УДК 622.692.4
https://doi.org/10.24412/0131-4270-2023-1-17-22
АНАЛИЗ ЗАПАСА КАЧЕСТВА ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ ВСПЫШКИ
ANALYSIS OF THE QUALITY RESERVE OF DIESEL FUELS BY FLASH POINT
Коршак Ан.А., Коршак А.А.
НТЦ ООО «НИИ Транснефть», 450055, Уфа, Россия E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Резюме: Исследование выполнено в связи с перспективами использования дизельного топлива в качестве абсорбента при улавливании паров бензина, вследствие чего температура вспышки низколетучего нефтепродукта снижается. В статье исследовано изменение запаса качества дизельных топлив по температуре вспышки как статистической величины. На примере ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтеза, ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь и ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта показано, что зимнее и арктическое дизельные топлива ЕВРО (класс 3), как правило, имеют достаточно высокий запас качества по температуре вспышки. Сопоставлен характер распределения данной случайной величины в весенне-летний период на указанных предприятиях в разные годы. Проверена возможность совместной обработки статистических данных о запасе качества по температуре вспышки для разных предприятий в разное время. Определено соотношение объемов дизельного топлива, используемого в абсорбционных установках рекуперации паров, и принимаемого бензина, при котором качество дизельных топлив не пострадает. Результаты исследований могут быть использованы при планировании применения абсорбционных установок рекуперации паров бензина.
Ключевые слова: дизельное топливо, температура вспышки, запас качества, статистическая обработка, закон распределения, малые добавки бензина, абсорбция, рекуперация паров, сохранение качества.
Для цитирования: Коршак Ан.А., Коршак А.А. Анализ запаса качества дизельных топлив по температуре вспышки // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2023. № 1. С. 17-22.
DOI:10.24412/0131-4270-2023-1-17-22
Korshak Andrey A., Korshak Aleksey A.
Scientific and Technical Center "Transneft Research Institute", 450055, Ufa, Russia
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Abstract: The study was carried out in connection with the prospects of using diesel fuel as an absorbent when capturing gasoline vapors, as a result of which the flash point of a low-volatile petroleum product decreases. The article examines the change in the quality reserve of diesel fuels by flash point as a statistical value. Using the example of LUKOIL-Permnefteorgsintez, LUKOIL-Western Siberia Kogalymneftegaz CCI and LUKOIL-Uralnefteprodukt LLC, it is shown that EURO winter and Arctic diesel fuels (Class 3), as a rule, have a fairly high quality margin in terms of flash point. The nature of the distribution of this random variable in the spring-summer period at these enterprises in different years is compared. The possibility of joint processing of statistical data on the quality reserve by flash point for different enterprises, in different time periods, has been tested. The ratio of the volumes of diesel fuel used in vapor recovery absorption plants and the gasoline received, in which the quality of diesel fuel will not suffer, is determined. The results of the research can be used in planning the use of absorption units for the recovery of gasoline vapors.
Keywords: diesel fuel, flash point, quality reserve, statistical processing, distribution law, small gasoline additives, absorption, vapor recovery, quality preservation.
For citation: Korshak An.A., Korshak A.A. ANALYSIS OF THE QUALITY RESERVE OF DIESEL FUELS BY FLASH POINT. Transport and storage of Oil Products and hydrocarbons. 2023, no. 1, pp. 1722.
DOI:10.24412/0131-4270-2023-1-17-22
Актуальность
Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и охрана окружающей среды от испарений нефтепродуктов являются важнейшими направлениями развития современной промышленности.
Дизельное топливо является третьим по объему после нефти и газа продуктом экспорта России [1]. Доля грузового автотранспорта с дизельными двигателями в нашей стране в 2019 году составила 69,5% [2]. Это предопределяет повышенные требования к контролю качества дизельного топлива [3]. Один из важных его показателей качества - температура вспышки, влияющая на стабильность работы двигателя.
Исследование выполнено в связи с перспективами использования дизельного топлива в качестве абсорбента при улавливании паров бензина, вследствие чего температура вспышки снижается.
