Научная статья на тему 'Анализ взглядов на возможности и проблемы использования социальных сетей интернета в сфере образования'

Анализ взглядов на возможности и проблемы использования социальных сетей интернета в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1788
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK SITE / СЕРВИС СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ / SERVICE OF SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самохина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются различные взгляды на возможности использования социальных сетей Интернета в сфере образования. Приводится определение понятия «социальная сеть». Анализируется опыт использования социальных сетей в образовании в нашей стране и за рубежом. Обосновывается, что применение социальных сетей в образовании дополнит учебный процесс. Также приводятся пути разрешения возможных проблем, связанных с применением социальных сетей в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of views on opportunities and challenges of using social network sites of Internet in education

The article discusses different views on the possibility of using social network Internet sites in education. We provide a definition of the term «social network site». Analyze the experience of the use of social networking in education in our country and abroad. It is proved that the use of social networking in education would complement the educational process. Also provides ways to solve potential problems associated with the use of social network sites in the educational process.

Текст научной работы на тему «Анализ взглядов на возможности и проблемы использования социальных сетей интернета в сфере образования»

УДК 378.016:004

Н. В. Самохина

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

Анализ взглядов на возможности и проблемы использования

социальных сетей Интернета в сфере образования

В статье рассматриваются различные взгляды на возможности использования социальных сетей Интернета в сфере образования. Приводится определение понятия «социальная сеть». Анализируется опыт использования социальных сетей в образовании в нашей стране и за рубежом. Обосновывается, что применение социальных сетей в образовании дополнит учебный процесс. Также приводятся пути разрешения возможных проблем, связанных с применением социальных сетей в образовательном процессе.

Ключевые слова: Интернет, образование, социальная сеть, сервис социальной сети.

Из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок приобрел черты социальной системы, что привело к возникновению социальных сетей как наиболее удобного инструмента межличностных коммуникаций в виртуальном пространстве. Данная разновидность интернет-ресурсов, как зарубежных, так и русскоязычных, предоставляет большие возможности, позволяющие совершенствовать образовательный процесс в вузе[4].

На сегодняшний день социальные сети являются одним из самых популярных сервисов [1], который используется большой частью интернет-аудитории. В последние годы [5] в мировом педагогическом сообществе обсуждаются возможности применения социальных сетей в образовании. Безусловно, социальные сети не могут являться единственным средством сетевого обучения, но тем не менее, их образовательные возможности недооценены. Социальные сети способствуют развитию электронного обучения и образова -ния в целом, предлагая новые технические и методические решения.

Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт [10], предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Социальные сети можно понимать по-разному — как сайты типа «ВКонтакте» и Facebook (традиция нашей страны), так и многочисленные весьма специализированные сайты типа Twitter и прочие.

Популярность в Интернете социальные сети начали завоевывать в 1995 году [6], с появле-

нием американского портала Classmates.com [4]. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 гг., когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла в 2006 г., с появлением «Одноклассников» и «ВКонтакте».

Из крупных социальных сетей российские пользователи предпочитают общаться в «своих» — 80 процентов россиян используют «Одноклассники», 57 процентов — «ВКонтакте» и 24 процента — «Мой мир». Соцсеть Facebook находится на четвертом месте, за ней следуют Google +, LiveJournal и другие. Причем другими популярными зарубежными сервисами Twitter и Instagram в России не пользуются целых 79 процентов населения страны [2]. «ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией. Так, доля самых молодых респондентов (от 14 до 17 лет), зарегистрированных в этой сети, составила 93 процента, а из 1014-летних пользователей — 85 процентов [2].

Характерными особенностями социальной сети являются:

1. Создание личных профилей (публичных или полупубличных).

2. Предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией.

3. Возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми имеются некоторые отношения.

Основными принципами социальной сети являются [6]:

1. Идентификация — возможность указать информацию о себе (место учебы и работы, хоб-

Н. В. Самохина

49

би, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы и т. п.).

