Научная статья на тему 'Анализ выразительных средств в песенных текстах Д. Ю. Маликова'

Анализ выразительных средств в песенных текстах Д. Ю. Маликова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1021
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ выразительных средств в песенных текстах Д. Ю. Маликова»

Л. А. Зайналова

Анализ выразительных средств в песенных текстах Д. Ю. Маликова

Высокий профессионализм и многогранный музыкальный талант, настоящее мастерство и высокая культура Д. Маликова помогают особенно относиться к выбору репертуара. Наиболее впечатляющим и ценным в песнях Дмитрия Юрьевича является чувство звукового образа, основанное на новых источниках ритмических энергий. Композитор ищет новые, смелые пути и вместе с тем остается верен классическим традициям. Именно этим и определяется его яркая творческая индивидуальность.

В произведениях композитора ясно просвечивается чисто «ма-ликовская» мелодика и гармония, стиль и почерк его всегда узнаваемы. Все сочинения выстроены и продуманы от первой до последней ноты. В каждом из них - та музыкальная суть, та оригинальная идея, из которых вырастает мелодика композиции, отражающая характер его жизни и дух его творчества.

Особого внимания заслуживает репертуар Д. Ю. Маликова с точки зрения использования в нем выразительных средств. Основным средством выразительности поэзии является её язык. Он представляет собой нечто уникальное и неповторимое. Характер и мировоззрение исполнителя в той или иной мере предопределяют система образов, особенности и содержание песен, отбор изобразительно-выразительных средств.

Любовь к «стороне родной», к родителям, к родному краю, поиск смысла жизни - вот ведущие темы в творчестве Дмитрия Юрьевича.

Не могла не отразиться на этом фоне особая напряженность чувств, достигающаяся не только богатой палитрой фигур и тропов, но и глубиной содержания стихов вкупе с высокой духовностью, содержательностью исполнителя.

Обращают на себя внимание интересные случаи использования в качестве выразительного средства эллипсиса - намеренного пропуска слов «жизнь - игра без правил, но нельзя, нельзя в ней проиграть», «ота жизнь - не пустяк, просто так не будет взят барьер, ... не будет взят барьер - такой простой пример», что, впрочем, выделяет жизненную позицию Д.Ю. Маликова, как и строки «<Я не сломлюсь, я не стану, конечно, слабей».

Из множества изобразительных средств, встречающихся в песенных текстах композитора, можно также выделить метафорические эпитеты - выразительные средства языка, соединяющие в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на

другое на основании сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия), с помощью эпитетов передаётся нам сугубо личное виденье мира. Именно в эпитетах реализуется фантазия, и обыденные вещи приобретают необычные значения или признаки: «плыли моря и горы», «разноцветные глаза городских витрин», «соль поцелуя», «в твоих руках кусочком льда день завтрашний».

На фоне описания событий, наполненных будничными реалиями, они носят поэтический, возвышенный, подчеркнуто эстетический характер, придают тексту певучесть, оригинальность и непревзойденную стройность. Одним словом, метафоры в песнях оригинальны, красочны и органично вписываются в контекст, создают ёмкие образы, основанные на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях.

Хотелось бы обратить внимание на синтаксические особенности поэзии - рассмотреть инверсию (инверсия - изменение порядка слов в предложении, которое используется для усиления впечатления, иногда для придания торжественности, незаурядности описываемому явлению): «а на что мне небо, да зачем эти звезды, если я останусь один»; «солнца луч»»; «дом чужой», «нежно где-то у плеча беззащитно бьётся твоё сердце». При помощи инверсии передается особая атмосфера легкой, светлой, возвышенной печали.

«Мерный звук могучих слов» слышен в риторических обращениях - высказываниях, непосредственно адресованных конкретному лицу. Являясь средством выразительной речи, риторические обращения содержат особую экспрессию, усиленную напряженность высказывания: «Люди, ради Бога, не судите строго», «Но, Папа! Ты -мой друг», «Я люблю тебя, дорогая мама, ... привязан к тебе, родная», «Сердце, не бойся, не бойся, небось». В творчестве Д.М. прослеживается высокая духовность истинного интеллигента.

Максимальную выразительность образам в песнях придают парцелляция (намеренное расчленение синтаксической конструкции на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков): «Вечер. Шумное веселье. Гости. Полон дом друзьями. Встреча - словно наважденье» и сравнительные обороты (слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета другому): «словно вечность, небеса надо мною», «мы рассыпались, как стекло, брызгами звонкими», «сны, как стекло», «снег, словно гость непрошеный», «твоя печальная душа, словно лист, слетевший с ветки», «время как вода, «я так скучаю по тебе, как ночь без звезд свое сиротство ощущает», «как раны ножевые, на асфальте неживые горы пепла после бала», «да любовь - она, что в небе

звездном луна - лишь одна», «Под месяцем одиноким я еду, как он, один».

