им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 190-194.
6. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.
7. Фокин, А.М. Оценка уровня физической подготовленности обучающихся в институте физической культуры и спорта / А.М. Фокин, С. Л. Фетисова, Л.Н. Шелкова // Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта : сборник статей. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 230-233.
8. Фетисова, С.Л. Определение контрольного упражнения при изучении курса мини-футбола студентами педагогических вузов / С. Л. Фетисова, А.М. Фокин, В.Ю. Егоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50 (3). - С. 175-183.
REFERENCES
1. Zyukin, A.V., Shelkova, L.N., Leppik, M.E. and Barchenko, S.A. (2018), "Dynamics of the level of physical fitness of students, pedagogical specialties depending on motivation for physical education", Nauchnoye mneniye, No. 4, pp. 54-59.
2. Zyukin, A.V. (2019), "The involvement of students in the structure of a healthy lifestyle with the combined effects of modern gaming and aerobic exercise", Nauchnoye mneniye, No. 7-8, pp. 74-78.
3. Kolganova, E.Yu., Khutin, S.A., Golushko, T.V. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of student-managers in the process of physical-competitive forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.
4. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.
5. Layshev, R.A., Solomatin, S.V., Solomatin, A.V. and Ponimasov, O.E. (2020), "Structure and development indicators of the "rival feelings" of qualified sambo fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 190-194.
6. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.
7. Fokin, A.M., Fetisova, S.L. and Shelkova, L.N. (2018), "Assessment of the level of physical fitness of students at the Institute of Physical Culture and Sports", Development of the theoretical foundations of physical education and sport, digest articles, Herzen University, St. Petersburg.
8. Fetisova, S.L., Fokin, A.M. and Egorov, V.Yu. (2016), "Definition of a control exercise when studying a mini-football course by students of pedagogical universities', Problems of modern pedagogical education, Vol. 50, No. 3, pp. 175-183.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2020
УДК 796.41
АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ФИНАЛИСТОК ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ 2019 ГОДА В УПРАЖНЕНИЯХ НА БРЕВНЕ
Лариса Анатольевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, судья международной категории (FIG), Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение: Постоянный анализ содержания соревновательных программ и результатов выступлений ведущих гимнасток мира позволяет адекватно оценивать их конкурентоспособность на крупных международных стартах. Несмотря на то, что итоги таких соревнований постоянно находятся в поле зрения специалистов, в основном, в них анализируются оценки, полученные гимнастками, и занятые места. Работ, содержащих детальный анализ содержания комбинаций и составляющих окончательной оценки выступлений гимнасток, практически нет. Цель исследования. Целью исследования являлось определение сложности, содержания и качества выполнения упражнений на
бревне финалистками чемпионата мира 2019 года, а также тенденций их развития. Задачи исследования. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: определить составляющие базовой и окончательной оценок и содержание упражнений на бревне сильнейших гимнасток мира 2019 года; выявить основные аспекты, влияющие на успешность выступлений в упражнениях на бревне в текущем Олимпийском цикле (2017-2020); определить тенденции развития упражнений на бревне.
Методика и организация исследования. Для решения задач применялись следующие методы: анализ официальных документов международной федерации гимнастики, анализ видеоматериалов и метод экспертной оценки. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования были определены количественные составляющие базовой и окончательной оценок упражнений на бревне, часто исполняемые и модальные элементы, сложность наскоков и соскоков, соотношение акробатических и гимнастических элементов и их количество. Было установлено, что для успешного выступления необходимо повышать качество исполнения особенно гимнастических элементов, а также слитность и надежность выполнения соединений; обладать базовой оценкой не ниже 6,0 баллов и оценкой за исполнение, приближающейся к 9,0 баллам, при этом требования к композиции должны выполняться за счет элементов, входящих в число восьми самых сложных. К основным выявленным тенденциям развития упражнений на бревне можно отнести: увеличение количества соединений из трех элементов, имеющих надбавку; снижение группы трудности соскоков и повышение группы трудности наскоков; отсутствие статических элементов; увеличение динамичности упражнений; значительное преимущество в оценке техники выполнения элементов над художественно-эстетической составляющей комбинации.
Выводы: Результаты проведенного исследования позволяют оценить перспективы завоевания медалей в упражнениях на бревне на соревнованиях мирового уровня, а также могут служить основой для внесения корректив в систему подготовки гимнасток и в правила соревнований на следующий Олимпийский цикл (2021-2024).
