ЛИТЕРАТУРА
1. Бавельский А.Д., Зорина Г.И., Ручин А.А. Безбарьерный туризм в Москве: учеб.-метод. пособие / под науч. ред. И.В. Зорина. М.: Логос, 2011. 168 с.
2. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. М.: Советский спорт, 2008.280 с.
3. Диниц Г.Н., Лагусева Н.Н., Сесёлкин А.И. Основная образовательная программа подготовки магистров по направлению 080200.68 Менеджмент «Менеджмент туристских де-стинаций». Химки: РМАТ, 2010.
4. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2005.528 с.
5. Каталог программ дополнительного образования. 2014/2015 учебный год. Химки: РМАТ, 2014. 15 с.
6. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм: Глобальное взаимодействие и экология, география научных исследований территорий туристского назначения, культура мира, системы туристских миграций, педагогика, со-
циология и стратегия управления: в 5 т. Т. 4. М.:Наука, 2002. С. 59 - 76.
7. Основы туризма: учебник для вузов / под научной редакцией Е.Л. Писаревского. М.: Кнорус, 2014. 478 с.
8. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник. М.: Советский спорт, 2014.248 с.
9. Сесёлкин А.И. Диверсификация профессионального туристского образования: монография. М.: Советский спорт, 2003.240 с.
10. Сесёлкин А.И. Устойчивое развитие туризма как приоритет ЮНВТО: постановка проблемы исследования//Вестник РМАТ. 2014. № 1 (10). С. 9-14.
11. Трофимов Е.Н. Особенности многонациональной России и туризм: учебно-методическое пособие; курс лекций. М.: Логос, 2014.220 с.
12. Трофимов Е.Н. Социальный туризм -оздоровление российской нации. М.: Логос, 2013.92 с.
13. UNEP and UNWTO Making Tourism More Sustainable (2005).
УДК 378.147
П.А. РЯБОВ
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Рассматривается организация практического обучения студентов за рубежом. В основу анализа вошли школы гостеприимства Европы и Австралии.
Ключевые слова: студент, практическое обучение, школы гостеприимства.
The article considers organization of practical education abroad. The analysis included the schools of hospitality in Europe and Australia.
Keywords: student, practical education, schools of hospitality.
Более ста лет назад в Швейцарии была организована первая школа го-
© Рябов П.А., 2014
стиничного менеджмента. Она считается одной из самых известных и уважаемых школ гостиничного менеджмента.
Важной составляющей процесса профессионального обучения в Гостиничной школе Лозанны является возможность пройти производственную практику по избранной профессии в любой стране мира. Если студент учится по программе на степень бакалавра, то кроме производственного опыта, получаемого до изучения академических дисциплин, ему необходимо пройти производственную практику в середине обучения.
В течение третьего академического семестра предусмотрена полугодовая практика, которая дает студентам возможность получить новые практические знания в реальных рабочих условиях. За время данного вида практики студенты не только осваивают новые особенности будущей профессии, но совершенствуют знания иностранных языков, а также одной из важнейших компетенций успешной карьеры будущего работника туристской индустрии, навыка общения с клиентами.
Четвертый семестр полностью посвящен стажерской практике, которая является обязательной для всех и проходит на одном из предприятий сферы гостеприимства. Данный вид практики направлен на решение ряда задач, в первую очередь это способствование в приобретении профессиональных компетенций в реальном режиме на предприятии туристской индустрии и в гостеприимстве в частности, а во вторую очередь это возможность применения теоретических знаний на рабочем месте. Следует отметить, что поиском места прохождения своей практики, независимо от ее вида, занимается сам обучающийся. Отдел практики только может оказать консультационные услуги по той или иной проблеме, т.е. предоставить всю необходимую инфор-
мацию о предприятии во избежание устройства студента в гостиницу с репутацией, которая требует тщательной проверки. Или же студент может обратиться в отдел практики за советом по какой-либо проблеме с начальником того предприятия, на котором проходит практику.
Курс обучения в Швейцарской школе гостиничного менеджмента состоит из четырех модулей продолжительностью 23 недели и проходит на базе школы «Невшатель» и двух периодов по 23 недели каждый, обязательной профессиональной стажировки в гостинице или ресторане [1, 2].
Каждый модуль может быть освоен индивидуально. Первый год обучения занимает модуль СМ1 - «Управление организацией общественного питания», который включает в себя обязательную 23-недельную производственную практику. По окончании курса обучения выдается сертификат. Второй модуль FH1 изучается на втором году обучения, он посвящен управлению контактными службами гостиниц (службой гостиничного ресторана, хозяйственной службой, службой приема и размещения) и также предусматривает 23-недельную практику.
Международная школа менеджмента отелей в Леуре (Австралия) представляет собой работающий отель: студенты, живущие на территории, становятся постояльцами гостиницы и одновременно управляют ею. Студенты получают необходимые профессиональные компетенции ресторане с меню a la carte, на кухне, в хозяйственной службе, могут исполнять обязанности управляющих и младших руководителей. Это свидетельствует о том, что студенты школы за время обучения осваивают профессии нижнего и сред-
него звена в гостиничном предприятии, но имеют возможность повысить свои профессиональные навыки на месте управленца высшего звена в данной гостинице.
Программы обучения в школе соответствуют швейцарским, поэтому они базируются на равновесии практических и теоретических знаний. Семестры практической стажировки проходят на базе престижных гостиниц, ресторанов или других предприятий сферы гостеприимства, стажировка может быть как полный рабочий день, так и неполный, в зависимости от условий контракта.
Университет Валенсии (Испания) -один из известнейших высших учебных заведений Испании. Обучение проводится по разным специальностям. Специальность «Туризм и туроператорская деятельность» закреплена за факультетом «Экономика и право». Обучение осуществляется по двухуровневой системе образования.
