Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ И МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ И МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ И МАЛОМОБИЛЬНЫМ ПАЦИЕНТАМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ БРИГАДЫ ПО УХОДУ ЗА ПАЦИЕНТАМИ НА ДОМУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мадьянова В.В., Кобяцкая Е.Е., Козлова О.А., Мецгер А.В.

Цель исследования. Анализ возможностей использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) при оказании медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным пациентам. Материалы и методы. В процессе анализа организации медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам и оценки перспектив ее развития в формах ГЧП использовались нормативно-правовые акты, материалы отечественных и зарубежных специалистов, источники Internet и др. Результаты и обсуждение. В связи с общей тенденцией к увеличению доли лиц пожилого возраста в структуре населения Российской Федерации отмечается рост их потребности в медицинской и социальной помощи. Проанализирована возрастающая потребность оказания на дому регулярной амбулаторной помощи данной категории пациентов со сниженной степенью мобильности с привлечением бизнеса. Реализация моделей ГЧП в рассматриваемом сегменте, при соблюдении определенных условий, может способствовать совпадению интересов государства, бизнеса и пациентов. Выполненный анализ возможностей использования механизма ГЧП при организации оказания медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам показал, что целесообразны коррективы законодательства, связанные с расширением форм ГЧП в сфере здравоохранения, отражающих специфику государственно-частного взаимодействия в социальной сфере. Заключение. На наш взгляд, оптимальным вариантом, предшествующим внесению изменений в законодательство, является организация и проведение пилотного проекта по отработке новых механизмов взаимодействия государства и бизнеса в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи на дому пожилым и маломобильным гражданам. Перспективными направлениями в этой сфере, способствующими росту удовлетворенности пациентов и членов их семей, должно стать расширение форм оказания сестринского ухода на дому, создания комплексных бригад обслуживания пациентов, объединяющих врачей различных специальностей и средний медицинский персонал, патронажные службы. Для наращивания возможностей участия бизнеса в этой сфере необходима целевая государственная система его стимулирования: льготное кредитование, льготное налогообложение, частичное государственное субсидирование данного вида помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мадьянова В.В., Кобяцкая Е.Е., Козлова О.А., Мецгер А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF ENGAGING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS TO PROVIDE MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE TO ELDERLY AND DISABLED CITIZENS

Objective. To analyze the possibilities of using public-private partnerships (PPPs) in the provision of medical and social assistance to elderly and disabled patients. Methods. In the process of analyzing the organization of medical and social assistance to the elderly and people with limited mobility and assessing the prospects for its development in the form of PPPs, regulatory legal acts, materials of domestic and foreign experts, Internet sources, etc. were used. Results. With the general trend of increasing proportion of elderly people in the structure of the population of the Russian Federation, there is a growing demand for medical and social assistance among them. The study analyses the regular outpatient care at home for this category of patients with a reduced degree of mobility with the involvement of business. The implementation of PPP models in the segment under consideration, subject to certain conditions, may contribute to the coincidence of the interests of the state, business and patients. The performed analysis of the possibilities of using PPPs in providing medical and social assistance to elderly and people with limited mobility showed that it is advisable to amend the legislation associated with the expansion of PPP forms in the healthcare sector, reflecting the specifics of public-private interaction in the social sphere. Interpretation. In our opinion, prior to the introduction of amendments to the legislation, the best option is to run a pilot project to develop new mechanisms of interaction between the state and business in the field of primary health care at home to elderly and people with limited mobility. Promising directions in this area, contributing to the increase in the satisfaction of patients and their families, should be wide forms of nursing at home, comprehensive patient service teams that unite doctors of various specialties and paramedical personnel, and patronage services. To increase the opportunities for business participation in this area, a targeted state system for stimulating it is needed: concessional lending, preferential taxation, partial government subsidies for this type of assistance.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ И МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

DOI: 10.26347/1607-2502202109-10054-061

АНАЛИЗ БОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ И МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТБЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТБА

Цель исследования. Анализ возможностей использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) при оказании медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным пациентам.

Материалы и методы. В процессе анализа организации медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам и оценки перспектив ее развития в формах ГЧП использовались нормативно-правовые акты, материалы отечественных и зарубежных специалистов, источники Internet и др.

