15) 8 (7,41) 65 (8,60)

Утром и вечером 45 (81,82) 247 (84,30) 132 (84,62) 120 (84,51) 89 (82,41) 633 (84,00)

Не каждый день 5 (9,09) 13 (4,44) 8 (5,13) 7 (4,93) 8 (7,41) 41 (5,40)

2-3 раза в неделю 2 (3,64) 6(2,05) 2 (1,28) 2 (1,41) 3 (2,78) 15 (2,00)

Интимная гигиена, х2=4,3, р=0,367 Ежедневно 48 (87,27) 274 (93,52) 146 (93,59) 133 (93,66) 97 (89,81) 698 (92,60)

Не каждый день 7 (12,73) 19 (6,48) 10 (6,41) 9 (6,34) 11 (10,19) 56 (7,40)

Туалет влагалища внутри, %2=11,4, р=0,022 Нет 31 (56,36) 194 (66,21) 93 (59,62) 84 (59,15) 52 (48,15) 454 (60,20)

Да 24 (43,64) 99 (33,79) 63 (40,38) 58 (40,85) 56 (51,85) 300 (39,80)

Средства для подмывания, ^=6,4, р=0,602 Никакие 1 (4,17) 3 (3,03) 4 (6,35) 6 (10,34) 3 (5,36) 17 (5,70)

Специальные средства из аптеки 11 (45,83) 54 (54,55) 26 (41,27) 26 (44,83) 29 (51,79) 146 (48,70)

Мыло 12 (50,00) 42 (42,42) 33 (52,38) 26 (44,83) 24 (42,86) 137 (45,70)

В дни менструации, х2=35,5, р<0,001 Прокладки 46 (83,64) 225 (76,79) 118 (75,64) 99 (69,72) 60 (55,56) 548 (72,70)

Тампоны 2 (3,64) 2 (0,68) 5 (3,21) 1 (0,70) 4 (3,70) 14 (1,90)

Прокладки и тампоны 6 (10,91) 65 (22,18) 33 (21,15) 42 (29,58) 43 (39,81) 189 (25,10)

Другие средства личной гигиены 1 (1,82) 1 (0,34) - 1 (0,93) 3 (0,40)

Еждневные прокладки, х2=15,3, р=0,004 Нет 23 (41,82) 61 (20,82) 39 (25,00) 26 (18,31) 20 (18,52) 169 (22,40)

Да 32 (58,18) 232 (79,18) 117 (75,00) 116 (81,69) 88 (81,48) 585 (77,60)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижнее белье, %2=31,0, р<0,001 Стринги 3 (5,45) 46 (15,70) 28 (17,95) 22 (15,49) 34 (31,48) 133 (17,60)

Классическая форма трусов 47 (85,45) 217 (74,06) 118 (75,64) 99 (69,72) 58 (53,70) 539 (71,50)

Другое 5 (9,09) 30 (10,24) 10 (6,41) 21 (14,79) 16 (14,81) 82 (10,90)

Частота смены нижнего белья, ^2=16,3, р=0,698 Больше 2 раз в день 1 (0,34) 2 (1,28) 2 (1,41) 3 (2,78) 8 (1,10)

2 раза в день 3 (5,45) 33 (11,26) 16 (10,26) 14 (9,86) 13 (12,04) 79 (10,50)

Ежедневно 44 (80,00) 216 (73,72) 120 (76,92) 108 (76,06) 77 (71,30) 565 (74,90)

Через день 5 (9,09) 35 (11,95) 15 (9,62) 12 (8,45) 13 (12,04) 80 (10,60)

Через 2 дня 2 (3,64) 7 (2,39) 2 (1,28) 6 (4,23) 2 (1,85) 19 (2,50)

1 раз в неделю 1 (1,82) 1 (0,34) 1 (0,64) 3 (0,40)

Ф

Представляется закономерной большая частота применения прокладок и тампонов в дни менструаций с возрастом (с 11 до 40%, р<0,001) и предпочтение формы нижнего белья в виде стрингов (с 5 до 31%, р<0,001). Впрочем, применение тампонов

в большей степени определяется наличием половой жизни, нежели возрастом (рис. 2): 10-15% у не имевших половых контактов и 30-50% у живущих половой жизнью (р<0,001 при сравнении по наличию половой жизни).