Ключевые слова: женская спортивная гимнастика, упражнения на бревне, чемпионат мира по спортивной гимнастике 2019 г., тенденции развития упражнений на видах гимнастического многоборья, правила соревнований по спортивной гимнастике.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p376-382
ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE BEAM APPARATUS FINAL AT THE WORLD ARTISTIC GYMNASTICS CHAMPIONSHIPS 2019
Larisa Anatolyevna Saveleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, judge of the international category (FIG), The Lesgaft National State University of Physical Education,
Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
Introduction: By analyzing the regular basis of the contents of the routines of top-class gymnasts, together with the results of their performances, we can estimate - if not predict - the possibility to get medals at top competitions. The results of the world-class competitions are obviously under scrutiny of experts, but most of the times this is limited to scores and ranks of the gymnasts. Any works containing detailed analysis of the contents of the routines and components of the final scores of gymnasts doesn't practically exist. The purpose of the study. The purpose and original part of this research is to evaluate the complexity, contents and quality of execution of the routines on balance beam by top gymnasts in the World Championships 2019 and also to find out the current trends for the exercises on that apparatus. To achieve the goal the following tasks were accomplished: check and enumerate the components of start values and final scores, as well as the contents of exercises on balance beam of high-scored gymnasts in 2019; to find out the factors which look more effective to ensure success to the performance of the balance beam routines by the most skilled gymnasts in the current Olympic cycle (2017-2020); finally to find out the current trends for the exercises on balance beam. Methods of the study. To deal with the tasks the following methods have been used: analysis of official documents from the International Gymnastics Federation, video footage review and expert's assessment. Research results and discussion. As a result of our research work we found out quantitative components of start values and final scores for exercises on the balance beam; often used and the most difficult elements; the difficulty of mounts and dismounts; the quantity of acrobatic and dance elements and their correlation. It looks necessary to: raise execution quality of dance elements, continuity and reliability in performing connections; have start value not less than
6,0 points and for execution about 9,0 points. For that the compositional requirements should be executed with elements strictly among the eight highest difficulty value elements of the routine. Current trends of balance beam routines are: increasing quantity of connections with 3 elements with extra points; decreasing difficulty value for dismounts and increasing for mounts; absence of balance elements; raising dynamics (speed of execution) of exercises; privilege in evaluation the technique of executing elements over artistic-aesthetic component.
Conclusions: the results of the research make it possible to assess prospects to get medals for the exercises on balance beam in the world class events. Also, it can represent a starting point for making corrections to the gymnasts' preparing system and the Code of Points in the coming Olympic cycle (20212024).
Keywords: women's artistic gymnastics, balance beam routines, World artistic gymnastics Championships 2019, current trends for the routines on apparatus, Code of Points.
ВВЕДЕНИЕ
Постоянный анализ результатов международных соревнований, определение сильных и слабых сторон соперников позволяет грамотно управлять и строить систему подготовки гимнастов и адекватно оценивать их конкурентоспособность. Предолимпийский чемпионат мира по спортивной гимнастике проводился в Штутгарте (Германия) с 4 по 13 октября 2019 г. Ниже представлены итоги выступления лучших гимнасток мира в упражнениях на бревне, участвовавших в этих соревнованиях.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ официальных документов международной федерации гимнастики, анализ видеозаписей выступлений гимнасток, участвовавших в финальных соревнованиях в упражнениях на бревне на чемпионате мира 2019 г., метод экспертной оценки выступлений указанных гимнасток.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В квалификационных соревнованиях в упражнениях на бревне принимали участие 207 гимнасток [1], из которых 8 лучших попали в финальные соревнования на этом виде многоборья. Максимально возможное количество участниц (две от страны) в финальных соревнованиях в упражнениях на бревне имели представительницы США и Китая, и по одной участнице из Франции, Бразилии, Германии и Канады. И, хотя изначально на участие в финале претендовали две гимнастки из Канады, из-за травмы, одну из них согласно регламенту заменила американская гимнастка. Традиционно «сильные» на этом виде многоборья румынские гимнастки в финальные соревнования не попали, заняв в квалификационных соревнованиях лишь 22 и 37 места. Лучшие Российские гимнастки А. Мельникова (в квалификации показала 13 результат с оценкой 13,366 балла при базовой оценке - 5,4 балла и оценке за исполнение - 7,966 балла) и А. Агафонова (21 результат - 13,033 - 5,5 - 7,533), несмотря на конкурентоспособность базовых оценок, остались за чертой участниц финальных соревнований.