Результаты и обсуждение. В связи с общей тенденцией к увеличению доли лиц пожилого возраста в структуре населения Российской Федерации отмечается рост их потребности в медицинской и социальной помощи. Проанализирована возрастающая потребность оказания на дому регулярной амбулаторной помощи данной категории пациентов со сниженной степенью мобильности с привлечением бизнеса. Реализация моделей ГЧП в рассматриваемом сегменте, при соблюдении определенных условий, может способствовать совпадению интересов государства, бизнеса и пациентов. Выполненный анализ возможностей использования механизма ГЧП при организации оказания медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам показал, что целесообразны коррективы законодательства, связанные с расширением форм ГЧП в сфере здравоохранения, отражающих специфику государственно-частного взаимодействия в социальной сфере.

Заключение. На наш взгляд, оптимальным вариантом, предшествующим внесению изменений в законодательство, является организация и проведение пилотного проекта по отработке новых механизмов взаимодействия государства и бизнеса в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи на дому пожилым и маломобильным гражданам. Перспективными направлениями в этой сфере, способствующими росту удовлетворенности пациентов и членов их семей, должно стать расширение форм оказания сестринского ухода на дому, создания комплексных бригад обслуживания пациентов, объединяющих врачей различных специальностей и средний медицинский персонал, патронажные службы. Для наращивания возможностей участия бизнеса в этой сфере необходима целевая государственная система его стимулирования: льготное кредитование, льготное налогообложение, частичное государственное субсидирование данного вида помощи.

Ключевые слова: старение населения; медицинская и социальная помощь пожилым и маломобильным пациентам; государственно-частное партнерство; самоуправляемые бригады по уходу за пациентами на дому

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Мадьянова В.В., Кобяцкая Е.Е., Козлова О.А., Мецгер А.В. Анализ возможности организации медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам на принципах государственно-частного партнерства. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 9-10: 54-61. DOI: 10.26347/16072502202109-10054-061

POSSIBILITY OF ENGAGING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS TO PROVIDE MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE TO ELDERLY AND DISABLED CITIZENS

Objective. To analyze the possibilities of using public-private partnerships (PPPs) in the provision of medical and social assistance to elderly and disabled patients.

В.В. Мадьянова1' 2, Е.Е. Кобяцкая1, О.А. Козлова1, А.В. Мецгер1

1 ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинскийуниверситет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет),

Москва, Россия

2 ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени

Н.А. Семашко», Москва, Россия

Victoria Madyanova1' 2, Elena Е. Kobyatskaya1, Olga А. Kozlova1, Anna V. Metsger1

Methods. In the process of analyzing the organization of medical and social assistance to the elderly and people with limited mobility and assessing the prospects for its development in the form of PPPs, regulatory legal acts, materials of domestic and foreign experts, Internet sources, etc. were used. Results. With the general trend of increasing proportion of elderly people in the structure of the population of the Russian Federation, there is a growing demand for medical and social assistance among them. The study analyses the regular outpatient care at home for this category of patients with a reduced degree of mobility with the involvement of business. The implementation of PPP models in the segment under consideration, subject to certain conditions, may contribute to the coincidence of the interests of the state, business and patients. The performed analysis of the possibilities of using PPPs in providing medical and social assistance to elderly and people with limited mobility showed that it is advisable to amend the legislation associated with the expansion of PPP forms in the healthcare sector, reflecting the specifics of public-private interaction in the social sphere. Interpretation. In our opinion, prior to the introduction of amendments to the legislation, the best option is to run a pilot project to develop new mechanisms of interaction between the state and business in the field of primary health care at home to elderly and people with limited mobility. Promising directions in this area, contributing to the increase in the satisfaction of patients and their families, should be wide forms of nursing at home, comprehensive patient service teams that unite doctors of various specialties and paramedical personnel, and patronage services. To increase the opportunities for business participation in this area, a targeted state system for stimulating it is needed: concessional lending, preferential taxation, partial government subsidies for this type of assistance. Keywords: population ageing; medical and social care for elderly and less mobile patients; public-private partnerships; self-managed home care teams

The authors declare no competing interests.

Funding: the study had no funding.