%

%

100 80 60 40 20 0

40,0 33,8 37,0 36,8 31,6 60,0 33,7 43,4 43,5 56,2

100

11,1 12,4 11,0 14,0 15,8 30,0 49,4 36,1 41,2 49,4

80 60

40 20 0

15 | 16 | 17 | 18 лет лет лет лет ¡5

о

Сексуального опыта нет

15 | 16 лет лет

17 | 18 | «э лет лет 2 е

15 | 16 | 17 | 18 1 лет лет лет лет о Ц-

15 лет

16 лет

14 18 I ^^

лет лет о

Сексуальный опыт есть

□ Туалет влагалища внутри: нет ■ Туалет влагалища внутри: да

Рис. 1. Туалет влагалища внутри у девушек различных возрастов при наличии сексуального опыта и без такового

Сексуального Сексуальный

опыта нет опыт есть

□ Прокладки ■ Тампоны

Рис. 2. Использование средств личной гигиены в менструальный период у девушек различных возрастов при наличии сексуального опыта и без такового

Таблица 4. Знания об интимной гигиене в различных возрастных группах

#

Категория знаний 15 лет, п=55/10 16 лет, п=293/83 17 лет, п=156/83 18 лет, п=142/85 19 лет и старше, п=108/89 Итого

абс. (%)

Знания о ежедневных прокладках и спринцевании, что вредны, ^2=3,8, р=0,430 Нет 38 (69,09) 230 (78,50) 116 (74,36) 107 (75,35) 87 (80,56) 578 (76,70)

Да 17 (30,91) 63 (21,50) 40 (25,64) 35 (24,65) 21 (19,44) 176 (23,30)

Знания об интимной гигиене, ^=3,3, р=0,511 Нет 19 (34,55) 79 (26,96) 45 (28,85) 42 (29,58) 38 (35,19) 223 (29,60)

Да 36 (65,45) 214 (73,04) 111 (71,15) 100 (70,42) 70(64,81) 531 (70,40)

Ф

Частота смены нижнего белья не зависит от возраста, однако необходимо отметить, что во всех возрастных категориях есть девушки (13% всех опрошенных), меняющие белье через 1-2 дня, а то и 1 раз в неделю. Значительная часть опрошенных пользуется ежедневными прокладками, и эта частота увеличивается с возрастом - с 58 до 81% (р=0,004).

Следующие 2 вопроса анкеты были посвящены знаниям об интимной гигиене. Оказалось, что, как и соблюдение гигиенических норм, так и знание о них в указанный возрастной период не изменяются: они либо есть, либо их нет (табл. 4).

Возникает логичный вопрос: а насколько связан образ жизни девушек в плане соблюдения элементарных гигиеничес-

ких норм со знаниями об этих же нормах? Построение соответствующих таблиц сопряженности показало, что знания о необходимости интимной гигиены 2 раза в сутки действительно ассоциированы с их применением на практике. Так, всего 5,1% знающих правила их нарушали, в то время как доля не соблюдающих нормы интимной гигиены среди тех, кому об этом не рассказывали, составила 13,0% (р<0,001).

Представляет интерес и сам по себе факт, что 87% девушек указали, что никто им не рассказывал о гигиенических правилах, однако они их соблюдали (рис. 3). Можно предполагать, что это знание было передано в семье как привычка и образ жизни, и базовые гигиенические прави-

%

%

80-

60-

40-

20-

р<0,001

Нет

Да

Знания об интимной гигиене ■ Интимная гигиена не каждый день □ Интимная гигиена ежедневно

100-

80

60

40

20

Нет

Да

Знания об интимной гигиене ■ Туалет влагалища внутри: да □ Туалет влагалища внутри: нет

Рис. 3. Взаимосвязь между знаниями об интимной гигиене и применением этих знаний на практике

0

0

ла применяются девушками неосознанно. Аналогичной взаимосвязи между знаниями о вреде спринцеваний и вреде ежедневных прокладок и применением этих знаний в жизни не установлено: примерно равные, статистически не значимые доли девушек пользуются ежедневными прокладками и проводят спринцевания независимо от знания, что это не полезно. Можно охарактеризовать такие знания как поверхностные, а детский стереотип в этих вопросах не выработан.

Подобный уровень интимной гигиены, отличающийся в худшую сторону от рекомендуемого, сопоставим с данными других исследований в различных уголках нашей планеты. Так, по данным турецких авторов (АКип I., 2013) [12], студенты университета могли регулярно не принимать душ 2 дня подряд в 13,3% случаев и в 25,5% -допускать такую погрешность лишь иногда. Эти же опрошенные в 44,5% случаев постоянно или эпизодически носили одно и то же нижнее белье по 2 дня. По результатам другого турецкого исследования

Репродуктив

(АсНЬеШ D., 2014) [11], посвященного оценке гигиенических навыков женщин из сельских районов, только половина опрошенных меняли нижнее белье каждый день, 2/3 женщин применяли влагалищные спринцевания. По наблюдениям МР. Моив1а7а (2012) [14]: среди египетских беременных частота приема душа 1-2 раза в неделю наблюдается в 16% случаев. В США весьма распространено спринцевание влагалища среди афроамериканок с низким уровнем дохода: по данным опроса 872 беременных, 64% женщин когда-либо проводили данную манипуляцию (М1гэа D.P. и соавт., 2006) [13].

