Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ БЕРУНИ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО'

АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ БЕРУНИ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Беруни / общество / человек / социальное познание / Beruni / society / man / social cognition.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раматов, Ж.С., Умарова, Р.Ш.

Актуализируя проблему воспитания подрастающего поколения Узбекистана, автор обращается к специфике социального познания на примере взглядов Беруни. Рассматриваются труды и высказывания философа о природе человека и этническом многообразии народов. Подчёркивается ценность гуманистических идей для формирования общественных основ, мировоззрения личности и национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF BERUNI'S VIEWS ON THE INDIVIDUAL AND SOCIETY

Actualizing the problem of educating the younger generation in Uzbekistan, the author turns to the specifics of social cognition on the example of Beruni's views. The works and statements of the philosopher about the nature of man and the ethnic diversity of peoples are considered. The value of humanistic ideas for the formation of social foundations, the worldview of the individual and national self-consciousness is emphasized.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ БЕРУНИ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ БЕРУНИ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВО

Раматов Ж. С., Умарова Р.Ш.

Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент,

Республика Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Актуализируя проблему воспитания подрастающего поколения Узбекистана, автор обращается к специфике социального познания на примере взглядов Беруни. Рассматриваются труды и высказывания философа о природе человека и этническом многообразии народов. Подчёркивается ценность гуманистических идей для формирования общественных основ, мировоззрения личности и национального самосознания.

Ключевые слова: Беруни, общество, человек, социальное познание.

Actualizing the problem of educating the younger generation in Uzbekistan, the author turns to the specifics of social cognition on the example of Beruni's views. The works and statements of the philosopher about the nature of man and the ethnic diversity of peoples are considered. The value of humanistic ideas for the formation of social foundations, the worldview of the individual and national self-consciousness is emphasized.

Key words: Beruni, society, man, social cognition.

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к вопросам духовности продиктовано стратегической необходимостью воспитания в Узбекистане квалифицированных кадров, которые призваны обеспечить «поэтапное и устойчивое развитие страны» [1]. Талантливая молодёжь во все времена тянулась к мудрецам, обратимся и мы к Абу Райхану аль-Беруни и его мыслям о естественных основах существования человека в обществе.

Основные сведения о взглядах Беруни на человека и общество мы находим в его трудах «Индия», «Осор-ул-бокия», в математических и астрономических трактатах [2]. Антропологические исследования учёного в большинстве своём связаны с изучением религий, часто - с географией. Высказывания об этике и людском предназначении встречаются во многих

ABSTRACT

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

О человеческой природе

Oriental Renaissance: Innovative, 73 VOLUME 2 | ISSUE 6

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

естественнонаучных трудах учёного, что обусловлено многомерностью сущностной природы человека, в которой он предстаёт одновременно:

• творением Бога,

• природным организмом,

• структурным элементом социума [3].

В посвящении эмиру Гургенджа, которым Беруни предваряет «Хронологию древних народов («Осор-ул-бокиа»), автор касается основ образования общественных институтов: «...появление обычаев и вероисповеданий, истории и становления некоторых наций. либо с чужих слов, либо по собственным наблюдениям и умозаключениям ... закрепить это на бумаге . чтобы было это новой услугой, .память о которой останется в наследство потомству, пока текут века и уходят поколения» [4]. В социальном познании мыслитель обращается к анализу детерминантных факторов, оказывающих влияние на окончательный выбор народами направления своего развития, главным образом, материальных основ бытия и способов производства материальных благ [5]. При оценке общественных явлений Беруни касается категорий добра и зла, справедливости, нравственных ценностей, призывает людей «очистить свою душу от дурных свойств», и от причин, делающих их слепыми «для истины»:

• властолюбия,

• страстей и пристрастий,

• закоренелых привычек,

• духа соперничества.

Последнее свойство особенно культивируется в современном обществе, и следует задуматься о его манипуляционном характере.

О политкорректное™

Посвящённый летоисчислению народов, труд аль-Беруни "Памятники минувших поколений" фактически является историко-этнографическим исследованием, в основу которого легли:

• письменные источники,

• устная традиция,

• наблюдения автора.

Отношение философа к проблеме этнического и религиозного многообразия связано с вопросом о «начале начал», т.е. о начале человеческой истории, для разрешения которого автор приводит слова пророка: "Всякий новорожденный рождается таким, каким его создал [Бог], а потом родители

781

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

делают его евреем, христианином или магом" [4]. Великий учёный и видный политический деятель своей эпохи, иранец, глубоко знавший свою родную культуру, но при этом мусульманин, писавший свои труды по-арабски и прекрасно понимавший арабскую традицию, аль-Беруни всю жизнь существовал на пересечении различных культурных миров, что потребовало от создателя трактата реализации новых мыслительных установок:

1. о единстве человеческой природы,

2. о самобытности культур всех (даже небольших) областей.

Первая установка основана на том, что «в природе существует закон

причинности, одинаковые причины порождают одинаковые следствия», а вторая (о самобытности культур) - на том, что «благодаря действиям различных сил в природе постоянно происходят изменения» [4]. Научный метод, который аль-Беруни равно применял в естественно-научных и в историко-этнографических трудах, позволил ему сделать вывод: различные народы живут в различных условиях, у них совершенно несхожие обычаи и традиции, это необходимо принять как данность, избегая категорических оценочных суждений [6].

ВЫВОДЫ

Ценность гуманистических идей Абу Райхана аль-Беруни для современного общества заключаются в том, что он сумел сохранить национальное самосознание в условиях вынужденной эмиграции. Отдав большую часть своей жизни служению при дворе газневидских султанов, он остался истинным сыном Хорезма и подарил узбекскому народу богатое педагогическое наследие.

Звеном, связующим национальное мышление с общечеловеческой философией, является мировоззрение каждого члена общества, формирование которого должно стать одной из основных задач современной педагогики [7], наряду со стимулированием социальной активности общества и становления демократических институтов.

REFERENCES

1. Karimov, I.A. (2009). Obespecheniye poetapnogo i ustoychivogo razvitiya nashey strani - nasha glavnaya sel. -T. 17. -Tashkent: Uzbekistan, 2009. -s. 137.

2. Умарова Р. Некоторые аспекты взаимоотношений природы, человека и общества во взглядах Абу Али Ибн Сино и Абу Райхан Беруни // Theoretical & Applied Science. - 2015. - №. 10. - С. 127-129.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

3. Колин К. Информационная антропология: Новая концепция познания природы человека // Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences. - 2019. - Т. 2. - №. 3. - С. 85-115.

4. Рейхан Б. А. Памятники минувших поколений, перевод МА Салье // Избранные произведения. - Т. 1.

5. Рябоконь, Н.В. Основы методологии научного исследования: лекции [Электронный ресурс] // Минск: МИУ, 2016. -http: //media. miu.by/files/store/lecture/Riabokon_ÜMNI_2016. pdf

6. Грицюк Е. Ю. Образ «другого»: персы в «Памятниках минувших поколений» ал-Бируни // Imagines mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв.№ 5. Интеллектуальная история. Вып. 3. - 2008. - С. 254-

7. Икрамов Р. А., Хожиев Р. Б. У. Воспитание гармонично развитого поколения является приоритетом государственной молодежной политики // Вестник науки и образования. - 2020. - №. 14-1 (92).

262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.