Ссылка для цитирования этой статьи:
Костарева А.А. Анализ востребованности профессии «машинист крана металлургического производства» // Human Progress. 2019. Том 5, Вып. 4. URL: http://progress-human.com/images/2019/Tom5_4/Kostareva.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.154.4
УДК 331.54
АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ КРАНА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО
ПРОИЗВОДСТВА»
Костарева Анастасия Алексеевна
Специалист по управлению персоналом ПАО «Северский Трубный Завод» Группы ТМК
455 - 62/45, ул. 8 Марта/Народной Воли,
Екатеринбург, РФ, 620144
+7(343) 221-17-57
Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа спроса на рабочую силу определенной профессии на рынке труда. Определена сущность спроса на труд, доказана актуальность темы тем, что металлургия является одной из системообразующих отраслей экономики России, а машинист крана - одна из наиболее востребованных профессий отрасли. Дано описание трудовых функций, выполняемых работниками по данной профессии. Проанализирована средняя заработная плата по должностям и рейтинг профессии «машинист крана металлургического производства» на первый квартал 2019 года, в том числе перспективы профессии, входной барьер, уровень конкуренции и др. Выявлено, что заработная плата по данной профессии выше среднерыночных. Автор проанализировала динамику количества вакансий и резюме, размещенных на портале HeadHunter, и выявила превышение спроса на труд над предложением, что говорит о дефиците рабочей силы по данным профессиям. Далее определены проблемы кадрового обеспечения отрасли, в том числе старение персонала, достаточно высокий уровень текучесть кадров, несоответствие качества подготовки кадров требованиям работодателя. Автором предложено внедрение специальных программ профориентации для пропаганды и привлечения школьников и студентов.
Ключевые слова: профессия; востребованность профессии; рынок труда; рынок профессий; машинист крана; металлургическое производство.
JEL коды: J 21.
Введение
В сфере рынка труда как в зеркале отражаются все социально-экономические явления, происходящие в обществе. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Одним из главных элементов этого механизма является совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе.
Спрос на рабочую силу представляет собой потребность экономики в рабочей силе, выраженную заполненными рабочими местами и наличными вакансиями с учетом сменности работ и деления одного рабочего места между несколькими исполнителями [1, с.62]. Работнику, и, тем более, молодежи при выборе профессии, бывает трудно понять, какие профессии более востребованы, какие менее, поэтому подобные научные исследования проводятся как в России (см., например, исследования востребованности автомехаников [2], рабочих профессий в целом [3], логистов [4], психологов [5], управленцев [6]), так и за рубежом (см., например, востребованность профессий в области компьютерных технологий [7; 8], медицинских работников [9], фармакологов [10] и др.)
Целью статьи является анализ спроса металлургических предприятий на российском рынке труда на одну из наиболее востребованных профессий.
Востребованность профессии «машинист крана металлургического производства»
Крановщик - машинист грузоподъёмного крана, управляющий механизмами для перемещения груза и выполняющий с их помощью погрузочно-разгрузочные и транспортировочные работы.
Специализация крановщика определяется тем, с каким именно типом техники он работает, а уровень квалификации машиниста - ещё и грузоподъёмностью эксплуатируемой техники. Машинист может управлять следующими типами кранов: стеллажными штабелерами, отличающимися отсутствием кабины оператора, мостовыми, башенными, козловыми, шлюзовыми, кранами-балками. Учебные заведения не выпускают универсальных специалистов, способных работать на любом типе машины. Например, крановщик башенного крана для получения доступа к эксплуатации мостового крана должен пройти специализированное переобучение. В своей деятельности, независимо от типа управляемого механизма, крановщик: управляет передвижением крана и его работой, контролирует крепление перемещаемых грузов, взаимодействует со стропальщиками, выполняет техосмотр, смазывает детали и посильно участвует в профилактических или аварийных ремонтных работах.
