Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО СКРЫТИЮ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ'

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО СКРЫТИЮ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
175
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ИСПЫТАНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ / NUCLEAR WEAPONS TESTS / КОНТРОЛЬ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ / ДОГОВОР О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ / ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / INTERNATIONAL MONITORING SYSTEM / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / NATIONAL CONTROL SYSTEM / CONTROL OF NUCLEAR TESTS / COMPREHENSIVE NUCLEAR-TEST-BAN TREATY / TREATY ON NON-PROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Круглов Вячеслав Викторович, Шушлебин Алексей Сергеевич

Анализируются возможности зарубежных стран по скрытому испытанию ядерного оружия как на оборудованных испытательных полигонах, так и вне с учетом возможностей Международной системы мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE POSSIBILITIES OF FOREIGN STATES TO CONCEAL NUCLEAR TESTS

The possibilities of foreign countries for concealed testing of nuclear weapons are analysed both at the equipped testing ranges and outside, taking into account the capabilities of the International Monitoring System.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО СКРЫТИЮ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ»

Анализ возможностей иностранных государств по скрытию ядерных испытаний

Генерал-майор запаса В.В. КРУГЛОВ, доктор военных наук

Полковник А.С. ШУШЛЕБИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ. Анализируются возможности зарубежных стран по скрытому испытанию ядерного оружия как на оборудованных испытательных полигонах, так и вне с учетом возможностей Международной системы мониторинга.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: испытания ядерного оружия, контроль ядерных испытаний, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Договор о нераспространении ядерного оружия, Международная система мониторинга, Национальная система контроля.

SUMMARY. The possibilities of foreign countries for concealed testing of nuclear weapons are analysed both at the equipped testing ranges and outside, taking into account the capabilities of the International Monitoring System.

KEYWORDS: nuclear weapons tests; control of nuclear tests; Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty; Treaty on Non-Proliferation of Nuclear Weapons; International Monitoring System; National Control System.

АНАЛИЗ проблемы фактического и потенциального обладания ядерным оружием рядом государств показывает, что в обозримом будущем нельзя ожидать полной и повсеместной его ликвидации. Это обусловлено не только его ролью в достижении стратегических целей в политике, но и распространением в мире технологии его производства. В связи с этим ограничение распространения ядерного оружия становится одной из актуальнейших задач современности1. Именно поэтому особую озабоченность мирового сообщества вызывает распространение ядерного оружия по земному шару. В ряде стран (Индия, Израиль, Пакистан и др.) продолжаются работы по созданию собственного ядерного арсенала, а КНДР 3 сентября 2017 года провела уже шестое ядерное испытание, причем, как утверждают северокорейские средства массовой информации, водородной бомбы. Хотя по результатам проведенных радионуклидых исследований этому факту подтверждений нет. Ряд стран, опасаясь резко негативного общественного мнения и экономических санкций, проводят свои исследования скрытно и практически без натурных испытаний, используя современные технологии и накопленный опыт подобных разработок. Однако не исключено, что такие испытания могут скрытно проводиться в удаленных районах. Поэтому проблема контроля испытаний остается актуальной.

Начиная с июля 1945 года на полигонах планеты проводились испытания ядерного оружия вначале США, а затем СССР, Великобританией, Францией и КНР. Испытания проводились во всех сферах: от литосферы до ближнего космоса. В 1963 году в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом

1 Доклад экс-руководителя МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадеи. Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, Организация объединенных наций, Нью-Йорк, 27 апреля — 22 мая 2015 г.

пространстве и под водой. Из ядерных держав к договору не присоединились Франция и КНР: Франция продолжала проводить ядерные взрывы в атмосфере на атолле Муруроа в Тихом океане с 1960 по 1974 год, а КНР — на Синьцзянском полигоне (вблизи озера Лобнор) с 1964 по 1980 год.

