Научная статья на тему 'Анализ возможных дефектов несущих конструкций городских подземных сооружений'

Анализ возможных дефектов несущих конструкций городских подземных сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
318
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможных дефектов несущих конструкций городских подземных сооружений»

УДК 69.035.4 Е.Ю. Куликова

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ДЕФЕКТОВ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

В настоящее время практически невозможно получить данные о состоянии обделок по всей номенклатуре городских подземных сооружений. Тем не менее, необходимым материалом для анализа состояния несущих конструкций городских подземных сооружений могут служить данные для подземных сооружений транспортного назначения и тоннельных инженерных сетей, длительно и в значительном количестве используемых в любом большом городе. Поэтому в настоящем исследовании для анализа дефектов несущих конструкций подземных сооружений использовались материалы технических осмотров коммунальных и транспортных тоннелей метрополитена Москвы, данные МГУП «Мосочист-вод» и литературных источников.

Так, например, если рассматривать характер фильтрации воды в тоннелях метрополитена, то необходимо остановиться на следующих особенностях.

Характер и интенсивность фильтрации воды в тоннелях Метрополитена находится в прямой зависимости от гидростатического давления грунтовых вод. По интенсивности фильтрация воды может быть подразделена на три вида:

• сосредоточенные течи, т. е. места, где имеется заметное на глаз течение воды;

• капеж;

• сырость.

Сосредоточенные течи в тоннелях глубокого заложения наблюдаются главным образом в местах с наиболее дефектной изоляцией и защитной железобетонной рубашкой при наличии значительных сквозных швов или трещин в рубашке и, вероятно, в обделке тоннеля, а также при наличии зазоров между рубашкой и обделкой.

В тоннелях мелкого заложения сосредоточенные течи наблюдаются главным образом в температурно-осадочных швах. Причиной этого является недостаточно продуманная конструкция изоляции температурно-осадочных швов.

Конструкция изоляции швов следующая: снаружи шов оклеен рулонным изоляционным материалом без устройства складки (компенсатора), необходимой для воспринятая деформации; с внутренней стороны изоляции шов имеет призму, залитую битумом и законопаченную паклей. С первых же дней эксплуатации битум выжимает из шва паклю и начинает вытекать из шва. При этом создаются условия для свободного проникания воды через шов. Оклеечная изоляция вследствие температурных деформаций, вероятно, прорывается или расстраивается в стыках и отстает от обделки.

Рис. 1. Схема расположения мест фильтрации (по поперечному сечению)

По произведенным замерам дебит воды (расход), фильтрующейся в отдельных дефектных местах и тоннелях глубокого заложения, достигает 200 л/мин.

Капеж представляет собой фильтрацию воды в виде капель и в большинстве случаев наблюдается на больших площадях. В отдельных местах такая фильтрация сосредоточивается на площадях примерно 8-12 м2 и в большинстве случаев приурочена к верхней части тоннеля - его своду.

Этот вид фильтрации проявляется обыкновенно в местах, где имеются небольшие зазоры, между железобетонной рубашкой и обделкой тоннеля и неплотный (пористый) бетон самой рубашки, но без наличия в ней сквозных трещин. Капеж появляется в местах, где гидроизоляция нарушена, а обделка имеет пористость, при которой происходит фильтрация небольшого количества воды.

Под сыростью подразумевается фильтрация воды, вызывающая намокание бетона и образование отдельных сырых пятен на его поверхности.

Некоторые проявления фильтрации имеют сезонный характер, и

фильтрация воды возникает весной и осенью. Такие явления наблюдаются лишь в тоннелях мелкого заложения и указывают на зависимость фильтрации от атмосферных осадков, просачивающихся в грунт и насыщающих его водой.

Наибольшее количество мест фильтрации воды в тоннелях глубокого заложения сосредоточено на боковых частях тоннеля; в тоннелях мелкого заложения - почти на уровне лотка тоннеля и у перекрытия.

Места фильтрации, как видно из рис. 1, находятся вблизи стыка изоляции и шва бетонирования и, вероятно, происходят от неплотности шва и стыка изоляции.

