Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязи менеджмента и контроллинга'

Анализ взаимосвязи менеджмента и контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КОНТРОЛЛИНГ / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ / ТЕОРИЯ / MANAGEMENT / CONTROLLING / FUNCTIONS / TASKS / THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боков С.И.

Переход на инновационное развитие российской экономики требует повышения эффективности управления отечественными предприятиями, совершенствования его методологических основ и инструментария. Важнейшим инструментом управления в современных условиях становится контроллинг. Однако до настоящего времени в экономической науке не существует единого подхода к структуризации задач контроллинга в увязке с функциями менеджмента. В статье проанализированы основные виды взаимосвязи между менеджментом и контроллингом и даны предложения по их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP MANAGEMENT AND CONTROLLING

Transition to innovative development of Russian economy requires increasing the management efficiency of domestic enterprises, improvement of methodological fundamentals and instruments. The major tool of management in modern conditions is controlling. To date, however, in Economics there is no single approach to structuring tasks of controlling in conjunction with the functions of management. The article analyzes the main types of the relationship between management and controlling and proposals for their further development.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязи менеджмента и контроллинга»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.24

С.И. Боков

канд. экон. наук, директор, Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕНЕДЖМЕНТА И КОНТРОЛЛИНГА

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-02-00060.

Аннотация. Переход на инновационное развитие российской экономики требует повышения эффективности управления отечественными предприятиями, совершенствования его методологических основ и инструментария. Важнейшим инструментом управления в современных условиях становится контроллинг. Однако до настоящего времени в экономической науке не существует единого подхода к структуризации задач контроллинга в увязке с функциями менеджмента. В статье проанализированы основные виды взаимосвязи между менеджментом и контроллингом и даны предложения по их развитию.

Ключевые слова: менеджмент, контроллинг, функции, задачи, теория.

S.I. Bokov, Mytischi research Institute of measuring instruments

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP MANAGEMENT AND CONTROLLING

Abstract. Transition to innovative development of Russian economy requires increasing the management efficiency of domestic enterprises, improvement of methodological fundamentals and instruments. The major tool of management in modern conditions is controlling. To date, however, in Economics there is no single approach to structuring tasks of controlling in conjunction with the functions of management. The article analyzes the main types of the relationship between management and controlling and proposals for their further development.

Keywords: management, controlling, functions, tasks, theory.

В настоящее время контроллинг является одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности предприятия. Он обеспечивает системный и комплексный подход к решению важнейших вопросов развития предприятия: выявление и задействование имеющихся внутренних резервов,

своевременное внедрение инноваций и др. Анализ работ разных ученых, как в области менеджмента, так и в области контроллинга свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом вопросам их взаимосвязи и взаимодействия. В данных работах уделяется чрезмерное внимание либо проблемам менеджмента в ущерб вопросам контроллинга, либо прослеживается обратная тенденция. При этом некоторые исследователи склонны полагать, что приоритетной для контроллинга является не управленческая, а консультативная функция. Иными словами контроллинг в подобном понимании является инструментом менеджмента и сам по себе не в состоянии подменить собой функции управления, но в то же время реализуется в них.

В настоящее время наблюдается пересечение и наложение функций менеджмента и контроллинга, что, по нашему мнению, можно объяснить объективной необходимостью интеграции различных сфер деятельности предприятия. Концепция контроллинга базируется на идее повышения эффективности оперативного и стратегического менеджмента путем разработки и внедрения на предприятии

22

№ 2 (30) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

информационно-аналитической системы, сочетающей в себе элементы планирования, учета, контроля и анализа. Современная концепция контроллинга сформировалась в процессе эволюционного развития различных идей, предложенных в разное время зарубежными и отечественными исследователями. Она изменялась в рамках эволюционирующей парадигмы управления. Анализ и систематизация наиболее важных стадий развития систем менеджмента и контроллинга позволяет выявить взаимосвязь исторических процессов их эволюции, а также установить общности таких признаков, как: однородность этапов исторического развития; ориентация концепций контроллинга и менеджмента; направления их развития; целостность; единая целенаправленность и др.

Подобный анализ позволяет глубже понять современное взаимодействие менеджмента и контроллинга, а также предположить его возможные перспективы и пути развития в ближайшем будущем (табл. 1).

Таблица 1 - Общность процессов развития теорий менеджмента и контроллинга

Признаки Процессы

Менеджмента Контроллинга

Однородность этапов исторического развития Период зарождения менеджмента 9-7 тыс. лет до н.э. -1776 г. Период первоначального становления службы контроллинга Конец XV в. по 30-е годы XX в.

Индустриальный период 1776-1890 гг.

Период систематизации 1856-1960 гг.

Информационный период 1960-1980 гг. Становление оперативного контроллинга С 30-х до начала 80-х гг. XX в.

Период стратегической ориентации 1980 г. - по настоящее время Акцент на стратегический контроллинг С 80-х гг. по настоящее время

Ориентация концепций Одномерность На регистрацию

Системность На управленческий учет и стратегию

Направление развития От простого к сложному От простого к сложному

Целостность Неотъемлемая часть одного целого - системы управления Неотъемлемая часть одного целого -системы управления

Единая целенаправленность Принятие оптимальных управленческих решений Методическая, аналитическая, консультационная, информационная поддержка в процессе принятия менеджментом оптимальных управленческих решений

Горизонт планирования Оперативный, стратегический Оперативный, стратегический

Ориентир На стратегию предприятия На стратегию предприятия

Уровень управления Высший, средний, низший Высший, средний, низший

Делегирование полномочий Сверху вниз Сверху вниз

Последователь ность реализации решений Совместная (с участием системы контроллинга) Совместная (с участием системы менеджмента)

Оценочные показатели Монетарные и немонетарные Монетарные и немонетарные

№ 2 (30) - 2014

23

Проблемы экономики и менеджмента

Многие экономисты, характеризуя систему контроллинга и ее связь с системой менеджмента предприятия, используют аналогии. В некоторых источниках авторы прослеживают параллели с технической системой автоматического регулирования, основанной на обратной связи. В других источниках ее сравнивают с процессом, действующем в «саморегулирующем контуре», организация которого может быть основана на таких принципах, как управление по отклонениям (в основе лежит информация об отклонениях фактических данных от нормативных или плановых); вариантность; сопоставимость альтернатив и др. Контроллинг, оценивая варианты управленческих решений, позволяет определять множество альтернативных путей реализации целей развития предприятия, сопровождающихся обоснованиями и комментариями, и предоставляет существенную информацию, используемую для прогнозирования и планирования (выработка прогнозной информации, координация отдельных планов в рамках краткосрочного и долгосрочного планирования, составление и сведение бюджетов и т.д.). Он используется для определения стратегии предприятия (стратегический анализ для планирования будущих процессов и результатов деятельности предприятия); учета (оптимизация затрат); контроля (контроль за текущей деятельностью); анализа (анализ отклонений, оценка эффективности деятельности); разработки управленческих решений (выработка рекомендаций для принятия управленческих решений менеджментом предприятия).

24

№ 2 (30) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.