Научная статья на тему 'Анализ возможности использования опыта малых нефтяных компаний сша для повышения уровня комплексного использования углеводородного сырья'

Анализ возможности использования опыта малых нефтяных компаний сша для повышения уровня комплексного использования углеводородного сырья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНЫЕ РЕСУРСЫ / OIL RESOURCES / МАЛЫЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / SMALL OIL COMPANIES / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова В.В., Яушев Э.А.

Ситуация в сырьевой базе России требует активизации деятельности малых нефтяных компаний. В статье анализируется опыт МНК в США в вопросах создания инновационной, финансовой и информационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможности использования опыта малых нефтяных компаний сша для повышения уровня комплексного использования углеводородного сырья»

УДК 378.1

В. В. Авилова, Э. А. Яушев

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА МАЛЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ США ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

Ключевые слова: нефтяные ресурсы, малые нефтяные компании , инновационная стратегия.

Ситуация в сырьевой базе России требует активизации деятельности малых нефтяных компаний. В статье анализируется опыт МНК в США в вопросах создания инновационной, финансовой и информационной инфраструктуры.

Keywords: oil resources, small oil companies, innovation strategy.

The situation in the resource base of Russia requires revitalization of small oil companies. The article examines the experience of MNCs in the United States on the establishment of innovation, financial and information infrastructure.

Анализ мировой практики стран с развитой нефтедобычей, показывает, что малый бизнес является важным и необходимым сегментом нефтяной промышленности. В мировой экономике малые предприятия играют роль инновационных центров, активно внедряя новые технологии. Их отличает гибкость и быстрое реагирование на изменения на мировом и локальном рынке. В соответствие с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей, классифицируются предприятия на крупные, малые и средние. В качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год). В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации компаний.

Рассмотрим критерии отношения к малым нефтяным компаниям в США. Это группа компаний, добывающих полезные ископаемые численностью до 500 человек.

В нефтяной промышленности США на одной арене уживаются самые крупные мировые нефтяные компании, которые ничуть не ущемляют огромное количество малых нефтяных компаний.

Нефтяная промышленность США — это пример сосуществования вертикально-

интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и малых нефтедобывающих предприятий. Если первым подконтролен весь производственный цикл от геологоразведочных работ до реализации нефти и нефтепродуктов, то вторые занимаются исключительно разведкой и добычей нефти. Малых нефтяных компаний огромное количество, их насчитывается порядка 7400. Большинство из них работают в глубине континента на низкорентабельных скважинах, однако в общей сложности на малые компании приходится около 40% американской нефтедобычи. Часть из них добывает менее 3 тонн в сутки. В то же время лидеры среди «малых» производят до 90 тыс. тонн нефти в сутки.

Среднестатистическая малая нефтяная компания в США молода — 24 года и в ее штате трудятся 12 человек; валовой доход такой компании в 2010 г. составил 4,6 млн долл., чистая прибыль — 0,6 млн долл., объем капиталовложений — около

2 млн. долл. Малая компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, из которых 25 относится к малоде-битным (0,5 т в сутки, т.е. 3,5 барреля), при этом 60% общего количества добываемой нефти добывается из малодебитных скважин.

Разница между ВИНК и малыми нефтедобывающими компаниями особенно ярко проявились в период низких мировых цен на нефть. Крупные компании США начали снижать уровень добычи, свертывать разведку, разработку новых месторождений консервировать скважины. Далее шла массовая продажа месторождений. Крупные компании предпочли переместить капитал в другие сектора бизнеса. Малые же компании переместить капитал из одной отрасли в другую не могли, поэтому покупали, разведывали и разрабатывали новые месторождения, их запасы увеличились в 2 раза и даже превышали запасы крупных компаний в 80-ые годы. Одним из самых интересных примеров служит история Арманда Хаммера, пока его компания «Оксидентал Петролеум» (США, начало ХХ в) была очень небольшой, он скупал месторождения, которые покинул нефтяной гигант «Мобил», и доказывал, что в них еще содержится нефть. Причем на этих «бросовых» нефтяных полях ему удавалось организовать высокорентабельное производство и вывести свою фирму в число крупных предприятий. В результате средние и малые добывающие компании по эффективности производства нередко превосходят гигантов.