1 Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Sechenov University), Moscow, Russia

2 Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

For citation: Madyanova VV, Kobyatskaya ЕЕ, Kozlova ОА, Metsger АV. Possibility of engaging public-private partnerships to provide medical and social assistance to elderly and disabled citizens. Health Care Standardization Problems. 2021; 9-10: 54-61. DOI: 10.26347/ 1607-2502202109-10054-061

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой созданное на определенный срок сотрудничество публичной и частной сторон, базирующееся на консолидации ресурсов и распределении ответственности между участниками проекта. Использование механизмов ГЧП направлено на привлечение инвестиций в экономику, повышение качества товаров либо услуг, а также на обеспечение органами государственной власти их доступности населению [1]. Целый ряд стран обладают опытом реализации проектов ГЧП, в том числе и в социальной сфере (Венгрия, Корея, Япония, Австралия, Италия, Германия, США и Великобритания) [2—4]. На сегодняшний день накоплен опыт использования дифференцированных методов использования механизма ГЧП в Испании, Канаде [5, 6].

Развитие ГЧП в области здравоохранения предоставляет дополнительные возможности для решения задач, связанных с повышением качества оказываемых медицинских услуг, обеспечением их доступности, улучшением оснащенности медицинских организаций, проведением модернизации коммунальной инфраструктуры. В данный момент наиболее востребованным видом

помощи, оказываемой населению областью здравоохранения, является первичная медико-санитарная помощь. В научной литературе анализируется возможность создания амбулаторного учреждения здравоохранения с привлечением средств частных инвесторов на принципах ГЧП и оценивается предполагаемая эффективность модели такой поликлиники [7]. Положительный опыт реализации пациент-ориентированного подхода способствует улучшению доступности и качества услуг здравоохранения в первичном звене здравоохранения, что оказывает влияние на повышение интереса ГЧП в этом сегменте [8].

С другой стороны, в настоящее время в обществе увеличивается число пожилых людей (старше 65 лет). В России, по прогнозам, к 2050 г. доля лиц старше 65 лет удвоиться — с 13 до 26%. При этом уже к 2020 г., лиц старше 80 лет стало на 30% больше, что составило более 5 млн человек. По оценкам экспертов, ожидается, что к 2025 г. государственная система ухода не сможет справляться с демографическими изменениями ни финансово, ни организационно [9]. Ситуация осложняется кадровым дефицитом работников первичного звена в Российской Федерации. В этой

связи возрастает актуальность привлечения к решению данной проблемы ресурсов (прежде всего трудовых) бизнеса и некоммерческих негосударственных организаций. С 2019 г. на базе реализуемого федерального проекта «Старшее поколение» (национальный проект «Демография»), утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации, запланировано формирование системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Приоритетное внимание уделяется вопросам разработки мероприятий, нацеленных на развитие, совершенствование и поддержание функциональных способностей представителей старшего поколения. В их число входит оказание помощи в полустационарной и стационарной форме с привлечением работников патронажной службы и сиделок, а также оказание сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи на дому [10].

Врачебная помощь для этой категории пациентов имеет существенные особенности. Прежде всего они нуждаются в проведении регулярных осмотров, необходимость которых вызвана значительным числом хронической патологии на фоне возрастных функциональных изменений организма, с уменьшением физической активности старшего поколения, возрастающей зависимостью от посторонней помощи [11].

Руководствуясь задачами Федерального проекта «Старшее поколение» в рамках Национального проекта «Демография», обеспечение качественной медицинской помощью пожилых и маломобильных граждан является одной из ключевых задач, стоящих перед государством в ближайшие годы [10].

Анализ опыта оказания социальной помощи маломобильным и пожилым гражданам в развитых странах свидетельствует, что достаточно часто он осуществляется на основе ГЧП.

Согласно Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-част-ном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 № 224-ФЗ объектом соглашения о ГЧП могут являться «объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения» [12].

Соответственно соглашения о ГЧП об оказании медицинской и социальной помощи больным на дому и лицам старческого возраста находится не только в зоне интересов государства, но и могут представлять определенный интерес для бизнеса. Реализовать этот интерес возможно только при условии государственной политики создания оптимальных условий функционирования социально ориентированного предпринимательства.

