Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТРУДНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

Современное образование ориентировано на максимально полное раскрытие личностного потенциала человека и рассматривается как способ его саморазвития на основе самоуправления и автономии познавательной деятельности. Обучение на основе проектов, как один из личностно-ориентированных методов обучения, является средством формирования ключевых компетенций современного специалиста, включающих коммуникативную, исследовательскую, информационную; способом развития и совершенствования навыков критического мышления, сотрудничества, командной работы, самообразования и самосовершенствования. В мире, основанном на проектах, эти качества, умения и навыки обеспечивают конкурентоспособность специалиста, являются условием его успешности и необходимы не только в профессиональной сфере, но и для решения многочисленных жизненных проблем. Однако, наряду с преимуществами использования метода проектов в системе современного высшего образования существует целый ряд затруднений, с которыми могут столкнуться как преподаватели, так и обучающиеся. Цель статьи - выявление и обобщение наиболее распространенных факторов, снижающих эффективность использования метода проектов в образовательном процессе. Целенаправленная деятельность преподавателей по диагностике и преодолению возможных затруднений, повышение уровня профессионального мастерства, глубокое понимание всех психолого-педагогических механизмов воздействия метода проектов на обучающихся будут способствовать повышению эффективности реализации проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DIFFICULTIES IN IMPLEMENTING THE PROJECT METHOD IN MODERN HIGHER EDUCATION

Modern education is focused on the fullest possible personal fulfillment and is considered as a way of a person’s self-development on the basis of self-management and autonomy of his cognitive activity. Project-based learning, as one of the learner-centered methods of training, is a means of formation of key competences of the modern specialist, including communicative, research, information competences; it is a way to develop and improve the skills of critical thinking, collaboration, teamwork, self-education and self-improvement. In a project-based world, these qualities, skills and abilities ensure the competitiveness of a specialist; they are a condition for his success and are necessary not only in the professional sphere, but also for solution of numerous life problems. However, in addition to the advantages of using the project method in modern higher education, there are a number of difficulties that both teachers and students may face. The article is aimed at identifying and summarizing the most common factors that reduce the effectiveness of the project method in the educational process. The purposeful activities of teachers in diagnosing and overcoming possible difficulties, increasing the level of professional skills, deep understanding of all the psychological and pedagogical mechanisms of the impact of the project method on students will contribute to enhance the efficiency of project activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.147

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современное образование ориентировано на максимально полное раскрытие личностного потенциала человека и рассматривается как способ его саморазвития на основе самоуправления и автономии познавательной деятельности. Обучение на основе проектов, как один из личностно-ориентированных методов обучения, является средством формирования ключевых компетенций современного специалиста, включающих коммуникативную, исследовательскую, информационную; способом развития и совершенствования навыков критического мышления, сотрудничества, командной работы, самообразования и самосовершенствования. В мире, основанном на проектах, эти качества, умения и навыки обеспечивают конкурентоспособность специалиста, являются условием его успешности и необходимы не только в профессиональной сфере, но и для решения многочисленных жизненных проблем. Однако, наряду с преимуществами использования метода проектов в системе современного высшего образования существует целый ряд затруднений, с которыми могут столкнуться как преподаватели, так и обучающиеся. Цель статьи - выявление и обобщение наиболее распространенных факторов, снижающих эффективность использования метода проектов в образовательном процессе. Целенаправленная деятельность преподавателей по диагностике и преодолению возможных затруднений, повышение уровня профессионального мастерства, глубокое понимание всех психолого-педагогических механизмов воздействия метода проектов на обучающихся будут способствовать повышению эффективности реализации проектной деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, трудности, эффективность, мотивация, педагогические технологии, ключевые компетенции.

Annotation. Modern education is focused on the fullest possible personal fulfillment and is considered as a way of a person's self-development on the basis of self-management and autonomy of his cognitive activity. Project-based learning, as one of the learner-centered methods of training, is a means of formation of key competences of the modern specialist, including communicative, research, information competences; it is a way to develop and improve the skills of critical thinking, collaboration, teamwork, self-education and self-improvement. In a project-based world, these qualities, skills and abilities ensure the competitiveness of a specialist; they are a condition for his success and are necessary not only in the professional sphere, but also for solution of numerous life problems. However, in addition to the advantages of using the project method in modern higher education, there are a number of difficulties that both teachers and students may face. The article is aimed at identifying and summarizing the most common factors that reduce the effectiveness of the project method in the educational process. The purposeful activities of teachers in diagnosing and overcoming possible difficulties, increasing the level of professional skills, deep understanding of all the psychological and pedagogical mechanisms of the impact of the project method on students will contribute to enhance the efficiency of project activities.