Успех малых нефтяных компаний в США заложен государством. Во-первых, в США есть Федеральная комиссия по энергетическому регулированию, которая контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и обеспечивает в нефтедобыче равные конкурентные условия для нефтяных компаний не зависимо от их размера. Существует множество созданных государством программ поддержки рентабельности малых нефтяных компаний. В 1993 г. был создан Совет по передаче технологий нефтедобычи, которой оказывает помощь в разработках и внедрениях инноваций в независимые малые добывающие предприятия.

Во-вторых, государство с помощью административных мер обеспечивает гарантированный внутренний рынок сбыта для национальных нефте-

добывающих компаний. К таким мерам относятся закупка государством нефти по определенной цене и увеличение импортной таможенной пошлины. Таким образом правительство устанавливает несколько уровней внутренних цен на нефть, в зависимости от категории производителя (мелкие или крупные) и характеристик месторождений.

Огромнейшую роль в развитии малых неф-теотраслевых компаний сыграло то, что в США действует гибкая система налогообложения, предоставляющая преференции небольшим предприятиям для поддержания их конкурентоспособности на рынке добычи нефти и предоставления ряда льгот. Эта система направлена на стимулирование увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН) из недр. Системы льгот предоставляются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Это все то, чего так не хватает инновационной инфраструктуре Российской Федерации. Но и сами компании в США и в наиболее развитых государствах мира ведут совсем другую политику в отношении инновационного развития. Как показывает статистика, по общему объему финансирования научных разработок в мире лидируют международные американские и европейские компании. Лидерами в отрасли являются ExxonMobil и Total. Эти компании вкладывают в научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы(НИОКР) по 700-800 млн. долл. США в год. В расчете на 1 т нефтяного эквивалента затраты «нефтяных гигантов» на НИОКР составляют в среднем 1 долл. на 1 т нефтяного эквивалента, в то время как аналогичные затраты компаний Китая и Бразилии на порядок выше - 2,35-3,22 долл. США.

К сожалению, российские компании на порядок уступают зарубежным в финансировании НИОКР. Доля соответствующих затрат не превышает 0,02% от их выручки, а удельные затраты в рас-

чете на 1 т нефтяного эквивалента составляют менее

0.2.долл. США.

Причем всем известно, что инновации несут огромную прибыль. Стратегическая цель инноваций в нефтяной отрасли - это увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН). Сейчас в мире компании извлекают 40-50% разведанных запасов, остальные 60-50% безвозвратно теряются, а в России и того меньше - 30-35%. В США и Канаде средний КИН за последние 10 лет увеличился с 0,35 до 0,41. В России КИН за тот же временной промежуток снизился с 0,39 до 0,31.

Однако, в РФ существуют регионы, где ситуация с развитием малых нефтяных компаний имеет положительный вектор. Одним из самых ярких примеров является РТ. Правительством РТ создаются благоприятные условия для появления и роста малых нефтяных компаний.

Литература

1. Красильников А.В., Коростелева В.В. Малый бизнес в нефтяной отрасли: опыт и проблемы развития; Журнал: Проблемы современной экономики, 2010

2. В. В. Авилова, И.Ф.Салихов. К вопросу изучения зарубежного опыта организационно-экономического положения независимых нефтедобывающих компаний Англии // Вестник Казанского Технологического Университета. - 2012. - №5. - С. 152-153.

3. В. В. Авилова, С.А.Башкирцева. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах. // Вестник Казанского Технологического Университета. - 2011. - №10. - С. 238-246.

4. В. В. Авилова, Г.И.Гарафиева. Инструментарий стратегического управления инновационной деятельностью компаний нефтехимического комплекса. // Вестник Казанского Технологического Университета. - 2011. -№12. - С. 263-267.

5. В. В. Авилова, А.И.Дылевская. Роль малых нефтяных компаний в экономике РФ // Вестник Казанского Технологического Университета. - 2011. -№10. - С. 238-246.

© В. В. Авилова - д-р эконом. наук, профессор, зав. кафедрой экономики КНИТУ, avilovavv@mail.ru; Э. А. Яушев -yaushev91@rambler.ru.

© V. V. Avilova - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics KNRTU, avilovavv@mail.ru; E. A. Yaushev - yaushev91@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.