Цель исследования — анализ возможностей использования механизмов ГЧП при оказании медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным пациентам с хроническими заболеваниями или после оперативного лечения, нуждающимся в реабилитации, медицинском наблюдении и уходе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе анализа организации медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам и оценки перспектив ее развития в формах ГЧП использовались нормативные правовые акты, материалы отечественных и зарубежных специалистов, источники Internet.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В связи с общей тенденцией к увеличению доли лиц пожилого возраста в структуре населения отмечается рост их потребности в медицинской и социальной помощи. Совершенно очевидна возрастающая необходимость оказания на дому регулярной амбулаторной помощи для данной категории пациентов со сниженной степенью мобильности.

Согласно данным волонтерских организаций, в России в постоянном уходе нуждаются около 5 млн человек. Между тем, согласно данным официальной статистики, только 1,1 млн человек являются получателями социальных услуг на дому. Бесплатно такую услугу получают: дети — инвалиды, люди, пострадавшие в межнациональных войнах, участники и инвалиды ВОВ, пенсионеры с низкими доходами. Всем остальным категориям за работу социальной сиделки приходится платить. Стоимость сиделки в месяц, в зависимости от выполняемого объема услуг, варьирует от 15 до 40 тыс. руб. в месяц [13], проживание в мини-пансионатах на полном обеспечении — от 25 тыс. руб. в месяц [14], поэтому в

основном ухаживать за лежачими больными годами приходится их родственникам [9]. Свыше 70% людей, которые решили ухаживать за своим родственником, пришлось менять график работы, 26% перешли на частичную занятость или уволились [9]. Как следствие для общества данные факты оборачиваются социально-экономическими потерями, снижением валового внутреннего продукта.

С 2019 г. в рамках федерального проекта «Старшее поколение» (национальный проект «Демография») планируется создание системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми. Разрабатываются мероприятия, направленные на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающие помощь в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому [10]. В этой связи возрастает значение совершенствования организации и службы сестринского ухода, направленного на повышение качества оказания медицинской помощи на дому данной категории пациентов.

Совершенствование старых и появление новых форм медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам возможно не только благодаря расширению функции средних медицинских работников, но и привлечению новых специалистов, современных технологии, возрастанию роли бизнеса и негосударственных некоммерческих организаций. Данный подход к решению рассматриваемой проблемы будет способствовать достижению стратегической цели по формированию в Российской Федерации национальной системы здравоохранения.

Создание национальной системы здравоохранения способно обеспечить максимально возможный уровень развития отечественного здравоохранения с координированным использованием всех ресурсов отрасли, объединяющей все медицинские службы и организации независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности и работающей в рамках единого нормативно-правового поля помощи, а также эффективного государственного, экспертного и общественного контроля. На наш взгляд, с целью оптимального использования ресурсов национальной системы здравоохранения по организа-

ции медицинской и социальной помощи пожилым и маломобильным гражданам, целесообразно, в первую очередь, создать эффективные механизмы реализации ГЧП в данном направлении. Медицинский бизнес демонстрирует эффективность технологий управления организацией оказания медицинской помощи, привлекает квалифицированный медицинский персонал, что можно использовать в новых направлениях, в том числе в организации оказания помощи пожилым и маломобильным гражданам на дому.

Первичная медико-санитарная помощь включает, в том числе, оказание медицинских услуг на дому, когда услуги приближаются к потребителям в привычной для них среде. Это позволяет сохранять и поддерживать устоявшийся уклад жизни пациентов, имеющиеся социальные связи, не истощая функциональные резервы на привыкание к новым условиям, что неизбежно при помещении пациентов в стационары. Опыт зарубежных стран свидетельствует о возрастании объема медико-социальной помощи больным именно в домашних, а не в стационарных условиях, что оправданно не только с экономической точки зрения [15]. Опросы населения показывают, что 90% нуждающихся в социальном обслуживании хотели бы оставаться в домашних условиях [9].

Для оценки возможностей организации оказания помощи пожилым и малоподвижным пациентам на принципах ГЧП целесообразно рассмотреть имеющийся мировой опыт организации медико-социальной помощи. В зарубежной практике известны несколько моделей сестринского ухода как основной формы обслуживания данной категории пациентов: функциональный, бригадный, полный, узкоспециализированный уход при конкретном заболевании. Для полного удовлетворения потребностей пациентов могут применяться изолированные модели либо их сочетания.

Функциональный сестринский уход основан на максимальном использовании опыта, навыков и умении сестры или помощника врача для обеспечения качественного ухода за пациентом с акцентом на разделение труда и контроль.

