Научная статья на тему 'Анализ возможностей развития российского рынка лоукостеров'

Анализ возможностей развития российского рынка лоукостеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОУКОСТЕРЫ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / LOW-COST AIRLINE / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION ANALYSIS / ПРОГНОЗ / FORECAST / LOW COST CARRIER / LCC / REGRESSION ANALYSIS / AIR TRANSPORT MARKET IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелехина Т.Л., Паламарь Е.С.

В статье исследуется рынок бюджетных пассажирских авиаперевозок стран США, Японии, Евросоюза, Китая, Индии и Филиппин с целью прогнозирования роста рынка аналогичных авиаперевозок в России до 2025 г. Проводится корреляционно-регрессионный анализ имеющихся данных для построения модели развития российского рынка лоукостеров. В заключении формулируются основные направления развития лоукост-проекта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF LOW-COST AIRLINES

The article analyses low-cost passenger air transportation market in the USA, Japan, EU, China, India and Philippines to forecast the development of Russian LCC market from 2015 to 2025 with the help of correlation and regression analyses. It also states the main future trends of Russian LCC market’s development.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей развития российского рынка лоукостеров»

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛОУКОСТЕРОВ

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF LOW-COST AIRLINES

Т.Л. МЕЛЕХИНА, канд. физ.-мат. наук, доцент

Е.С. ПАЛАМАРЬ, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

T.L. MELEKHINA, Ph.D., Associate professor

E.S. PALAMAR, student

Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

В статье исследуется рынок бюджетных пассажирских авиаперевозок стран США, Японии, Евросоюза, Китая, Индии и Филиппин с целью прогнозирования роста рынка аналогичных авиаперевозок в России до 2025 г. Проводится корреляционно-регрессионный анализ имеющихся данных для построения модели развития российского рынка лоукостеров. В заключении формулируются основные направления развития лоукост-проекта в России.

Abstract

The article analyses low-cost passenger air transportation market in the USA, Japan, EU, China, India and Philippines to forecast the development of Russian LCC market from 2015 to 2025 with the help of correlation and regression analyses. It also states the main future trends of Russian LCC market's development.

Ключевые слова: лоукостеры, бюджетные авиаперевозки, корреляционно-регрессионный анализ, прогноз, Российский рынок авиаперевозок.

Keywords: low cost carrier, LCC, low-cost airline, correlation analysis, regression analysis, forecast, air transport market in Russia

Сегодня практически все, кто летал за границу, знакомы с понятием лоукостеры [1]. Однако, для России это совершенно новое направление, которое только начинает своё развитие. Первый опыт в нашей стране был неудачным. Осенью 2011 года российская авиакомпания-дискаунтер «Авианова» прекратила полеты, а в 2012 году была признана банкротом. После неудачного запуска российского лоукостера «Добролёт» стартовал

179

новый проект российской бюджетной авиакомпании «Победа». Насколько удачным будет этот проект и каковы шансы для дальнейшего развития бюджетных авиаперевозок в России, волнует не только бизнесменов, специализирующихся в данной отрасли, но и практически всё население, которое предпочитает бюджетный вариант перелёта по России.

Бизнес-модель лоукостера предполагает, что самолёты летают на короткие расстояния, и продолжительность полёта не превышает двух с половиной часов. Низкобюджетной авиакомпании нужно перевезти максимальное число пассажиров за минимальное количество времени. В России расстояния между конечными пунктами на большинстве маршрутов слишком большие, и перелёт занимает больше двух с половиной часов.

Одним из выходов в данной ситуации является поддержка государством региональных аэропортов, за которые не возьмутся инвесторы, потому что поток у них не очень большой. Аэропорт, который будет служить воздушной гаванью для авиакомпаний-лоукостеров, уже строят в подмосковном Раменском. Бизнес-модель дискаунтера предполагает в первую очередь низкие расходы, а затем уже низкие тарифы, иначе получается демпинг.

Для выбора сценария, по которому можно прогнозировать развитие доли рынка лоукостеров в России, авторами был введен такой критерий, как доля средней цены билета на лоукост-рейс в ВВП по ППС на душу населения. Это вполне обосновано тем, что этот показатель отражает не только платежеспособность потребителей, но и позволяет сопоставлять доходы разных стран с наименьшими искажениями.

Был проведен анализ рынков авиаперевозок следующих стран: США, Японии, Евросоюза, Китая, Индии и Филиппин, - а точнее, динамики роста доли рынка бюджетных авиаперевозок в общем объеме пассажирских авиаперевозок. На рис. 1, 2 и 3 представлены диаграммы и линии тренда доли перевозимых пассажиров, в отношении ко всем авиаперевозкам, лоукостерами в развитых, развивающихся странах и в азиатском регионе за последние годы.