В отдельных случаях на станциях фильтрация через некоторое время самопроизвольно уменьшается и исчезает. Часто после исчезновения фильтрации в одном месте она появляется по соседству, вблизи. Такое явление можно объяснить местным самоуплотнением бетона. Одной из причин самоуплотнения бетона может быть закупорка в нем пор примесями, которые содержатся в грунтовой воде. Также самоуплотнение может

быть обусловлено и химическими процессами в самом бетоне под влиянием химических агентов, содержащихся в грунтовой воде. При содержании в воде свободной углекислоты может происходить превращение свободного гидрата оксида кальция в карбонат кальция. Содержащиеся в воде бикарбонаты кальция и магния также могут вступать в реакцию с гидратом окиси кальция.

Образующиеся частицы карбоната кальция и магния отлагаются на стенках пор и, постепенно уменьшая их сечение, тампонируют поры в бетоне.

Влияние фильтрующей воды на бетонную обделку наиболее неблагоприятно при фильтрации в виде капежа. Такой вид фильтрации охватывает, как уже упоминалось выше, большие поверхности и даже при неагрессивной воде может привести к коррозии бетона рубашки в связи с выщелачиванием из бетона извести.

Сосредоточенные большие течи могут и не причинить большого вреда обделке, так как они омывают небольшую поверхность бетона обычно по трещинам небольшой ширины - 23 мм. Лаже при агрессивной воде сосредоточенные течи менее вредны для бетона, чем при капеже неагрессивной воды, охватывающем большую поверхность. В таких местах в первую очередь и должны производиться работы по ликвидации фильтрации воды.

В тоннелях, как правило, в местах, имеющих сосредоточенные течи, происходит отложение красно-бурых, а местами белых натечных образований, выносимых водой. Натеки расположены большей частью на стенах или в лотке тоннелей.

Белые натеки отлагаются в виде плотной бесформенной массы или в виде сталактитов при фильтрации воды через свод или перекрытие и со-

стоят в основном (до 65 %) из углекислого кальция. В большинстве случаев отложения белого цвета имеются на участках тоннелей, проложенных в известняках. Происхождение их можно объяснить тем, что воды имеют сильную естественную карбонизацию, и, кроме того, происходит частичное выщелачивание извести цементного раствора из-за обделки и в меньшей степени - выщелачивание бетона обделки.

Красно-бурые натеки имеют вид илистых отложений, иногда пенообразны и в основном состоят из гидрата окиси железа (до 22 %) и являются продуктом выноса грунтовой воды.

Предположение, что происходит ржавление арматуры рубашки, благодаря чему вода и насыщается железом, не основательно, так как течь, имея сосредоточенный выход, т. е. проходя через трещину в рубашке шириной в несколько миллиметров, не может дать такого большого количества выноса железа, какое имеется у некоторых течей.

Осмотром арматуры железобетонной рубашки в местах, где имеются красно-бурые отложения, установлено весьма незначительное ржавление арматуры, свободной от бетона, к тому же и сама арматура покрыта плотной пленкой этих же отложений. Арматура после 8 лет нахождения в таких условиях имеет на своей поверхности незначительные коррозионные изъявления (в виде отдельных углублений).

Наиболее важной задачей в области проектирования и строительства городских подземных сооружений является решение вопроса долговечности их обделок, который предусматривает безотказность работы сооружения в течение заданного срока эксплуатации при минимальной стоимости его возведения.

I f. 18,3 года

Н- w 15 лет

го = 40 лет

1 74 to = 30 лет S , ' 1 ' 1 1

1 1 ..... L ...1 1 1 1 J

16

24

32

t, годы

Рис. 2. Изменение надежности от времени эксплуатации подземного сооружения

Согласно исследованиям A.A. Ши-лина надежность несущих конструкций подземных сооружений изменяется в течение эксплуатации согласно следующей зависимости (рис. 2) [4]:

ß(t) = ß(0)

(i)

где в - индекс надежности; т0 - время, соответствующее спаду надежности, лет; t - время эксплуатации подземного сооружения, лет.

Качество строительства, срок службы подземных сооружений и капитальные затраты, требуемые на его возведение, зависят от вида обделки и технологии ее возведения.

Исследования показывают, что, например выход обделки канализационных коллекторов из строя или частичное ее разрушение происходит под воздействием следующих факторов:

• гидроабразивное изнашивание лотковой части тоннеля;

• газовая и химическая коррозия, вызываемые агрессивностью сред, протекающим по тоннелям;

• биологическая коррозия;

• выщелачивание свободной извести из бетона под воздействием внешних грунтовых вод.