Бригадная форма сестринского обслуживания разработана с целью оптимального использования опыта сестер и контроля ухода, который осуществляется менее квалифицированными работниками. Патронаж осуществляется группой

медицинских сестер или бригадой, в состав ко -торой входят специалисты различного профессионального уровня: врачи, помощники врача, сестры с различной специализацией, младшие медицинские сестры, социальные работники, добровольцы, сиделки, ухаживающие родственники, соседи.

Интересен опыт использования модели полного обслуживания пациента в госпиталях США. В этой модели медицинская сестра несет юридическую ответственность за пациента. Находясь у постели больного, она не только решает его проблемы, но несет полную ответственность за принятие решений и результаты ухода [14]. Усилия команды направлены на формирование у пациента приверженности к принятию помощи, желание излечиться. Периодически бригада собирается для обсуждения проблем работы и путей их решения.

Специализированный (узкоспециализированный) уход — метод сестринского обслуживания пациентов в различных медицинских организациях, осуществляющих уход, в том числе на дому, дневных стационарах поликлиник (амбулатории), реабилитационных центрах. Члены междисциплинарной (узкоспециализированной) команды осуществляют ведение и уход пациента согласно предписанным графикам вмешательств и схемам лечения [15].

В развитых странах чаще всего используются комбинации четырех основных моделей сестринского обслуживания. В одних используются элементы бригадной формы и специализированного ухода, в других — сочетание бригадной формы и полного обслуживания.

Модели оказания сестринской медицинской помощи в современных условиях развития здравоохранения свидетельствуют о значительных возможностях для их комбинации согласно практическим запросам пациентов. Наличие нескольких форм осуществления медицинской помощи силами медицинских сестер позволяет оптимально их использовать, обеспечивая достойное существование и качество жизни потребителям услуг — пациентам. Опыт предоставления медицинской и социальной помощи в комбинированных формах и моделях определяет своевременность подобных услуг с адресной направленностью и доступностью. На наш взгляд, целесообразно данный опыт апробировать как пилотный проект в формате ГЧП для нескольких

частных медицинских организаций, что позволит ускорить решение важной социальной задачи системы здравоохранения и даст возможность оценить перспективы развития данной формы в будущем.

В международной практике накоплен опыт оказания данного вида помощи и некоммерческими организациями. На наш взгляд, наиболее интересен опыт оказания медицинской помощи на примере голландской организации Buurtzorg Nederland.

Buurtzorg Nederland — некоммерческая голландская организация по уходу на дому, которая привлекла международное внимание к предоставлению высококачественной медицинской помощи по более низкой цене, чем большинство конкурирующих организаций, путем создания самоуправляющихся групп медицинских сестер. Когда они идут домой к пациентам, то предоставляют не только услуги, которые требуют подготовки медицинских сестер, но и многие другие вспомогательные услуги, которые обычно предоставляют в других организациях по уходу на дому [16].

Медицинские сестры отвечают за весь спектр услуг по уходу на дому: оценивают состояние пациентов, составляют и осуществляют планы ухода, предоставляют услуги или планируют медицинские посещения по мере необходимости, а также создают документацию, необходимую для обеспечения непрерывного ухода и выставления счетов. Для решения проблем доступны коучи, а не менеджеры.

Небольшой бэк-офис (менее 50 человек на начало 2015 г.) выполняет такие функции, как администрирование заработной платы, заключение контрактов для команд, финансовые вопросы. По профсоюзному соглашению медицинские сестры получают зарплату в соответствии с их уровнем образования, со стандартным ежегодным повышением и бонусами, основанными на стаже их работы в организации. Доходы направлены на обучение медицинских сестер, командные проекты для улучшения здоровья сообщества, а также организационного развития.

Использование саморегулирующихся команд обеспечивает гибкость в организации работы, что приводит к удовлетворению и медицинских сестер, и пациентов.

