Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / экологическая экспертиза / охрана окружающей среды / зарубежный опыт / ecology / ecological expertise / environmental protection / foreign experience

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н.В. Клемюк, Ю.А. Аникина

Дан краткий обзор развития системы управления охраной окружающей среды в разных странах и конституционального контекста, в рамках которого происходило развитие данной системы. Рассмотрены предпосылки разграничения ответственности и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN PRACTICE OF ENVIRONMENTAL EXPERTISE

A brief overview of the development of the environmental management system in these countries and the constitutional context within which the development of this system took place is given. The prerequisites for delineation of responsibility and authority between federal and regional authorities are considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ»

Актуальныае проблемы! авиации и космонавтики - 2022. Том 3

УДК 504.75

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТИРОВАНИЯ

Н.В. Клемюк, Ю. А. Аникина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Klemuk_natali@mail.ru

Дан краткий обзор развития системы управления охраной окружающей среды в разных странах и конституционального контекста, в рамках которого происходило развитие данной системы. Рассмотрены предпосылки разграничения ответственности и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Ключевые слова: экология, экологическая экспертиза, охрана окружающей среды, зарубежный опыт

ANALYSIS OF FOREIGN PRACTICE OF ENVIRONMENTAL EXPERTISE

N.V. Klemuk, J.A. Anikina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Klemuk_natali@mail.ru

A brief overview of the development of the environmental management system in these countries and the constitutional context within which the development of this system took place is given. The prerequisites for delineation of responsibility and authority between federal and regional authorities are considered.

Keywords: ecology, ecological expertise, environmental protection, foreign experience

Основное внимание уделено отношениям между федеральным центром и регионами в области управления природоохранной деятельностью. Приведены три примера, иллюстрирующие методы повышения в этих странах эффективности систем управления охраной окружающей среды путем укрепления сотрудничества между органами власти разных уровней и сохранения здорового напряжения в системе на основе сдержек и противовесов.

Для обеспечения базы сравнения, в данном исследовании приведены примеры систем управления природоохранной деятельностью трех стран, имеющих федеральные и региональные органы государственного управления:

1) США, где законодательные и реализационные полномочия штатов в значительной мере переданы на федеральный уровень. Федеральное правительство передает определенные полномочия штатам в соответствии с соглашениями на основе исполнения контрольных показателей, оставляя за собой право возврата переданных полномочий в том случае, если штаты не выполнят взятые на себя обязательства. В отношении ЭО, федеральное правительство несет основную ответственность за реализацию Федерального Закона о национальной политике в области охраны окружающей среды (ЗНПООС), при этом некоторые штаты приняли свои собственные законодательные акты (НПООС).

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

2) Германия, где законодательные полномочия в области охраны окружающей среды в значительной степени являются прерогативой федеративного центра, но Земли обычно несут ответственность за применение установленного законодательства, за исключением отдельных случаев, подпадающих под юрисдикцию федерального правительства (например, трансграничные вопросы).

3) В Канаде региональные органы власти обладают гораздо более широкими полномочиями. В каждой провинции разработано свое собственное экологическое законодательство. В этой связи в Канаде было принято решение создать Канадский совет министров по охране окружающей среды (КСМООС) в качестве механизма согласования законодательства посредством достижения консенсуса снизу. Что касается процесса ЭО, то данной группой был разработан проект законодательной базы, основанной на согласованных принципах, включая обязательство извещать все стороны об экологических оценках, проводимых в настоящее время.

США. Полномочия федеральных органов власти в сфере охраны окружающей среды заложены, главным образом, в Положении о коммерческой деятельности Раздела 8 Конституции США, наделяющего Конгресс полномочиями по регулированию торговых отношений между штатами и внешней торговли. Федеральные органы власти США не могут заставить законодательный орган какого-либо штата принять определенный закон об охране окружающей среды или регулировать определенным образом деятельность находящихся на территории штата предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Среди наиболее важных федеральных законов США в этой области следует отметить: Закон о чистой воде, устанавливающий ограничения на сброс сточных вод, основанные на технологии очистки и на качестве воды в водном объекте, Закон о чистом воздухе, устанавливающий стандарты качества воздуха, Общий закон о воздействии на окружающую среду, компенсациях и ответственности, который предписывает очистку заброшенных свалок опасных отходов. Соответствующий Закон о планировании чрезвычайных мер и праве населения на получение информации (EPCRA) обеспечивает доступ общественности к информации об уровне токсичных выбросов. При этом результаты оценки должны доводиться до сведения общественности и органов государственного управления[1].