Если сравнивать результаты, показанные гимнастками в квалификационных соревнованиях и в финальных соревнованиях в упражнениях на бревне (таблица 1), можно отметить, что оценки от 13,5 балла и выше гарантировали попадание в финал, а оценки от 14,3 балла - места на пьедестале. Как следует из таблицы 1, лишь половина финалисток улучшила свой результат по сравнению с квалификационными соревнованиями. Шесть гимнасток из восьми показали базовую оценку в квалификации выше, чем в финальных соревнованиях. Причиной, как правило, служило не слитное исполнение специальных соединений, надбавки за которые являются одной из составляющих этой оценки, и падения. Необходимо также подчеркнуть, что финальные соревнования в отдельных видах многоборья проходят без специальных «разминок», и во время выступлений гимнастки ощущают наибольшее психологическое и эмоциональное напряжение, что также оказы-
вает влияние на результат.
Таблица 1 - Результаты выступления гимнасток в квалификации и финале в упражнениях на бревне____
Страна Фамилия Имя гимнастки Квалификация Финал Результат в финале лучше, чем в квалификации
Оценка, балл Место Оценка, балл Место
Базовая Окончательная Базовая Окончательная
USA Biles Simone 6,5 14,8 1 6,4 15,066 1 •
CHN Liu Tingting 6,2 14,3 3 6,2 14,433 2 •
CHN Li Shijia 6,2 14,5 2 6,1 14,3* 3
USA Eaker Kara 5,4 13,466 10 5,9 14,0 4 •
FRA De Jesus Dos Santos Melanie 5,7 13,616 6 5,5 13,966 5 •
BRA Saraiva Flavia 5,8 13,7 5 5,7 13,4 6
GER Voss Sarah 5,7 13,6 7 5,4 13,266 7
CAN Padurariu AnneMarie 5,9 13,5 9 5,6 11,933 8
CAN Black Elsabeth 5,6 13,533 8 не выступала из-за травмы
* - гимнастка получила сбавку -0,1 за превышение времени, отведенного для выполнения упражнения
Согласно правилам соревнований на действующий Олимпийский цикл (20172020) [2] окончательная оценка за упражнение выводится по сумме двух оценок: базовой и за исполнение. Базовая оценка в свою очередь состоит из оценки за трудность максимум восьми элементов, надбавок за требования к композиции (максимально 2,0 балла) и за специальные соединения (нет ограничений). Что касается требований к композиции, то все финалистки имели за них максимально возможную надбавку 2,0 балла. Содержание упражнений, количество падений и оценки за выступление в финальных соревнованиях в упражнениях на бревне представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценки, содержание упражнений и количество падений финалисток в упражнениях на бревне_
Страна Фамилия Имя гимнастки Оценка, балл Кол-во элементов Надбавка за соединения, балл Кол-во падений
Базовая За исполнение Окончательная Всего Акробатических Гимна-стиче-ских
USA Biles Simone 6,4 8,666 15,066 16 9 7 1,0 -
CHN Liu Tingting 6,2 8,233 14,433 15 9 6 1,0 -
CHN Li Shijia 6,1 8,3 14,3* 18 9 9 0,7 -
USA Eaker Kara 5,9 8,1 14,0 17 10 7 0,8 -
FRA De Jesus Dos Santos Melanie 5,5 8,466 13,966 12 7 5 0,1 -
BRA Saraiva Flavia 5,7 7,7 13,4 16 10 6 0,2** 1
GER Voss Sarah 5,4 7,866 13,266 15 10 5 0,3 -
CAN Padurariu AnneMarie 5,6 6,333 11,933 14 8 6 0 4*** 2
* - гимнастка получила сбавку -0,1 балла за превышение времени, отведенного для выполнения упражнения; ** - надбавка за соединения могла быть выше на 0,1 балла, при отсутствии падения; *** - надбавка за соединения могла быть выше на 0,2 балла, при отсутствии падения.
Из таблицы 2 следует, что диапазон базовых оценок находился в пределах от 5,4 до 6,4 балла, а оценок за исполнение - от 6,333 до 8,666 балла. Две гимнастки совершили падения (одно - гимнастка из Бразилии и два - из Канады). Среднее количество элементов, выполненных участницами финала, составило 15, хотя по правилам соревнований на действующий Олимпийский цикл, лишь 8 учитываются в формулу трудности. Из всех элементов комбинации отдавалось предпочтение акробатическим, и их соотношение с гимнастическими элементами составило 58,714% против 41,286%. Интересным представляется и соотношение акробатических и гимнастических элементов из восьми, входящих в формулу трудности 57,813% против 42,188%.