2. Присутствие на сайте — возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками.

3. Отношения — возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.).

4. Общение — возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы).

5. Группы — возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам.

6. Репутация — возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети.

7. Обмен — возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).

Внимание к сервисам социальных сетей со стороны образования определяется их возможностями и особыми характеристиками, создающими благоприятные условия для организации взаимодействия педагогов и обучаемых, реализации образовательных проектов в сети Интернет. К таким универсальным характеристикам сервисов социальных сетей, востребованным при решении образовательных задач, в первую очередь следует отнести:

1. Использование (как правило) реального имени пользователя при регистрации и создание персональной страницы, позволяющей связаться с пользователем средствами социальной сети.

2. Наличие простых возможностей публикации и распространения текстовой и мультимедийной информации, разнообразных файлов, ссылок на внешние ресурсы Интернета.

3. Возможности создания собственных разделов социальной сети для организации групповой работы.

4. Наличие разнообразных инструментов получения значимой информации и оценок собственной деятельности от других пользователей и сообществ социальной сети.

В социальных сетях существует возможность организовывать временные сообщества, как открытые, так и с ограниченным доступом. Благодаря этому можно эффективно организовывать

работу групп и секций, координировать работу над совместными образовательными проектами.

Несмотря на то, что эта проблема еще не получила широкого обсуждения у нас в стране, она вызвала широкий резонанс при обсуждении в США и Европе (ведь проблема носит глобальный характер). Так, приводились существенные «за» и «против» использования социальных сетей в образовании. Попытаемся отметить эти позиции, а также рассмотреть небольшой опыт применения социальных сетей в образовании у нас в стране.

Среди преимуществ использования социальных сетей в образовании отмечались следующие:

• Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей.

• Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный материал.

• Высокий уровень взаимодействия преподавателя и школьника обеспечивает непрерывность учебного процесса.

• Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений [7].

• У преподавателя появляется возможность проводить аудиторные лекционные занятия в интерактивном режиме. Например, с помощью Twitter студенты в процессе прослушивания лекции могут задавать вопросы и обсуждать материал в формате микроблога, не мешая при этом преподавателю [7].

• Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

• Персональное обучение.

• Случайное обучение — возможность отдельных лиц с помощью социальных сетей получать что-то новое, не подозревая об этом сознательно.

В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:

• Невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности [3].

• Высокую степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя.

• Отсутствие учебного инструментария для организации и управления учебным процессом, например, в сравнении с системами управления учебным процессом (LMS).

• Частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ.

• Размытые критерии оценивания.

Данные проблемы в зарубежных странах решались за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок использования социальных ресурсов Интернет в образовании [9].

Таким образом, обсуждение проблемы социальных сетей в образовании за рубежом выявило аргументы pro и contra. Широкая фаза обмена мнений по этому вопросу там уже завершилась, большинство социальных сетей активно используют как образовательную интернет-среду, созданы даже специальные руководства для педагогов. У нас в стране наиболее остро эта проблема встает сегодня.

Российский взгляд на проблему использования в образовании социальных сетей в целом соответствует представлениям международного научного сообщества о возможностях и недостатках использования социальных интернет-ресурсов в процессе обучения школьников и студентов. Вместе с тем, имеются и свои отличительные черты российского подхода. Как и в мировых исследованиях, российскими учеными отмечается наличие значительного потенциала социальных сетей, способного стать ресурсом совершенствования образования на основе доступа к сети Интернет.

—т—-

1. Возможности социальных сетей. URL:

http:// ido.tsu.ru/other_res/pdf2(46)_2012_45.pdf (дата обращения: 21.01.2015).

2. Интернет // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2014/06/30/levada/ (дата обращения: 21.01.2015).

3. Использование интернета в образовании // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/blog/shkola/mkhk-i-izo/ispolzovanie-interneta-v-obrazovanii (дата обращения: 21.12.2014).