Таким образом, в правилах интимной гигиены нет ничего сложного, однако уровень соблюдения личной гигиены учащимися средних специальных заведений невысок:

• четверть девушек принимает душ раз в несколько дней;

• 1/10 часть девушек проводят интимную гигиену реже, чем раз в сутки;

• 1/10 часть девушек меняют белье через день и, что совсем не укладывается в гигиенические нормы, - реже;

• отмечается высокий процент использования ежедневных прокладок и не физиологичного белья, которое создает барьерный эффект, препятствуя потоотделению, способствуя повышению температуры, тем самым стимулируя рост микроорганизмов;

• около 40% девушек проводят туалет влагалища внутри, причем более высокая частота данной манипуляции у живущих половой жизнью самых

младших - 15-летних и самых старших -19-летних участниц исследования. На современном этапе известно, что существует множество естественных механизмов, которые останавливают размножение вредоносных микроорганизмов: строение наружных половых органов, микрофлора влагалища, кислотность, иммунитет, но элементарное незнание основ личной гигиены подрывает эти механизмы, тем самым нарушая тонкое равновесие биоценоза, что в будущем может привести к нарушениям репродуктивной функции женщины.

Сведения об авторах

Казакова Анна Владимировна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры акушерства и гинекологии ИПО ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: [email protected]

Спиридонова Наталья Владимировна - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии ИПО ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Уварова Елена Витальевна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель 2-го гинекологического отделения (гинекологии детского и юношеского возраста) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, главный внештатный специалист Минздрава России по гинекологии детского и юношеского возраста, Президент Межрегиональной общественной организации «Объединение детских и подростковых гинекологов» (Москва) E-mail: [email protected]

Комарова Марина Валерьевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры лазерных и биотехнических систем ФГАОУВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева (национальный исследовательский университет)» E-mail:[email protected]

Литература

1. Коколина В.Ф. Диагностика и лечение урогениталь-ных инфекции у детеи и подростков: Пособие для врачей. - М., 2010.

2. Коколина В.Ф., Румянцев А.Г., Уварова Е.В. Диспансерное наблюдение и контроль репродуктивного здоровья девочек в амбулаторно-поликлини-ческих условиях: Метод. рекомендации. - М., 2008.

3. Маркин Л.Б., Яковлева Э.Б. Справочник детского гинеколога. - К.: Интермед, 2004. - 384 с.

4. Оптимизация лечения и профилактики вульво-вагинитов у девочек нейтрального периода / Э.Б. Яковлева, М.Ю. Сергиенко, О.К. Межова и др. // Медико-социальные проблемы семьи. -2010. - Т. 15, № 3. - С. 65-68.

72 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2014, №6

5. Основные закономерности развития репродуктивной системы девочек: Пособие для врачей / А.В. Казакова, Н.В. Спиридонова, О.И. Линева. -Самара: Офорт, 2013. - 52 с.

6. Руководство по гинекологии детей и подростков / Под ред. В.И. Кулакова, Е.А. Богдановой. -М.: Триада-Х, 2005. - 336 с.

7. Румянцев А.Г., Панков Д.Д. Актуальные проблемы подростковой медицины. - М., 2002.

8. Спиридонова Н.В. Особенности микробного пейзажа влагалища у девочек со слипчивым процессом наружных половых органов / Н.В. Спиридонова, А.В. Казакова // Рос. вестн. акуш.-гин. - 2014. - № 2. -С. 82-86.

9. Уварова Е.В., Султанова Ф.Ш.,ЛатыповаН.Х. Влагалище как микроэкосистема в норме и при воспалительных процессах различной этиологии // Репродукт. здоровье детей и подростков. - 2005. - № 2. -С. 26-38.

10. Уварова Е.В. Специалистам об интимной гигиене девочек от рождения до половой зрелости // Репродукт. здоровье детей и подростков. - 2010. -№ 2. - С. 87-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Adibelli D, Kilinc N.O., Akpak Y.K., Kilic D. Genital hygiene behaviors and associated factors in women living in rural areas of Turkey // El Mednifico J. -2014. - Vol. 2, N 3. - P. 210-214.

12. Altun I, Cinar N.D., Dede C. Hygiene behaviour in university students in Turkey // J. Pakistan Med. Assoc. -2013. - Vol. 63 (5). - P. 585-589.

13. Misra D.P., Trabert B., Atherly-Trim S. Variation and predictors of vaginal douching behavior // Women's Health Issues. - 2006. - Vol. 16. - P. 275-282.

14. Moustafa M.F., Makhlouf E.M. Association between the Hygiene Practices for Genital Organs and Sexual Activity on Urinary Tract infection in Pregnant Women at women's Health Center, at Assiut University Hospital // J. Am. Sci. - 2012. - Vol. 8, N 9. - P. 515-522.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.