Важнейшим механизмом по прекращению ядерных испытаний стал подписанный главами 61 страны в Женеве 24 сентября 1996 года Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Согласно ему каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем, а также воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва. Государства-участники утверждают Организацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний с определением ее объекта и цели, для обеспечения и осуществления ее положений, включая положения по международному контролю его соблюдения, а также для обеспечения форума по консультациям и сотрудничеству между государствами-участниками. Ее местопребыванием является г. Вена (Австрия). Органами Организации учреждаются: Конференция государств-участников, Исполнительный совет и Технический секретариат, включающий Международный центр данных. Для выполнения своих обязательств по Договору каждое государство-участник назначает или учреждает Национальный орган, который информирует Организацию о вступлении Договора в силу для них. Национальный орган (в России — Национальный центр данных, г. Дубна) вступает в Организацию в качестве национального координационного центра для связи с ней и другими государствами-участниками. Таким образом, Организация Договора представляет собой Международную систему мониторинга (МСМ).

Однако на пути реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний стоят определенные трудности. Дело в том, что по условиям ДВЗЯИ для вступления в силу требуются его подписание и ратификация всеми 44 государствами, которые обладают ядерным потенциалом, а также имеют энергетические или исследовательские ядерные реакторы2.

В настоящее время ДВЗЯИ ратифицировали только 36 государств, включая Россию, Великобританию и Францию, обладающих ядерным оружием. Подписали, но не ратифицировали пять государств: США, Китай, Египет, Израиль и Иран, не подписали три государства: Индия, КНДР и Пакистан.

Для перспектив вступления ДВЗЯИ в силу важна позиция США. На момент подписания Договора администрация У. Клинтона поддерживала его и подписала. Однако в ходе рассмотрения вопроса о ратификации и голосования в Сенате и Конгрессе США в 1999 году Договор не получил необходимых двух третей голосов. Формальным основанием для отклонения Договора Сенатом послужило якобы несовершенство мер контроля, которые не позволяли надежно удостовериться, что другие страны не проводят испытаний. 6 декабря 2006 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция, подчеркивающая необходимость скорейшего подписания и ратификации ДВЗЯИ. За принятие резолюции проголосовали 172 страны, против — две: КНДР и США.

2 Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы / А.И. Антонов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); ПИР-Центр, 2012.

В настоящее время администрацией президента США Дональда Трампа рассматривается возможность создания компактного ядерного оружия, предназначенного, в частности, для сдерживания России и КНДР3. За созданием следуют испытания образца вооружения, то есть ядерные испытания, без которого принятие на вооружение не представляется возможным. Сейчас основным инструментом поддержания в технически исправном и боеготовом состоянии ядерного оружия являются неядерные испытания боеприпасов и их компонентов различными методами физического или компьютерного моделирования. В условиях действия ДВЗЯИ невозможно разрабатывать ядерные боеприпасы с зарядами новой конструкции. Одновременно США планируют максимально использовать все технические возможности по продлению сроков службы стоящих на вооружении ядерных боеприпасов; заменять ядерные компоненты на технически более надежные, использовавшиеся в других типах боеприпасов, которые ранее были полностью отработаны при ядерных испытаниях. Повышение точности доставки боеприпасов к целям позволяет возможным при такой замене снижение их тротиловых эквивалентов4.

США различными научно-техническими способами и методами пытаются решать проблему поддержания надежности и безопасности своего ядерного арсенала в условиях действия ДВЗЯИ. Одним из возможных способов является так называемые гидроядерные испытания. При их проведении обеспечивается взрывное сжатие делящегося ядерного вещества с помощью оболочки из химического взрывчатого вещества до такой степени, при которой плутоний теряет свою механическую прочность и начинает вести себя как жидкость. В то же время количество энергии взрыва взрывчатого вещества должно быть таково, чтобы плутоний не превратился в плазму и не инициировалась цепная ядерная реакция. При этом энергия, выделенная в ходе деления небольшого количества плутония, будет эквивалентна взрыву около 1,8 кг тринитротолуола. По оценкам специалистов в ходе гидроядерных испытаний может быть получена ценная информация об определении оптимального момента для начала цепной ядерной реакции, скорости ее протекания и других параметрах взрыва. То есть гидроядерными испытаниями могут решаться вопросы создания новых типов ядерных боеприпасов и их совершенствования5.