Германия. Все федеральные законы должны проходить через Бундестаг, законодательный орган федерального уровня. Но в большинстве случаев они должны также проходить через Бундесрат, который представляет земли, потому что именно земли будут позже проводить в жизнь принятые федеральные законы. Такой механизм позволяет обеспечить реализуемость законопроектов и их экономическую эффективность.

Ключевыми экологическими законами федерального уровня являются: Закон об управлении водными ресурсами, 1957 г., Федеральный закон о контроле качества атмосферного воздуха, 1974 г., Закон об охране природы, 1976 г., Закон о плате за сброс сточных вод, 1976 г., Закон об энергосбережении, 1976 г, который включил аспекты регулирования потребления энергии в ответ на энергетический кризис начала 1970-х параллельно с традиционной очисткой выбросов загрязняющих веществ в конце технологического процесса и др.

Конференция министров по вопросам окружающей среды играет важную роль в деле координации экологической политики между Землями, а также между органами власти Земель и федеральным правительством. Во-первых, этот орган способствует гармонизации природоохранных нормативных актов Земель с учетом передовой практики и наработанного Землями опыта. Во-вторых, Земли объединяют свои технические и научные ресурсы с целью разработки новых инструкций и практических рекомендаций [2].

Канада. В Конституции 1867 г. отсутствует упоминание термина окружающая среда. Поэтому охрана окружающей среды относится к совместному ведению законодательных органов провинций и федерального центра. Разграничение ответственности осуществляется

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

исходя из юрисдикции ресурсов, прежде всего земельных, так как ресурсы обычно принадлежат собственнику земельного участка.

В сфере охраны окружающей среды провинции обладают широкими законодательными и реализационными полномочиями. Учитывая широкий разброс полномочий в сфере охраны окружающей среды и неизбежность возникновения конфликтов между органами управления различных уровней при совместном ведении охраной окружающей среды, в Канаде создано несколько механизмов обеспечения консенсуса. Важнейшим инструментом является Канадский Совет Министров охраны окружающей среды (КСМООС). Оценка экологического воздействия выполняется на федеральном, провинциальном и муниципальном уровнях.

Между региональными нормативными актами в области ЭО имеются определенные различия, что способствует созданию атмосферы неопределенности среди регулируемого сообщества. В начале 1990-х КСМООС приступил к работе по гармонизации процедур ОВОС, результатом которой стал проект структуры ОВОС и подписание двусторонних соглашений между провинциями и федеральным правительством [3].

В заключение можно отметить, что в каждой стране сформировались свои собственные формы взаимоотношений между федеральным центром и региональными органами власти. Одним из индикаторов указанных различий в области управления охраной окружающей среды является степень делегирования полномочий регионам в сфере экологического законодательства и управления охраной окружающей среды. Указанные три страны можно охарактеризовать следующим образом:

1) США, где законодательные и реализационные полномочия штатов в значительной мере переданы на федеральный уровень в результате давления со стороны общественности, обеспокоенной решением острых вопросов загрязнения окружающей среды.

2) Германия, где законодательные полномочия в области охраны окружающей среды в значительной степени являются прерогативой федерального центра, но Земли по определению несут ответственность за применение установленного законодательства, за исключением отдельных случаев.

3) Канада, где региональные органы власти обладают гораздо более широкими полномочиями. Во многих случаях, главной целью федерального законодательства является создание благоприятных условий для разработки и реализации соответствующего законодательства на уровне провинций.

Несмотря на такие существенные различия в исходных позициях по разграничению полномочий между федеральным центром и регионами, а также в движущих силах, стоящих за развитием систем управления охраной окружающей среды, в каждой стране ощущается острая необходимость в разработке более эффективных механизмов обеспечения консенсуса между федеральными и региональными органами власти в целях гармонизации законодательства в области управления охраной окружающей среды и его реализации.

Библиографические ссылки

1. Высторобец Е.А. Экологическое право-мотивации в международном сотрудничестве / Е.А. Высторобец - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 2006. - С. 363.

2. Одабаи-Фард В.В., Петров И.В. Решение вопросов экологии в Германии при разработке месторождений нерудного сырья // Строительные материалы. - 2012. - №9. - С. 52-54.

3. Doyle, D and B Sadler Environmental Assessment in Canada: Frameworks, Procedures and Attributes of Effectiveness, Canadian Environmental Assessment Agency, Ottawa, 2016 Эколайн.

© Клемюк Н.В., Аникина Ю.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.