Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http ://mir-nauki.com/vol4-4. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN416.pdf Статья опубликована 28.07.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Шаронов А.А. Анализ взглядов на понятия «патриотизм» и «активность» // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37.035.6
Шаронов Андрей Андреевич
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, Астрахань Аспирант I года обучения по направлению «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»
E-mail: sharan363@gmail.com
Анализ взглядов на понятия «патриотизм» и «активность»
Аннотация. В статье проанализированы подходы к определению понятий активность, патриотизм и патриотическая активность; выявлена сущность данных понятий и их основные характеристики в современных российских условиях.
Актуальность статьи состоит в том, что в современном мире, в котором происходит модернизация России, а также усиливаются глобальные проблемы, выявляется проблема стабильности общества, развитие страны в дальнейшем. В этой связи необходимо развитие патриотической активности молодежи как важного качества для взаимодействия в политической, экономической и социальной сфере.
В ходе исследования выявлены взгляды авторов внесших большой вклад в рассмотрение понятий патриотизма и активность. Также проанализированы такие виды активности как социальная активность, трудовая активность, личностная активность и другие виды активности. В соответствии с этим выведено понятие патриотическая активность и даны его основные признаки. В конце статьи был сделан вывод о необходимости изучения патриотической активности, в связи с развитием новых научно-исследовательских задач и российского общества. Это необходимо для того чтобы молодежь заботилась о благе своей страны, защищала ее, сохраняла культурные ценности своего народа.
Ключевые слова: патриотизм; активность; патриотическая активность; молодежь; формирование; общество; личность; качества личности; Отечество; воспитание
Актуальность проблемы формирования и развития патриотической активности молодежи заключается в следующем: включением всех слоев общества, особенно молодежи, в процесс модернизации России; взаимодействие в экономической, социальной и политической сферах для повышения стабильности общества и развития его в дальнейшем; утратой традиций и норм, вследствие изменений гражданской и патриотической, мировой обстановки в мире; усиление идей экстремизма в мире.
Целью данной статьи является проведение анализа взглядов на понятия «патриотизм» и «активность»; уточнение сущности патриотической активности молодежи в современной России.
Термин «патриотизм» в разные исторические времена, а также в различных исследованиях понимается по-разному.
В социальной философии понятие патриотизма рассматривается через отражение духовной культуры индивида и общества в целом. Современный подход анализирует такие составляющие как любовь к Родине, верность Отечеству, чувство гордости за прошлое и настоящее государство, желание защитить интересы страны. А также рассматривает патриотизм как одну из составляющих компонентов личной и социальной культуры духа, предполагающей умение ставить сверхличные цели. Представители современного подхода являются Журавлев О.А., Ольшанский В.Б., Руденко В.И., Флоровский Г.О. и др. [18, С. 14]
В социологии Алексеева В.Г., Водзинская В.В., Колб У.Л., Мазняк И.О. патриотизм определяют через отношения понятий «личность-Родина», также нравственно-эмоциональная связь, объединение этнической, культурной, географической, религиозной, эстетической и исторической характеристик в рамках понятия «Родина». [18, С. 16]
В педагогической науке патриотизм изучается как соединение духовных, мировоззренческих, политических, гражданских, качеств человека, проявляющихся в особом отношении к Отечеству, к своей малой Родине, в желании и способности увеличивать положительные ценности и традиции своего народа и своей национальной культуры, своей земли.
Большой толковый словарь по культурологии определяет патриотизм как нравственную норму, нравственный принцип, а также как нравственное чувство, которые возникли еще на этапе становления человечества и глубоко проанализированы уже в античности. Словарь также дает определение патриоту как человеку, который реализует и выражает в своих поступках чувство глубокого уважения и любви к Родине, ее истории, культуре, традиции, ее народу. Как нравственное чувство патриотизм произрастает из определенных характеристик стиля жизни, культурных традиций того или иного народа; создается в ходе усваивания подрастающим поколением норм языка и господствующей формы мышления, норм и эталонов культуры; устанавливается в характерных поведенческих паттернах, с помощью взаимодействия со старшим поколением; рассматривается как позитивное или негативное поведение молодых. [12, а 211].
