ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ И СТИЛЕЙ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И УПРАВЛЕНИЯ Тураева Д.Р. Email: [email protected]
Тураева Дилафруз Рустамбоевна - доктор философии (FhD) по психологическим наукам, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный институт востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: встатье раскрываются педагогические проблемы социальной психологии, анализируются результаты комплексного исследования стилей деятельности учителей и мастеров производственного обучения. Была изучена взаимосвязь стилей деятельности и управления с индивидуальными особенностями личности и проведен психологический анализ значимых корреляционных связей в этой области. Представлены данные корреляционного анализа между показателями используемых методик исследования и описаны личностные черты, характерные для педагогов профессионального образования.
Ключевые слова: педагог, стиль, стиль общения, управление, стили деятельности, личностные качества.
ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP OF THE PERSONAL QUALITIES OF TEACHERS AND THE STYLES OF THEIR ACTIVITIES AND MANAGEMENT Turaeva D.R.
Turaeva Dilafruz Rustamboevna - Doctor of Philosophy (PhD) in Psychological Sciences, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT STATE INSTITUTE OF ORIENTAL STUDIES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the pedagogical problems of social psychology, analyzes the results of a comprehensive study of the styles of activity of teachers and masters of industrial training. The relationship of the styles of activity and management with the individual personality traits was studied and a psychological analysis of significant correlations in this area was carried out. The data of the correlation analysis between the indicators of the research methods used are presented and the personality traits characteristic of vocational education teachers are described.
Keywords: teacher, style, communication style, management, activity styles, personal qualities.
УДК37; 377; 15
Наибольшую трудность представляет изучение индивидуального стиля деятельности в профессии педагога, поскольку объективные условия деятельности являются крайне нестандартными. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Н.И. Петрова, З.Н. Вяткина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминов и другие. Ими были изучены различные аспекты стиля: структура, типология, процесс формирования.
Деятельность учителей разнообразна, в ней проявляются самые разные способности, которые зависят от различных типологических особенностей.
Учет последних важен при формировании стиля деятельности педагогов.
Выделяются и другие разновидности стиля деятельности учителей. А.К. Маркова и А.Я. Никонова (1987) разделили их на четыре вида: эмоционально-импровизационый; эмоционально-методический; рассуждающе-импровизационный; рассуждающе-методический [5, С.62-79].
В.Н. Келасьев (1971) обнаружил различия в поведении мастеров профтехучилищ в зависимости от экстраверсии и интроверсии. Экстраверт применяет прямой, непосредственный контроль над деятельностью и поведением учащихся, группа все время подвергается активному воздействию с ero стороны. Основой такого рода управления служит высокая потребность в общении и двигательной активности мастера. У интровертов момент непосредственного взаимодействия слабее, но конечных результатов они достигают тех же. Причина заключается в том, что мастера интроверты тщательнее планируют организацию учебного процесса и воспитательных воздействий, уделяют большее внимание воздействию на учащихся разных опосредованных методов. Выявлено также, что учителя, которым присуща высокая тревожность, более отзывчивы к потребностям и интересам учащихся [3. С. 95-100].
Обобщая ряд исследований посвященных выраженности того или иного стиля деятельности у учителей с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (Е.П. Ильин 2004), можно выделить стили, характеризующие подготовку к уроку, стили побуждения учащихся к учению, стили подачи учебного материала, стили руководства, стили оценивания знаний и т. д [2, с. 244].
В известной мере обобщенными стилями деятельности учителей, характеризующими подготовку и проведение урока, являются стили, выделенные Н.И. Петровой (1970) и 3.Н. Вяткиной (1976): организационно-коммуникативный, конструктивно-организационный, конструктивно-коммуникативный [6. С. 40-48].
Но целый ряд вопросов, в частности касающихся стиля деятельности учителя профессионального колледжа, сегодня изучены крайне недостаточно. Полагаем, что новые данные по различным аспектам этой проблемы будут важны для социальной психологии.
Изучая стили деятельности учителей и мастеров производственного обучения нами проводилось комплексное исследование в этой области. В процессе исследования нами были использованы: методика К. Маркова и А.Я. Никоновой «Изучение стиля деятельности учителя», методика «определение стиля самоуправления» (составитель А.В. Батаршев), наблюдения стиля общение по «Системе Фландерса анализа общения», 16-факторный тест Кеттелла, специальный вопросник по изучению уровня общения учителя и ученика (Э.Г. Газиев, А.Расулов), беседы с учителями и учащимися, методы математической статистики (подсчет среднего балла и процентов, коэффициент корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента, факторный анализ).
