Научная статья на тему 'Анализ введения нового налогового режима для самозанятых граждан РФ'

Анализ введения нового налогового режима для самозанятых граждан РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / ГОСУДАРСТВО / БЮДЖЕТ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SELF-EMPLOYED / STATE / BUDGET / PROFESSIONAL INCOME TAX / TAX POLICY / SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курносова А.В., Черноусова К.С.

В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки нового специального налогового режима налога на профессиональный доход, предназначенного для граждан, которые без официального трудоустройства обеспечивают себя доходом. В работе систематизированы элементы налога: налогоплательщики, ставки налога, порядок и сроки его уплаты. Разобраны основные моменты, затрагивающие субъектов налога для самозанятых, а также рассчитан экономический эффект налога.This article discusses the advantages and disadvantages of a new special tax regime a tax on professional income, intended for citizens who provide themselves with income without official employment. The paper systematizes the elements of tax: taxpayers, tax rates, the procedure and timing of its payment. The main points affecting the subjects of the tax for the self-employed are analyzed, and the economic effect of the tax is calculated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ введения нового налогового режима для самозанятых граждан РФ»

АНАЛИЗ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ

ГРАЖДАН РФ

А.В. Курносова, студент

К.С. Черноусова, канд. экон. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10354

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки нового специального налогового режима - налога на профессиональный доход, предназначенного для граждан, которые без официального трудоустройства обеспечивают себя доходом. В работе систематизированы элементы налога: налогоплательщики, ставки налога, порядок и сроки его уплаты. Разобраны основные моменты, затрагивающие субъектов налога для самозанятых, а также рассчитан экономический эффект налога.

Ключевые слова: самозанятые, государство, бюджет, налог на профессиональный доход, налоговая политика, теневая экономика.

Многоаспектность изучения вопроса самозанятых граждан породила множество точек зрения относительно экономической целесообразности формализации данной категории физических лиц в качестве отдельной группы налогоплательщиков. Речь идет о приравнивании самозанятых граждан к индивидуальным предпринимателям. Ведь, согласно «Налоговому Кодексу Российской Федерации», «индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без юридического лица...» [1].

Налоговая политика РФ в сложившихся современных условиях направлена на постоянные нововведения, которые должны способствовать стабильному развитию налоговой системы, обеспечивая из года в год профицит различных уровней бюджета. Поэтому именно данный курс подтолкнул Минфин предложить ввести налог на профессиональный доход.

Под самозанятыми подразумеваются граждане, у которых нет работодателей и наемных работников, и чей доход от деятельности не превышает 2,4 млн. руб. в год (до 200 тыс. руб. в месяц). Под эту категорию не попадают нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты, так как их деятельность регулируется отдельными законами, а также продавцы подакцизных товаров, люди, занимающиеся перепрода-

жей товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых. Налоговая база определяется как доход, а ставка зависит от того, кому реализуются товары и услуги. Если самозанятый предоставляет свои товары и услуги гражданам, то налоговая ставка равна 4%, если юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее ИП) - 6% [2].

Если говорить о сроках уплаты, то платеж налога осуществляется до 25-го числа каждого месяца на основании уведомления, полученного от налогового органа 12-го числа этого же месяца. Если сумма налога составляет менее 100 руб., то она добавляется к сумме налога в следующем месяце. Далее будет проведено его распределение в бюджеты субъектов, а также в фонд ОМС (для возможности получения бесплатного медицинского страхования). Таким образом, в федеральный бюджет РФ налог на профессиональный доход не поступает.

В конце ноября президент РФ Владимир Путин утвердил законопроект, поэтому с 1 января 2019 года в экспериментальной среде, а именно в 4 регионах страны -Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане, - введен налог для самозанятых со сроком на 10 лет [2]. Нововведение прошло успешную реализацию в течение года, и его распространение охватило ещё 19 регионов РФ.

Законопроект также определяет критерии к лицам, которые желают оформить упрощенный налог для самозанятых:

- возраст от 16 лет;

- отсутствие регистрации в качестве ИП/юридического лица, а также официального трудоустройства;

- постановка на учет в налоговом органе по факту самозанятости;

- ведение соответствующей деятельности, а также получение систематического дохода для уплаты налога;

- отсутствие наемных работников [2].