Также можно выделить в современной науке несколько основных подходов к пониманию патриотизма.
Согласно идеологическому подходу понятие патриотизм рассматривается, как готовность служить интересам государства, исторически возникающая под влиянием определенных общественных и экономических условий. В данном значении патриотизм обусловлен особенностями развития конкретного социума, общественной, политической и экономической средой в определенном государстве.
В теологической сфере понятие «патриотизм» определяется как результат религиозного и духовного самопроявления божественной природы человека. В связи с этим чувство патриотизма имеет ярко выраженную общественную направленность.
Согласно деятельностному подходу (В.В. Макаров и др.) патриотизм можно трактовать как сильный и долговременный мотив общественной деятельности [17, С 6].
В марксистской философии патриотизм анализируется в контексте влияния развития общества в историческом плане, а также управлением правящей элиты политикой и государством, общественным явлением. Патриотическая теория в идее «Этатизма» концертирует внимание на государстве, определяя его как единственный объект патриотизма. Идеи «государственного патриотизма» присутствуют в трудах Н. Макиавелли, Г. Гегеля и
других мыслителей (М.П. Рогачев и М.А. Свердлин и др.). Они работали над проблемами основания и развития государств, а также новых форм организации политической власти, объединение населения в различных слоях общества. Патриотизм в их понимании приравнивается к стремлению к общим государственным целям и интересам, которые главенствуют как по отношению к интересам общества, так и к интересам личности (группы). [23, C. 25]
В рассмотрении понятия патриотизма большой вклад привнесли философы нашей страны С.Ю. Иванова и В.И. Лутовинов. В.И. Лутовинов анализирует патриотизм как главную характеристику человека и его жизненную установку. Он рассматривает понятие патриотизм с аксиологических позиций, определяя его как одну из главных постоянных ценностей, которая присутствует во всех сферах жизни социума и государства, а также уделяет внимание влиянию происходящей в мире глобализации на патриотизм, выделяет в особенности принципы формирования патриотизма в современной России [16, C. 118].
С.Ю. Иванова анализирует патриотизм как многоаспектное социально-культурное явление, соединяющее определенные важные стороны деятельности и существования, общества и отдельного индивида. Патриотизм, она предлагает, выявлять в разнообразных качествах: как один из компонентов социального и индивидуального сознания, менталитета, национального самосознания, как составляющую идеологии, культуры, истории, психологии, также определяет как главную ценность социума и человека, как направление воспитания, как источник благополучия, роста и успешного развития общественных сфер жизни [8, С. 101].
В рамках анализа понятия патриотическая активность необходимо также определить термин активность, как один из признаков патриотизма, а также является составной частью деятельности человека в обществе. Активность как понятие комплексно используется во многих отраслях научного знания как отдельно, так и в различных взаимосвязях с другими определениями. Соответственно в определенных аспектах данный термин стал распространенным и определялся как самостоятельно используемое понятие. Благодаря данной трактовке термин стал рассматриваться как активный элемент системы, активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист.
Л.А. Карпенко в «Кратком психологическом словаре» активность определяет как всеобъемлющий признак существ живого мира, отражает их динамическую составляющую, также является источником изменения или поддержания ими значимых для жизни связей с внешним миром, качество к самостоятельной силе реагирования. Ее можно охарактеризовать в определенной степени зависимостью от производимых действий, отличительным признаком внутреннего состояния человека [10, С. 97].
Термин активность рассмотрен в научных подходах психологии нашей страны работами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других исследователей.
С.Л. Рубинштейн анализирует понятие активность как генеральный признак человека, играющий важную роль компонента который позволяет взаимодействовать между деяниями личности и требованиями общества. Активность личности отражается в его сознательной деятельности [24, С. 290].
В идеях А.Н. Леонтьева прослеживается особый подход, связанный с проблемой взаимодействия «внешнего» и «внутреннего». В работе «Деятельность. Сознание. Личность» он представляет активность в виде определенной формулы: «Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет». Так, А.Н. Леонтьев анализирует активность как предпосылку самодвижения деятельности изнутри [15, C. 125].
A.В. Петровский, М.Г. Ярошевский определяют активность как «деятельное состояние субъекта», она определена внутренним состояние личности и отражается внешне, в механизмах человеческого поведения [22, С. 215].