Вопрос о том, что гидроядерные испытания противоречат ДВЗЯИ и поэтому от них следует отказаться. Первоначально США и Великобритания придерживались позиции, в соответствии с которой гидроядерные испытания не противоречат ДВЗЯИ. Однако впоследствии они были вынуждены признать их несовместимость с Договором. Проблема, связанная с этими испытаниями, состоит в том, что они могут быть обнаружены только специальной аппаратурой, размещенной в непосредственной близости от места проведения эксперимента.

В последнее время специалисты США делают ставку на другие виды испытаний, в частности — на подкритичные, в ходе проведения которых условия для экспоненциально нарастающей цепной ядерной реакции отсутствуют. Однако оппоненты этого вида испытаний указывают, что, несмотря на малую мощность ядерной энергии, выделяемой в ходе эксперимента (около 0,1 мкг тротилового эквивалента), в нем будут задействованы элементы заряда: химическая взрывчатка и делящееся ядер-

3 Politico magazine от 11.09.2017 г. США разрабатывают новейшее ядерное оружие для сдерживания России и КНДР.

4 Княжев С.В. Ядерное оружие стран НАТО // Новости ВПК от 10.03.2016 г.

5 Белоус В. Ядерные испытания под запретом. Что дальше? URL: http://nasledie.ru/ Научно-информационное агентство «НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА». 28 сентября 2000 г.

ное вещество, хотя и в малых размерах. Эти испытания США проводят на Невадском полигоне в подземной установке LYNER, которая ранее была спроектирована для гидроядерных испытаний. Так как американская сторона утверждает о легитимности подкритичных испытаний, закономерно встает вопрос их транспарентности. При проведении таких испытаний плутониевая сердцевина окружена оболочкой из нескольких килограммов химического взрывчатого вещества, что определяет малую величину энерговыделения и заведомо исключает дистанционный сейсмический контроль. Единственным путем, которым можно подтвердить или опровергнуть подкритичный характер проводимых испытаний, является контроль на месте гамма-нейтронной измерительной аппаратурой. При этом гамма-нейтронные датчики должны размещаться под землей непосредственно в помещении проведения эксперимента. В этом случае детекторы смогут зафиксировать потоки гамма-нейтронного излучения, величина которых должна позволить определить характер производимого испытания и ответить на вопрос: является ли он подкритичным или гидроядерным? Однако очевидно, что размещение гамма-нейтронной регистрирующей аппаратуры в помещении проведения эксперимента не обеспечивает гарантий получения объективных результатов. В частности, простейшими методами искажения первичной информации могут быть: отключение питания детекторов на момент взрыва; перемещение детекторов на большее расстояние от экспериментальной сборки; экранирование для уменьшения потоков излучений, падающих на детекторы, и другие.

В условиях полного прекращения ядерных испытаний особую значимость приобретает использование возможностей компьютерного моделирования ядерных взрывов. Моделирование этих чрезвычайно сложных процессов по замыслу его авторов должно в будущем явиться основным средством оценки тактико-технических характеристик такой сложной системы, как ядерный боеприпас. Математическое моделирование должно обеспечивать весьма существенную связь с данными многочисленных проведенных ранее ядерных испытаний, которые являются важным элементом гарантий надежности и безопасности имеющегося ядерного арсенала. По оценкам экспертов, в обозримом будущем моделирование явится основным средством прогнозирования степени воздействия старения материалов на характеристики компонентов и боеприпаса в целом. Для успешного компьютерного моделирования необходимо выполнение следующих условий:

глубокое знание физических процессов ядерного взрыва;

разработка математических программ, описывающих процесс ядерного взрыва боезаряда в трехмерном пространстве с наносекундным разрешением;

наличие сверхбыстродействующих компьютеров (десятки миллиардов операций в секунду);

наличие статистики о многочисленных параметрах ранее проведенных испытательных ядерных взрывов.

США в 70-е годы прошлого века начали разрабатывать методику компьютерного моделирования, хотя существующие в ту пору компьютеры из-за своих недостаточных возможностей могли обеспечить исследование лишь отдельных элементов общей модели взрыва. В решении проблемы моделирования определенную роль играла кооперация усилий ученых США, Англии, Франции. Так, при проведении последней серии ядерных испытаний на атолле Муруроа в 1996 году французские специалисты, наряду с отработкой боеголовки для новой БРПЛ М-45 подводного ракетоносца «Триумфан», провели исследования по реше-

нию ряда вопросов компьютерного моделирования ядерного взрыва. Появились сообщения о заинтересованности США в результатах проведенных испытаний, которыми Франция поделилась со своим главным союзником6.

