Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗРАСТА ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ МИРА'

АНАЛИЗ ВОЗРАСТА ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ МИРА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАКОМПАНИЯ / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / РЕСУРС / СРОК СЛУЖБЫ / СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ САМОЛЁТА / ПАРК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Азадов Махмуджан Азадович

В статье представлены результаты анализа возраста парка воздушных судов крупнейших авиакомпаний мира. Анализируется средний возраст каждого типа воздушных судов, определены наиболее возрастные и молодые по возрасту типы самолётов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE AGE OF THE AIRCRAFT FLEET OF THE LARGEST AIRLINES IN THE WORLD

The article presents the results of the analysis of the age of the aircraft fleet of the largest airlines in the world. The average age of each type of aircraft is analyzed, the oldest and youngest types of aircraft are determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗРАСТА ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ МИРА»

А иМУ/ЕВБиМ:

№ 5 (98)_-V, г - - ._май. 2022 г.

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

DOI -10.32743^^^.2022.98.5.13704

АНАЛИЗ ВОЗРАСТА ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ МИРА

Азадов Махмуджан Азадович,

преподаватель,

Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: m-58-azadov@mail. ru

ANALYSIS OF THE AGE OF THE AIRCRAFT FLEET OF THE LARGEST AIRLINES IN THE WORLD

Makhmudzhan Azadov

Lecturer,

Tashkent State Transport University, Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты анализа возраста парка воздушных судов крупнейших авиакомпаний мира. Анализируется средний возраст каждого типа воздушных судов, определены наиболее возрастные и молодые по возрасту типы самолётов.

ABSTRACT

The article presents the results of the analysis of the age of the aircraft fleet of the largest airlines in the world. The average age of each type of aircraft is analyzed, the oldest and youngest types of aircraft are determined.

Ключевые слова: авиакомпания, воздушное судно, ресурс, срок службы, средний возраст самолёта, парк воздушных судов.

Keywords: airline, aircraft, resource, service life, average age of the aircraft, aircraft fleet.

Введение

В процессе эксплуатации происходит изменения значения показателей надежности воздушных судов (ВС) по налету или сроку службы, например изменения интенсивности отказов от срока службы ВС. Общий срок службы ВС можно разделить на три характерные этапы.

I - этап: Это этап приработки, начальный период эксплуатации ВС, наблюдается снижение значения интенсивности отказов от времени эксплуатации. В этот период проявляются, так называемые случайные отказы, связанные с конструктивно-производственными недостатками и отклонениями фактических условий эксплуатации от расчетных. По продолжительности этап приработки небольшой.

II - этап: Этап длительной, нормальной эксплуатации ВС. На этом_участке эксплуатации значения интенсивности отказов стабилизируется, находится в определенном интервале и остается постоянным. Это достигается правильной организацией процесса диагностики и контроля, а также применением эффективных программ технического обслуживания и ремонта ВС.

III - этап: Период износа и старения, что является завершающим этапом эксплуатации ВС. На этом участке наблюдается возрастание интенсивности отказов и ВС приближается к предельному состоянию, при котором эксплуатация ВС должна быть прекращена или дальнейшая его эксплуатация считается нецелесообразным по экономическим соображениям.

Общая продолжительность эксплуатации ВС, т.е. ресурс (в часах налета) или срок службы (в годах эксплуатации), зависит от характера изменения интенсивности отказов. С увеличением срока службы (возраста) ВС возрастает общие расходы на техническое обслуживание и ремонт. Изучение закономерностей влияния сроков службы ВС (среднего возраста ВС) на интенсивность отказов является одним из основных задач обеспечения необходимого уровня надежности и безопасности полётов.

Результаты анализа

Для анализа были выбраны крупнейшие авиакомпании мира, по такому показателю, как размер парка ВС, количество самолётов от 600 выше [1-7].

Библиографическое описание: Азадов М.А. АНАЛИЗ ВОЗРАСТА ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ МИРА // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 5(98). URL:

https://7universum. com/ru/tech/archive/item/13 704

A UNiVERSUM:

№ 5 (98)_- * ♦ > г ■■■ - ._май. 2022 г.

Для China Southern Airlines (Китай) указаны пас- (табл. 1). Средний возраст парка ВС крупнейших

сажирские самолёты, без учета грузовых ВС. Срок авиакомпаний мира составляет 12,2 лет.

службы или возраст парка ВС крупнейших авиакомпаний мира лежит в диапазоне от 6,6 до 18,3 лет

Таблица 1.

Крупнейшие авиакомпании мира по размеру флота от 600 ВС и больше

№ п/п Авиакомпания Страна Количество ВС, ед. Средний возраст парка ВС, лет

1 American Airlines США 862 13,4

2 United Airlines США 858 18,3

3 Delta Air Lines США 862 14,7

4 Southwest Airlines США 735 12,2

5 China Southern Airlines Китай 626 8,5

6 China Eastern Airlines Китай 600 6,6

Итого 4543 12,2

Самый молодой парк ВС наблюдается у китайских авиакомпаний China Eastern Airlines и China Southern Airlines - 6,6 и 8,5 лет соответственно. Наиболее возрастными является парк авиакомпаний United Airlines (США) - 18,3 лет и Delta Air Lines (США) - 14,7 лет.