B.А. Петровский и А.В. Петровский анализировали введенное не так давно понятие «надситуативная активность», рассматривая его в виде момента движущей деятельности. В связи с этим, «надситуативную активность» решает проблемные ситуации с помощью увеличения активности личности, обеспечивающей «выход за пределы ситуации» [21, С. 27].
Т. Парсонс основатель идеи структурного функционализма считал, что активность это составляющая общественных функций, осуществляемых личностью, и она зависит от определенных ситуаций в жизни [20, С. 125].
Д. Мид рассматривает понятие «активность человека» с помощью анализа специальной установки мышления - «обобщенный другой». Основная суть данной структуры отражается в умении личности проецировать основные характеристики собственного поведения человека, его свойства характера на иного человека в ходе коммуникации между людьми. Данный автор объясняет, что в процессе речевого взаимодействия личность может проявлять именно те характеристики индивида, которые свойственны для него самого. Поэтому, «обобщённый другой» является элементом собственного «Я» личности. Соответственно, рассмотрение подхода Д. Мида предполагает возможность сравнения личностной активности со способностью формировать и интерпретировать образ «обобщённый другой» [5, С. 23].
И. Гофман, являющийся автором символического интеракционизма и представителем направления драматургической социологии, определяет свое понимание термина активность человека, как особенность активности индивида, которая определяется в большом диапазоне социальных ролей личности, умениях соразмерно применять данные роли в соответствии временным рамкам, обладании большим совокупностью разных инструментов достижения поставленных задач [5, С. 45].
Особенный смысл сущности и содержания определения «активность личности» были выведены представителями теории социального обмена Д. Хомансом, П. Блау, Б. Скиннером. Они рассмотрели, что личностная активность может анализироваться в получении положительного результата от собственной деятельности. Индивиды стабильно производят различные социальные взаимодействия. Взаимодействуя с разными индивидами, человек предпринимают попытку заполучить себе что-либо выгодное от участника коммуникации, с которым взаимодействует: материальные блага, уважение, знаки престижа, одобрение, поддержку, любовь и др. Именно данное взаимодействие применительно для любого индивида. Человек понимает, что, оказывая помощь человеку, личность увидит ответную реакцию на собственные поступки, которые могут быть разными материальными или духовными благами. Данный процесс носит название «социального обмена» [1, С. 130].
Определенные влияния разнообразных стимулов на социальный обмен изучал Б. Скиннер, рассматривая активность личности как проявление в индивидуальном «научении». Под определением «научение» ученый рассматривал тот опыт, который личность приобретает в процессе проживания в обществе, осваивая определенные модели поведения. В течение жизни у человека вырабатывается подкрепление тех поведенческих моделей, которые дают более эффективный и выгодный социальный обмен [1, С. 152].
Ценный вклад в анализ положения человека в социуме, выяснение причин его активности предложил социолог из Англии Э. Гидденс. Активность человека, а также социального агента, согласно Э. Гидденсу, отражается в целях удовлетворения интересов личности с помощью управления, оказания воздействия на структуры посредством имеющихся у индивида знаний, неких правил (норм) и ресурсов [7, С. 501].
Понятие активность, по мнению Э. Фромма, означает проявление своих способностей, талантов, а также всему многообразию дарований человека, это означает обновляться, развиваться, чувствовать большой интерес, проявлять желание стремления к чему-либо. В связи с этим Э. Фромм определяет понятие продуктивной активности: «это состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с «взращиванием» своих возможностей» [26, C. 201].
На данный момент можно выделить следующие активности: умственная, интеллектуальная, психическая, когнитивная, творческая, познавательная, художественная, трудовая, поведенческая.
Психическая активность. В исследованиях связанных с психологией и физиологией человека она сопоставляется с активированностью (индивидуальным уровнем активации). При этом одним из главных характеристик активности психики - активная ориентировочная и исследовательская деятельность (Э.А. Голубева, Б.Р. Кадыров, А.И. Крупное, Н.С. Лейтес).