До подписания ДВЗЯИ США обещали поставить России суперкомпьютеры, необходимые специалистам для проверки безопасности ядерных боеприпасов. После подписания Россией Договора США предприняли жесткие меры экспортного контроля, направленные на воспрепятствование продажи этих суперкомпьютеров. Начиная с июля 1985 года, в связи с возможной перспективой полного запрещения ядерных испытаний, российские ученые не имели возможности проводить исследования проблемы компьютерного моделирования ядерных взрывов. США в этот период сосредоточили усилия на проведении испытательных ядерных взрывов, в том числе в целях решения ряда вопросов компьютерного моделирования. Нет сомнений, что проблемы компьютерного моделирования ядерных взрывов скоро будут успешно решены в России. Сейчас подобная ситуация сложилась с ракетными технологиями в области высокоточных вооружений, когда на каком-то этапе Россия не среагировала на рывок вперед США.

Несмотря на определенные успехи по сокращению ядерных испытаний, актуальным остается вопрос полного и окончательного отказа ядерными державами от них. Анализируя ситуацию, складывающуюся вокруг ядерных арсеналов членов ядерного клуба, вряд ли можно утверждать, что в истории ядерных испытаний поставлена последняя точка. Это во многом будет определяться развитием военно-политической обстановки в мире, успехами или неудачами в области последовательного сокращения арсеналов ядерного оружия, предотвращением его «горизонтального» распространения. Ядерные испытания, недавно демонстративно проведенные Северной Кореей, показывают, что на пути ядерного распространения в мире непреодолимых препятствий не существует. Это оказывает влияние на возможности «вертикального» распространения ядерного оружия и пролонгацию его содержания в ядерных арсеналах. Действия КНДР показывают, что если процесс ликвидации вооружений будет замедлен, если ядерные государства будут и дальше основывать свою безопасность, опираясь на ядерное оружие, оно будет еще длительное время сохраняться в их арсеналах. Это приведет к тому, что все разрешенные ДВЗЯИ виды исследований надежности и безопасности ядерного оружия исчерпают свои возможности и тогда во имя «высших национальных интересов» та или иная страна может выйти из Договора, подавая негативный пример другим, и может пойти «цепная реакция».

Контролировать возможные испытания ядерного оружия зарубежными странами Россия может как самостоятельно, так и с помощью МСМ. От российских и зарубежных станций Международной системы мониторинга информация на сегодняшний день непрерывно поступает в Национальный центр данных России.

Однако, принимая во внимание невступление в силу ДВЗЯИ и то, что Организация Договора более чем на 80 % финансируется США (доля России чуть более 3 %), данный канал получения информации для Российской Федерации надежным считать нельзя. При неблагоприятной политической обстановке, особенно в случае возврата к полномасштабным ядерным испытаниям, Россия будет иметь информацию только от своих национальных средств и,возможно, из Казахстана и Киргизии. И

6 Белоус В. Ядерные испытания под запретом. Что дальше?

если будут проводиться испытания сверхмаломощных ядерных боеприпасов, то возможности Национальной системы контроля не будут соответствовать задаче безусловного контроля ядерных испытаний на всем Земном шаре. В таблице 1 представлены достижимые значения порогов обнаружения подземных ядерных взрывов для некоторых иностранных испытательных полигонов.

Таблица 1

Достижимые значения порогов обнаружения ядерных взрывов

Полигоны Подземный ядерный взрыв, значение порога

США >2 кт

Франция >4 кт

КНР >1 кт

Пакистан >1 кт

Индия >1 кт

Становятся очевидными достаточно неплохие возможности иностранных государств проводить испытания ядерного оружия. Эти испытания могут проводиться только в виде подземных камуфлетных взрывов, ибо другие виды взрывов будут обнаружены за счет регистрации большего числа факторов обнаружения даже при сверхмаломощном ядерном взрыве.