Каждый из названных факторов в отдельности или совместное действие нескольких из них приводит обделку в аварийное состояние или выводит ее из строя на долгое время. Временная зависимость роста дефектов в несущих конструкциях коллекторных тоннелей Москвы показана на рис. 3 [4].

Оценочные расчеты указывают на значительное влияние коррозии и гидроабразивного износа лотка тоннеля на несущую способность обделки коллектора.

Нами получено представление о состоянии более 19751 м тоннелей метрополитена в однопутном исчислении и 56142 м коллекторных тон-

Трещины

Рис. 3. Рост дефектов в конструкциях коллекторных тоннелей от времени эксплуатации

нелей и. Некоторые результаты и характеристики этого освидетельствования представлены в табл. 1, 2, из которых следует, что все дефекты несущих конструкций обследованных подземных сооружений можно разделить на несколько типов.

1. Трещины продольного, поперечного, косо-диагонального направления (относительно оси сооружения).

Для коллекторных тоннелей наиболее характерным является расположение продольных трещин в сводовой части сечения, тогда как в тоннелях метрополитена они, в основном, приурочены к месту сопряжения путевого бетона и блоков колец обделки, торцам шпал, углам дренажного лотка, местам примыкания сооружений. Длина трещин может достигать нескольких метров, их раскрытие - до 6-7 мм.

Поперечные трещины в коллекторах приурочены к технологическим швам вторичной обделки, что характерно для большинства подземных сооружений. При этом раскрытие трещин доходит до 3 см и более.

Образованию трещин, ориентированных как в продольном, так и в по-перечном направлении, способствует коррозийное ослабление бетона обделок. При этом считается, что продольные трещины образуются как под воздействием внешнего горного давления, так и внутреннего гидростатического напора, действующего постоянно или кратковременно. При образовании поперечных трещин главную роль, очевидно, играют неравномерные просадки грунтов, находящихся под тоннелем и вызывающие появление изгибающих моментов. Образование

ЯП

10 20 Годы

трещин увеличивает водопроницаемость обделки подземного сооружения и может привести к излиянию канализационных вод на водоносный горизонт, что недопустимо с точки зрения санитарных норм.

В транспортных тоннелях эти трещины располагаются у основания дренажного лотка, в местах сопряжения смежных выработок и подземных сооружений, в путевом бетоне на уровне торцов шпал и в плоскости стыка стенового бетона. Поперечные трещины имеют ограниченную длину и раскрытие до 7 мм.

Косо-диагональные трещины приурочены к спинкам и ребрам железобетонных блоков и чугунных тюбингов и являются результатом несостыковки прочностных показателей материала обделок давлению, развиваемому домкратами проходческого щита. Аналогичное происхождение чаще всего имеют отдельные сколы стыков, углов и другие подобные дефекты.

2. Течи, среди которых доминируют «свищи», представляющие собой сквозные отверстия, диаметр которых колеблется от 0,5 до 5 см. «Свищи»

Рис. 4. Снижение образования течей через обделку подземного сооружения во времени: 1 - коллекторные тоннели Москвы, 2 - тоннели Тбилисского метрополитена

оказывают значительное влияние на нарушение гидроизоляционных свойств обделки подземного сооружения и являются активными проводниками в него водно-песчаной смеси. Так, при эксплуатации коммунальных подземных сооружений через «свищи» в среднем в месяц намывается до 5-10 кг песка на 1 м тоннеля, что приводит к образованию крупных полостей за обделкой, величина которых может достигать более 3-7 м3.

«Свищи» оказывают значительное влияние на снижение фильтрационной надежности обделки канализационных тоннелей. В целом не создавая аварийной обстановки, они являются причиной утечки фекальных масс в окружающий массив и, с другой стороны, проводником в тоннель песка, который является мощным агентом истирания. Наиболее уязвимым местом обделок и местом образования эксплуатационных «свищей» являются места расположения технологических швов

Подобное же явление отмечается в тоннелях метрополитена. Так, согласно [64], наличие «свищей» на отрезке тоннеля метрополитена 10 м привело к выносу в него воднопесчаной смеси, объем которой нарастал от кубических сантиметров в сутки в начале эксплуатации тоннеля до нескольких кубометров через полгода его работы.

Анализ показывает, что от 60 до 90 % «свищей» приурочено к местам расположения технологических швов.