Key words: project method, difficulties, efficiency, motivation, pedagogical technologies, key competencies.

Введение. Главным направлением развития современной системы образования является воспитание подлинно свободной личности, обладающей способностью самостоятельно мыслить, приобретать и применять знания, тщательно и критически обдумывать принимаемые решения, четко представлять способы их реализации, эффективно сотрудничать в разных по профилю и составу группах, быть открытым для общения и взаимодействия. Изменения, происходящие в современном обществе, информатизация всех сфер жизнедеятельности человека стимулируют развитие и рождают спрос на разработку новых образовательных и психолого-педагогических технологий. Они должны быть направлены на развитие личности обучающихся, формирование творческой инициативы, наработку опыта самостоятельного ориентирования в постоянно обновляющихся информационных потоках, приобретение студентами умения генерировать идеи и находить решения возникающих проблем с целью постоянного профессионального самосовершенствования, самоопределения и самообразования.

Вместе с тем, уже хорошо известные и широко применяемые в педагогической практике технологии, например, проектная технология, несомненно, заслуживают более глубокого исследования, детальной проработки и дальнейшего развития с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе, максимально полного раскрытия их образовательного и воспитательного потенциала. В этой связи метод проектов в последнее время привлекает все большее внимание представителей педагогического сообщества, как практиков, так и исследователей. Для того чтобы в полной мере реализовать идею метода проектов, необходимо проанализировать факторы, препятствующие интеграции данного метода в обучение.

Цель данной работы: выявить и обобщить наиболее распространенные затруднения, связанные с использованием в образовательном процессе метода проектов.

Объект исследования: проектная деятельность в образовательных организациях высшего образования.

Предмет исследования: особенности организации проектной деятельности, влияющие на ее эффективность.

Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. Быстрое развитие современного общества, его экономики и технологий происходит благодаря успешной реализации проектов. Умение оперативно решать проблемы, работать в команде, новаторски и творчески мыслить, адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам становится сегодня критерием успешности специалиста в любой сфере. Конкурентоспособность на современном рынке труда определяется не только базовой квалификацией, но и способностью ставить перед собой масштабные цели и уверенно двигаться к их достижению, использовать креативный подход в поиске решений проблем и не бояться рисковать, брать на себя ответственность, работать в команде и быстро налаживать новые контакты. Эти навыки необходимы не только для построения профессиональной карьеры, но и для решения сложных проблем в личной и социальной сфере. Мир настоящего и будущего требует от человека готовности к непредсказуемым событиям, способности работать в режиме неотложного

решения проблем, умения находить выходы в условиях неопределенности, навыка моделировать ситуацию и прогнозировать ее развитие при отсутствии единственного правильного решения, наличия системного мышления и высокого уровня работоспособности. Согласно официальным исследованиям Ассоциации американских колледжей и университетов, 93% работодателей ценят в своих работниках критическое мышление, умение решать сложные проблемы и коммуникативные навыки больше, чем оценки в дипломе [11]. Таким образом, применение метода проектов в обучении можно рассматривать как подготовку обучающихся к жизни в мире, основанном на проектах.

Современная педагогическая наука определяет метод проектов как один из личностно-ориентированных методов обучения, который интегрирует в себе проблемный подход, групповой, рефлексивный, поисковый, исследовательский и другие методы обучения и в полной мере отвечает требованиям и задачам современного образования [5], [4]. «В широком смысле целью личностно-ориентированного обучения является развитие индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося; оказание помощи в понимании себя и раскрытии своего потенциала, в вопросах самоопределения, саморазвития и самореализации; формирование культуры жизнедеятельности обучающихся, которая позволяет продуктивно строить свою профессиональную и социальную жизнь [6, С. 16-17]». Обучение на основе проектов - это учебный подход, призванный дать обучающимся возможность развивать знания и навыки посредством участия в проектах, посвященных решению задач и проблем, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Целью проектного обучения является вовлечение обучающихся в активный процесс создания знаний с последующим применением новых знаний для решения определенной проблемы.