Нормативными документами [4-6] регламентируется минимально допустимая величина температуры вспышки, однако для увеличения выхода бензина при перегонке
нефти отечественными нефтеперерабатывающими заводами выпускаются дизельные топлива с более высокой температурой вспышки. В зависимости от состава исходного сырья, применяемых процессов переработки и технологии приготовления товарного продукта, температуры окружающей среды и иных факторов значение температуры вспышки дизельного топлива может изменяться в широком диапазоне. Поэтому средние значения температуры вспышки дизельного топлива разных марок должны определяться методами теории вероятности на основе обработки большого числа проб.
Введение
Дизельное топливо является не только распространенным видом горючего, но также и эффективным абсорбентом паров бензина в абсорбционных установках рекуперации паров (УРП) [7, 8]. Такой результат предопределен технологией получения нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах, в результате чего дизельное топливо не содержит легкокипящих компонентов и
I Таблица 1
Запас качества дизельных топлив ЕВРО по температуре вспышки [12]
Марка Температура вспышки в закрытом тигле, °С Запас качества по температуре
дизельного топлива Производитель Дата изготовления норма по ГОСТ Р52368 факт вспышки относительно ГОСТ Р 52368,°С
ННК-Хабаровский НПЗ 13.08.15 Не ниже 40 56 16
Класс 1, вид 3 Ангарская нефтехимическая компания 28.03.15 Не ниже 40 56 16
(ДТ-З-К5) Газпром нефтехим Салават 16.12.15 Не ниже 40 66 26
Новокуйбышевский НПЗ 29.10.15 Не ниже 40 43 3
Газпромнефть-Омский НПЗ 28.07.15 Не ниже 40 62 22
ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка 09.07.15 Выше 55 72 17
ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез
24.06.15 Выше 55 78 23
Сорт С, вид 3 (ДТ-Л-К5)
Орскнефтеоргсинтез 25.03.15 Выше 55 68 13
Саратовский НПЗ 20.08.15 Выше 55 72 17
Рязанская нефтеперерабатывающая г,
23.09.15 Выше 55 69 14
компания
Таблица 2
Результаты статистического анализа изменения запаса качества и арктического дизельного топлива по температуре вспышки
зимнего
Статистический показатель ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез ДТЗ, ДТЗ, ДТА, 2012-2013 2016 2016 ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт ДТЗ, 2016
Среднее 25,9 28,3 26,5 26,6
Стандартная ошибка 0,60 0,41 0,43 0,72
Медиана 26,5 28 27 27
Стандартное отклонение 2,41 2,73 2,18 2,60
Дисперсия выборки* 5,80 7,47 4,74 6,76
Коэффициент эксцесса** -0,74 4,01 2,52 1,90
Коэффициент асимметрии** 0,08 1,69 -1,44 -0,14
Интервал 8 13 10 11
Минимум 22 26 20 21
Максимум 30 39 30 32
* - Размерность дисперсии равна размерности исходной величины в квадрате
** - Безразмерный коэффициент
поэтому при контакте с газовоздушной смесью (ГВС) стремится поглотить их.
Попадание бензина в дизельное топливо ведет к снижению его температуры вспышки, в результате чего она может перестать удовлетворять требованиям нормативных документов [4-6]. Насколько вероятна подобная ситуация призвана ответить данная статья.
На случайный характер изменения параметров нефтепродуктов (на примере давления насыщенных паров
автомобильных бензинов) одними из первых обратили внимание авторы работы [9].
В работе [10] параметры были подвергнуты исследованию статистическими методами применительно к бензинам А-66 и А-72. Пробы отбирались в течение двух лет на перекачивающих станциях магистральных продук-топроводов и нефтебазах в средней (Уфа, Курган, Еманжелинск) и южной (Ялта) климатических зонах. Было установлено, что для выборки автобензина А-66 случайная величина Р3 изменяется в пределах от 317 до 538 мм рт. ст., а ее распределение подчиняется нормальному закону.
В публикации [11] в качестве объекта статистических исследований была выбрана температура вспышки летнего и зимнего дизельного топлива, выпускаемого на уфимской группе НПЗ. Для расчетов использовались данные за 2005 год из журнала контроля ходовых проб приема и откачки ЛПДС «Черкассы». Дизельное топливо поступало на станцию с трех нефтеперерабатывающих заводов г. Уфы.