Причины введения этого налога легко

определить, если посмотреть на средний уровень безработицы по стране, который сейчас достигает 5,4%. Можно увидеть явное несоответствие между числом уволенных и таким процентом безработных. Это объясняется лишь тем, что граждане начинают бизнес в теневой экономике, которая не отражается в официальной статистике. Поэтому государству необходимо легализовать самозанятых граждан.

Рассмотрим условия, которые государство гарантирует тем, кто официально готов выйти из тени, открыв свои доходы и став налогоплательщиками.

Во-первых, процедура отчисления к самозанятым максимально проста и удобна. Происходит она в режиме онлайн с помощью мобильного приложения «Мой налог» и аккаунта на портале государственных услуг без визита в налоговые органы, поэтому данные о деятельности самозанятых передаются в автоматическом режиме. Во-вторых, это получение права на уменьшение налога на сумму налогового вычета в размере 10 тыс. руб. за весь период деятельности под статусом «самозанятый», что называется налоговым вычетом для развития бизнеса. В-третьих, одним из плюсов налога на профессиональный доход является отсутствие обязательных страховых взносов на пенсионное страхование. Но этот факт имеет и в отрицательный эффект, поскольку при таком раскладе самозанятым гражданам обеспечат лишь минимальную социальную пенсию, поэтому о лучшем обеспечении придется позаботиться самостоятельно [3].

Разберем плюсы и минусы введения данного налога.

Число самозанятых в России составляет 17 млн. чел., что говорит о большом количестве потенциальных налогоплательщиков [4]. Естественно, не граждане хотят заявить о своих доходах налоговым органам. Средний доход, получаемый самозанятыми, примерно равен 25-45 тысячам в месяц в зависимости от того, в каком регионе протекает их деятельность. Возьмем за налоговую базу минимальный порог среднего дохода - 25 тыс. руб. и минимальную ставку - 4%. Имея эти данные, можно рассчитать налог по формуле: Н = Налоговая база х Ставку налога

Следовательно, за месяц на одного человека налог равен: Н = 25000 х 4% = 1000 руб.

Сумма, перечисляемая в бюджет с 1 человека составит12 000 руб. (1000 руб. х 12 мес.), а отчисления в бюджет со всех 17 млн. чел. составят 204 млрд. руб. (12 тыс. руб. х 17 млн. чел.). Эти данные не отражают полной картины, так как, так как не все получают такой доход, не все применяют под ставку в 4% и не все будут регистрироваться в качестве самозанятых. Чтобы определить реальные цифры, необходимо знать количество зарегистрированных самозанятых по каждому региону, их доход, а также их заказчиков товаров и услуг. Рассчитать точный эффект пока невозможно.

Налог будет направлен в региональный бюджет, а не в федеральный, но можно рассчитать процентную долю от госбюджета, сформированного в 2018 г. Полученный результат в 204 млрд. руб. займет долю в 1,6% (от 15,26 трлн. руб.), что хоть и мало, но по расходам, принятым Государственной Думой, может покрыть расходы на ЖКХ (144 млрд. руб.) и культуру и кинематографию (96 млрд. руб.) [5].

Введённый налоговой режим поможет формированию доходов региональных бюджетов, которые в последнее время претерпевают дефицит. Сейчас именно регионы обязаны платить взносы за неработающее население, а эта цифра составляет порядка 618 млрд. руб. в год. Следовательно, чем меньше безработных, тем меньше нагрузка на региональный бюджет.

Но не все налогоплательщики готовы присоединиться к новому налоговому режиму, по причине того, что доходы самозанятых нестабильны. Еще одна причина связана с тем, что граждане неправильно понимают систему расчета налога. Они полагают, что налог рассчитывается с каждого поступления на карту, но это не так. Налоговая база определяется доходом, который был подтвержден самим налогоплательщиком. Это полностью отражает основной принцип налога для самозанятых -добровольность. К плюсам также можно отнести возможность получения кредитов, возможность заключения договоров, начисление трудового стажа, а также участие в программах поддержки малого бизнеса. Но все эти плюсы покрываются явным минусом - слабой программой государственной поддержки в связи с постоянными изменениями законодательства. Поэтому переход будет протекать медленно.