Когнитивная активность. В исследованиях данной активности изучение получения когнитивного результата играет особую роль. Данный результат переживается человеком таким образом, что это чувство приносит положительные эмоции от информации получаемой в ходе взаимодействия с окружающим миром (К.В. Бардин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская).
Интеллектуальная активность. Данный вид активности означает именно мыслительную, а не когнитивную деятельность. Осуществляется данная активность в своеобразных условиях. Определение и частое упоминание данного понятия связано с работами Д.Б. Богоявленской. «Интеллектуальная активность - является интегральным свойством некоторой гипотетической системы, основными компонентами (подсистемы) которой выступают интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности» [2, C. 101].
Творческая активность. Данная активность у личности формируется в ходе создания ценностей как материальных, так и духовных, основными признаками которой является новизна, оригинальность и уникальность. Также возможность человека к созданию цели внутренне и «спонтанно» (В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, Н.В. Пушкин, Н.Н. Поддьяков, И.В. Страхов, Г. Уоллес).
Познавательная активность. М.И. Лисина утверждает следующее, что данная активность занимает особое место и близко к уровню потребности. «Это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее» [11, C. 121].
Поведенческая активность. В исследовании поведенческой активности выявлено, что создание определенной установки зависит от потребностей предметной и общественной среды, в соответствии с которой осуществляются три типа поведения. Д.Н. Узнадзе выделяет импульсивное поведение, принудительное поведение, волевое поведение [11, C. 123].
Личностная активность. Активность данного направления можно определить направлением на достижения конкретного результата, который в конечном итоге обычно приводит к ощущению положительных эмоций от преуспевания в достижении намеченных целей, к чувству выполнения долга и самоутверждению в осуществляемой деятельности.
Коммуникативная активность. Результат общения как определенного вида активности, согласно Б.Ф. Ломову, является «не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а взаимоотношения с другим человеком, с другими людьми». Этот вид
активности и движение в динамике анализируются с помощью человеческих общественных функций [11, С. 125].
Трудовая активность. В ходе трудовой активности происходят изменения в окружающей действительности, и преобразования в человеке. Трудовая активность может происходить с участием интеллектуальных, мыслительных процессов, организации, планирования и контроля, разрешения проблемной ситуации. Она может являться определенным состоянием и необходимой частью любой деятельности как в профессии (являющейся в свою очередь характеристикой и состоянием трудовой), так и деятельностью в обществе, а также обеспечивает основу функционирования современной жизнедеятельности человека, изменения и саморазвитие его самого.
Социальная активность. Главную область и определенную характеристику активности человека выявляет социальная активность. Социальная активность человека определяется как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто) [27]. Наиболее полное и отражающее главную суть социальной активности представляется определение, данное В.З. Коганом - «Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности» [27, С. 200].
Также стоит включить в классификацию следующие понятия:
Правовая активность личности - это важнейшая форма социальной активности, является определяющей характеристикой в ходе развития государства и социума как правового.
Правовую активность личности необходимо анализировать как динамичную деятельность человека в области права, содержащую в себе как положительные (одобряемые государством и обществом), так и отрицательные (отрицательно воспринимаемые государством и обществом) факторы.
На основе анализа данных определений мной было выведено понятие патриотическая активность. Патриотическая активность — это особое личностное качество, которое в своей целостности, обусловленной системными связями содержательных и сущностных характеристик, включает все показатели патриотизма, патриотической позиции, обусловленные особенностями социальной природы человека, формируемого в общественной деятельности. Патриотическая активность выступает главным критерием, определяющим ценность и цельность личности в государстве. От патриотической активности (воплощенной в активной жизненной позиции) зависят отношения и к себе, и к другим людям, обществу и государству.
Основным признаком патриотической активности можно выделить интенсивную деятельность молодежи, которая включает:
• осуществление субъектом деятельности разнообразных ее видов и готовность на высоком уровне к достижению определенной цели;
• социальная значимость духовного и материального результата, полученного в процессе деятельности;
• ценностное отношения к личности, обществу, государству;
• потребность в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
• достойное выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
• уважение к закону, нормам коллективной жизни;
• положительное отношение к труду, потребность в труде на благо общества, государства.
На современном этапе развития педагогики все большую роль отводится патриотической активности молодежи.