По результатам вычислений установлено, что средние значения и более 99% отдельных значений всех выборок значительно превысили нормированную нижнюю границу температуры вспышки.
В результате обработки более 2400 значений температуры вспышки летнего и зимнего дизельного топлива, автором
[11] установлено, что фактическая температура вспышки летнего дизельного топлива превышала нормативную величину на 2-18, а зимнего - на 9-20 °С. Достоинством проведенного исследования является большой объем обработанного статистического материала, что позволяет признать его высокую достоверность. Однако в настоящее время требования к минимально возможной температуре вспышки дизельных топлив изменились [4-6]. Соответственно, для обоснования возможности использования дизельного топлива в качестве абсорбента исследование запаса его качества по температуре вспышки необходимо повторить.
В работе [12] представлены паспорта дизельных топлив, выработанных в 2015 году на 10 предприятиях России: Ангарская нефтехимическая компания, Новокуйбышевский НПЗ, ННК-Хабаровский НПЗ, Газпромнефтехим Салават, Газпромнефть-Омский НПЗ, Орскнефтеоргсинтез, ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка, ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез, Саратовский НПЗ и Рязанская нефтеперерабатывающая компания. Результаты определения запаса качества по температуре вспышки Д^ с использованием указанных паспортов сведены нами в табл. 1.
Из нее видно, что, несмотря на широкую географию размещения нефтеперерабатывающих производств, а также их принадлежность к разным вертикально интегрированным компаниям, во всех случаях, за исключением Новокуйбышевского НПЗ, запас качества дизельных топлив по температуре вспышки превышает 10 °С. К сожалению, данных по t приведенных в работе [12], для каких-либо обобщений недостаточно.
Таким образом, вопрос о запасе качества современных дизельных топлив по температуре вспышки изучен не до конца.
Метод решения задачи
Сбор данных по температуре вспышки дизельного топлива на примере ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза и ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта и их статистическая обработка с использованием методик, изложенных в [13].
Результаты обработки статистических данных
Были обработаны данные паспортов на дизельные топлива, выпускавшиеся ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезом в 2012 и 2016 годах, а также находившихся в резервуарах одной из нефтебаз ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта в 2016 году.
Результаты статистического анализа изменения показателей качества зимнего (ДТЗ) и арктического (ДТА) дизельного топлива класса 3 приведены в табл. 2.
Видно, что средние величины Д^сп во всех случаях очень близки, что на первый взгляд, говорит о возможности объединения частных выборок в одну генеральную совокупность для последующей совместной обработки.
Однако коэффициенты эксцесса и асимметрии для указанных частных выборок существенно различны, что свидетельствует как о разном характере пиков, так и о различном виде левого и правого хвостов распределения. Данные различия хорошо просматриваются на рис. 1, 2, где представлены гистограммы распределения случайной величины запаса по температуре вспышки указанных выборок.
Особо следует отметить, что распределение Atвсп существенно отличается от нормального, что исключает
применение известных методов проверки выборок на возможность определения в одну генеральную совокупность. Тем не менее был выполнен расчет Г-критерия Фишера. Результаты расчета характерных показателей выборок дизельных топлив ДТЗ и ДТА сведены в табл. 3.