Рис. 1. Доля лоукостеров в развитых странах [2], [3], [4], [7]

На основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

• в США и в Европе зрелые и насыщенные рынки, медленно растущие в последние годы и стабилизировавшиеся около 30% отметки;

• для Индии и Филиппин характерен взрывной рост доли лоукостеров в первые годы, а также ее доминирование на рынке на сегодняшний день (75%);

• в Японии и в Китае доля лоукостеров растет достаточно медленно (медленнее, чем в ЕС, Филиппинах и Индии).

Филиппины Китай

Линейная (Китай)

■ Индия

■ Полиномиальная (Филиппины)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 20Ю 2011 2012 2013

Рис. 2. Доля лоукостеров в развивающихся странах [6], [8]

■ Сев-вост Азия • Линейная (Сев-в

Юго-вост Азия • Экспоненциальная (Юго-е

| |

_.........=............., .... _ а

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Э —

Рис. 3. Доля лоукостеров в азиатском регионе [5]

Для того чтобы выбрать, какую модель можно использовать для прогнозирования доли рынка лоукостеров в России, был введен такой

критерий, как доля средней цены билета на лоукост-рейс в ВВП по ППС на душу населения. Выбор такого критерия обоснован следующими причинами: данный показатель отражает платежеспособность потребителей;

ВВП по ППС позволяет сопоставлять доходы разных стран с наименьшими искажениями, будучи максимально унифицированным.

Кроме того, корреляционный анализ показал, что существует тесная взаимосвязь динамики доли рынка лоукостеров и выбранного показателя (1) (табл. 1):

Ту — ху

(1)

Таблица 1

Взаимосвязь динамики доли рынка лоукостеров и доли средней цены билета на лоукост-рейс в ВВП по ППС на душу населения

Страна Гху Страна Гх,

США -0,982 Индия -0,980

ЕС -0,908 Китай -0,961

Филиппины -0,879 Япония -0,763

Отрицательные коэффициенты корреляции показывают уменьшение динамики доли рынка с увеличением выбранного показателя. Теперь стоит взглянуть на рис. 4, на котором видно, как распределяются выбранные страны по средней стоимости билета и по доле этой стоимости в ВВП по ППС на душу населения:

ч <

я

т

я 5 < н (н и и с 5 I ю

о:

-

о ч

4,00% 3,50% 3,оо9й 2,5096 2,00% 1,5°% 1,00% 0,50% о,оо%

Филиппин ♦ Инда ы я

Китай ♦

Россия

♦ Япония США

ЕС ♦

50 ю о 150

СТОИМОСТЬ БИЛЕТА

Рис. 4. Распределение исследуемых стран по стоимости билета и по доле билета в ВВП по ППС на душу населения [9]

Выводы:

Для стран с превалирующей долей лоукостеров характерны:

- низкая цена на билет (30$);

- большая доля стоимости билета в ВВП на душу населения (3-

Для стран с низкой долей лоукостеров характерны:

- высокая цена на билет (150$)

- небольшая доля этой цены в ВВП на душу населения (0,5%).

В России соответствующие показатели составляют: 30$ и 0,8%. Следовательно, за основу можно брать либо модель развитых стран, либо смешанную северо-восточно-азиатскую модель.

Из рис. 5 видно, что в ЕС и в Северо-восточной Азии (Япония и север Китая) первые 12 лет доля рынка лоукост-перевозок в общем объеме перевозок росла согласно различным экспоненциальным законам.

Рис. 5. Развитие доли лоукостеров в ЕС и в северо-восточное Азии в первые

десятилетия [4], [5]

За основу для России целесообразнее взять азиатскую модель, так как она ближе по целому ряду характеристик, а также менее оптимистичная, чем европейская, что, несомненно, менее рискованно, если, например, данный прогноз возьмет за основу своего бизнес-плана компания-авиаперевозчик.

Итак, северо-восточная Азия развивалась по следующему закону: у=0,2205е0,304х при коэффициенте достоверности Я2 = 0,9535. Известно, что в России объем лоукост-авиаперевозок в 2014 году составил 100 тыс. человек. Это соответствует доле рынка в 0,1%. Следовательно, как видно из рис. 6, доля лоукостеров в России будет развиваться по следующему сценарию и достигнет к 2025 году 6,25%:

Рис. 6. Доля лоукост перевозок во всех перевозках в РФ

С помощью регрессионного анализа был также составлен тренд роста общего рынка авиаперевозок в РФ. Для построения прогноза была использована функция для объема перевозок, график которой представлен на рис. 7, выведенная эмпирически на основании данных за последние 12 лет:

/СО = 4,456 -х + 24,579.

Коэффициент множественной детерминации R2 — 0,9709

показывает, что функция количества перевозимых пассажиров на 97% определена уравнением регрессии.