Проведен корреляционный анализ взаимосвязи результатов методик нашего исследования. В целях корреляционного анализа эмпирических материалов изучена взаимосвязь стилей деятельности и управления с индивидуальными особенностями личности. Проведен психологический анализ значимых корреляционных связей. «Задача факторного анализа заключается в том, чтобы определить понятие, число и природу наиболее существенных и относительно независимых функциональных характеристик явления, его измерителей или базовых параметров - факторов» [1. С. 4].
Выявлены корреляционные связи эмоционально-импровизационного стиля с М-фактора (практичность- мечтательность) (r=-0,254*; p<0,05) отрицательного значение и Q2 фактора положительное значения (r=0,251*; p<0,05). Педагоги склонные к данному стилю деятельности, выбирают для объяснения материал, который интересен для них, а неинтересный материал (даже если очень важный) оставляют учащимся для самостоятельной работы; они в основном опираются на сильных учащихся, добросовестно выполняют возможные на них функции, внимательны к общепринятым нормам; способны принимать самостоятельные решения, в то же время для них характерна непредсказуемость, неустойчивость.
Эмоционально-методический стиль характерен для демократического стиля управления. Педагог, обладающий эмоциональной устойчивостью, осуществляет свою деятельность в сотрудничестве, заботится об учащихся, доверяет им и поддерживает инициативу, применяет методы стимулирования поощрения, принимает во внимание мнения учеников (r=0,264*; p<0,05), уверен в себе, решителен, рассудителен; но по отношению к некоторым окружающим может проявить жесткость и грубость(г=-0,245*; p<0,05).
С авторитарным стилем выявлены положительные связи с факторами I (суровость, жестокость-мягкосердечность) и Q4(расслабленность-фрустрированность). У учителя ярко выражены качества лидера, полностью управляет действиями учащихся, стремится воздействовать на учащихся требованиями, приказами и силой, эгоистичен, требует безоговорочного послушания (r=0,269*; p<0,05); эмоционально неустойчив, раздражителен (r=0,249*; p<0,05).
С либеральном стилем связаны факторы - F (рассудительность-экспрессивность), I (суровость, жестокость - мягкосердечность), и Q3 (высокий уровень самоконтроля -низкий уровень самоконтроля). Учитель находится в нейтральных отношениях с учениками, не работаетв сотрудничестве. Не уверен в себе, чувство ответственности у него слабо развита, проявляет раздражительность к недостаткам учащихся, общается с ними свысока (r=0,298*; p<0,05), самоконтроль у него на низкой уровне, отсутствует четкий распорядок, поэтому время в процессе деятельности распределяется нерационально (r=-0,236*; p<0,05).
Демократический стиль связан с факторами MD (самооценка) L (доверчивость-подозрительность), так же O (самоуверенность-склонность к самообвинению) и имеет отрицательный оттенок, а с факторами B (интеллект), F (рассудительность-экспрессивность), Q1 (консерватизм, постоянство-радикализм, изменчивость) связаны с положительными значениями. Педагоги, владеющие демократическим стилем недооценивают свои возможностей (r=0,245*; p<0,05), но о всех других людях думают по-хорошему, они открыты душой (r=-0,258*; p<0,05), и вместе с тем верят в свой успех, внимательно относится к происходящему (r=-0,275*; р<0,05);этим людям свойственны высокий уровень интеллекта, образованность, проницательность (r=0,247*; p<0,05).
Результаты исследования показывают, что для трудолюбивых педагогов характерны добросовестность, внимательность; у педагогов, обладающих эмоционально-методическим стилем, часто появляются уверенность в себе, рассудительность. У учителей с авторитарным стилем деятельности отмечается злость, раздражительность, высокомерие, излишняя требовательность; педагоги с либеральном стилем в большинстве своем не могут правильно определить задачи для учащихся; у них отсутствует организованность; педагоги, придерживающиеся демократического стиля, люди с открытым сердцем, верящие в успех и проявляющие интерес ко всему, что происходит вокруг них.
Список литературы /References
1. Жуковская В.М., Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1976. 151 с.
2. ИльинЕ.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
3. Келасьев В.Н. Особенности профессиональной деятельности мастеров профтехучилищ в связи со свойствами личности // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. л., 1971. С. 95-100.
4. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. Москва, 1990. № 2. С. 62-79.
5. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. Москва, 1987. № 5. С. 40-48.