Последовательный попарный статистический анализ сравниваемых выборок по обоснованию возможности их объединения связан с проблемой завышения статистической значимости результатов статистических тестов [14]. Чтобы избежать проблем множественных сравнений, воспользуемся однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA), позволяющим сравнивать средние значения для случая большого числа независимых выборок (трех и более). В результате вычислений установлено, что при 5%-м уровне значимости расчетная (экспериментальная)
Рис. 1. Гистограмма распределения запаса по температуре вспышки зимнего дизельного топлива: а -ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь (2012); б - ЛУКОЙЛ -Пермнефтеоргсинтез (2012-2013); в - ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез (2016)
а 30
25
20
15
10
30 32 34 36 38 40 42 Середина интервала А ? °С
б 40
35
30
25
,а
о 20
го ц- 15
10
5
0
-1-
22
24 26 28 30
Середина интервала А ? °С
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
26 28,6 31,2 33,8 36,4 39 Середина интервала А ? °С
5
0
в
Рис. 2. Гистограмма распределения запаса по температуре вспышки арктического дизельного топлива: а -ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез (2016); б - ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт (2016)
50
45
40
35
30
,а о 25
о а 20
ц-
15
10
5
0
20
35 30 25 % 20 15 10 5 0
22 24 26 28
Середина интервала А t °С
и
■ I
30
Л
22 24 26 28 30 32
Середина интервала А t °С
Рис. 3. Гистограмма распределения запаса по температуре вспышки летнего дизельного топлива: а - ЛУКОЙЛ Пермнефтеоргсинтез (2012); б - ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез (2016);м в - ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт (2016)
а 40
35 30
% 25 ' 20 I 15 10 5 0
35 30 25 20 15 10 5 0
30 25 20 15 10 5 0
4 6 8 10 12 и более
Середина интервала А t °С
м
1
■
■
4 6 8 10 12 14 16 и
более
Середина интервала А t °С
и
л]
4 6 8 10 12 14
I
Таблица 3
Характерные показатели основных выборок для ДТЗ и ДТА
Группы Количество измерений Сумма Среднее Дисперсия
Зимнее дизельное топливо ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеорг синтеза за 2016 год 45 1272 28,3 4,7
Арктическое дизельное топливо ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтеза за 2016 год 26 690 26,5 4,7
Зимнее дизельное топливо ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтеза за 2012-2013 годы 19 502 26,4 6,6
Арктическое дизельное топливо ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта за 2016 год 15 401 26,7 6,2
2
б
б
2
в
2
I Таблица 4
Результаты статистического анализа изменения запаса качества по температуре вспышки ДТЛ ЕВРО
Величина показателей
Статистический показатель ДТЛ, 2012 год ЛУКОЙЛ- ДТЛ, 2016 год ЛУКОЙЛ- ДТЛ, 2016 год, ЛУКОЙЛ-Пермнефтеорг-синтез Пермнефтеорг-синтез Уралнефтепро-дукт
Среднее 8,1 10,1 8,36
Стандартная ошибка 1,71 0,67 0,55
Медиана 5 10 8
Стандартное отклонение 7,06 3,81 2,91
Дисперсия выборки* 49,86 14,51 8,46
Коэффициент эксцесса** 1,46 -0,26 -1,39
Коэффициент асимметрии** 1,56 0,29 0,16
Интервал 23 17 9
Минимум 2 2 4
Максимум 25 19 13
* - Размерность дисперсии равна размерности исходной величины в квадрате ** - Безразмерный коэффициент
величина Г-критерия Фишера составляет Г = 3,95 при критической величине Гкр = 2,695.
Поскольку Г> Гкр, то нуль-гипотеза о возможности объединения всех перечисленных выборок в одну генеральную совокупность должна быть отвергнута.
Тем не менее на основании имеющихся данных можно сделать следующий вывод: в холодный период года для рассмотренных объектов максимальный запас качества дизтоплива по температуре вспышки составляет от 30 до до 39 °С, а минимальный - от 20 до 26 °С. Это позволяет утверждать, что при грамотной эксплуатации применение абсорбционных УРП в холодный период года не приведет к порче дизельного топлива, используемого в качестве абсорбента.
Аналогичным образом была исследована случайная величина запаса качества по температуре вспышки летнего дизельного топлива по тем же объектам и за то же временя. Результаты расчета характерных показателей выборок летних дизельных топлив (ДТЛ) ЕВРО сведены в табл. 4.
Гистограммы распределения случайной величины запаса по температуре вспышки указанных выборок приведены на рис. 3.
Видно, что и в этом случае часть статистических данных не соответствует нормальному закону распределения.
В результате вычислений установлено, что при 5%-м уровне значимости расчетная (экспериментальная) величина F-критерия Фишера составляет Г = 1,52 при критической величине Гкр = 3,12. Поскольку Г < Гкр, то нуль-гипотеза о возможности объединения трех перечисленных выборок в одну генеральную совокупность принимается. То есть выборки по летнему дизельному топливу за разные годы и из разных источников можно подвергать совместной статистической обработке.