В прошлом в педагогической науке в воспитании уделяли важную роль формированию среди молодого поколения чувства любви к Родине, семье, к Отечеству, а также к стремлению сделать свой вклад в развитие своей страны. В наше время необходимый компонент в образовании - это формирование в сознании молодежи понятий создающих духовную составляющую человека и общества: семья, родной язык, Родина, народ, вера, народная культура. Все это - фундамент становления человека как личности.
Таким образом, с развитием новых научно-исследовательских задач, в условиях развития российского общества, в том числе и такой сферы деятельности, как патриотическая активность необходимо изучать воспитание молодежи, направленное на развитие России, главным приоритетом которого является развитие у молодежи качеств необходимых для того, чтобы она могла своими делами вести страну к процветанию; а также формирование убеждений в необходимости защиты Отечества и готовности заботится о благе страны в любой сфере жизни гражданского общества. В рамках данной проблемы особого внимания и заслуживает исследование патриотической активности молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 210.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.-320 с.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
4. Волкова Н.В., Волкова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей общества // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №5. С. 701-704.
5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики,2003. - 512 с.
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
7. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
8. Иванова, С.Ю. Современный российский патриотизм / С.Ю. Иванова, В.И. Лутовинов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320 с.
9. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука (Сибирское отделение), 1981. 186 с.
10. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред.
A.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.
11. Коверзнева И.А. Психология активности и поведения. М.: 2010.-314 с.
12. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. - 511 с.
13. Константинов С.А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников // Вестник ТГПУ. 2010. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-patrioticheskogo-vospitaniya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov (дата обращения: 31.05.2016).
14. Курганская М.Я. Жизненная позиция и общественная полезность трудовой деятельности как социологические показатели молодежного патриотизма // Знание. Понимание. Умение Москва, 2012. С. 267-270.
15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 352 с.
16. Лутовинов, В.И. Гражданственность и патриотизм на рубеже тысячелетий / В.И. Лутовинов // Патриотическое воспитание как условие возрождения России: Доклады всероссийской научной конференции 19 февраля 2003 г. Екатеринбург: ГУ, 2003. - С. 118-129.
17. Макаров, В.В. Патриотизм как явление общественного сознания: Его источники и структура: автореф. дис. ... канд. филос. наук / В.В. Макаров. Волгоград, 1969.
- 17 с.
18. Мещерякова С.В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : автореферат дис. ... кандидата психологических наук.-М., 2008. - 24 c.
19. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. 2012. №3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 12.11.2015).
20. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1998. - 270 с.
21. Петровский, В.А. К психологии активности личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 26-38.
22. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / В.А. Петровский. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
23. Рогачев, ИМ. Патриотизм и общественный прогресс / П.М. Рогачев, М.А. Свердлин. М.: 1974. - 280 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
25. Философский словарь / под ред.: И.Т. Фролов. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.
- 590 с.
26. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. - М.: АСТ, 2006. -571 с.
27. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие): учеб.-метод. пособие /
B.Л. Хайкин. - М.: МПСИ, 2000. - 448 с.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Sharonov Andrey Andreevich
Astrakhan state university, Russia, Astrakhan E-mail: sharan363@gmail.com
The analysis opinions at the concept of «patriotism» and «activity»
Abstract. The article analyzes the approaches to the definition of the concepts activity, patriotism and patriotic activity; reveals the essence of these concepts and their main characteristics in modern Russian conditions.
The relevance of the article is that in today's world, where the modernization of Russia, and there is growing global problem, identify problems of social stability, the country's development in the future. In this regard, we need to develop patriotic youth activity as an important quality for the cooperation in the political, economic and social spheres.
The study identified the main authors who have made a great contribution to the examination of the concepts of patriotism and activity. Also analyzed activities such as social activity, labor activity, personal activity and other activities. In accordance with this concept displayed patriotic activity and are its main features. At the end of the article, it was concluded that consideration should be patriotic activity in connection with the development of new research tasks and Russian society. This is to ensure that young people care about the welfare of his country, defending it, to preserve the cultural values of their people.
