Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта размещения, специализации и концентрации производства сельхозпродукции'

Анализ зарубежного опыта размещения, специализации и концентрации производства сельхозпродукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта размещения, специализации и концентрации производства сельхозпродукции»

Ж.В. Беловол

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗМЕЩЕНИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ

Исходными факторами, определяющими условия размещения и специализации сельскохозяйственного производства, являются традиционные показатели, о которых упоминалось выше. В условиях глобализации мировой экономики, вхождения ряда стран в ЕС и других факторов наблюдаются определенные тенденции, которые прямо либо косвенно влияют на размещение сельского хозяйства и его эффективность. Прежде всего, это проведение аграрной реформы в странах бывшего социалистического лагеря, так называемых странах ЦВЕ (страны Центральной и Восточной Европы). Основные моменты проведения этих реформ следующие:

- восстановление частной собственности на землю, наличие различных форм собственности;

- деколлективизация и изменение организационных форм землевладения и землепользования:

- отказ от командно-административных методов управления и создание экономических рычагов.

Формирование новой системы земельных отношений, возврат к частной собственности не вызвали ожидаемого массового создания крестьянских хозяйств и типичным стало сочетание частного землевладения с коллективным. Отличительной особенностью землепользования стран Запада и США является наличие рынка земли и ипотеки. В странах ЦВЕ он только формируется. Свобода земельного оборота очень важна для оптимизации хозяйств и перераспределения земельных ресурсов в пользу эффективно работающих хозяйств.

Индивидуальные крестьянские хозяйства, занимающие более 50% сельскохозяйственных угодий, преобладают в Польше, Чехии, Словении, Румынии. Кооперативные и государственные хозяйства характерны для Венгрии, Словакии, Бол-

2005

№ 1 (20)

Вестник Академии

гарии Для аграрного сектора США характерно преобладание в землепользовании мелких семейных ферм. Но рост концентрации и специализации, повышение эффективности сельского хозяйства сопровождаются сокращением количества мелких ферм и увеличением площади используемой земли. За период с 1935года по 1999 год количество хозяйств сократилось более чем в 3 раза, а средний размер земельного участка увеличился с 55 га до 175 га Продолжается дальнейший процесс концентрации ферм. 8% крупных ферм США производят 70% сельскохозяйственной продукции в стране [1].

Проводимые в странах ЦВЕ аграрные преобразования хотя и стимулировали формирование новых экономических отношений, но не обеспечили достаточного уровня развития сельскохозяйственного производства. Везде наблюдался спад производства вплоть до конца 90-х годов.

Вновь созданные сельскохозяйственные предприятия трудно ориентируются в новых для них рыночных условиях. Им сложно определить наиболее выгодное и перспективное направление своей деятельности вследствие чего государственная поддержка и регулирование выходят на первый план.

В настоящее время еще дискутируется степень и методы государственного вмешательства, но уже никем не отрицается его необходимость. Если в странах ЦВЕ роль государства заключается в основном в обеспечении организационно-правовой защиты частной собственности и рыночных отношений, то в странах Запада, усилия государства направлены на разработку и выполнение экологических программ, на сохранение ландшафтов и развитие альтернативного земледелия. Роль государства, его функции в этих странах очень многообразны, но можно выделить меры сдерживающего и запретительного характера, а также поощрительные и стимулирующие развитие сельскохозяйственного производства, хотя четкая граница между ними может быть проведена

весьма условно.

Поощрительные (стимулирующие) функции:

- введение единых цен на зерно в странах ЕС, способствующих расширению посевов зерновых в благоприятных регионах с эффективным производством и сокращение площадей этих культур в неблагоприятных регионах;

- ценовые дотации на производство отдельных видов продукции;

- государственные закупочные интервенции;

- налоговые льготы для предприятий, выполняющих государственные экологические программы; и др.

Запретительные меры:

- строгое квотирование посевов отдельных культур;

- консервация земель и выведение земли из сельскохозяйственного оборота подверженных эрозии;

- создание механизмов принуждения для выполнения определенных государственных программ и др.

Государственное регулирование в США прошло несколько этапов. Первый этап связан с приватизацией земли (закон о гомстедах). Этот закон позволил упорядочить земельные отношения в стране и как составная часть его возник рынок земли и ипотека. Это дало возможность перераспределять землю наиболее эффективно работающим собственникам. На этом этапе действия государства не носят директивного характера Перепроизводство продукции и кризис в сельском хозяйстве привели к необходимости вмешательства государства в сельскохозяйственное производство. На втором этапе государство проводит активную аграрную политику путем регулирования цен на основные виды продукции, регулирования землепользованием за счет изъятия части земель из сельскохозяйственного оборота для баланса предложения сельскохозяйственной продукции с ее рыночным спросом. За отказ от обработки земли государство выдает субсидии. Льготная кредитная политика

направлена на поддержку эффективно работающих фермеров.

На современном этапе развития аграрного сектора в условиях мощной конкуренции государственная политика направлена на разработку системы мер поддержки сбыта избыточной сельскохозяйственной продукции путем ввода квот на импорт, субсидирование экспорта продукции и т.д., и комплекса ограничительных мер, защищающих собственного товаропроизводителя от конкуренции импорта. Государственная поддержка осуществляется за счет регулирования цен и прямых субвенций, которые достигли в последние годы рекордного уровня и составляли в 2000 году 28 млрд.дол. [2]. Главная идея так называемого "нового курса" аграрной политики государства - ликвидировать ножницы и сбалансировать производство сельскохозяйственной продукции с ее рыночным спросом.