Слова и мысли в песнях приобретают самостоятельную жизнь, существуют как образы, неотрывно связанные с судьбой исполнителя, ведь это его слова, его образы, при помощи которых он создал необыкновенный музыкально-поэтический мир.

У Д. Маликова нет ничего обычного, все самое заурядное принимает в его песнях необыкновенный, загадочный, таинственный смысл: «непостижима мистика лунных снов, мистика жеста», «близко-близко к небесам застыл я у черты, я - узник облаков, я -пленник высоты»; «птицы-облака кораблями вдаль плывут, за собой зовут куда-то в поднебесье». «Маликовское» видение-звучание придает песням яркость, неповторимую красочность, выразительность. Песенные тексты притягивают, заставляют вникнуть, понять, задуматься, осмыслить. Удивительные картины навсегда оставляют в сердце слушателя образ, который они создали.

Знаменательны фразы «зовет меня дорога к дому», «вот она какая - сторона родная», «озеро - алтарь, лес - государь», «от равнодушия землю спаси». Эти строки, безусловно, являются неотъемлемой составляющей национального самосознания. Они свидетельствуют о том, что сердце исполнителя наполнено трепетной любовью к Родине - России, представленной как полнокровный образ и занимающей достойное место в творчестве Дмитрия Маликова.

Таким образом, в песенных текстах композитора отразились не только события его жизни, но и черты его характера: чувство долга, ответственность - «С днем рождения, мама», «Мой отец»; искренность - «Тайная история»; верность - «Ждать новой весны»; живой темперамент - «Краденое счастье», «Грех»; стремление к теплу, покою - «Волки», «Изумрудный город».

В песенных текстах Д. Маликова особое звучание, особая музыка. А музыка для него - первооснова творчества, имеющая сверхъестественную силу, воплощенную в стихию движения, в динамику самой жизни; строки его песен затрагивают самые тонкие струны души.

Список литературы

1. Зайналова Л.А. Особенности использования предлогов в поэтических произведениях белорусского поэта Артура Мехтоева и послелогов в творчестве лезгинских поэтов. Вып. XVI: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного». - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. - С. 234236.

2. Зайналова Л.А. Сохранение особенностей экспрессивного синтаксиса С.Дали в переводной литературе (на примере произведений С. Дали): материалы Первой междунар. науч. конф. - Македония, Штип, 2016. - С. 225-231.

3. Тимофеев Л.Н., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Учпедгиз, 1963. - 192 с.

4. URL: http://mirmagi.ru/news/malikov_dmitrij_silno_ljubit/2013-10-20-11583

5. URL: http://lyrics.mp3s.ru/view/exec

О. В. Кублицкая, М. В. Комарова

Пределы перемещения: топос города в лирике В.Я. Брюсова и М.Я. Федорова

Один из основоположников теории урбанизма Г. Зиммель в эссе «Большие города и духовная жизнь» (1903) [3] устанавливает непреложную связь между формированием мегаполиса и новым типом личности со специфическим взглядом на окружающий мир.

В контексте размышления о городе как социокультурном феномене продуктивно говорить прежде всего о его топосе, а точнее, о пределах, границах, крайних формах, определяющих развитие личности, ведь «психологическая основа, на которой выступает индивидуальность большого города, - это повышенная нервность жизни, происходящая от быстрой и непрерывной смены внутренних и внешних впечатлений» [цит. по 5]. Л. Мамфорд этот же феномен и вовсе называет географическим сплетением [5]. Где пределы перемещения обитателя городского пространства?

Рассмотрим некоторые особенности топоса города на примере творчества двух поэтов - классика символизма В.Я. Брюсова и нового городского поэта М.Я. Федорова, известного как Oxxxymiron (Оксимирон)1.

И.Г. Кулешова отмечает двойственную интерпретацию образа города у Брюсова - поэт «отвергает земной город как среду, отвлекающую от процесса создания "мечты" и в противовес ему создаёт "город мечты", который, напротив, постоянно поддерживает состояние творческого вдохновения лирического героя. Он изображён художником главным образом в сборниках "Tertia vigilia" (1896-1900), и "Urbi et orbi" (1900-1903). <...> Суть противопоставления их заключается в способности к постоянному эволюционному развитию, а также в наличии либо отсутствии параметров, культивирующих в лирическом герое состояние творческого вдохновения. Согласно этим критериям, "реальный земной город" в скором времени погиб-

1 Oxxxymiron (рус. Оксимирон; настоящее имя Мирон Янович Фёдоров; род. 31 января 1985, Ленинград, СССР) - русскоязычный рэп-, грайм-, фристайл-исполнитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.