Научная статья на тему 'Анализ вопросов обеспечения информационной безопасности МИС в учреждениях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь'

Анализ вопросов обеспечения информационной безопасности МИС в учреждениях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДПОМОЩЬ / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS (MIS) / INFORMATION SAFETY / HI-TECH MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Чернов Сергей Владимирович

Рассмотрена структура информационных ресурсов и МИС в учреждениях высокотехнологичной медпомощи. Проанализирована совокупность угроз для МИС в отношении информационной безопасности, возможные подходы к ее обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Чернов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF INFORMATION SAFETY MIS MAINTENANCE QUESTIONS IN THE ESTABLISHMENTS, RENDERING HI-TECH MEDICAL AID

The information resources and MIS structure in hi-tech medical service establishments is considered. Set of threats for MIS, concerning information safety, possible approaches to its maintenance is analysed.

Текст научной работы на тему «Анализ вопросов обеспечения информационной безопасности МИС в учреждениях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь»

Раздел V. Информационно-психологическая безопасность человека

УДК 002.56:681.5

Ю.М. Брумштейн, С.В. Чернов

АНАЛИЗ ВОПРОСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МИС В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Рассмотрена структура информационных ресурсов и МИС в учреждениях высокотехнологичной медпомощи. Проанализирована совокупность угроз для МИС в отношении информационной безопасности, возможные подходы к ее обеспечению.

Информационная безопасность; медицинские информационные системы; высокотехнологичная медпомощь.

Yu.M. Brumshteyn, S.V. Chernov

THE ANALYSIS OF INFORMATION SAFETY MIS MAINTENANCE QUESTIONS IN THE ESTABLISHMENTS, RENDERING HI-TECH MEDICAL AID

The information resources and MIS structure in hi-tech medical service establishments is considered. Set of threats for MIS, concerning information safety, possible approaches to its maintenance is analysed.

Information safety; medical information systems (MIS); hi-tech medical service.

Строительство и эксплуатация организаций высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМ) является сейчас одним из важных направлений повышения качества и доступности медпомощи для населения России, обеспечения «качества человеческого капитала» регионов и страны. Организации ВТМ (ОВТМ) - это, в основном, бюджетные учреждения. Однако элементы ВТМ начинают все шире использоваться и в коммерческих медучреждениях, что повышает их конкурентоспособность на рынке платных медуслуг. Традиционно отнесение организаций к ОВТМ осуществляется исходя из их оснащенности современным медоборудова-нием и состава оказываемых медуслуг. Отметим, что в ОВТМ объемы получаемой, хранимой, обрабатываемой информации (как правило, в цифровой форме) значительно выше, чем в «обычных» медучреждениях. Поэтому для ОВТМ вопросы работы с информацией и, в частности, безопасности использования медицинских информационных систем (МИС), играют ключевую роль. Это в полной мере относится и к ФГУ федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (ФЦССХ) в г. Астрахань, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Данная статья подготовлена с учетом опыта создания/эксплуатации МИС в данном ФЦССХ. Центр построен в рамках федеральной программы обеспечения населения ВТМ и бесплатно обслуживает жителей ряда южных регионов России (в рамках выделенных для этих регионов квот). Цели данной статьи: системный анализ вопросов информационной бесопасности (ИБ) для МИС ОВТМ;

разработка методов оценки качества ИБ (КИБ); формализация подходов к оценке эффективности расходов на ИБ; анализ опыта обеспечения ИБ на материале ФЦССХ. В дальнейшем это позволит построить модели для динамической оптимизации затрат по отдельным направлениям обеспечения ИБ - с учетом накапливаемых данных по реализации угроз и ресурсным ограничениям.

Сам по себе термин МИС традициионно понимается двояко: как МИС предназначенные для целей управления медучреждениями; МИС, обрабатывающие/отображающие данные, поступающие непосредственно с медоборудования -в последнем случае соответствующие программные средства (ПС) могут быть «встроенными» в оборудование. Для МИС ОВТМ фактически происходит интеграция этих двух «видов», так как результаты диагностики, лечения, мониторинга пациентов и прочие включаются в базы данных (БД) общей МИС организации и используются для принятия оперативных решений, планирования деятельности и т.д. Для ФЦССХ г. Астрахани объем добавляемой в МИС информации растет по мере увеличения функциональности МИС [2] и на 01.05.2010 г. составляет, порядка 18 Гб/сутки, а общий объем информационных ресурсов (ИР) в цифровой форме, относящихся к одному «пролеченному пациенту» - 2:-5 Гб (при двух- и более кратном «пролечивании» пациента в ФЦССХ показатели, естественно, выше).