Гимнастки стали выполнять более сложные наскоки на бревно. Так у шести гимнасток (5 гимнасток - группа «D» и 1 гимнастка - «Е») его группа трудности учитывалась при подсчете базовой оценки.
Что касается соскоков, то в среднем сложность их понизилась. Две гимнастки выполнили соскок группы трудности «С» (сальто назад прогнувшись с поворотом на 720o), и, несмотря на то, что группа трудности соскока у всех спортсменок учитывалась в базовую оценку, это не помешало одной из финалисток показать вторую по рейтингу базовую оценку - 6,2 балла и завоевать серебряную медаль.
Согласно требованию к композиции, каждая гимнастка должна включить в свое упражнение любой поворот из таблицы трудности [2], но лишь у двух гимнасток его трудность учитывалась в базовой оценке.
Самыми сложными гимнастическими элементами группы трудности «Е», выполненными на бревне, были: поворот на 1080o на одной ноге в приседе (2 гимнастки) и прыжок шагом в шпагат со сменой положения ног в кольцо (4 гимнастки). Самые сложные для финальных соревнований акробатические элементы группы трудности «Е», выполненные на бревне, показали французская гимнастка M.De Jesus Dos Santos (сальто вперед согнувшись и сальто назад прогнувшись) и бразильская гимнастка F.Saraiva (сальто назад прогнувшись).
Самый сложный соскок с бревна группы трудности «G» выполнила американка S.Biles (двойное сальто назад с поворотом на 360°). При этом надо отметить, что она единственная владеет и более сложным соскоком - двойным сальто назад с поворотом на 720o.
Хотелось бы также обратить внимание на то, что финалистки в комбинациях стали чаще использовать соединения из трех элементов, как акробатические, так и смешанные (гимнастико-акробатические), так как это дополнительно поощряется баллами. За некоторые из них гимнастки получали надбавку 0,4 балла. Семь из восьми гимнасток выполнили в упражнении как минимум одно соединение из трех элементов. А американка S. Biles продемонстрировала четыре(!) соединения из трех элементов, получив за каждое надбавку от 0,2 до 0,3 балла. Акробатические соединения из трех элементов, включающих соскок, выполнили только две гимнастки. Таким образом, среднее количество надбавок за соединения увеличилось с 0,325 балла (2012 г.) [3] до 0,563 балла (2019 г.).
Самыми часто исполняемыми акробатическими элементами являлись: маховое сальто (все 8 гимнасток) и маховое сальто с поворотом на 180o (6 гимнасток).
Немаловажную роль для окончательной оценки имеет и композиция упражнений, которая у большинства финалисток представляла собой набор не связанных между собой единым замыслом элементов. Поскольку количество элементов («в погоне за получением бонуса» за соединения, а также необходимость выполнения некоторых разгонных элементов), в среднем практически в два раза превышает необходимое и достаточное по правилам соревнований, у гимнасток остается мало времени, на связующие танцевальные и хореографические движения. Либо их приходится делать с большой скоростью, что не позволяет расставлять нужные акценты и выполнять требования законченности движений. Таким образом, в действующем Олимпийском цикле (2017-2020) успешность выступлений на бревне гарантирована, если:
1. Базовая оценка 6,0 баллов и выше
- соблюдены все требования к композиции;
- гимнастка владеет сложным наскоком группы «D» и выше, входящим в формулу трудности;
- гимнастка владеет сложным соскоком группы «F», либо соскоком не ниже группы «Е», выполняемом в соединении [3];
- - гимнастка имеет оптимальное количество соединений, дающих надбавку от 0,2 балла и выше;
- гимнастка владеет сложными гимнастическими элементами не ниже группы «С», выполняемыми в соединениях.
2. Композиция содержит оптимальное количество элементов и соединений. Отсутствуют без необходимости элементы и соединения, группы трудности которых не учитываются в базовую оценку.
3. Требования к композиции выполняются за счет элементов, входящих в число восьми самых сложных (то есть, группы трудности которых засчитываются в базовую оценку).
4. Оценка за исполнение приближается к 9,0 баллам. Отсутствуют специфические сбавки и сбавки за артистичность и хореографию. Гимнастка лишь иногда допускает только незначительные ошибки во время приземления. Элементы выполняются надежно на высоком качественном уровне, то есть их техника соответствует требованиям правил соревнований.
5. При прочих равных условиях (см. выше), сыграет роль красота линий, законченность движений, осанка, наличие оригинальных элементов (движений).