Метод проектов появился в США во второй половине XIX в. В основу метода легли теоретические концепции «прагматической педагогики», а его основоположником стал американский философ и педагог Дж. Дьюи, который выдвинул принцип «обучение через действие, делание» и теоретически обосновал метод проектов. Метод проектов также называли «методом проблем» и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными Дж. Дьюи и его учеником У. Х. Килпатриком. В российском образовании интерес и активное использование проектного метода относятся к началу XX в. Во второй половине 20-х гг. метод проектов широко внедрялся в советской школе в качестве ведущей технологии обучения. Он подробно рассматривался в трудах С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева и др. Проектное обучение активно применялось в педагогической практике A.C. Макаренко. Вопросы организации обучения на основе разработки проектов освещались в ряде работ Е. Г. Кагарова. Однако в 1931 г. метод проектов был осужден как не способствующий формированию глубоких теоретических знаний учащихся и официально запрещен. В отечественное образование метод проектов вернулся во второй половине 1980-х гг. на общей волне демократизации общества [2]. Большой вклад в исследование истории возникновения метода проектов и его теоретических аспектов внесла Е.С. Полат [3].

Опираясь на изученные источники [1] - [12] и личный опыт проектного обучения, авторы пришли к выводу о наличии определенных затруднений, не позволяющих в полной мере реализовать педагогический потенциал метода проектов, как личностно-ориентированной технологии обучения. Одной из проблем является неготовность и неспособность некоторой части преподавателей к ведению проектной деятельности. Если сам преподаватель не умеет проектировать, то едва ли он может научить этому студентов. То есть внедрению метода проектов в учебный процесс должна предшествовать комплексная подготовка преподавателей, освоение ими всех тонкостей проектной деятельности, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Готовность к реализации проектной деятельности в образовании является составляющей структуры готовности педагога к осуществлению педагогического труда [1]. Руководство кафедр должно стимулировать сотрудников активно повышать уровень педагогического мастерства как в процессе самообразования, так и с помощью организации курсов повышения квалификации. Не менее важна и личная инициатива со стороны преподавателей, их настрой на новаторские решения, энтузиазм, желание поделиться с обучающимися собственным опытом проектной деятельности, направить их на конструктивную работу.

При реализации метода проектов преподаватель оказывается в нетипичной для себя роли фасилитатора, наставника, а не эксперта, что также может вызвать определенные затруднения, особенно на начальном этапе использования проектной методики. Использование метода проектов в обучении требует от преподавателя наличия навыков планирования и управления, отсутствие которых наряду с отсутствием опыта проектной деятельности может стать существенным препятствием для эффективного применения данного метода. С аналогичной трудностью сталкиваются и обучающиеся, которые могут чувствовать себя некомфортно в условиях, когда наряду с большей самостоятельностью они приобретают и большую ответственность за результаты своей учебной деятельности и могут оказаться не готовы к новому для себя учебному поведению.

Наличие обратной связи является одним из обязательных условий проектной деятельности. Она выполняет сразу несколько функций: индицирующую, диагностическую, мотивационно-ориентирующую, корректирующую и рефлексивную. От функционирования обратной связи во многом зависит успешность реализации проектного метода, поскольку именно она обеспечивает эффективное, оперативное разрешение учебно-педагогических ситуаций для достижения оптимального результата процесса обучения. Отсутствие конструктивной и достоверной обратной связи может привести еще к одной проблеме - утрате интереса к проекту и проектной деятельности со стороны обучающихся. Следует отметить, что именно конструктивный характер проектного обучения является как его плюсом, так и минусом. Не получив необходимой обратной связи, обучающиеся могут зайти в тупик, разочароваться и вообще отказаться от проекта. Подобная ситуация может привести также к снижению уровня доверия обучающихся к преподавателю.