Keywords: patriotism; activity; patriotic activity; youth formation; society; personality; personal qualities; Fatherland; upbringing
REFERENCES
1. American Sociology: Textbook / Ed. V.I. Dobrenkova. M., 1994. S. 210.
2. Epiphany D.B. Psychology of creativity. Moscow, 2002.-320 S.
3. S.M. Vishnjakova Professional education Dictionary. Key concepts, terminology, current vocabulary. - M.: NMC ACT, 1999. - 538 s.
4. Volkova N.V., Volkova N.V., Guseva L.A. Civic engagement as a mirror of the political, spiritual and cultural values of the society // Modern problems of science and education. - 2013. - №5. S. 701-704.
5. Volkov Y.G., Dobrenkov V.I., Nechipurenko V.N., Popov A.V. Sociology: Textbook / Ed. prof. SOUTH. Volkova. - Ed. 2nd, rev. and ext. - M.: Gardariki 2003. - 512.
6. Vyrschikov A.N. Kusmartsev M.B. Patriotic education of youth in modern Russian society / Monograph. - Volgograd: NP SPD "Copyright pen", 2006. - 172 p.
7. E. Giddens Sociology. - M.: Editorial URSS, 1999. - 704 p.
8. Ivanova, S.Y. Modern Russian patriotism / S.Y. Ivanova, V.I. Lutovinov. Rostov on Don / D: Publishing House of SSC RAS, 2008. - 320 p.
9. Kogan V.Z. Man in the flow of information. Nauka (Siberian Branch), 1981. 186 p.
10. Short psychological dictionary / Ed. - Ed. L.A. Karpenko: Under the general. Ed. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. Rostov-on-Don: "Phoenix" Publishing House, 1998.
Мир Науки
11. Koverzneva I.A. Psychology of activity and behavior. M.: 2010.-314 s.
12. Kononenko B.I. Great Dictionary of Cultural Studies. Moscow: OOO "Izdatelstvo AST", 2003. To - 511.
13. Konstantinov S.A. Improvement of patriotic education of the modern Russian school // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2010. №4. [Electronic resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-patrioticheskogo-vospitaniya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov (Reference date: 31.05.2016).
14. Kurgan M.J. Beliefs and public utility work as a sociological indicators of the youth patriotism // Knowledge. Understanding. Ability Moscow, 2012. S. 267-270.
15. Leontiev, A.N. Activities. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev. - M.: Meaning, 2004. - 352 p.
16. Lutovinov, V.I. Citizenship and patriotism Millennium / V.I. Lutovinov // Patriotic education as a condition for the revival of Russia: the All-Russian Scientific Conference February 19, 2003 Yekaterinburg: State, 2003. - P. 118-129.
17. Makarov, V.V. Patriotism as a phenomenon of social consciousness: its sources and structure: Author. Dis. ... cand. Philosophy. Science / V.V. Makarov. Volgograd, 1969. - 17 p.
18. Meshcheryakov S.V. Patriotism as a value-semantic structure of education in the Russian entrepreneur personality: dissertation dis. ... The candidate of psychological nauk.-M., 2008. - 24 s.
19. Petrova L.A. Formation of patriotism // Psychology, Sociology and Pedagogy. 2012. №3 [electronic resource]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (reference date: 11/12/2015).
20. Parsons T. The system of modern societies. - M., 1998. - 270 p.
21. Peter, V.A. The psychology of personality / activity V.A. Petrovsky // Questions of psychology. - 1975. - №3. - S. 26-38.
22. Petrovsky, A.V. Basics Theoretical psychology / V.A. Petrovsky. - M.: INFRA-M, 1998. - 528 p.
23. Rogachev, M.I. Patriotism and social progress / P.M. Rogachev, M.A. Sverdlin. M.: 1974. - 280 p.
24. Rubinstein S.L. Being and consciousness. Man and the world / SL Rubinstein. - SPb.: Peter, 2003. - 512 p.
25. Philosophical Dictionary / ed.: Frolov. - 5th ed. - M.: Politizdat 1987. - 590.
26. E. Fromm Escape from Freedom. Man for himself / per. from English. - Moscow: AST, 2006. - 571 p.
27. V.L. Haykin Activity (characteristics and development): ucheb method. Benefit / V.L. Haykin. - M.: SAG, 2000. - 448 p.