Установленные средние величины запаса качества дизельных топлив
по температуре вспышки соответствуют допустимой концентрации паров бензина в нем, равной от 1 до 2,4% об. Поскольку в 100 м3 ГВС содержится около 0,1 м3 бензина, несложно подсчитать, что его безбоязненно можно абсорбировать дизельным топливом в объеме 42-100 м3 В
частности, при приеме трех железнодорожных цистерн бензином объемом 60 м3 с достаточно иметь около 200 м3 дизельного топлива с указанным запасом качества для использования в качестве абсорбента.
Следует отметить, что на производстве, помимо рисков чрезмерного снижения температуры вспышки дизельного топлива, часто возникают опасения, связанные с так называемыми хлопками (микровзрывами) в абсорбционных УРП, регулярно случающимися при наливе дизельного топлива в автоцистерны, не промытые после перевозки бензина. Однако истиной причиной этих хлопков является нарушение правил наполнения автоцистерн. Чтобы избежать образования зарядов статического электричества и последующего искро-образования, дизельное топливо необходимо наливать «под уровень», поскольку у него выше диэлектрическая постоянная и, соответственно, электризуемость. В промытой автоцистерне разряды статического электричества незаметны, а хлопки возникали только в присутствии паров бензина.
Выводы
На примере ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтеза, ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь и ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта показано, что зимнее и арктическое дизельные топлива ЕВРО (класс 3), как правило, имеют достаточно высокий запас качества по температуре вспышки, составляющий в рассмотренных случаях не менее 20°. Однако объединять отдельные выборки в одну генеральную совокупность нельзя.
В весенне-летний период запас качества дизельных топлив ЕВРО по температуре вспышки на указанных предприятиях меньше, он составляет в среднем около 9°. Характер распределения данной случайной величины в весенне-летний период на указанных предприятиях в разные годы примерно одинаков, поэтому эти данные можно подвергать совместной статистической обработке.
При использовании дизельного топлива в качестве абсорбента в абсорбционных УРП температура его вспышки не станет ниже допустимой, если использованный объем дизельного топлива примерно в два раза больше объема принимаемого бензина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
3.
9.
10
11
12.
13
14.
Дегтярева С.М., Гуммер М.В. Изучение корреляционных связей между качественными показателями дизельного топлива // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 4. С. 92-97.
Российский парк грузовых автомобилей: показатели на 1 января 2020 года. URL: https://yandex.ru/turbo/ autostat.ru/ s/infographics/43258 (дата обращения 15.01.2023).
Ченцов А.Н., Тимофеев Ф.В., Мухаметшин Р.Р., Замалаев С.Н. Опыт экспертно-практических мероприятий по подготовке линейной части нефтепровода к транспортировке дизельного топлива эклологического класса 5 по ТР ТС013/2011 // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 3. С. 32-38.
ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.
ГОСТ Р 52368-2005 Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия.
ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
Сунагатуллин Р.З., Коршак А.А., Зябкин Г.В. Современное состояние рекуперации паров при операциях с нефтью и нефтепродуктами // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. № 5. С. 111-119.
Коршак А.А. Ресурсо- и энергосбережение при транспортировке и хранении углеводородов: учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 416 с. Фатхиев Н.М., Вохмин В.Ф. Анализ величины средней упругости автомобильных бензинов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 1968. № 5-6. С. 23-27.
Бронштейн И.С., Губин В.Е., Мартынова В.И. К вопросу оценки физико-химических свойств нефтей и нефтепродуктов вероятностными методами // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов (Науч. труды ВНИИСПТнефть. Вып. X). Уфа. 1972. С. 150-157.
Дорожкин В.Ю. Об оценке запаса качества дизельных топлив и возможности его применения // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. 2007. № 6. С. 27-37.
Середа С.В. Экспериментальная оценка и обоснование предельно допустимых концентраций моторных топлив различных групп в их смесях при последовательной перекачке по трубопроводам: дис. канд. техн. наук: 25.00.19. М., 2017. 140 с.
Гусейнзаде М.А., Калинина Э.В., Добкина М.Б. Методы математической статистики в нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1979. 340 с.
Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
REFERENCES
1. Degtyareva S.M., Gummer M.V. The study of correlations between quality indicators of diesel fuel. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2016, no. 4, pp. 92-97 (In Russian).