Рис. 7. Авиаперевозки в РФ за последние 12 лет, млн. чел [10]

Совмещение данных трендов дает финальную картину, представленную на рис. 8.

Рис. 8. Прогноз роста рынка пассажирских авиаперевозок в РФ до 2025 г.

Перспективный план развития «дочки» Аэрофлота озвучил гендиректор Виталий Савельев на вручении премии 8ку1гах: «К 2018 году флот «Победы» будет насчитывать около 40 воздушных судов, а объём перевозки достигнет 10 млн. человек в год. Это позволит компании войти в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России» [11]. Эти прогнозы соответствуют нашим расчётам лишь к 2025 году. Но утверждения генерального директора Аэрофлота, очевидно, связаны с осуществлением проекта аэродрома «Раменское». Это будет многофункциональный комплекс, включающий в себя пассажирский терминал для авиакомпаний-лоукостеров, грузовой терминал, объекты техобслуживания, подъездные пути, а также парковки, гостиницу и коммерческий центр. Второй пассажирский терминал этого комплекса планируется быть построенным до конца 2017 года, и его минимальная пропускная способность составит до 5 миллионов человек. И лишь к концу 2019 года пропускная способность международного аэропорта «Раменское» можетвозрасти доЮ миллионов пассажиров.

Виталий Савельев считает, что перебазирование в специализированный под низкобюджетные перевозки аэропорт сможет снизить стоимость билетов в среднем до 50%. Следует отметить необходимость государственной поддержки, которая сможет исправить ситуацию с закупкой авиационного топлива для лоукостеров. Если эти условия будут соблюдены, то работа лоукостеров в России будет перспективной и большие расстояния между крупными городами не будут помехой.

Библиографический список

1. Бюджетная авиакомпания [Электронный ресурс] // Википедия Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%FE%E4%E6%E5%F2%ED% E0%FF_%E0%E2%E8%E0%EA%EE%EC%EF%E0%ED%E8%FF (Дата обращения 10.06.2015).

2. Harumi I., Darin L. Low Cost Carrier Growth in the U.S. Airline Industry: Past, Present, and Future [Электронный ресурс] // April 9, 2003 Режим доступа: http://brown.edu/academics/economics/sites/brown.edu.academics. economics... (Дата обращения 15.06.2015).

3. CAPA Virgin America Part 1: A quality airline finally becomes profitable but protectionism still prevails [Электронный ресурс] // 1st April, 2014 Режим доступа: http://centreforaviation.com/analysis/virgin-america-part-1-a-quality-airline-finally-becomes-profitable-but-protectionism-still-prevails-160412 (Дата обращения 15.06.2015).

4. Eurocontrol research Market Segments in European Air Traffic 2013 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eurocontrol.int/sites/default/files/content/documents/official-documents/facts-and-figures/statfor/Doc534%20MarketSegments2013%2

0v1.0. pdf(flaTa обращения 15.06.2015).

5. Kennedy B. The dark side of Asia's air travel boom [Электронный ресурс] // Money Watch, January 8, 2015, Режим доступа: http://www.cbsnews.com/news/the-dark-side-of-asias-air-travel-boom/ (Дата обращения 15.06.2015).

6. CAPA ANA looks for international acquisition: talks with Philippines Airlines productive but not end game [Электронный ресурс] // 24th July, 2013 Режим доступа: http://centreforaviation.com/analysis/ana-looks-for-international-acquisition-talks-with-philippines-airlines-productive-but-not-end-game-120208 (Дата обращения 15.06.2015).

7. CAPA Jetstar Japan launches domestic routes and to target international markets from 1H2013 [Электронный ресурс] // 3rd July, 2012 Режим доступа:: http://centreforaviation.com/analysis/jetstar-japan-launches-

domestic-routes-and-to-target-international-markets-from-1h2013-77204_(Дата

обращения 15.06.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Harbison P. LCCS IN ASIA PACIFIC [Электронный ресурс] // ICAO/CAAC LCC Symposium, November 2013 Режим доступа: http://www.icao.int/Meetings/Regional-Symposia/LCC-China2013/Documents/ Presentations/1.02.pdf (Дата обращения 15.06.2015).

9. ВВП по ППС на душу населения по всем странам мира [Электронный ресурс] II Режим доступа: http://svspb.net/danmark/vvp-stran-na-dushu-naselenija.php_(flaTa обращения 25.06.2015).

10. Букалова М. Бурный рост пассажирских авиаперевозок в России — насколько он органичен и каковы его пределы? [Электронный ресурс] II Доклад М. Букаловой на Межд. Форуме Крылья России 2013 Режим доступа: 186

http://www.ato.ru/contenl7bumyy-rost-passazhirskih-aviaperevozok-v-rossii-naskolko-organichen-i-kakovy-ego-predely_(flaTa обращения 18.06.2015).