Проектная деятельность сопряжена с трудностями организационного порядка, в частности, ее реализация требует значительных временных затрат, однако, не меньше времени занимает и оценивание ее результатов. Поскольку разные группы студентов разрабатывают разные проекты и используют разные методы решения проблем, оценка итогов проектной деятельности может стать для преподавателя достаточно сложным процессом и носить несколько субъективный характер. Вместо того чтобы просто применять общую оценочную шкалу, преподаватели должны встречаться с группами для обсуждения подготовленных ими проектов и достижений студентов, оценивая группу в соответствии с набором критериев оценки, уникальным для каждой из них. Оценка проектов включает в себя оценку итогового продукта, а также оценку групповых усилий, вклада каждого участника в реализацию проекта и качество взаимодействия внутри группы. Конечный результат зависит от выполнения каждым студентом поставленной перед ним задачи, способствующей получению конечного результата. Авторам представляется целесообразным проводить регулярное промежуточное оценивание результатов этапов реализации проекта и деятельности его участников, что во многом облегчит работу преподавателя и повысит объективность оценивания.

Обучение на основе проектов занимает большое количество времени и у студентов, поэтому поддержание высокой учебно-познавательной активности требует наличия высокого уровня мотивации и самомотивации, навыков самоконтроля и самооценки, целеустремленности и трудолюбия. Не менее важно, чтобы на протяжении выполнения проекта обучающиеся сохраняли интерес к нему, что может быть достигнуто путем тщательного выбора тематики проекта. Выбор темы проекта -

очень важный этап работы, так как именно тема порой определяет успешность проектной деятельности. Тема несет в себе огромный мотивационный потенциал, вдохновляет и мобилизует обучающихся, создает условия для проявления творческой активности.

Необходимо также учесть, что при использовании проектного метода обучения иногда возможен пропуск контента, когда обучающиеся могут упустить важную информацию, необходимую для поиска решения проблемы. Полнота содержательной части проекта может быть обеспечена рекомендациями со стороны преподавателя в отношении источников получения информации.

Неподготовленность обучающихся, их незрелость может стать еще одним препятствием для эффективной работы в группе при использовании метода проектов. Работа над проектом может не оправдать их ожиданий из-за определенных пробелов в знаниях, которые им необходимо будет преодолевать. Часто студенты с более высокой успеваемостью чувствуют, что они несут на себе всю тяжесть задания. Для преодоления этого затруднения необходимо, чтобы ответственность была распределена между всеми членами группы, чтобы каждый студент получил определенную роль в проекте. При этом поставленная задача должна соответствовать возможностям обучающегося, учитывать их возрастные, психологические особенности, стили обучения, интересы и образовательные потребности.

Кроме того, командная работа может создать больший потенциал для конфликтов между студентами, поскольку проектная деятельность связана с более интенсивным взаимодействием обучающихся, чем традиционные методы обучения. Обучающиеся, не имеющие опыта групповой работы, могут испытывать затруднения в достижении компромисса при решении проблемных вопросов; дополнительными препятствиями могут стать отсутствие навыков тайм-менеджмента, планирования и самоуправления, неумение выражать свою точку зрения и объективно оценивать свою деятельность.

Для того чтобы в дальнейшем обучающиеся знали, как применить на практике полученные в ходе реализации проекта новые знания, необходимо соблюдение ряда условий:

- проблема, которую предполагается решить, должна быть социально или личностно значима для обучающихся;

- тематика проектной работы должна быть связана с учебным материалом и иметь профессиональную направленность;

- деятельность обучающихся должна быть нацелена на завершение проекта, получение определенного результата, имеющего теоретическое или практическое значение;

- содержательная часть проекта должна в максимальной степени отражать тему проектной работы;

- работа над проектом должна осуществляться в виде пошаговых действий с промежуточной диагностикой результатов, как с точки зрения выполненных действий, так и точки зрения содержательной стороны, то есть полноты охвата контента;

- итоговая презентация этапов и итога учебного проекта должна иллюстрировать поэтапное движение к достижению осознанно поставленной цели.

Выводы. Метод проектов представляет собой активный метод обучения, ориентированный на обучающихся. Проектная деятельность рассматривается как средство развития и совершенствования ключевых компетенций XXI века (критическое мышление, творчество, сотрудничество, коммуникация), способ повышения мотивации и создания ситуации успеха в обучении. Использование метода проектов позволяет обучающимся поднять свое мышление на новый уровень, подготовиться к принятию и решению проблем, с которыми им предстоит встретиться в профессиональной деятельности и в жизни. Рассматриваемый метод обучения развивает лидерские качества, учит брать на себя ответственность за результаты своей работы, прививает потребность в приобретении новых знаний, открывает перспективы обучения на протяжении всей жизни.