Быстрый рост Buurtzorg Nederland основывается на нескольких факторах. Во-первых, модель

ухода на дому популярна среди медсестер, что позволяет обеспечивать конкуренцию и отбирать наиболее талантливых сотрудников. Во-вторых, высокая оценка удовлетворенности пациентов и семей, а также хорошие результаты в отношении здоровья помогли командам получить рекомендации от врачей и больниц, а также рекомендации «сарафанного радио». Кроме того, исследование «Эрнст энд Янг» показало, что Buurtzorg Nederland была способна удовлетворять потребности пациентов при использовании 40% разрешенных часов ухода, в то время как средний показатель среди других организаций составлял около 70%. Исследование также показало, что пациенты Buurtzorg Nederland требуют ухода меньшее время, обретают самостоятельность быстрее, имеют меньше неотложных госпитализаций и сокращают продолжительность пребывания после госпитализации. Вдобавок, компания имела меньше накладных расходов по сравнению с другими поставщиками услуг по уходу на дому (8% от общих расходов по сравнению с 25%) и почти в два раза меньшие показатели отпусков по болезни и текучки кадров [16]. Данный опыт также можно использовать как пилотный проект в российских условиях в формате ГЧП.

Последние годы в Европе и России набирает популярность такое явление, как «детские сады для пожилых». Они уже успели завоевать свою нишу на рынке и получить достаточное количество положительных отзывов. «Детский сад для стариков» или отделение дневного пребывания со стационаром, представляет собой коммерческое или государственное учреждение, которое предоставляет социальные услуги для пожилых людей, включающие в себя медицинское обслуживание, досуговые программы и психолого-социальную поддержку [17, 18].

Режим работы — основное отличие детских садов для пожилых от традиционных домов престарелых. Пожилой человек посещает детский сад ежедневно, но не остается там ночевать. Фактически, подобные учреждения не предоставляют возможности постоянного проживания, они лишь создают место, где пожилой человек, оставшийся без попечения родственников, может получить всю необходимую помощь в дневное время суток. Подобный режим работы крайне удобен для тех пожилых людей, которые не готовы переезжать в традиционный пансионат, но ис-

пытывают трудности с повседневным самообслуживанием.

«Детский сад для пожилых» оказывает следующие услуги: санитарно-медицинское обслуживание (инъекции, осмотры медицинских сестер, помощь в проведении гигиенических процедур и т.д.); досуговые мероприятия; психологическую и социальную помощь.

Преимуществами «Детского сада для стариков» являются полный уход и присмотр за пожилым человеком в дневное время суток, пока родственники на работе; возможность сэкономить на сиделке и медсестрах — в детских садах дежурят медицинские сотрудники, готовые оказать помощь; полный набор досуговых услуг для пожилых людей; помощь и присмотр социальных работников; возможность не отрывать пожилого человека от семьи полностью, совмещение домашнего пребывания с услугами гериатрического ухода.

Таким образом, долгосрочный уход за престарелым пациентом становится одним из главных вызовов XXI в. для государства и общества. Необходимо предупредить наступление кризиса и активно развивать финансирование, предоставление услуг и использовать разнообразные стратегии, построенные на уроках, извлеченных из успехов и неудач других стран [19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С развитием медицины и высоких технологий средняя продолжительность жизни населения растет, в связи с чем системы здравоохранения всего мира столкнулись с проблемой поиска новых форм эффективного оказания медицинской помощи пожилым и маломобильным гражданам.

Благодаря накопленному зарубежному опыту в этой сфере, бурному развитию телемедицинских технологий, открывающим новые возможности для патронажа, а также новым гибким подходам в организации процесса, появившимся в последнее время (Agile-технология), решение этой проблемы в настоящее время возможно на ином, более качественным уровне с привлечением ресурсов организаций различных форм собственности.

На наш взгляд, ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит ГЧП как эффективной форме взаимодействия государства и бизнеса с разделением полномочий и ответственности с целью достижения наиболее оптимального ре-

зультата. На начальном этапе реализации форм ГЧП в рассматриваемой сфере возможна в виде пилотного проекта. В этой связи, целесообразно со стороны государственных (муниципальных) органов власти рассмотреть возможность создания льготных условий функционирования для данной формы социально-ориентированного бизнеса: предоставление льготных кредитов, налоговых льгот, частичного субсидирования оказания данного вида помощи.

Реализация форм ГЧП в системе первичной медико-санитарной помощи, ориентированной на оказание медицинских услуг пожилым и малоподвижным пациентам, создаст преимущества для национальной системы здравоохранения, основной задачей которой является реализация принципа пациент-ориентированности, предполагающего:

— осуществление качественной медицинской помощи указанной категории населения;

— профилактику осложнений основного заболевания;

— снижение затрат на реабилитацию в условиях стационара;

— снижение затрат на амбулаторное ведение таких пациентов.