В крупнейших авиакомпаниях мира эксплуатируются в основном ВС семейства Airbus и Boeing [2-7]. Общая численность парка ВС в этих авиакомпаниях составляет 4543 ед. Большая часть парка ВС состоит из самолётов типа В 737 - 2019 ед. (48%), а средний возраст этих ВС - 10,7 лет. В авиакомпаниях эксплуатируются следующие модификации В 737: В 737-700, В 737-800, В 737-900ER, B 737 MAX 7, B 737 MAX 8, B 737 MAX 9, B 737 MAX 10. Средний возраст ВС этих модификаций колеблется в диапазоне 7,4 -13,4 лет (табл.2).

Следующий по численности типы самолётов, это А 321, А 320 и А 319 - 628, 594 и 336 ед. (15%, 14% и 8%) соответственно. Из этой линейки самый молодой возраст у ВС типа А 321 - 7 лет. Средний возраст самолётов А 320 и А 319 - 17,8 и 16,4 лет. Наименьшими сроками службы обладают ВС

Структура парка крупнейших

типа А 220 и А 350 - 2,1 и 2,4 лет. Самолёт А 220 (прежнее название Bombardier C Series, среднемаги-стральный турбовентиляторный самолёт, разработанный компанией Bombardier Aerospace) эксплуатируется авиакомпанией Delta Air Lines (США). ВС типа А 330 и А 380 имеют средний возраст - 9,3 и 10,3 лет.

Самолёты консорциума Boeing типа В 757 и В 767 являются самыми возрастными, 24,1 и 24,4 лет соответственно. В эту же группу можно отнести и ВС типа В 717 (переименованный среднемагистраль-ный самолёт McDonnell Douglas MD-95, после объединения компаний McDonnell Douglas и Boeing), сроком службы 20,5 лет, эксплуатируемый авиакомпанией Delta Air Lines (США). Рассматриваемые авиакомпании эксплуатируют ВС типа Boeing 787 Dreamliner (модификации В 787-8, В 787-9 и В 787-10) в количестве 139 ед. и средним сроком службы 4,5 лет.

Авиакомпания China Southern Airlines (Китай) эксплуатирует региональные пассажирские самолёты типа Comac ARJ21-700, разработанный компанией Commercial Aircraft Corporation of China Ltd., 7 ед. и сроком службы 1 год.

Таблица 2.

й мира по типам и среднему возрасту ВС

№ п/п Тип ВС Авиакомпания Итого количество ВС, ед. возраст ВС, лет

American Airlines United Airlines Delta Air Lines Southwest Airlines China Southern Airlines China Eastern Airlines

количество ВС, ед. возраст ВС, лет

1 А319 13317,9 10020,3 5720 1115,1 358,9 33616,4

2 А320 4820,9 9623,6 5726,5 1459,2 2488,6 59417,8

3 А321 2718,1 1283,2 1528,1 778,6 6287

4 А330 5611,6 408,2 558,2 1519,3

5 А350 243,3 121,8 122,2 482,4

6 А380 310,3 310,3

7 А220 542,1 542,1

8 В737 29711,2 38813,4 23611,1 73512,2 2139,1 1507,4 201910,7

A UNiVERSUM:

№ 5 (98)_-V, r - - ._май. 2022 г.

№ п/п Тип ВС Авиакомпания Итого количество ВС, ед. возраст ВС, лет

American Airlines United Airlines Delta Air Lines Southwest Airlines China Southern Airlines China Eastern Airlines

количество ВС, ед. возраст ВС, лет

9 В747 119,5 119,5

10 В757 6123,7 12724,5 18824,1

11 В767 5424,4 6224,4 11624,4

12 B777 6717,3 9617,9 156,9 206,1 19812,1

13 B787 465 634,9 275 33,1 1394,5

14 B717 6120,5 6120,5

15 Comac ARJ21-700 71 71

Итого 86213,4 85818,3 86214,7 73512,2 6268,5 6006,6 454312,2

Выводы

1. Средний возраст парка ВС 6 крупнейших авиакомпаний мира составляет 12,2 лет. Диапазон изменения среднего срока службы парка ВС в этих

авиакомпаниях 6,6 - 18,3 лет.

2. Наименьшие сроки службы у самолётов типа: Comac ЛШ21 -700 - 1 лет, А 220 - 2,1 лет, А 350 -2,4 лет, В 787 - 4,5 лет.

3. Наиболее возрастными являются ВС типа: В 767 - 24,4 лет, В 757 - 24,1 лет, В 747 - 19,5 лет, А 320 - 17,8 лет, А 319 - 16,4 лет.

4. В перспективе для уменьшения эксплуатационных расходов, необходимо замена возрастных самолётов на современные, высокоэффективные ВС соответствующего класса.

Список литературы:

1. Азадов М.А. Анализ парка воздушных судов крупнейших пассажирских авиакомпаний мира // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: тезисы доклад Международная научная техническая конференция. Посвященная 50-летию МУТУ ГА (Москва, 25—26 мая 2021 г.). - ИД Академии Жуковского, 2021. — c.466—467.

2. https://www.planespotters.net/ - American Airlines Fleet Details and History.

3. https://www.planespotters.net/ - Delta Air Lines Fleet Details and History.

4. https://www.planespotters.net/ - Southwest Airlines Fleet Details and History.

5. https://www.planespotters.net/ - United Airlines Fleet Details and History.

6. https://www.planespotters.net/ - China Southern Airlines Fleet Details and History.

7. https://www.planespotters.net/ - China Eastern Airlines Fleet Details and History.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.