При всех преимуществах проектного обучения его применение может быть сопряжено с определенными затруднениями, которые нельзя игнорировать при выборе такого подхода к обучению студентов. К основным трудностям относятся проблемы организационного характера, в частности, планирование, управление, оценивание, обратная связь; недостаточный уровень подготовки у определенной части преподавателей; неподготовленность обучающихся; отсутствие у них навыков тайм-менеджмента и самоуправления, недостаточная сформированность коммуникативных навыков.

Целенаправленная деятельность преподавателей по диагностике и преодолению возможных затруднений, повышение уровня профессионального мастерства, глубокое понимание всех психолого-педагогических механизмов воздействия метода проектов на обучающихся наряду с планомерной работой по развитию их мышления, коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, будут способствовать повышению эффективности реализации проектной деятельности.

Литература:

1. Везетиу, Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования / Е.В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 44-47.

2. Иванова, С.В. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе / С.В. Иванова, Л.С. Пастухова // Образование и наука. 2018. - Том 20. - № 6. - С. 29-49.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - Москва: Academia, 2008. - 272 с.

4. Самаркина, И.В. Групповой творческий проект как метод интерактивного обучения / И.В. Самаркина // Человек. Сообщество. Управление. - 2005. - №1. - С. 130-142.

5. Щербакова, И.А. Метод проектов при обучении английскому языку: взаимосвязь учебы и практики / И.А. Щербакова // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 5-6. - С. 33-40.

6. Проектная деятельность в образовательном процессе: коллективная монография / Бекирова Э.Ш., Бекиров С.Н., Везетиу Е.В. [и др.]; под общ. ред. Е.В. Везетиу. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - 128 с.

7. Amissah, Peter Alex Kow Advantages and Challenges of Online Project Based Learning / Peter Alex Kow Amissah // Thesis. Rochester Institute of Technology. - 2019. - URL: https://scholarworks.rit.edu/theses/10231/ (дата обращения 19.04.2022).

8. Aslanides, Constantinos Dimitrios Advantages, Disadvantages and the Viability of Project-Based Learning Integration in Engineering Studies Curriculum: The Greek Case / Constantinos Dimitrios Aslanides, Vasiliki Kalfa, Sotiria Athanasiadou, Haris Giannelos, Vasileios Karapatsias // 44th SEFI Conference. - 12-15 September 2016. - Tampere, Finland. - URL: https://www.researchgate.net/publication/325698433_Advantages_Disadvantages_and_the_Viability_of_Project-Based_Learning_Integration_in_Engineering_Studies_Curriculum_The_Greek_Case (дата обращения 23.03.2022).

9. Harmer, Nichola The benefits and challenges of project-based learning: A review of the literature / Nichola Harmer, Alison Stokes // Pedagogic Research Institute and Observatory (PedRIO). - Plymouth University. - 2014. - URL: https://www.plymouth.ac.uk/uploads/production/document/path/5/5857/PedRIO_Paper_6.pdf (дата обращения 11.04.2022).

10. Ribeiro, Luis Roberto C. The Pros and Cons of Problem-Based Learning from the Teacher's Standpoint / Luis Roberto C. Ribeiro // Journal of University Teaching & Learning Practice. - 2011. - 8(1). - URL: https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol8/iss1/4/ (дата обращения 12.04.2022).

11. Sharma, Raman What is Project-Based Learning? What are the Advantages & Disadvantages of PBL Approach? / Raman Sharma // Allusefulinfo.com. - 2021. - URL: https://allusefulinfo.com/what-is-project-based-learning-advantages-disadvantages-of-pbl-approach/ (дата обращения 04.05.2022).

12. Sumarni, Woro The Strengths and Weaknesses of the Implementation of Project Based Learning: A Review / Woro Sumarni // International Journal of Science and Research (IJSR). - 2015. - Volume 4. - Issue 3. URL: https://www.ijsr.net/archive/v4i3/SUB152023.pdf (дата обращения 12.04.2022).