Сегодня в России достаточно большое количество населения, которое считается самозанятым. По данным Федеральной службы государственной статистики, из 5557 человек, работающих не по найму, 32% занято в сельском хозяйстве, 23% - в торговле, 10% - в сфере услуг и связи, 8% - в строительстве [6].

При этом с развитием информационной экономики и экономики услуг, самозанятость набирает все большие масштабы. Свои знания, умения, навыки потенциальные налогоплательщики хотят максимально реализовать, как для получения максимальной прибыли, так и для пользы обществу. Функционирование самозанятых «в тени», является главной нерешенной задачей государства.

С этой точки зрения необходимо рассмотреть издержки, которые несут предприниматели в России для регистрации своего бизнеса. Согласно данным проекта «Doing business 2019: Training for Reform», Россия по основным показателям среди 190 стран заняла 31 место (годом ранее -35 место) [7]. Такой показатель достаточно серьёзный, но недостаточный для имеющегося потенциала России. Основными

препятствиями для развития бизнеса являются бюрократия и дорогие кредиты.

Со временем показатели России заметно улучшились. При этом данные показатели ещё далеки от высокоразвитых стран, таких как: Великобритания, Швеция, Дания, Франция и др.

Таким образом, на первом этапе, для развития самозанятости и её формализации, нужно, прежде всего, максимально нивелировать издержки регистрации гражданами своего бизнеса, так как это не стимулирует желание работать в рамках существующего правового поля. И такое нивелирование уже осуществляется.

После внедрения данного законопроекта отмечаются определенные риски. Например, переток индивидуальных предпринимателей на специальный налоговый режим для самозанятых, что может привести к уменьшению налоговых платежей субъектов федерации и федерального бюджета.

Предполагается, что данный законопроект позволит увеличить количество физических лиц, работающих легально и будет стимулировать увеличение количества граждан, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

Исходя из сказанного, важно отметить, что создание благоприятной предпринимательской среды будет стимулировать самозанятых граждан выходить «из тени» и работать легально, в официальной экономике. И здесь важна последовательность государственной политики, касаемо упрощения регистрации бизнеса и налоговых преференций.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что перевод самозанятых в формальное качество должен использоваться государством в первую очередь как мера стимулирования малого бизнеса, но не как источник пополнения казны. В той сложной экономической ситуации, которая сформировалась на сегодняшний день, именно социальный эффект от создания комфортных условий для самозанятых следует признать важнейшим последствием реформ, и именно на его достижение должны быть устремлены силы государства.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 16 июля 1998 года.

2. Законопроект «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27 ноября 2018 года № 551845-7.

3. Букина А.С., Рахимова А.Р., Черноусова К.С. Налог на самозанятых граждан: эксперимент в России, анализ действующей практики // Научный электронный журнал E-Scio. -2019. - № 6 (33). - С. 71-81.

4. Соцопрос РАНХиГС: в России около 17 млн самозанятых - четверть от работающего населения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://social.ranepa.ru/novosti/item/socopros-ranhigs-v-rossii-okolo-17-mln-samozanyatyh-chetvert-ot-rabotayushhego-naseleniya (дата обращения: 12.03.2020).

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 5 декабря 2017 года № 362.

6. Труд и занятость в России //Статистический сборник / Росстат. - 2019. - С. 40.

7. Doing Business 2019: Training for Reform // A World Bank Group Flagship Report. -2018. - №16. - С. 5.

ANALYSIS OF THE INTRODUCTION OF A NEW TAX REGIME FOR SELF - EMPLOYED CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.V. Kurnosova, Student

K.S. Chernousova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the advantages and disadvantages of a new special tax regime - a tax on professional income, intended for citizens who provide themselves with income without official employment. The paper systematizes the elements of tax: taxpayers, tax rates, the procedure and timing of its payment. The main points affecting the subjects of the tax for the self-employed are analyzed, and the economic effect of the tax is calculated.

Keyword: self-employed, state, budget, professional income tax, tax policy, shadow economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.