Машинист крана металлургического производства выполняет работы по подъему и транспортировке грузов в доменных, сталеплавильных, прокатных и трубных цехах на предприятиях металлургической промышленности.
По статистике популярных сайтов работы за март 2019 года в России открыты 1 839 вакансий по 3 должностям профессии «Машинист крана металлургического производства» с указанием заработной платы.
Проанализируем среднюю заработную плату по должностям на первый квартал 2019 г. (рис.1).
Рис. 1: Средняя заработная плата по должностям на первый квартал 2019 г., р.1
Машинист мостового крана Машинист крана Крановщик
Исходя из данных рис. 1, можно отметить высокую заработную плату данной профессии. Она выше не только медианной средней заработной платы, но и среднеарифметической в России и в Свердловской области, что, конечно же, свидетельствует об ее востребованности, средняя заработная плата машиниста крана металлургического производства варьируется от 49 до 122 тыс. руб.
Рассмотрим рейтинг профессии «машинист крана металлургического производства» в первом квартале 2019 г. на рисунке 2.
Из рис. 2 видно, что востребованность в профессии машиниста крана металлургического производства в 2019 году имеет высокий показатель 88 %, перспективы данной профессии также велики и составляют 78%, оплачиваемость профессии машиниста крана металлургического производства имеет показатель 63%. Конкуренция в данной профессии составляет 50% и входной барьер 34%. Это говорит о том, что конкуренция в металлургической отрасли велика.
Несмотря на широкие возможности, предоставленные современным рынком труда, главным для успешного трудоустройства остается именно желание работать.
1 Составлено автором по данным сайтов Hh.ru, Работа в России, Зарплата 66, CynepJob и др. © А.А. Костарева 3 DOI 10.34709/IM.154.4
Рис. 2: Рейтинг профессии «машиниста крана» по состоянию на I кв. 2019 г.,%2
Перспективы
Входной барьер
Конкуренция
Оплачиваемость
Востребованность
1 1 1 1 1 1
78
- - -
1 34
-
50
-
I 63
-
88
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Ухудшение производственной ситуации в IV квартале 2018 г. негативным образом отразилось на состоянии рынка труда, в металлургической отрасли возросли, по сравнению с предыдущим кварталом, темпы сокращения численности занятых. Но даже в этих условиях профессия машиниста крана металлургического производства считается довольно высоко востребованной. Спрос вызывает необходимость открытии дополнительных вакансий (рис. 3).
Исходя из рис. 3 на ситуацию в металлургической отрасли не влияет сезонность. Тем не менее, конец 2018 года ознаменовалось вначале традиционным всплеском вакансий, а далее, в начале 2019, - не менее традиционным подъемом резюме. Как положительный факт можно отметить, что последние три месяца наблюдается стабильная позитивная динамика, особенно ярко проявившаяся в марте.
На российском рынке труда наблюдается дефицит кадров в области металлургии. Нехватка профессионалов в промышленности страны была актуальным вопросом всегда, но именно в последние годы объем производства на металлургических предприятиях активно растет, поэтому дефицит людей ощущается особенно остро. Несмотря на то, что сегодня выпускается довольно большое число специалистов для металлургических и других промышленных предприятий, до полного насыщения рынка кадрами еще далеко.
В металлургии огромные емкости для роста производительности и повышения эффективности бизнеса. Многие причины невысокой эффективности связаны как раз с кадровым вопросом.
2 Составлено автором по данным сайта Hh.ru © А. А. Костарева 4
Рис. 3: Динамика количества вакансий и резюме, размещенных на портале Неа№ип1ег3
I кв. 201S П КЕ. 201S Ш КЕ. 2013 IV кв. 201S Г кв. 2019
Так, персонал металлургической индустрии - люди пенсионного или предпенсионного возраста (по разным оценкам, около 46%). Средний возраст работников по отрасли составляет 41 год. И, как прогнозируется, до 2020 года возраст будет только увеличиваться. Число специалистов с высшим образованием составляет в среднем по сектору около 16%. При этом довольно велика доля абсентеизма - около 10%. Текучесть персонала в металлургии наблюдается в объеме около 25%.