Анализируя результаты проведенных исследований, можно выделить следующие тенденции развития упражнений на бревне:
- увеличение количества соединений, состоящих из трех элементов, имеющих надбавку;
- повышение базовой оценки за счет надбавки за соединения;
- снижение группы трудности соскоков;
- повышение группы трудности наскоков;
- незначительное снижение трудности акробатических элементов, выполняемых на бревне;
- незначительное увеличение количества элементов в упражнении;
- отсутствие в упражнениях статических элементов, требующих фиксации положений в течение 2 с (равновесий, стоек, элементов заканчивающихся в стойках на руках и т. п.);
- отсутствие оригинальных элементов;
- увеличение динамичности (скорости выполнения) упражнений;
- больший уклон в сторону оценки технической сложности упражнений, чем ее художественно-эстетической составляющей.
ВЫВОДЫ
В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку до Игр Олимпиады в Токио осталось совсем немного времени, и значительно усложнить упражнения вряд ли представляется возможным, основное внимание в ходе тренировочного процесса на бревне нужно направить на повышение качества выполнения особенно гимнастических элементов, а также слитность и надежность выполнения соединений. Результаты проведенных исследований позволяют оценить шансы гимнасток на завоевание медалей в упражнениях на бревне на соревнованиях мирового уровня, а также они могут служить основой для внесения корректив в систему подготовки гимнасток и в правила соревнований на следующий Олимпийский цикл (2021-2024).
ЛИТЕРАТУРА
1. Letter № 44 - December 2019 / WAG_NL_44_en. - URL : http://www.fig-docs.com/website/newsletters/WAG_NL_44_en.zip (дата обращения: 05.01.2020).
2. 2017-2020 Code of points. Women's artistic gymnastics. - URL : https://www.gymnastics.sport/site/rules/rules.php#3 (дата обращения: 01.12.2019 ).
3. Ботова, Л.Н. Перспективные направления содержания программ на видах женского многоборья в спортивной гимнастике / Л.Н. Ботова, И.А. Яшина // Наука и спорт: современные
тенденции. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 67-72.
REFERENCES
1. Letter № 44 - December 2019 (2019), available at: http://www.fig-docs.com/website/newsletters/WAG_NL_44_en.zip (accessed 5 January 2020).
2. 2017-2020 Code of points. Women's artistic gymnastics (2016), available at: https://www.gymnastics.sport/site/rules/rules.php#3 (accessed 1 December 2019).
3. Botova, L.N. and Yashina, I.A. (2018), "Perspective areas of the content of women's all-around programs in artistic gymnastics", Science and Sport: Current Trends, vol. 21, № 4, pp. 67-72.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2020
УДК 796.42
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОПТИМАЛЬНОЙ РАЗМИНКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Екатерина Викторовна Самарина, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург
Аннотация
Разминка, которая является неотъемлемой частью тренировки, в стандартных формах не приводит к оптимальному результату. Разработка индивидуальных программ должна строиться в соответствии со многими факторами. Современный спорт нуждается в научно обоснованной разминке. В статье указан акцент на индивидуальный подход к разминке, необходимость соблюдения определенных закономерностей, а так же методических подходов к данному виду спортивной деятельности. При составлении индивидуальных программ разминки рекомендуется учесть: возраст спортсмена; погодные условия; индивидуальные особенности организма; варьировать количество применяемых упражнений; включать в разминку те упражнения, которые хорошо освоены; учитывать задачи основной части занятия; проводить контроль эффективности данной разминки; исправлять несовершенство разработанных методик.
Ключевые слова: разминка, легкая атлетика, методика, факторы, индивидуальный, современный.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p382-385
DETERMINING THE LEVEL OF OPTIMAL WORKOUT OF THE ATHLETES
Ekaterina Viktorovna Samarina, the senior teacher, Ural State University of Railway
Transport, Yekaterinburg
Abstract
Warming up, which is an integral part of training, in standard forms does not lead to optimal results. The development of individual programs should be built in accordance with many factors. Modern sport needs a science-based workout. The article indicates the emphasis on an individual approach to the warm-up, the need to comply with certain laws, as well as methodological approaches to this type of sports activity. When drawing up individual warm-up programs, it is recommended to take into account: the age of the athlete; weather; individual characteristics of the body; vary the number of exercises used; include in the warm-up those exercises that are well mastered; take into account the tasks of the main part of the lesson; monitor the effectiveness of this warm-up; Correct detection of developed techniques.
Keywords: warm-up, athletics, methods, factors, individual, modern.
Легкая атлетика - один из наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях. В системе физического воспитания легкая атлетика занимает ведущее место благодаря большому разнообразию, доступности и прикладному характеру ее видов, всестороннему воздействию на