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков и методики преподавания Арадахова Мария Балаэфендиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент Абулайсова Насихат Абулайсовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ

ВИДЕОЛЕКЦИЙ

Аннотация. В статье были выявлены возможности видеолекций как средства обучения и реализации межпредметных связей. Были определены преимущества использования видеоматериалов на уроке английского языка, которые заключаются в их аутентичности, способности реализовать основные принципы обучения на уроке и возможности повышать мотивацию обучающихся. Была раскрыта необходимость обучения аудированию и видеоаудированию. Более того, были рассмотрены лингвистические особенности видеолекций и специфика конкретного YouTube-канала. Сделан вывод о том, что использование видеолекций YouTube-каналов на уроках английского языка не будет противоречить требованиям к уровню подготовки обучающихся и федеральным образовательным стандартам и способно в полной мере реализовать межпредметность на уроке.

Ключевые слова: английский язык, обучающийся, межпредметные связи, видеолекции, аудирование, YouTube-канал.

Annotation. The article revealed the possibilities of video lectures as a means of teaching and implementing interdisciplinary connections. The advantages of using video materials in an English lesson were identified, which are their authenticity, the ability to implement the basic principles of teaching in the classroom and the ability to increase students' motivation. The need for training in listening and video listening was revealed. Moreover, the linguistic features of the video lectures and the specifics of a particular YouTube channel were considered. It is concluded that the use of video lectures from YouTube channels in English lessons will not contradict the requirements for the level of training of students and federal educational standards and is able to fully implement intersubjectivity in the lesson.

Key words: English, student, interdisciplinary connections, video lectures, listening, YouTube channel.

Введение. На нынешнем этапе развития познания все более явной становится роль процесса глобализации и интеграции, который подразумевает развитие наук как единого комплекса. Ученые не только более подробно изучают законы природы, но и находят их связи с другими сферами человеческой жизнедеятельности. Данный феномен не может не влиять и на процесс обучения. Конкретным выражением данных интеграционных процессов в курсах учебных дисциплин являются межпредметные связи. Благодаря этому, содержание образования качественно выходит на более высокий уровень при опоре на комплексное использование межпредметных связей в процессе обучения.

Возрастающие требования к уровню владения иностранным языком и изменение целей обучения иностранным языкам обуславливают необходимость поиска более эффективных технологий и методик обучения. В частности, все более явной становиться роль Интернет-ресурсов в процессе обучения современных школьников. Например, различные видеоматериалы не только наполняют уроки современным и интересным для молодого поколения контентом, тем самым создавая сильную мотивацию к изучению предмета, но и могут являться источником межпредметных знаний. Так популярный видеохостинг «YouTube» предлагает большое количество видеоматериалов, которые могут быть использованы в процессе обучения. Широко распространены англоязычные видеолекции на таких YouTube-каналах, как Crash Course, Ted.Ed и др. По нашему мнению, такого рода образовательные видеоматериалы обладают особенным методическим потенциалом: они способны обеспечить устойчивый интерес обучающихся к межпредметному содержанию по любой теме.

Изложение основного материала статьи. Современные учителя всегда находится в поиске более эффективных путей обучения. Преподаватели такого школьного предмета, как иностранный язык не являются исключением. На сегодняшний день можно выделить несколько проблем, необходимость решения которых диктуется развитием процесса обучения иностранному языку и требованием повышения его эффективности. Во-первых, сейчас ярко выражена потребность интенсификации образования. Она подразумевает передачу большого объема учебной информации на более качественном уровне за тот же период времени. Во-вторых, существует необходимость обеспечения способности обучающихся учиться всю жизнь, учиться самостоятельно. Данный пункт отражен в стратегической цели среднего образования во ФГОС. Также, современный школьник не только должен владеть языком как иноязычной коммуникативной компетенцией, но и осознавать возможности ИЯ как средства получения доступа к новой информации. Эти, казалось бы, разноплановые проблемы довольно тесно связаны и имеют одно решение - межпредметность.

На настоящий момент в связи с развитием технологий все больше и больше окружающей нас информации сопровождается видеорядом. Все меньше людей слушают радио и читают газеты. Телевидение и Интернет-ресурсы, такие как «YouTube», стали основными источниками знаний о мире для современного молодого человека.

Эта тенденция наблюдается и в сфере образования. Все чаще школьные учителя английского языка стараются включить в свои уроки работу с видео, видя в этом большой методический потенциал.

Видео - это один из самых распространенных источников медиаобразовательной аутентичной информации. Под видеоматериалами, вслед за Е.В. Ильченко, мы понимаем любую «телепродукцию (новости, интервью, ток-шоу и т.д.), а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.