5, мм

60

50

40

30

20

10

/

10

20

Исследование течей позволило выявить закономерность их развития во времени. На рис. 4 приводятся результаты обработки данных о возникновении течей в течение ряда лет в тоннелях Тбилисского Метрополитена (кривая 1) и в коллекторных тоннелях Москвы (кривая 2). Полученные зависимости свидетельствуют, что образование течей в обделках подземных сооружений со временем уменьшается, несмотря на то, что предыдущие течи тщательно заделывались и не могли служить «разгрузочными отверстиями» для напоров и потоков подземных вод.

Подводя итог, отметим, что фильтрация грунтовых вод в подземное сооружение происходит по кольцевым стыкам блоков или тюбингов, по продольным стыкам и по отдельным течам - «свищам». Около 40-50 % притоков в подземное сооружение поступает через разуплотненные стыки между блоками (тюбингами), более 50 % - через «свищи». Через трещины выносится более 60 % несвязного

Рис. 5. Зависимость просадки тоннеля Б от количества вымытого песка V

30 у м'

грунта, через «свищи» -около 40 %. Наряду с течами через «свищи» имеет место слабая фильтрация воды через тело блоков, проявляющаяся в виде мокрых пятен.

3. Просадка лотка подземного сооружения. Осадка лотка, в основном, происходит в местах выноса грунта. Образование полостей под лотком подземного сооружения нарушает статический режим работы обделки и приводит к осадке.

На рис. 5 приводится зависимость просадки тоннеля метрополитена от объема вынутого грунта, полученная автором на основании анализа материалов освидетельствования обделок тоннелей. Как следует из графика, величина осадки возрастает параболически во времени, что ведет к нарастающему растрескиванию лотковой части тоннеля.

4. Эллиптичность, наблюдаемая у кольцевых железобетонных или чугунных обделок. В соответствии со СНиП 111-44-77 «Тоннели железнодорожные, автодорожные и гидротехнические. Метрополитены» (с изм. 1981 г.) максимальное отклонение диаметров тоннельной обделки от проектных не должно превышать ±50 мм, однако на практике отклонения значительнее [1], [2], [4]. Наряду с эллиптичностью колец может наблюдаться их смещение, достигающее 7080 мм.

5. Коллекторные тоннели подвержены размыву лотка, связанному с истирающим действием твердых вклю-

чений, характерных для масс, протекающих по тоннелю. Действие абразивов усугубляется наличием «свищей», трещин и химического воздействия, что ведет к ослаблению материала и конструкции лотка.

6. Вывалы отдельных кусков бетона из сводной части обделок подземных сооружений.

Таким образом, несмотря на высокие требования к проектированию и производству работ при подземном строительстве несущие конструкции

1. Куликов Ю.Н. Повышение надежности и долговечности коллекторных тоннелей //В сб. научн. тр. «Строительство подземных сооружений». - М.: МГИ, 1984.

2. Нгуен Суань Мань. Разработка технологии возведения монолитных бетонных обделок гидротехнических тоннелей, обеспечивающих их долговечность. - Автореферат на соиск. уч. степени к.т.н. - М.: МГИ, 1991.

3. Шилин A.A. Обоснование стратегии эксплуатации и разработка конформатив-

подземных сооружений обладают рядом существенных дефектов, в непродолжительное время приводящих к выходу объектов из строя и дорогостоящим ремонтам, составляющим от 25 до 100 % от стоимости строительства подземного сооружения.

Вскрытие механизма образования дефектов обделок позволяет разработать мероприятия по предотвращению их образования, удешевлению эксплуатации и строительства подземных сооружений в городе.

------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных технологий ремонта конструкций подземных сооружений. - Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. - М.: МГГУ, 2002.

4. Ярославцев Ю.П. Разработка технологии возведения вторичных обделок коллекторных тоннелей, обеспечивающей повышение срока их службы. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. - М.: МГИ, 1985.

— Коротко об авторах

Куликова Елена Юрьевна - доктор технических наук, профессор кафедры «Строительство подземных сооружений и шахт», Московский государственный горный университет.

---------------------------------------------- РУКОПИСИ,

ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

1. Лепетюхин Д. В. Критерии качества функционирования угольных шахт в конкурентной среде (555/03-07 — 01.12.06) 4 с.

2. Кузьмин A.A. Снижение экологического ущерба от техногенных аварий на нефтепроводе (556/03-07 — 08.12.06) 5 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.