Особое внимание государством уделяется решению экологических проблем. Принят закон "О совершенствовании формирования сельского хозяйства", в котором предусматривается материальное поощрение фермеров, осуществляющих природоохранные мероприятия. Для сохранения и улучшения почвенного покрова расширяются посевы многолетних трав. Дополнительные издержки на производство кормовых культур покрываются государством за счет стимулирования разведения скота и экспорта молочной и мясной продукции.

Эти же тенденции прослеживаются во всех экономически высокоразвитых странах. Характерно, что многие страны поддерживают рынки своей продукции: рынки сахара, молока, мяса птицы и т.д. Так субсидирование производства сахара в европейских странах составляло от 50% до 70% цены, молока - более 70% [2].

В размещении сельскохозяйственного производства США наметились определенные тенденции. Высокоразвитая транспортная сеть, сокращение затрат на перевозку сельскохозяйственной продукции позволили снизить зависимость сель-

ского хозяйства от этого фактора и более полно учитывать природные условия, т. е. способствует углублению внутрихозяйственной специализации. Отраслевая специализация все более ярко проявляется на уровне ферм и ослабевает зональная специализация. Так, знаменитый кукурузный пояс США претерпевает изменения. На западе посевы ее сократились и заменены посевами сои и других зерновых культур. Эта же тенденция наблюдается и в странах Европы. Введение единых цен на зерно в странах ЕС позволило увеличить площади под зерновыми в районах, где его производство более рентабельно (например, во Франции) и сократить в Италии и Германии. Такие же тенденции характерны и для молочного производства. Менее рентабельные хозяйства вынуждены сокращать поголовье коров. Все это ведет к разорению мелкотоварных хозяйств и ферм, не выдерживающих конкуренции с крупными специализированными предприятиями, что ведет к росту безработицы и усилению разрыва между передовыми и отсталыми аграрными районами, усугублению деградации последних. Таким образом, углубление специализации наряду с положительными моментами имеет и ряд негативных Чтобы избежать этих последствий в ряде европейских стран принимаются решения о дотировании не производства отдельных продуктов, а регионов для выравнивания уровня их экономического развития и снятия социальной напряженности (например, в Англии), или территорий, для поддержания их в культурном состоянии, как в Чехии. Существенную роль в развитии и выравнивании территории восточных земель Германии играют разрабатываемые и принимаемые в последние годы правительством социальные программы. Эти же тенденции характерны для большинства экономически высокоразвитых стран. Разрабатываются и реализуются программы развития инфраструктуры сельской местности и обеспечения социальными услугами сельского населения.

Межотраслевые связи в АПК также накладывают отпечаток на размещение. Для мелких ферм и кооперативов Западной Европы и США характерно сосредоточение предприятий по первичной переработке и доработке сельскохозяйственной продукции (сортировка фруктов, первичная переработка молока, убой скота и т.д.). Технологически более сложная и глубокая переработка принадлежит специализированным крупным фермам или транснациональным корпорациям. Крупные концерны, включающие в свой состав многие сельскохозяйственные предприятия ЦВЕ, интенсивно продвигаются на Восток. Наблюдается удаление высокотехнологичных перерабатывающих предприятия от районов производства сельскохозяйственного сырья и приближение их к районам сосредоточения дешевой рабочей силы.

Современное пригородное сельское хозяйство перестает подчиняться прежним правилам размещения, характеризовавшимся сосредоточением производства скоропортящихся продуктов вблизи потребителей ее, т.е. вблизи крупных городов и промышленных центров. Урбанизация территории и возникающие крупные городские агломерации уже не обеспечиваются достаточным количеством продукции пригородного хозяйства. Кроме того, высокие цены на землю вблизи крупных городов также не способствуют развитию сельского хозяйства на этих территориях.

С развитием научно-технического прогресса влияние многих факторов изменяется, одних усиливается, других ослабевает. В связи с энергетическим кризисом этот фактор начинает играть немаловажную роль в размещении. Так, птицеводство и, прежде всего, энергоемкое бройлерное производство США в настоящее время сосредоточено главным образом в южных штатах с мягким теплым климатом, где затраты энергоресурсов значительно ниже, чем в других районах. Прежде это производство тяготело к дешевой кормовой базе или к районам потребления продукции.

Во всех странах наблюдается усиление интеграционных процессов на базе углубления специализации и концентрации сельскохозяйственного производства Но не везде они проходят одинаково. Для США наиболее характерно слияние либо поглощение смежных производств в интересах ведущей компании. Эта компания выступает в качестве юридического лица, а подразделения- поставщики сырья полностью от нее зависят. В Японии вокруг компании интегратора объединяются юридически самостоятельные предприятия. Эти подразделения экономически взаимосвязаны, так как они работают по единому плану, согласованному с материнской компанией. Планирование идет от потребностей компании через планирование производственных мощностей и оперативное планирование. Основная доля производства сельскохозяйственной продукции поставляется на предприятия компании. Интересы производителей увязываются путем распределения совокупного дохода компании со всеми участниками корпорации.

Таким образом, краткий анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что тенденция усиления регулирующей роли государства в аграрном секторе характерна для большинства стран. Процессы углубления специализации и концентрации сельскохозяйственного производства приводят к созданию крупных интеграционных объединений и более полному и эффективному использованию природ-но-экономического потенциала территорий. Все больше в развитых странах уделяется внимания решению экологических проблем в сельском хозяйстве.

Библиографический список

1. Оверчук Л. Рост эффективности - магистральный путь развития сельского хозяйства в США // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2002. - № 3. -С. 13-19.

2. Удалова З.В. Организационно-экономический механизм аграрной экономики // СКЦВШ - Ростов н/Д, 2003. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.