Научная статья на тему 'Анализ воздействия информационной среды на студентов строительного вуза'

Анализ воздействия информационной среды на студентов строительного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРНЕТ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / STUDENTS / INFORMATION ENVIRONMENT / SOCIOLOGICAL RESEARCH / EDUCATIONAL PROCESS / INTERNET / CONSTRUCTION TRAINING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарькин И.Н., Медведева Л.М.

В данной статье анализируется уровень восприятия воздействия информационной среды на студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства на основе социологического исследования, проведённого Центром практики студентов и содействия трудоустройству выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EFFECTS OF INFORMATION ENVIRONMENT ON THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CONSTRUCTION

The authors of the article analyze the level of perception of the impact of information environment on the students of Penza State University of Architecture and Construction on the basis of the sociological research conducted by the Centre of Students Work Experience and Graduates Employment Promotion.

Текст научной работы на тему «Анализ воздействия информационной среды на студентов строительного вуза»

YAK 378 ББК 74.480.43

И.Н. ГАРЬКИН, A.M. МЕДВЕДЕВА

АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАУИОННОЙ СРЕДЫ НА СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА

I.N. GARKIN, L.M. MEDVEDEVA

ANALYSIS OF EFFECTS OF INFORMATION ENVIRONMENT ON THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CONSTRUCTION

В данной статье анализируется уровень восприятия воздействия информационной среды на студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства на основе социологического исследования, проведённого Центром практики студентов и содействия трудоустройству выпускников.

The authors of the article analyze the level of perception of the impact of information environment on the students of Penza State University of Architecture and Construction on the basis of the sociological research conducted by the Centre of Students Work Experience and Graduates Employment Promotion.

Ключевые слова: студенты, информационная среда, социологическое исследование, образовательный процесс, интернет, строительные направления подготовки.

Key words: students, information environment, sociological research, educational process, the Internet, construction training programs.

Помимо образовательных функций вуза немаловажную роль в становлении как профессионала, так и личности студента играет и воспитательный процесс. Для реализации данного процесса в учебных заведениях существуют различные структурные подразделения. Так, в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (далее - ПГУАС) эту работу частично выполняет Центр практики студентов и трудоустройства выпускников (далее - ЦПСиСТВ) [2]. В рамках этого направления деятельности проводятся мероприятия по адаптации студентов и выпускников на рынке труда [1], проходит просветительская работа по вопросам противодействия коррупции [3], организуются социологические исследования.

Последнее исследование посвящено качеству информационной среды и уровня её воздействия на студентов. В рамках его специалистами ЦПСиСТВ ПГУАС было проведено анкетирование студентов Инженерно-строительного факультета в количестве 100 человек.

Цель опроса - выяснить, какое место занимает Интернет в жизни студентов.

Задачами анкетирования являются:

- выявить степень активности студентов в сети;

- выявить, какая информация наиболее всего интересна молодежи;

- выявить, какие интернет-ресурсы являются наиболее популярными.

Состав респондентов оказался практически равномерным: 55 % юношей и 45% девушек. Распределение по курсу: 17% - 1 курс, 27% - 2 курс, 28 % - 3 курс, 28 % - 4 курс.

Результаты опроса показали, что все опрошенные студенты имеют возможность выхода в Интернет. Постоянно в сети находятся 41 % опрошенных, не более 6 часов в день - 9 %, не более 5 часов - 10 %, не более 3 часов - 13 %, не более 3 часов - 9 %, по возможности - 7 %, лишь по необходимости - 11 % (рис. 1).

Рис. 1. Время, проводимое в сети студентами (%)

Чаще всего для выхода в Интернет обучающиеся используют телефон -93%, а также используют в данных целях планшет - 15%, ноутбук - 32 %, персональный компьютер - 26 %.

Самым популярным браузером, используемым для поиска информации в сети, оказались Яндекс (48 %) и Google (59 %), но часть респондентов указали и другие, среди которых Safari (3 %), Firefox(2 %), Opera (5 %), Edge (1 %).

Студенты активно пользуются различными социальными сетями. Так, страницы ВКонтакте есть у 91% опрошенных, в Instagram - у 34%, в Facebook - у 9 %, в Twitter - у 3 %, в Одноклассниках- у 2 %.

Подписанными на различные паблики и группы являются 56 % опрошенных студентов. Наиболее интересными были названы: Подслушано ПГУАС, Пикабу, комитет Навального, различные лайфхаки, темы фото, дизайна, спорта, музыки. Темами для обсуждения в сетях студенты отметили в равной мере: учебную деятельность, консультации по вопросам покупки чего-либо, развлечения, взаимоотношения людей, книги и фильмы, спорт, машины, моду и сплетни, политику, еду. Не участвуют в публичных обсуждениях 23 % опрошенных.

