Научная статья на тему 'Анализ затрат рабочего времени летного экипажа методом хронометража'

Анализ затрат рабочего времени летного экипажа методом хронометража Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
541
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА / ХРОНОМЕТРАЖ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Степаненко Елена Владимировна

Рассматривается хронометраж как метод изучения затрат рабочего времени, исследование предполетной подготовки экипажа воздушного судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Степаненко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TIME-FLIGHT CREW BY TIME-STUDY METHOD

Discusses time-study as a crew time-flight study method, aircraft crew flight preparation research.

Текст научной работы на тему «Анализ затрат рабочего времени летного экипажа методом хронометража»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 190

УДК 629.735.071

АНАЛИЗ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА МЕТОДОМ ХРОНОМЕТРАЖА

Е.В. СТЕПАНЕНКО

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Рассматривается хронометраж как метод изучения затрат рабочего времени, исследование предполетной подготовки экипажа воздушного судна.

Ключевые слова: предполетная подготовка, экипаж воздушного судна, хронометраж.

Предполетную подготовку экипажа организует и проводит командир воздушного судна перед каждым полетом, с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеоусловий. По существующим нормам экипаж должен приступить к предполетной подготовке не позднее, чем за 1 ч до намеченного времени вылета, а в промежуточных аэропортах при кратковременных стоянках - с момента явки экипажа в АДП.

Однако проведенный неформальный опрос среди членов экипажей ОАО «Аэрофлот» показал, что этого времени явно не достаточно для проведения необходимых действий о подготовке к полету.

Опрос выявил необходимость провести полевое исследование времени предполетных работ методом хронометража. Объектом исследования явилась предполетная подготовка экипажей ОАО «Аэрофлот» в терминале «Б» аэропорта Шереметьево. Предмет исследования -предполетная поготовка летного экипажа для типов рейсов малой продолжительности (не более 2 л.ч.); средней продолжительности (от 2 до 6 л.ч); большой продолжительности (свыше 6 л.ч.); рейсов через северную Атлантику.

Хронометраж - метод изучения затрат рабочего времени путем измерения повторяющихся элементов операции. Основной его целью являются выявление наиболее оптимальных методов работы и определение соответствующих им норм времени. Хронометраж позволяет оценить организацию рабочего места, дифференцированно изучить структуру отдельной операции и условия ее выполнения. Процесс проведения хронометража предполетной подготовки экипажа ВС включает три этапа.

На первом (подготовительном) этапе производится разделение операции на отдельные элементы с помощью фиксажных точек. Фиксажная точка - это отчетливый внешний признак, воспринимаемый глазом или на слух, сигнализирующий о начале и конце того или иного элемента операции. На этом же этапе проводятся инструктаж наблюдателя и изучение места проведения исследования. Документально это оформляется в лицевой стороне хронометражно-наблюдательной карты, куда заносятся данные об операции, характер процесса, квалификация и стаж работы летных экипажей.

На втором этапе осуществляется наблюдение и фиксация времени. Замеры времени производятся собирательным и накопительным способами с помощью двухстрелочного секундомера. Наблюдатель должен по фиксажным точкам засекать время и заносить показания секундомера в наблюдательный лист хронометражной карты, следить за порядком выполнения операции.

На третьем этапе производится обработка данных и определение продолжительности элемента операции. Полученные значения продолжительности элемента операции записываются в хронометражный вариационный ряд, где верхняя строка вариант - это замеры в порядке возрастания (убывания) длительности замеров (¿), а нижняя строка частот (р) показывает, как часто данный вариант встречается в хронометражном ряду. Общая сумма частот должна быть равна

количеству замеров. Предварительно исключаются неточные (дефектные) замеры и затем оценивается качество хронометражного ряда с помощью следующих показателей:

1) коэффициента устойчивости

ь™. - т- (1)

Если коэффициент устойчивости фактический меньше коэффициента устойчивости нормативного, то ряд устойчивый (неразбросанный), в обратном случае наблюдение следует повторить;

2) коэффициента модальности

Рмо

=

(2)

" 2>

где Рмо - частота моды (наиболее встречаемой варианты); - сумма всех частот хрономет-ражного ряда.

1

Если к > ~, то ряд модальный и качественный и, следовательно, можно исчислять сред-

.40 ^

нюю продолжительность выполнения каждого элемента операции (которая будет принята за норму) по формуле средней арифметической взвешенной

(3)

Предполетная подготовка летного состава экипажей регламентируется руководством по производству полетов (РПП).