По условиям проведения ядерных испытаний принята следующая классификация ядерных взрывов. Наземный: ядерные испытания на поверхности земли или испытательной башне, а также ядерные испытания с приведенной высотой подрыва не более 35 м/кт'7; по физическим критериям, связанным с радиоэкологическим воздействием взрыва. Воздушный: ядерное испытание в атмосфере с приведенной высотой подрыва не менее 100 м/кт7, когда расширяющийся огненный шар не касается поверхности земли. Из этой категории отдельно выделены высотные ядерные взрывы, для которых размер огненного шара сравним с характерным размером неоднородности атмосферы примерно 7 км; в эту категорию включены также космические ядерные взрывы. Подводный: ядерное испытание, в котором взрывное устройство находилось под поверхностью воды. Подземный: ядерное испытание, в котором взрывное устройство находилось под поверхностью грунта. Эти ядерные взрывы классифицируются по типу горной выработки, в которой размещалось взрывное устройство: горизонтальная выработка — штольня, вертикальная выработка — скважина). Подземные ядерные взрывы бывают с выбросом грунта и без него, то есть камуфлетные7.

Разновидностью ядерного оружия является нейтронное оружие со специализированными термоядерными зарядами, обеспечивающими повышенный выход нейтронного излучения. В таблице 2 представлены распределения энергии взрыва для обычных и нейтронных ядерных боеприпасов.

Таблица 2

Распределения энергии взрыва для обычных и нейтронных ядерных боеприпасов

Типы ядерных Ударная волна, Световое Радиоактивное Проникающая

боеприпасов % излучение, % заражение, % радиация, %

Обычные 50 35 10 5

Нейтронные 5 10 5 80

7 Кедров О.К. Сейсмические методы контроля ядерных испытаний: монография. М.: ИФЗ РАН, 2005.

Особым видом ядерного оружия являются ядерные боеприпасы с направленным излучением энергии, обеспечивающие создание мощного электромагнитного импульса (ЭМИ, супер ЭМИ).

При камуфлетных испытаниях таких специализированных ядерных боеприпасов единственный фактор обнаружения (в случае невыхода радиоактивных продуктов взрыва на поверхность) — сейсмические волны — будет слабее при прочих равных условиях по сравнению с испытаниями обычного ядерного боеприпаса8. Эта возможность также может быть использована при испытаниях странами-обладательницами ядерного оружия.

Наиболее полно в Договоре реализованы вопросы контроля ядерных испытаний, поскольку предусматривается и учреждается режим контроля, включающий МСМ, консультации и разъяснения, инспекции на месте, меры укрепления доверия. МСМ включает объекты для сейсмологического, радионуклидного, гидроакустического и инфразвуко-вого мониторинга. Без ущерба для права любого государства-участника всякий раз, когда это возможно, они должны сначала предпринимать все усилия к тому, чтобы прояснить и урегулировать между собой или с Организацией любой вопрос, который может вызывать озабоченность относительно возможного несоблюдения основных обязательств по Договору. Каждое государство-участник имеет право запрашивать инспекцию на месте, на территории или в любом районе, находящемся под и вне юрисдикции, а также на контроле государства-участника или любой страны. Для своевременного устранения любых озабоченно-стей, возникающих в результате возможного неверного истолкования данных контроля, имеющих отношение к химическим взрывам, содействовать калибровке станций, входящих в состав систем, составляющих МСМ, каждое государство-участник обязуется сотрудничать с Организацией и другими государствами-участниками. Решение о начале инспекции принимается исполнительным советом Организации ДВЗЯИ, если за него проголосует не менее 31 из 51 члена исполнительного совета. Однако за более чем двадцатилетнюю историю Договора реальные инспекции на местах ни разу не проводились, а плановые тренировки (сборы) проводились. Поэтому однозначно надеяться на режим контроля и на проведение инспекции на месте, определенные Договором, не приходится9. Существуют также организационно-технические сложности организации и проведения инспекции, например, кандидатуры инспекторов согласуются с инспектируемой стороной, которая без всяких объяснений может их не принять. Или выдвигаются требования по ограничению района инспекции: он должен представлять собой единое целое и его площадь не должна превышать 1000 км2, а линейное расстояние в любом направлении — не более 50 км, и др.