Чтение привлекает многих студентов, 76 % указали, что в данный момент что-нибудь читают. Чаще всего были названы следующие произведения: «Алхимик», «Три товарища», «Зеленая миля», «Божественная комедия». Кроме того, упоминались «Преступление и наказание», «Гарри Пот-тер». Кроме конкретных произведений были указаны жанры: история, роман, фэнтези, учебники, психология. Большая часть студентов находят интересующие книги в Интернете (54%), и всего 22% отметили, что предпочитают читать только в бумажном варианте. Интересующие книги студенты чаще всего находят на следующих по степени популярности ресурсах: ВКонтакте, Zona, Litmir, Play Market.

Самыми обсуждаемыми в социальных сетях темами были названы респондентами: просто общение (72 %), учеба (61 %), взаимоотношения и дружба (53 %), развлечения (58 %), музыка (49 %), спорт (35 %), мода и сплетни (31 %), машины (27 %), политика (21 %).

Около 60% респондентов отметили, что наиболее запомнившиеся фильмы смотрели в Интернете. Среди названных лишь 3 % указали отечественные фильмы.

Онлайн-играми, как показало анкетирование, увлекаются лишь 15% студентов. В основном среди наиболее захватывающих игр указывались Word of Tanks и Sims. Интернет-ресурсами, которые позволяют найти интересующие игры студентам, являются Google, Steam, Торрент, ВКонтакте.

Большая часть опрошенных отнесла себя к меломанам, указав, что слушает различную музыку. Каждый второй из опрошенных указал группы «Каспийский груз» и «Арктика». Иностранную музыку предпочитают 29 %, отечественный рок 27%, отечественную поп-музыку 13%, рэп 12 %, джаз 10%, инструментальный фанк-рок 3 %, металл 6 %. Основным ресурсом для поиска интересующей музыки является приложение социальной сети ВКонтакте (82 %).

Для общения студенты чаще всего используют несколько из следующих по популярности приложений: Skype (62%), Whats App (27%), Viber (42 %), Telegram (6 %), Periscope (4 %). Не используют мессенджеры лишь 6 % опрошенных (рис. 2).

Рис. 2 Наиболее популярные среди респондентов приложения для общения

Среди научных и образовательных ресурсов были отмечены следующие направления: Википедия (19%), история (16%), психология (12%), техническая библиотека (11%), проектирование (9%), BBC (8%), философия (7%), иностранные языки (6 %), дизайн (3 %), космос (2 %). Затруднились ответить на данный вопрос 7 % опрошенных.

Основная часть опрошенных указала, что опасной для детей информацией в Интернете является та, в которой а) показаны жестокость (79 %) и насилие (63%), б) которая относится к категории «18 + » (57%), в) содержатся призывы к суициду, реклама групп смерти (54 %), политические новости (38 %), признаки терроризма (23 %), г) собственно реклама (16 %).

Социальную ответственность в вопросах информационной безопасности готовы проявить, как оказалось, не все. Так, в случае обнаружения опасной информации готовы сообщить об этом лишь 42 % опрошенных (рис. 3). Из них в спецслужбы - 15 %, друзьям - 25 %, родителям - 5 %.

Рис. 3 Готовность студентов сообщить об опасной информации (%)

При возникновении каких-либо проблем в Интернете помощь студенты будут искать также чаще всего у друзей (50 %), далее у родителей (12 %), спецслужб (10 %), преподавателей (4 %), знакомых (2 %), 22 % опрошенных не знают, к кому они могут обратиться.

Для студентов информационная среда напрямую определяет качество получаемого ими образования [5], помогает осуществлять самоконтроль уровня своих знаний [4].

Обобщая результаты опроса, можно сделать следующие выводы:

1. Интернет в жизни современных студентов играет довольно значительную роль, ему посвящается ежедневно достаточно значительное время.

2. Основным устройством выхода в сеть является телефон.

3. Каждый студент имеет страницу в какой-либо социальной сети, самой популярной из которых является ВКонтакте.

4. Немногие студенты готовы активно участвовать в поддержании качества информационной среды лично.

Литература

1. Болдырев, С.А. Адаптация студентов в строительном вузе: социологический аспект [Текст] / С.А. Болдырев, И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева // Региональная архитектура и строительство. - 2017. - № 1. - С. 84-90.

2. Болдырев, С.А. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников [Текст] / С.А. Болдырев, И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева // Региональная архитектура и строительство. - 2016. - № 3. - С. 187191.

3. Гарькин, И.Н. Восприятие коррупции студентами экономических направлений подготовки [Текст] / И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева // Вестник СурГПУ. - 2016. - № 4 (43). - С. 13-19.

4. Гарькин, И.Н. Применение технологий компьютерного тестирования в контроле качества знаний студентов [Текст] / И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева, О.М. Назарова // Образование и наука в современном мире. Инновации. -2017. - № 1 (7). - С. 10-16.

5. Данилов, А.М. Подготовка бакалавров: компетентностный подход, междис-циплинарность [Текст] / А.М. Данилов, И.А. Гарькина, И.Н. Гарькин // Региональная архитектура и строительство. - 2014. - № 2. - С. 192-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.