Третьим компонентом интегрированных МИС ОВТМ в перспективе может стать телемедицинская информация (ТМИ), в том числе связанная с видеозаписью хода операций, телеконсультированием, мониторингом состояния пациентов и пр. В случае фиксации и хранения ТМИ в МИС темпы роста ИР ОВТМ (и, в частности, ФЦССХ) могут значительно возрасти.

В целом для МИС ОВТМ характерны: непосредственное влияние качества их функционирования на большинство технологических цепочек работы с пациентами; большие объемы персональной медицинской информации (ПМИ); в перспективе - интенсивный информационный обмен с другими медучреждениями, в том числе ТМИ. Поэтому для МИС ОВТМ вопросы ИБ играют важнейшую роль, с позиций обеспечения информационно-психологической безопасности пациентов, их родственников, персонала медучредждений и пр.

В ОВТМ помимо МИС используются и другие ПС, включая следующие направления: бухгалтерский учет; кадровая информация; учет продуктов для пищеблока и пр. Новым для России фактором является дистанционный контроль через Интернет условий работы высокотехнологичного медоборудования в ОВТМ непосредственно фирмами-производителями или их сервисными центрами. Это, безусловно, влияет и на уровень ИБ ОВТМ.

Процессы информатизации в сфере здравоохранения России по сравнению с развитыми странами следует считать находящимися на начальной стадии. Частично признанием этого факта является выделение по программе дополнительного финансирования здравоохранения на 2011-2012 гг. суммы в 24 млрд руб. (из 460 млрд) специально на цели «информатизации» - в основном для создания общероссийской базы электронных полисов обязательного медицинского страхования [1]. Это даст возможность пользоваться ими на всей территории России, а не только в том регионе, в котором они были выданы (что сейчас фактически имеет место из-за «сложной системы взаиморачетов между регионами» [1]).

Разработок ПС для организаций системы здравоохранения существует уже достаточно много. Их функциональное назначение - от информатизации отдельных кабинетов и амбулаторных медучреждений до комплексной информатизации регионов. При этом: стоимость разработок ПС «профессионального класса» достаточно высока; службы сервисной поддержки пользователей (ССПП) ПС в регионах обычно отсутствуют; многие медучреждения в рамках информатизации разра-

батывают и эксплуатируют собственные ПС, в том числе даже рассчитанные на использование БОБ-овского интерфейса; в сфере информатизации здравоохранения ПС МИС централизованно не сертифицируются в отношении стандартов хранения/передачи данных. Это приводит к взаимной несовместимости ПС и, как следствие, к затруднениям в создания единого информационного пространства лечебнодиагностических медучреждений, органов управления здравохранением, аптек и пр. даже в пределах отдельных регионов. Для ОВТМ, обслуживающих несколько регионов, этот вопрос особенно актуален. Сравним: все ПС бухучета в России подлежат обязательной сертификации Минфином; количество оставшихся на рынке фирм-разработчиков ПС бухучета очень невелико; все они обладают развитой сетью ССПП. Аналогичная ситуация имеет место и по сметным программам для строительства и многих (если не большинства) других ПС массового применения.

Сектор ПС МИС для ОВТМ на рынке является неразвитым, а имеющиеся предложения очень дороги и плохо учитывают конкретные потребности отдельных ОВТМ, в том числе ФЦССХ. Кроме того, с позиций ИБ ориентация на ПС сторонних разработчиков (кроме централизованных поставок от Минздравсоцраз-вития), достаточно «рискованна» из-за: отсутствия гарантий, что фирма-разработчик не «исчезнет» с рынка; предстоящих перемен в сфере информатизации здравоохранения и др. Поэтому руководством ФЦССХ г. Астрахань было принято решение о формировании собственной группы разработчиков и создании комплекса ПС.

В настоящее время в ФЦССХ успешно функционируют следующие подсистемы: «1МБ: Врач стационара», «1МБ: Врач поликлиники», «1МБ: База данных». В стадии разработки находятся модули медицинской и экномической статистик, складского учета, госпитализации. Для автоматизации учета «движения» расходных материалов внедряется система, основанная на использовании штрих-кодов. Отметим, что комплексная информатизация ФЦССХ вообще говоря требует интеграции с МИС еще систем: кадрового учета; расчета зарплаты сотрудников; вывода графической информации по отдельным уникальным операциям, проведенным в центре; управления сайтом организации в Интернете и пр. Этапность разработок подсистем определяется: их приоритетами для руководства ФЦССХ; объемами трудозатрат на сопровождение уже эксплуатируемых подсистем; имеющимися трудовыми ресурсами ИТ-специалистов ФЦССХ.