4. Наука, образование и инновации в России: студенческий взгляд на проблемы и перспективы: сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции, 27 февраля 2014 г. URL: http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/dpo/Documents/sbornik. doc#8 (дата обращения: 21.01.2015).

5. Об использовании социальных сетей в образовании // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. URL: http://sibac. info/index. php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49 (дата обращения: 21.01.2015).

6. Социальная сеть // Википедия — свободная энциклопедия. 2014. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Социальная_сеть (дата обращения: 21.01.2015).

7. Социальные сети в образовании. URL: http://ido.tsu. ru/other_res/pdf/3(43)_6. pdf (дата обращения: 21.12.2014).

8. Тезисы докладов XIV межвузовской конференции. URL: http://www.simst.bsu.by/main/workstudents/abstracts/abstracts_ 14. pdf#4 (дата обращения: 21.01.2015).

9. Телематика'2010. Труды XVII Всероссийской научно-методической конференции. URL: http://window.edu.ru/resource/ 959/69959/files/tm2010. pdf (дата обращения: 5.02.2015).

10. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. СПб.: Реноме, 2012. vi, 428 с. URL: http://window.edu.ru/resource/424/ 76424/files/ped5_ch2. pdf (дата обращения: 21.01.2015).

1. Vozmozhnosti sotsial'nykh setey. URL:

http:// ido .tsu.ru/other_res/pdf/2(46)_2012_45 .pdf (data

obrashcheniya: 21.01.2015).

2. Internet // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2014/06/30/levada/ (data obrashcheniya: 21.01.2015).

3. Ispol'zovanie interneta v obrazovanii // Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/blog/shkola/mkhk-i-izo/ispolzovanie-interneta-v-obrazovanii (data obrashcheniya: 21.12.2014).

4. Nauka, obrazovanie i innovatsii v Rossii: studencheskiy vzglyad na problemy i perspektivy. Sbornik statey i tezisov dokladov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 27 fevralya 2014 g.

http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/dpo/Documents/sbornik.doc#8 (data obrashcheniya: 21.01.2015).

5. Ob ispol'zovanii sotsial'nykh setey v obrazovanii // Nauchno-prakticheskie konferentsii uchenykh i studentov s distantsionnym uchastiem. URL:

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49 (data obrashcheniya: 21.01.2015).

6. Sotsial'naya set' // Vikipediya — svobodnaya entsiklopediya. 2014. URL: http://ra.wikipedia.org/wiki/Sotsiarnaya_set' (data obrashcheniya: 21.01.2015).

7. Sotsial'nye seti v obrazovanii. URL: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(43)_6.pdf. Data obrashcheniya: 21.12.2014g.

8. Tezisy dokladov XIV mezhvuzovskoy konferentsii. URL: http://www.simst.bsu.by/main/workstudents/abstracts/abstracts_ 14.pdf#4 (data obrashcheniya: 21.01.2015).

H. B. Camoxmha

51

9. Telematika'2010. Trudy XVII Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. URL:

http://window.edu.ru/resource/959/69959/files/tm2010.pdf (data obrashcheniya: 5.02.2015).

10. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg,

fevral' 2012 g.) / Pod obshch. red. G. D. Akhmetovoy. SPb.: Renome, 2012. vi, 428 s. URL:

http://window.edu.ru/resource/424/76424/files/ped5_ch2.pdf (data obrashcheniya: 21.01.2015).

N. V. Samokhina Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd Analysis of views on opportunities and challenges

of using social network sites of Internet in education

The article discusses different views on the possibility of using social network Internet sites in education. We provide a definition of the term «social network site». Analyze the experience of the use of social networking in education in our country and abroad. It is proved that the use of social networking in education would complement the educational process. Also provides ways to solve potential problems associated with the use of social network sites in the educational process.

Keywords: Internet; education; social network site; service of social network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.