В результате многие металлургические предприятия вынуждены брать на работу людей средней квалификации, повышать планку предельного возраста сотрудников до 50 лет и выше и т. д. Однако это не является эффективным решением вопроса кадрового голода. Необходимо активно внедрять специальные программы для пропаганды и привлечения школьников и студентов [11] к работе в металлургическом производстве.
Заключение
Сегодня металлургия - это одна из системообразующих отраслей экономики, важный источник доходов бюджета и поставщик новых технологий и инфраструктурных проектов.
Всё это напрямую повлияло на то, что востребованность и популярность металлургических профессий в последнее время растет.
Нехватка персонала, имеющего профессиональное образование, в организациях и на предприятиях металлургической отрасли в основном определяется провалами в системе образования и несоответствием учебных программ актуальным потребностям рынка, отсутствием практических навыков и производственного опыта выпускников. Усилия по восста-
3 Составлено автором по данным сайта Hh.ru
новлению и модернизации системы среднего профессионального и высшего образования в этом направлении сегодня совершенно недостаточны.
В целом металлурги, получившие образование и опыт в России, востребованы и в иностранных компаниях, потому что имеют высокий уровень мастерства и знаний. Но хорошие условия труда и достойные доходы для них доступны и в нашей стране.
Литература
1. Кулькова, И.А. Управление занятостью населения. Учеб.пособ. - Екатеринбург, 2017. 142 с.
2. Тришкина, С.А.; Былкова, И.А. Рынок труда Новокузнецка: результаты исследования востребованности профессии «Автомеханик» // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 1 (33). С. 26-28.
3. Григорьева, М.И. Востребованность рабочих профессий на рынке труда Пермского края в условиях современной социальной реальности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1 (13). С. 180-189.
4. Сольская, И.Ю.; Фрейдман, О.А. Исследование рынка специалистов по логистике // Мир транспорта. 2016. Т. 14. № 1 (62). С. 236-244.
5. Shevkieva, N.B.; Bembeyeva, N.A.; Bovaeva, A.V.; с соавторами. The Profession of Psychologist in the Coordinates of a Modern Social Demand / Конференция: Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCGM): Russian Acad Sci, Complex Res Inst Kh I Ibragimov, Groznyi, Russia, NOV 01-03, 2018. Серия книг: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2019, Том 58. С.: 812-820.
6. Адоньева, Е.Е. Анализ потребности в управленческих профессиях на российском рынке труда // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т4. С. 1-5.
7. Lovaglio, P.G.; Cesarini, M.; Mercorio, F.; с соавторами. Skills in demand for ICT and statistical occupations: Evidence from web-based job vacancies // Statistical Analysis and Data Mining. 2018, Том 11, Вып. 2. С.: 78-91.
8. Mata, F.J.; Quesada, A. Human Resources in Computer Sciences in Costa Rica The Elusive Gap Between Supply and Demand / Конференция: International Conference on Information Society (i-Society): Dublin, Ireland, JUL 17-19, 2017. (I-SOCIETY 2017). С.: 69-73.
9. Cawley, J.F. Forecasting global healthcare professions demand // JAAPA-Journal of the American Academy of Physician Assistants. 2018, Том 31, Вып. 10.
10. Schipper, L.; Werners, A.H. KN A changing demand on our profession; how to align educational approaches to pharmacology and toxicology with current competency frameworks? // Journal of Veterinary Pharmacology and Therapeutics. 2018, Том 41, SI, Приложение 1. С.: 71-71.
11. Кулькова, И.А.; Гусак, Д.Г. Кадровый дефицит: мифы и реальность // Управленец. 2012. № 5-6 (33-34). С. 22-25.