Преимущества для пациентов в рамках предполагаемого взаимодействия:

— получение качественной медицинской, реабилитационной и социальной помощи «3 в 1» рядом с домом/ на дому;

— целостный подход к влиянию на состояние здоровья благодаря интегративному подходу с использованием традиционных и нетрадиционных методов, привлечению к работе специалистов парамедицинских профессий;

— удешевление пакета услуг благодаря частичному субсидированию данной помощи со стороны государства.

Преимущества для бизнеса:

— расширение рыночного сегмента;

— получение льгот при реализации проектов социальной направленности;

— частичное субсидирование со стороны государства данного вида помощи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Черненко Э.М., Лебедева И.С., Лебедев П.В. Государственно — частное партнерство в здравоохранении и направления его развития. Российское предприниматель-

ство. 2018; 19 (12): 3981—3998. Chernenko EM, Lebe-deva IS, Lebedev PV. [Public-private partnership in health care and directions of its development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 2018; 19 (12): 3981—3998. Russian.

2. Gomez-Ibanez JA, Meyer JR. Going Private: The International Experience with Transport Privatization. Washington, D.C.: The Brookings Institution, November 1993.

3. Park H. PPI System in Korea and its Policy Issues. Seoul: Korea Development Institute, 2006.

4. McKee М, Edwards N, Atom Rifat. Public-private partnerships for hospitals. Bulletin of the World Health Organization. 2006; 891—893.

5. Discussion paper. A preliminary reflection on the best practice in PPP in healthcare sector: a review of different PPP case studies and experiences.: http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/ceci/images/ICoE/PPP Healthcare-Sector_DiscPaper.pdf. Cited: 12.01.2021.

6. Bernd Rechel, Jonathan Erskine, Barrie Dowdeswell, Stephen Wright, Martin McKee. Capital investment for health. European Observatory on Health Systems and Policies. World Health Organization, 2009.

7. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Артемова П.В. Го -сударственно-частное партнерство в здравоохранении и его роль в формировании новой модели медицинской организации: отечественная практика и зарубежный опыт. Проблемы экономики и юридическои? практики. 2018. 5: 292—297. Smyshlyaev AV, Melnikov YuYu, Arte-mova PV. [Public-private partnership in health care and its role in the formation of a new model of medical organization: domestic practice and foreign experience]. Economic Problems and Legal Practice. 2018; 5: 292—297. Russian.

8. Путило Н.В., Волкова Н.С., Цомартова Ф.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в здравоохранении: опыт субъектов России?ской Федерации. Журнал российского права. 2015; 8: 25—34. Pu-tilo NV, Volkova NS, Tsomartova FV. [Legal regulation of public-private partnership in health care: the experience of the Russian Federation subjects]. Journal of Russian law. 2015; 8: 25—34. Russian.

9. Как построить бизнес на уходе за пожилыми людьми. Доступно по: https://rb.ru/opinion/uhod-za-bolnymi/. Ссылка активна на 12.01.2021. [How to build an elderly care business]. Accessed 12.01.2021. https://rb.ru/opinion/ uhod-za-bolnymi/. Russian.

10. Федеральный проект «Старшее поколение». Доступно по: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demogra-phy/3. Ссылка активна на 12.01.2021. [Federal Project «Older Generation»]. https://mintrud.ru/ministry/pro-gramms/demography/3. Accessed 12.01.2021. Russian.

11. Ried-Larsen M, Aarts HM, Joyner MJ. Effects of strict prolonged bed rest on cardiorespiratory fitness: systematic review and meta-analysis. J. Appl. Physiol (1985). 2017; 123 (4): 790—9.

12. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ. [Federal Law No. 224-ФЗ on Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation] dated 13.07.2015. Russian.