Связано это с тем, что уже несколько лет Валенсийский университет работает в системе Болонского процесса. Ранее на территории Испании профессию в области туризма можно было получить только на уровне колледжа. И обучение было очень прикладным, например, крупнейший туроператор Испании - компания «Вегсе1о», занимающаяся также и отельным бизнесом, выходила с предложением-«заказом» в профильный колледж, вследствие чего набирались специализированные группы или группа студентов, которые по окончании трудоустраивались на предприятиях компании «Вегсе1о».
В дальнейшем ситуация развивалась следующим образом, выпускник колледжа в течение последующих шести месяцев работал в компании на ис-
пытательном сроке без оплаты труда, зато по окончании он распределялся в службы, которые соответствовали его квалификации, профессионализму и личным качествам. Ему назначался полный социальный пакет, достойная заработная плата, а также возможность выездов за рубеж с целью ознакомления с туристскими дестинация-ми мира. Все это способствовало тому, что каждые два-три года компания получала специалистов.
Но с течением времени, а особенно в связи интеграционными процессами в Европе, большей информированностью испанских студентов о программах ЕС (Европейского союза), а в частности о программе «Эразмус Мун-дус: Окно в европейское сотрудничество», ростом числа прибывающих в Испанию иностранных туристов возникла необходимость в подготовке кадров для туристской индустрии на высшем уровне образования. Так, уже с 2006 г. Валенсийский университет открыл специализацию «Туризм и гостиничное дело».
Заключив договоры с рядом колледжей, которые занимаются обучением испанскому языку, разработали схемы взаимодействия, в частности с колледжем «Costa de Valencia». Данная схема работала следующим образом, студент, направляющийся по программе «Эраз-мус Мундус: Окно в европейское сотрудничество» приезжал в Валенсию, сразу закреплялся за колледжем и начинал интенсивное изучение испанского языка (проводились как групповые, так и индивидуальные занятия). После этого он начинал занятия по своей специализации на том курсе, на котором бы он учился в своем «родном» университете. Проучившись год (полные два семестра), студент про-
ходил все необходимые итоговые испытания, фиксировались его балльно-рейтинговые оценки, после чего он возвращался в свою страну и продолжал обучение на следующем курсе.
Практика предполагается на каждом курсе обучения. Университет заключил договоры с рядом предприятий туристской индустрии, поэтому студент в течение года проходит практику в разных ресторанах города, а летом отправляется в один из прибрежных гостиничных комплекса, где и проводит всю летнюю практику. Занимаемая практикантом должность зависит не только от личных качеств и освоенных им в процессе обучения компетенций, но и от курса, на котором он обучается. Так, студент первого курса не может проходить практику в должности, которая предполагает постоянное
и многочасовое общение с клиентами отеля. После окончания каждой летней практики студенту выдается сертификат соответствия занимаемой должности и характеристика от руководителя подразделения отеля или ресторана. Все это способствует дальнейшему росту студента в качестве специалиста высокой категории.
Все сказанное выше говорит о том, что в современном образовательном пространстве мирно сосуществуют различные формы взаимодействия между образовательными учреждениями, учебными программами и студентами. Это также свидетельствует и о том, что будущий зарубежный специалист туристской индустрии может выбрать ту базовую систему, которая позволит в наибольшей степени раскрыть его потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермилова Д.В. Профессиональная подго- 2. Павлов О.Г. Зарубежный опыт подготов-товка в туризме за рубежом и в России. М.: ки кадров для туризма // СПО. 2013. № 11. Советский спорт, 2005. 148 с. С. 54-55.
УДК 378:001.891
Ж.В. ЖИРАТКОВА
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
Для успешного профессионального роста специалист, работающий в туристском или гостиничном бизнесе, должен обладать не только профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и владеть иностранным языком, чтобы использовать его е процессе взаимодействия с представителями других стран с иной культурой, обычаями и традициями. Адекватное речевое поведение требует освоения не только системно-языковых знаний, но и знаний законов, обычаев, национального менталитета страны изучаемого языка, что способствует межкультурной коммуникации и диалогу культур. Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, межкультурное взаимодействие, индустрия туризма и гостеприимства, коммуникативные навыки, профессиональная деятельность.
The article views the actual problematic of modern education - formation of cross-cultural competence of students in tourism college. To have a successful career, the tourism industry specialist must have a foreign language skills as well as professional knowledge and skills to be able to interact with foreign agents and cultural representatives.
Key words: multicultural communication, multicultural competence, multicultural interaction, tourism industry, communication skills, profession activity.
Развитие в нашей стране индустрии туризма и гостеприимства как одной из ведущих отраслей экономики привело к увеличению количества высших и средне-специальных учебных заведений, готовящих специалистов для данной сферы, обладающих творческим потенциалом, организаторскими способностями, умениями прогнозировать и моделировать ситуации, принимать неординарные и ответственные решения, владеющих иностранными языками и способными к участию в межкультурной коммуникации, что является неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции менеджеров индустрии туризма и госте-
© Жираткова Ж.В., 2014
приимства. Перед высшей школой была поставлена задача поиска таких подходов к обучению иностранным языкам, которые соответствовали бы изменяющимся запросам общества, а именно: способствовали бы формированию у студентов профессиональных знаний и умений, готовили бы их к взаимодействию с представителями других стран с иной культурой, обычаями и традициями.
На современном этапе традиционные подходы к профессиональной подготовке специалистов для индустрии туризма и гостеприимства не удовлетворяют социальный запрос общества на специалиста, способного успешно выполнять профессиональные функции в условиях межкультурного вза-