11. Авиакомпания «Победа» займет 2 место по объему перевозки в России в ближайшие годы, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourinfo.ru/node/30406/ (Датаобращения: 16.06.2015)

Bibliographical list

1. Bjudzhetnaja aviakompanija [Jelektronnyj resurs] // Vikipedija Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%FE%E4%E6%E5%F2%ED% E0%FF_%E0%E2%E8%E0%EA%EE%EC%EF%E0%ED%E8%FF (Data obrashhenija 10.06.2015).

2. Harumi I., Darin L. Low Cost Carrier Growth in the U.S. Airline Industry: Past, Present, and Future [Jelektronnyj resurs] // April 9, 2003 Rezhim dostupa: http://brown.edu/academics/economics/sites/brown.edu.academics. economics... (Data obrashhenija 15.06.2015).

3. CAPA Virgin America Part 1: A quality airline finally becomes profitable but protectionism still prevails [Jelektronnyj resurs] // 1st April, 2014 Rezhim dostupa: http://centreforaviation.com/analysis/virgin-america-part-1-a-quality-airline-finally-becomes-profitable-but-protectionism-still-prevails-160412 (Data obrashhenija 15.06.2015).

4. Eurocontrol research Market Segments in European Air Traffic 2013 [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.eurocontrol.int/sites/default/files/content/documents/official-documents/facts-and-figures/statfor/Doc534%20MarketSegments2013%2

0v1.0. pdf (Data obrashhenija 15.06.2015).

5. Kennedy B. The dark side of Asia's air travel boom [Jelektronnyj resurs] // MoneyWatch, January 8, 2015, Rezhim dostupa: http://www.cbsnews.com/news/the-dark-side-of-asias-air-travel-boom/ (Data obrashhenija 15.06.2015).

6. CAPA ANA looks for international acquisition: talks with Philippines Airlines productive but not end game [Jelektronnyj resurs] // 24th July, 2013 Rezhim dostupa: http://centreforaviation.com/analysis/ana-looks-for-international-acquisition-talks-with-philippines-airlines-productive-but-not-end-game-120208 (Data obrashhenija 15.06.2015).

7. CAPA Jetstar Japan launches domestic routes and to target international markets from 1H2013 [Jelektronnyj resurs] // 3rd July, 2012 Rezhim dostupa:: http://centreforaviation.com/analysis/jetstar-japan-launches-domestic-routes-and-to-target-international-markets-from-1h2013-77204 (Data obrashhenija 15.06.2015).

8. Harbison P. LCCS IN ASIA PACIFIC [Jelektronnyj resurs] // ICAO/CAAC LCC Symposium, November 2013 Rezhim dostupa: http://www.icao.int/Meetings/Regional-Symposia/LCC-China2013/Documents/ Presentations/1.02.pdf (Data obrashhenija 15.06.2015).

9. VVP po PPS na dushu naselenija po vsem stranam mira [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://svspb.net/danmark/vvp-stran-na-dushu-naselenija.php (Data obrashhenija 25.06.2015).

10. Bukalova M. Burnyj rost passazhirskih aviaperevozok v Rossii — naskol'ko on organichen i kakovy ego predely? [Jelektronnyj resurs] // Doklad M. Bukalovoj na Mezhd. Forume Kryl'ja Rossii 2013 Rezhim dostupa: http://www.ato.ru/content/burnyy-rost-passazhirskih-aviaperevozok-v-rossii-naskolko-organichen-i-kakovy-ego-predely (Data obrashhenija 18.06.2015).

11. Aviakompanija «Pobeda» zajmet 2 mesto po ob#emu perevozki v Rossii v blizhajshie gody, [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tourinfo.ru/node/30406/ (Data obrashhenija: 16.06.2015).

Контактная информация / Contact links

8 (916) 690-81-70

TMelehina@fa.ru

ФОРМИРОВАНИЕ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИИ

FORMATION PROMOTIONAL SPACE IN TERRITORIAL MARKETING

О.А.НОВИКОВ, доктор экон. наук, профессор

Российский государственный гуманитарный университет

O.A.NOVIKOV, doctor of economics sciences, full professor

Russian State University for the humanities

Аннотация

В статье рассмотрена категория «маркетинг территории» в формате новой системы взаимоотношений между субъектами территории и формированием рекламно-информационного пространства ритейла. Проводится структурный анализ, выявляются тенденции, направления теории и практики формирования рекламно-информационного пространства ритейла в маркетинге территории.

Abstract

This article presents category of «territorial marketing» in the format of new system of relation between territory subjects and formation retail space promotional. Performing structural analysis, identifying trends and directions of the theory and practice of formation using of promotional space in the territorial marketing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.