Обычно обеспечение ИБ связывается [4] с защитой ИР от несанкционированного доступа, передачи, повреждения, уничтожения. Применительно к МИС ОВТМ этот перечень по-нашему мнению необходимо, дополнить еще направлениями защиты, связанными с: отказами оборудования, обеспечивающего съем медицинской информации с пациентов, ее анализ/отображение, ввод в БД МИС; отказами аппаратных средств ПЭВМ и серверов, входящих в МИС; временной утратой или замедлением доступа к ИР по различным причинам; нарушением работоспособности внутренних и/или внешних коммуникационных каналов; утратой работоспособности МИС при отключениях электроэнергии и пр.

В связи с введением в действие Закона «О персональных данных» [6], предусматривается обязательное лицензирование медучреждений, включая и ОВТМ, в отношении ИБ ПМИ. В то же время, возможности, предусмотренные Законом «Об электронной цифровой подписи» [7], пока в медучреждениях практически не используются - ни для внутреннего «документооборота» медицинских данных, ни при информационном обмене с внешней средой. Постепенно начинает применяться шифрование данных с ПМИ, передаваемых в другие медучреждения.

Ущербы, связанные с нарушением ИБ (в приведенном расширенном толковании), могут в конечном счете наноситься: пациентам и иным лицам, с которыми

работают ОВТМ; самим ОВТМ как юрлицам; другим медучреждениям; персоналу медучреждений, в том числе ОВТМ и пр. Большинство из этих направлений ущерба в практическом плане нуждаются в дальнейшей расшифровке.

Управление КИБ ОВТМ (в том числе и КИБ МИС) осуществляется в условиях вероятностного характера угроз и различных ограничений (нормативных; финансовых; кадровых, организационного характера и пр.), часть которых носит «барьерный» характер, т.е. не должна нарушаться. Типичными постановками задач управления КИБ МИС могут быть: обеспечение формального соблюдения требований к защите ПМИ при минимальных затратах на ресурсы (МЗНР); постоянное поддержание КИБ на уровне не хуже требуемого при условии МЗНР; использование всех ресурсов (в том числе замены оборудования, разработки/совершенствования ПС и пр.) для достижения наилучшего КИБ и др.

В общем случае возможны различные подходы к оценкам КИБ МИС.

(A) Сравнение фактических и необходимых значений показателей (НЗП) для КИБ. При этом НЗП могут быть нормативными или устанавливаться руководством конкретного ОВТМ с учетом его специфики. Простейший вариант оценки - «бинарный», т. е. обеспечиваются ли все НЗП по ИБ или нет.

(Б) Если часть НЗП не обеспечивается, то возможна оценка КИБ в виде

0 = К+ /(К+ + К-), (1)

где К +, К - количества показателей, для которых НЗП соответственно выполняются и не выполняются.

(B) Обобщением формулы (1) с учетом важности показателей может быть

а=(£вд/ (2)

2=1 1=1

где I - количество принимаемых во внимание показателей ИБ; Л = 0, если НЗП не выполняется и Л = 1, если НЗП выполняется; весовые коэффициенты для показателей () могут быть определены, например, экспертно.

(Г) При количественном учете отличий фактических значений показателей от НЗП в сочетании с использованием весовых коэффициентов V имеем

а=) - 2-“)|)/]>>’, (3)

2=1 2=1

где 2^), 2^ - фактическое и необходимое значение Ьго показателя КИБ. Возможные обобщения (3): с несимметричными весовыми коэффициентами для отклонений показателей в большую и меньшую стороны; переход от НЗП к «интервалам» значений показателей; учет долей времени, когда нарушаются НЗП.

(Д) Использование для КИБ величины, обратно пропорциональной вероятному суммарному ущербу для МИС от всех видов угроз за определенный период:

04 = 1/Ц.= 1/(]Ги;); (4)

1=1

, (5)

к=1

где J - количество учитываемых видов угроз; К - количество классов объектов,

которым угрозы могут наносить ущерб; А, к,и, к - вероятности реализации и

ущербы для МИС ОВТМ при реализации j-й угрозы в отношении ^го класса объектов. Формула (5): определяет модель линейно-независимых ущербов от отдельных видов угроз (что выполняется не всегда); может быть обобщена на случай вероятностного распределения величин ущербов по диапазонам значений. Рентабельность затрат на обеспечение ИБ МИС ОВТМ обычно может быть оценена исходя из величин предотвращаемых вероятных ущербов (Р ):

Щ = 100%*((Р - Е)/ Е), (6)