2. Rossiyskiy park gruzovykh avtomobiley: pokazateli na 1 yanvarya 2020 goda (Russian truck fleet: indicators as of January 1, 2020) Available at: https://yandex.ru/turbo/autostat.ruZs/infographics/43258 (accessed 15 January 2023).
3. Chentsov A.N., Timofeyev F.V., Mukhametshin R.R., Zamalayev S.N. Experience of expert-practical measures for the preparation of the linear part of the oil pipeline for the transportation of diesel fuel of ecological class 5 according to TR TS013/2011. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2014, no. 3, pp. 32-38 (In Russian).
4. GOST305-82. Toplivo dizel'noye. Tekhnicheskiye usloviya [State Standard 305-82. Diesel fuel. Specifications].
5. GOSTR 52368-2005 Toplivo dizel'noye YEVRO. Tekhnicheskiye usloviya [State Standard R 52368-2005. Diesel fuel EVRO. Specifications].
6. TR TS 013/2011 O trebovaniyakh k avtomobil'nomu iaviatsionnomu benzinu, dizel'nomu isudovomu toplivu, toplivu dlya reaktivnykh dvigateley i mazutu [TR TS 013/2011 On the requirements for automotive and aviation gasoline, diesel and marine fuel, jet fuel and heating oil].
7. Sunagatullin R.Z., Korshak A.A., Zyabkin G.V. The current state of vapor recovery in operations with oil and oil products. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov, 2017, no. 5, pp. 111-119 (In Russian).
8. Korshak A.A. Resurso- i energosberezheniye pri transportirovke i khranenii uglevodorodov [Resource and energy saving during transportation and storage of hydrocarbons]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2016. 416 p.
9. Fatkhiyev N.M., Vokhmin V.F. Analysis of the value of the average elasticity of motor gasoline. Transport i khraneniye nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya, 1968, no. 5-6, pp. 23-27 (In Russian).
10. Bronshteyn I.S., Gubin V.YE., Martynova V.I. K voprosu otsenki fiziko- khimicheskikh svoystv neftey i nefteproduktov veroyatnostnymi metodami: Transport i khraneniye nefti i nefteproduktov [On the issue of assessing the physical and chemical properties of oils and oil products by probabilistic methods: Transport and storage of oil and oil products]. Nauch. tr. VNIISPTneft', vyp.X[Proc. of VNIISPTneft, Issue X]. Ufa, 1972, pp. 150-157.
11. Dorozhkin V.YU. On the assessment of the quality reserve of diesel fuels and the possibility of its application. Avtomatizatsiya, telemekhanizatsiya isvyaz' v neftyanoy ^promyshlennosti, 2007, no. 6, pp. 27-37 (In Russian).
12. Sereda S.V. Eksperimental'naya otsenka i obosnovaniye predel'no dopustimykh kontsentratsiy motornykh topliv razlichnykh grupp v ikh smesyakh pri posledovatel'noy perekachke po truboprovodam. Diss. kand. tekhn. nauk [Experimental assessment and justification of the maximum permissible concentrations of motor fuels of various groups in their mixtures during sequential pumping through pipelines. Cand. tech. sci. diss.]. Moscow, 2017. 140 p.
13. Guseynzade M.A., Kalinina E.V., Dobkina M.B. Metody matematicheskoy statistiki v neftyanoy i gazovoy promyshlennosti [Methods of mathematical statistics in the oil and gas industry]. Moscow, Nedra Publ., 1979. 340 p.
14. Makarova N.V., Trofimets V.YA. Statistika v Excel [Statistics in Excel]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2002. 368 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Коршак Андрей Алексеевич, научный сотрудник лаборатории экологии и разработки ресурсосберегающих технологий, НТЦ ООО «НИИ ТРАНСНЕФТЬ».
Коршак Алексей Анатольевич, д.т.н., проф., ведущий научный сотрудник сектора расчетов технологических норм, НТЦ ООО «НИИ ТРАНСНЕФТЬ».
Andrey A. Korshak, Researcher, Laboratory for the Development of Resource-Saving Technologies, Scientific and Technical Center «Transneft Research Institute» LLC.
Aleksey A. Korshak, Dr. Sci. (Tech.), Prof., Leading researcher, Sector of calculation of technological norms, Scientific and Technical Center «Transneft Research Institute» LLC.
2