Несколько иначе обстоит дело с новыми странами, потенциально претендующими на статус ядерной державы. В условиях действия принятого на Генеральной ассамблее ООН 12 июня 1968 года Договора о нераспространении ядерного оружия принять на вооружение образец ядерного оружия без испытаний крайне сложно, и при этом технологически невозможно провести испытание маломощного ядерного боеприпаса (для скрытия факта испытания) из-за конструктивных сложностей. Все страны, обладающие ядерным оружием, сначала проводили испытания мощностью 10—20 кт в тротиловом эквива-

8 Кедров О.К. Сейсмические методы контроля ядерных испытаний: монография. М.: ИФЗ РАН, 2005.

9 Международные договоры об ограничении и запрещении ядерных испытаний и контроль их соблюдения / под. ред. Г.А. Ивойлова. М.: МО РФ, 2000.

ленте и только спустя определенное время преодолевали сложности в производстве ядерных боеприпасов малой (сверхмалой) мощности10.

Договор о нераспространении ядерного оружия вступил в силу 5 марта 1970 года. Он обязывает ядерные державы не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним ни прямо, ни косвенно; не помогать неядерным государствам в производстве или приобретении ядерного оружия, не поощрять и не побуждать их к этому, а также контролю над ним. Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, а также не производить и не приобретать его каким-либо иным способом; не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия. Однако в условиях, когда данный Договор имеет пока больше декларативный характер, Индия, Израиль и Пакистан не подписали его, а КНДР вышла из него, необходимо учитывать реально имеющиеся возможности зарубежных стран по разработке и проведению испытаний ядерного оружия11. Так, в разные годы появлялась информация о наличии ядерных боеголовок у Алжира, Бразилии, Египта, Мексики, Саудовской Аравии, Аргентины, Тайваня и Швеции. Не вызывает сомнений и технологическая состоятельность самостоятельно создать ядерное оружие таких высокоразвитых стран, как Германия, Италия, Турция, Канада и Япония, причем у первых четырех на их территориях в арсеналах хранятся американские ядерные боеприпасы12.

При этом важную роль играет географический фактор: значительная удаленность района ядерного испытания от элементов Национальной системы контроля РФ, находящихся в Южном и большей части Западного полушария Земли. Энергетические характеристики принимаемых сигналов будут низкими, их амплитуды меньше или сравнимы с действующим уровнем шумов в месте расположения сейсмической станции. Соответственно для новых полигонов данные, приведенные в таблице 1, окажутся существенно выше, что даст определенные возможности скрыть испытания ядерного оружия, проводимые на значительном удалении от территории России13.

В качестве вывода необходимо отметить, что только развитие Национальной системы контроля сможет ограничить потенциальные возможности зарубежных стран по скрытому испытанию ядерного оружия, которые на настоящий момент являются существенными и сдерживаются только Международной системой мониторинга.

Контроль разработок и развития (совершенствования) ядерного оружия равно как и перспективного оружия на новых физических принципах является наиважнейшей задачей. Отстать в этой области от ведущих зарубежных стран Россия не имеет права, ибо это будет опаснее произошедшего отставания ракетных технологий в области высокоточных вооружений. На определенном этапе Россия не отследила рывок вперед США и вынуждена выступать в роли догоняющего. Не «проспать» такой возможный рывок ведущих зарубежных стран в области перспективных видов ядерного оружия и оружия на новых физических принципах — одно из главных направлений сосредоточения усилий ученых и оборонно-промышленного комплекса России.

10 Хуберт Мания. История атомной бомбы. М.: Текст, 2012.

11 Молодцов Д.С. Международный контроль за нераспространением ядерного оружия. Исторические предпосылки создания // Закон и право. М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2004. № 10. С. 62—66.

12 Асафов А. Мирный ответ ядерной угрозе. Москва Вечерняя. 26 сентября 2017 г. № 90 (577).

13 Кедров О.К. Сейсмические методы контроля ядерных испытаний: монография.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.