где Е - величина затрат на обеспечение ИБ. Подчеркнем, что Е фактически имеет две компоненты: текущие затраты, направленные в основном на поддержание КИБ (в т.ч. с учетом роста объемов ИР и трафиков с внешней информационной средой); перспективные, которые будут давать положительный эффект в отношении КИБ с запаздыванием. Поэтому в общем случае может быть целесообразным модифицировать (6) с введением дисконтирующих коэффициентов (учитывающих инфляционные процессы) для предотвращаемых ущербов и затрат

Щ = 100% • (£ (В, *(Р - Е, )))/(£ (О, * Е,)). (7)

1=1 1=1

При этом: эффективность конкретных затрат на ИБ в ОВТМ определяется не только сиюминутными эффектами, но и долговременными; эффективность принятых мер ИБ со временем обычно снижается (вплоть «до нуля»), поэтому произведенные затраты должны быть отнесены к ограниченному периоду времени; один вид затрат может снижать вероятности реализации угроз и/или ущербов от них сразу для нескольких видов угроз и/или классов объектов (причем в разной степени). Объем затрат на ИБ серьезно зависит от календарного времени, за которое необходимо получить нужный результат; требуемого КИБ МИС ОВТМ.

Конкретно по ФЦССХ структура затрат на ИБ включает: обеспечение мер физической защиты МИС в отношении доступа посторонних лиц к ПЭВМ и серверам; защиту оборудования от неблагоприятных температурных режимов, перерывов энергопитания, скачков напряжения и пр.; разработка собственных ПС и закупка готовых ПС, включая антивирусные средства; использование средств разграничения доступа к ИР [3]; повышение общей «компьютерной квалификации» персонала ФЦССХ и др. Оптимальное распределение затрат по этим направлениям относится к области задач теории принятия решений в нечетких условиях [5].

В качестве перспективного технического решения, позволяющего повысить КИБ МИС, рассматривается возможность замены в ФЦССХ части ПЭВМ пользователей на бездисковые терминальные комплексы («тонкие клиенты»), что значительно упростит вопросы администрирования компьютерной сети. Кроме того, предполагается разделение сети на две подсети - «защищенную» часть (не имеющую выхода в Интернет) и «незащищенную» - в которой такой выход будет иметься. Связь этих подсетей предполагается организовать через специализированное серверное оборудование, обеспечивающее адекватные меры ИБ.

Итак, сделаем выводы. 1. В рамках процессов информатизации организаций здравоохранения (и, особенно, ОВТМ) необходимо уделять особое внимание во-

просам ИБ, в том числе в отношении ПМИ. 2. Целесообразно создание МИС ОВТМ, учитывающих специфику работы этих организаций, в том числе очень большие объемы ИР и активное взаимодействие с внешней информационной средой. 3. Эффективность затрат, связанных с ИБ, целесообразно определять с учетом как текущих положительных эффектов, так и долговременных. 4. Модели для оценки эффективности затрат на ИБ нуждаются в дальнейшей разработке, в т. ч. в отношении учета стохастических факторов. 5. Целесообразно формирование координирующих механизмов, обеспечивающих взаимоувязку информатизации ОВТМ (чаще всего это федеральные структуры) и местных медучреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батенёва Т. Здравоохранение идет на поправку. За два года больницы и поликлиники страны получат 460 млрд. рублей на перевооружение и модернизацию // Известия.

- № 71/28086 от 22.04.2010. - С. 1-2.

2. Брумштейн Ю.М., Чернов С.В., Королев М.Е. Использование телемедицинских технологий и информационная безопасность корпоративных информационных систем медучреждений // Теория, методы проектирования, программно-техническая платформа корпоративных информационных систем: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф.

- Новочеркасск, 25.05.2009. - С. 47-50.

3. Девянин П.Н. Модели безопасности компьютерных систем. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.

4. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 368 с.

5. Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 416 с.

6. Федеральный Закон «О персональных данных» - от 27.07.2006г. № 152-ФЗ (с изменениями от 25 ноября 2009 г.).

7. Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» - от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ.

Брумштейн Юрий Моисеевич

Астаханский государственный университет.

E-mail: [email protected].

414040, г. Астрахань, пл. Карла Маркса, д. 21, кв. 34.

Тел.: 88512257120.

Чернов Сергей Владимирович

Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

E-mail: [email protected].

414045, г. Астрахань, ул. Бэра, 55, кв. 53.

Тел.: +79054800777.

Brumshteyn Y urij Moiseevich

Astrakhan State University.

E-mail: [email protected].

Flat 34, home 21, Square Karla Marksa, 414040, Russia.

Phone: +78512257120.

Chernov Sergei Vladimirovich

Federal state establishment «Federal centre of cardiovascular surgery» for health and social development Ministry of the Russian Federation.

E-mail: [email protected].

Sq. 53, 55 Bera street, Astrakhan, 414045, Russia.

Phone.: +79054800777.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.