13. Уход за инвалидом в Москве — цены на уход за пожилым инвалидом. Доступно по: https://mosmedpatron-age.ru/caringfortheelderlydisabled/. Ссылка активна на 12.01.2021. [Caring for a disabled person in Moscow — prices for caring for an elderly disabled person]. Accessed 12.01.2021 https://mosmedpatronage.ru/caringfortheelder-lydisabled/. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Цены на пансионаты для пожилых людей и частные дома престарелых. Доступно по: https://sm-pension.ru/ ceny-i-skidki/. Ссылка активна на: 12.01.2021. [Prices for boarding houses for the elderly and private nursing homes]. Accessed 12.01.2021. https://sm-pension.ru/ceny-i-skidki/. Russian.

15. Матвеийчик Т.В. Медицинская помощь и модели ее оказания медицинскими сестрами в современных условиях. Медицинские новости. 2017; 3: 22—27. Matvey-chik TV. [Medical care and models of its provision by nurses in modern conditions] Medical News. 2017; 3: 22—27. Russian.

16. Алексей Ян. Уход на дому самоуправляющимися командами медсестер: модель голландской Buurtzorg. «Agile Consulting». 21 августа 2018. Доступно по: https:// onagile.ru/industries/health/buurtzorg, Ссылка активна на 12.01.2021. Alexey Yan. [Home care by self-directed nursing teams: the Dutch model Buurtzorg. «Agile Consulting»]. August 21, 2018. Accessed 12.01.2021. https://ona-gile.ru/industries/health/buurtzorg. Russian.

17. В российских регионах открылись центры дневного пребывания для престарелых. Фонд «Старость в радость» внедряет систему долговременного ухода. ТАСС. Доступно по: https://tass.ru/plus-one/5638281. Ссылка активна на 12.01.2021. [Day centers for the elderly have opened in Russian regions. The Old Age in Joy Foundation is introducing a long-term care system]. TASS. Accessed 12.01.2021. https://tass.ru/plus-one/5638281. Russian.

18. Детский сад для стариков. Альтернатива традиционным домам престарелых. Доступно по: https://sgc-opeca.ru/spb/news/detskiy-sad-dlya-starikov-alternativa-traditsionny/. Ссылка активна на 12.01.2021. [Kindergarten for the elderly. An alternative to traditional nursing homes]. Accessed 12.01.2021. https://sgc-opeca.ru/spb/ news/detskiy-sad-dlya-starikov-alternativa-traditsionny/. Russian.

19. Матвейчик Т.В. Долгосрочный уход за престарелыми пациентами за рубежом и в Республике Беларусь: состояние и проблемы. Медицинские новости. 2014; 11: 38—42. Matveichik TV. [Long-term care for elderly patients abroad and in the Republic of Belarus: state and problems]. Medical News. 2014; 11: 38—42. Accessed 12.01.2021. https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosroch-nyy-uhod-za-prestarelymi-patsientami-za-rubezhom-i-v-respublike-belarus-sostoyanie-i-problemy. Russian.

Поступила / Received: 22.05.2021 Принята к опубликованию / Accepted: 15.07.2021

Сведения об авторах:

Мадьянова Виктория Вячеславовна — канд. соц. наук, профессор Высшей школы управления здравоохранением, заместитель директора Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), научный сотрудник ФГБНУ Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко» Минобрнауки России. E-mail: madvika@mail.ru

Кобяцкая Елена Евгеньевна — канд. экон. наук, доцент Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 109004, Россия, Москва, ул. Александра Солженицына 28 стр. 1. Тел. +7(499)763-68-05. E-mail: economist09@bk.ru

Козлова Ольга Александровна — слушатель программы профессиональной переподготовки по специальности « организация здравоохранения и общественное здоровье» Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 109004, Россия, Москва, ул. Александра Солженицына 28 стр. 1. Тел. +7(499)763-68-05

Мецгер Анна Викторовна — специалист департамента развития регионального здравоохранения Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 109004, Россия, Москва, ул. Александра Солженицына 28 стр. 1. Тел. +7(499)763-68-05 E-mail: ametsger@yandex.ru

About the authors:

Victoria V. Madyanova — Ph.D. in Social Science, Professor of the Department of Higher School of Health Management, Deputy Director of the Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University); researcher with the Semashko National Research Institute of Public Health. E-mail: madvika@mail.ru. Elena E. Kobyatskaya — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). E-mail: economist09@bk.ru.

Olga A. Kozlova — student of the professional retraining program in the specialty «Organization of Health Care System and Public Health», Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). Anna V. Metsger — Specialist of the Department of Regional Healthcare Development, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). E-mail: ametsger@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.