После изучения объекта исследования была составлена хронометражно-наблюдательная карта, отражающая этапы процесса предполетной подготовки (рис. 1).

ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» ДАТА . 2012 г.

РЕЙС № Маршрут: Москва (SVO) -

Время вылета по расписанию ЛЕТНЫЙ ЭКИПАЖ

Начало наблюдения КОМАНДИР ВС ВТОРОЙ ПИЛОТ

Окончание наблюдения ФИО ФИО

№ п/п Наименование затрат рабочего времени Производственная операция Источник информации Индекс

начало окончание длительность

1 Встреча экипажа Наблюдение

2 Медосмотр Наблюдение, Журнал МСЧ

3 Получение полетного задания .................................. ^.................................. Наблюдение, дисп. Журнал

4 Предварительная подготовка к полету (предполетный брифинг) Наблюдение

5 Прохождение контроля Наблюдение

6 Путь до ВС подход м/автобуса Наблюдение

7 Фактическое отправление (закрытие двери) Программа IPG

8 Фактический вылет (запуск двигателей) Полетное задание

НАБЛЮДАТЕЛЬ (ФИО) Ответственный сотрудник Исполнителя

(подпись)

Рис. 1. Хронометражная карта рабочего времени предполетной подготовки летного экипажа

При проведении хронометража был применен выборочный метод - то есть изучена лишь некоторая часть рейсов. Выборочная совокупность - это часть объектов генеральной совокупности, от которых исследователь получает необходимые сведения (проводя, например, интервью), а затем экстраполирует (распространяет) полученные результаты на всю генеральную совокупность. Однако для этого необходимо отбирать объекты, входящие в выборку, с соблюдением определённых процедур. Можно отметить, что основными требованиями к выборке можно считать:

• репрезентативность (представительность, способность быть отражением генеральной совокупности);

• случайность формирования (каждый объект генеральной совокупности должен иметь равную вероятность быть отобранным);

• достаточность объема для получения статистически значимых результатов.

Из предоставленного заказчиком расписания рейсов, определяющего объем генеральной совокупности, произведена выборка рейсов для проведения хронометража.

Выборка: вероятностная, простая, случайная, бесповторная (табл. 1). Среднее квадратическое отклонение (СКО) времени предполетной подготовки определено на основе экспертных оценок исходя из правила "трех сигм". Предельная ошибка выборки принята равной половине СКО. Доверительная вероятность 0,95. Коэффициент доверия 2. Объем выборки рассчитан по формуле

п = —-. (4)

D N + Г&

Объем выборочной совокупности для проведения хронометража

Таблица 1

До 2 часов От 2 до 6 часов Свыше 6 часов Атлантика Итого

Объем генеральной совокупности 159 рейса 325 рейса 104 Рейса 17 Рейса 605

СКО времени пред-

полетной подготовки 5 мин 7 мин 10 мин 10 мин

Предельная ошибка

выборочной ср-й 2,5 мин 3,5 мин 5 мин 5 мин

Объем выборочной

совокупности 15 рейсов 15 рейсов 14 рейсов 8 рейсов 52

После определения объема выборочной совокупности для проведения хронометража предполетной подготовки проведен выбор рейсов, подлежащих хронометражу (случайным образом - методом жеребьевки), составлен план-график проведения исследований (наблюдений) как предполетной подготовки, так и послеполетных работ летных экипажей.

Обработка и анализ хронометражных наблюдений состоят из следующих этапов:

* исключение из хронорядов ошибочных замеров, которые были отмечены наблюдателями;

* проверка качества хронорядов путем вычисления коэффициента устойчивости;

* расчет средней величины продолжительности выполнения операции в целом и каждого из ее элементов при условии устойчивых хронорядов;

* сравнение нормативной и фактической продолжительности исследуемой операции, выявление рассогласований и выработка предложений по их устранению.

Под коэффициентом устойчивости хроноряда понимают отношение максимальной продолжительности выполнения операции к минимальной

Куст = ^ , (5)

TMIN

где Куст - коэффициент устойчивости хроноряда; TMAX - максимальная продолжительность выполнения операции; TMIN - минимальная продолжительность выполнения операции. Чем ближе значение КУСТ к 1, тем устойчивее хроноряд.

Хроноряд считается устойчивым при условии, если фактический коэффициент устойчивости меньше или равен максимально допустимому. Труд пилотов может быть отнесен к категориям мелкосерийного производства и ручной работе, поэтому для анализа результатов наблюдения в качестве допустимого принят КУСТ =3.