ANALYSIS OF DEMAND FOR THE PROFESSION "CRANE OPERATOR IN METALLURGICAL PRODUCTION"
Abstract. The article is devoted to the analysis of the particular profession demand for labor on the labor market. The essence of the demand for labor is determined; the topic relevance is proved by the fact that metallurgy is one of the backbone sectors of the Russian economy, and the crane operator is one of the most popular professions in the industry. The description of the labor functions performed by employees in this profession is given. The average salary by positions and the rating of the profession "crane operator in metallurgical production" were analyzed for the first quarter of 2019, including the profession prospects, entry barrier, competition level, etc. It was revealed that the salary for this profession is higher than the average. The author analyzed the dynamics of the number of vacancies and resumes posted on the HeadHunter portal, and revealed an excess of demand for labor over supply, which indicates a labor shortage in these professions. Further, the problems of staffing the industry were identified, including aging staff, a sufficiently high staff turnover level, and the mismatch between the training quality and the employer's requirements. The author proposed the introduction of special career guidance programs for advocacy and attract schoolchildren and students.
Key words: profession; demand for a profession; labor market; profession market; crane operator; metallurgical production. JEL codes: J 21.
References
1. Kulkova, I.A. Employment management. Textbook / Ekaterinburg, 2017.142 p.
2. Trishkina, S.A.; Bylkova, I.A. The labor market of Novokuznetsk: the results of a study of the demand for the profession "Auto Mechanic" // Education. Career. Society. 2012. No. 1 (33). P.: 26-
Anastasia Kostareva
HR Specialist in Seversky Pipe Plant PJSC TMK Group Polevskoy city, Sverdlovsk region, Russia
28.
3. Grigoriev, M.I. The demand for working professions in the labor market of the Perm region in the conditions of modern social reality // Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2013. No. 1 (13). P.: 180-189.
4. Solskaya, I.Yu.; Freidman, O.A. Market research of logistics specialists // World of Transport. 2016.Vol. 14. No. 1 (62). P.: 236-244.
5. Shevkieva, N.B.; Bembeyeva, N.A.; Bovaeva, A.V.; et al. The Profession of Psychologist in the Coordinates of a Modern Social Demand / In: Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCGM): Russian Acad Sci, Complex Res Inst Kh I Ibra-gimov, Groznyi, Russia, NOV 01-03, 2018. Book Series: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2019, Vol. 58. P.: 812-820.
6. Adonyeva, E.E. Analysis of the need for managerial professions in the Russian labor market // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2017. No. T4. P.: 1-5.
7. Lovaglio, P.G.; Cesarini, M.; Mercorio, F.; et al. Skills in demand for ICT and statistical occupations: Evidence from web-based job vacancies // Statistical Analysis and Data Mining. 2018, Vol. 11, Issue 2. P.: 78-91.
8. Mata, F.J.; Quesada, A. Human Resources in Computer Sciences in Costa Rica. The Elusive Gap Between Supply and Demand / Конференция: International Conference on Information Society (i-Society): Dublin, Ireland, JUL 17-19, 2017. (I-SOCIETY 2017). P.: 69-73.
9. Cawley, J.F. Forecasting global healthcare professions demand // JAAPA-Journal of the American Academy of Physician Assistants. 2018, Vol. 31, Issue 10.
10. Schipper, L.; Werners, A.H. KN A changing demand on our profession; how to align educational approaches to pharmacology and toxicology with current competency frameworks? // Journal of Veterinary Pharmacology and Therapeutics. 2018, Vol. 41, SI, App 1. P.: 71-71.
11. Kulkova, I.A.; Gusak, D.G. Personnel Deficit: Myths and Reality // The Manager. 2012. No. 56 (33-34). P. 22-25.
Contact
Anastasia Kostareva
Seversky Pipe Plant PJSC TMK Group
7, Vershinina str., Polevskoy city, Sverdlovsk region, Russia, 623388 [email protected]
Научный руководитель: д.э.н., профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета И.А. Кулькова.