При обработке результатов наблюдений в качестве момента начала производственной операции «Предполетная подготовка» принимается самое раннее из трех событий: «встреча экипажа», «прохождение медосмотра», «получение полетного задания». Это связано с тем, что у экипажа нет четкого регламента последовательности указанных действий, поэтому место и время встречи экипажа наблюдателем неоднозначны. Наблюдатель вынужден фиксировать все три события, используя при необходимости журнал медсанчасти и журнал выдачи полетных заданий.

В связи с этим появляется такой элемент производственной операции, как «Прочие затраты РВ (до брифинга)». К этому элементу операции относится время от начала производственной операции до начала элемента «предполетный брифинг», которое может включать в себя прохождение медосмотра, получение полетного задания, кратковременный перерыв или потери рабочего времени (РВ). Поскольку точно определить состав затрат РВ в данном элементе не представляется возможным, но затраты эти осуществляются в самом начале производственной операции, целесообразно отнести их не к потерям РВ, а ко времени «выполнения производственного задания».

Прохождение медосмотра экипажем не выделяется как отдельный элемент производственной операции, поскольку оно происходит либо в процессе предполетного брифинга, либо до брифинга (прочие затраты РВ) и учитывается в составе одного из этих двух элементов.

В качестве момента окончания производственной операции «Предполетная подготовка» принимается время фактического отправления (закрытие двери / отгон трапа / уборка колодок), которое определялось с использованием системы

Результаты анализа хронометражных наблюдений производственной операции «Предполетная подготовка» представлены в табл. 2.

Хроноряды по отдельным категориям рейсов более устойчивы. Это говорит о том, что продолжительность рейса является одним из факторов, влияющих на длительность выполнения исследуемой операции.

Нормативное время на выполнение производственной операции «Предполетная подготовка» составляет 1 ч [1]. По результатам анализа хронометражных наблюдений среднее время на выполнение данной операции по всей генеральной совокупности (604 рейса) составляет 1 ч 50 мин ±5 мин Такое значительное (кратное!) превышение фактического времени над нормативным при хорошей (<=2) устойчивости хроноряда свидетельствует о несовершенстве установленных норм.

Таблица 2

Результаты анализа хронометражных наблюдений производственной операции «Предполетная подготовка»

Категория рейсов (продолжительность) Количество рейсов Длительность операции «Предполетная подготовка» (ч) КУСТ

факт. план мин макс. среднее значение средняя ошибка предельная ошибка

Менее 2 л.ч 15 15 1,87 2:24 1:42:40 0:04:39 0:09:07 1,87

От 2 до 6 л.ч 15 15 1,59 2:09 1:42:44 0:03:53 0:07:36 1,59

Свыше 6 л.ч 14 14 1,95 2:34 1:59:00 0:04:59 0:09:47 1,95

Рейсы через Атлантику 8 8 1,38 2:34 2:06:22 0:04:51 0:09:31 1,38

ВСЕГО 52 52 2,00 2:34 1:50:44 0:02:38 0:05:10 2,00

Таким образом, анализ рабочего времени летных экипажей методом хронометража позволил сформулировать рекомендации по пересмотру нормы времени выполнения производственной операции «Предполетная подготовка» в сторону увеличения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по производству полетов эксплуатанта. - Аэрофлот. - 2011. - Ч. А. - Глава 7. - П. 7.2.2.

2. Васильева Э.К., Юзбашев М.М. Выборочный метод в социально-экономической статистике: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010.

3. Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г. Теория статистики: учеб. пособие. - М.: Изд. МЭСИ, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Степанов В.Г. Статистика: учебный курс. - [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс, Московский институт экономики, менеджмента и права, Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010. - Ч. 1.

5. Чернова Т.В. Экономическая статистика: учеб. пособие. - [Электронный ресурс]: электронный учебник, Административно-управленческий портал, 2011.

ANALYSIS OF TIME-FLIGHT CREW BY TIME-STUDY METHOD

Stepanenko E.V.

Discusses time-study as a crew time-flight study method, aircraft crew flight preparation research.

Key words: flight preparation, flight crew, time-study method.

Сведения об авторе

Степаненко Елена Владимировна, окончила РГГУ (1994), кандидат социологических наук, доцент кафедры МГТУ ГА, автор более 40 научных работ, область научных интересов - менеджмент, кадровый менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.