Научная статья на тему 'Анализ вопросительных предложений русского языка и их применимости в информационно-аналитических системах понимания текстов'

Анализ вопросительных предложений русского языка и их применимости в информационно-аналитических системах понимания текстов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
843
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головин С.В., Соколова Ю.А.

Рассмотрены типы вопросительныхпредложений, формализация которыхпредполагается в информационно-аналитической системе ситуационногоанализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Головин С.В., Соколова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ вопросительных предложений русского языка и их применимости в информационно-аналитических системах понимания текстов»

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

УДК 81 ’271.16

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007- 2013 гг.»,

государственный контракт № 07.514.11.4135.

Головин С.В., Соколова Ю.А.

АНАЛИЗ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ПРИМЕНИМОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ

Рассмотрены типы вопросительных предложений, формализация которых предполагается в информационноаналитической системе ситуационного анализа.

С целью поиска путей автоматизации обработки естественно языковых конструкций в ИАС ситуационного анализа проведен отбор вопросительных предложений, представленных на русском языке для дальнейшей формализации и обработки в ИАС.

В ходе анализа работы [1] установлено, что в естественном русском языке могут быть выделены следующие типы вопросов:

а) открытый;

б) закрытый;

в) полузакрытый;

г) разъясняющий;

д) контрольный;

е) косвенный;

ж) альтернативный;

и) прожективный;

к) контактный;

л) пробный.

Открытый вопрос требует развернутого ответа. Это тип вопроса, позволяющий пользователю получить ранее неизвестную ему информацию об интересующем объекте или его характеристиках.

117

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 -Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

Например: Какая модель бухгалтерского учета используется на предприятии? Когда Microsoft планирует расширение доступа к Win-dowsAzure в России?

Закрытый вопрос, в отличие от открытого, требует лишь подтверждения или опровержения высказывания. Пользователь, вводящий запрос, ожидает результат в форме "да/нет". Например: Предприятие является производственным? Названы победители Международного конкурса партнерских ИТ-решений Microsoft?

Полузакрытый вопрос чаще всего используется при анкетированиях. Такой вид вопроса дает возможность отвечающему не только выбрать типовой ответ, но и ответить произвольно. Например: -Стоит ли посетитьX Международную научно-практическую конференцию «Современные тенденции в науке и образовании»? - Срок приема заявок уже истек.

Разъясняющий вопрос обычно сопровождается предшествующей информацией. Суть этого типа вопроса заключается в его названии. Используя разъясняющий вопрос, пользователь пытается уточнить, понять имеющуюся у него информацию о некотором объекте. Например: Что такое договор о намерениях?

Контрольный вопрос используется для проверки внимания и/или интереса собеседника.

Косвенный вопрос - это вопрос, переданный в косвенной речи.

При помощи альтернативного вопроса пользователь запрашивает недостаток информации, который может быть выражен одним из предложенных в запросе вариантов.

Кроме того, в соответствии с[2, 3] выделяются так называемые:

а) «ли-вопросы»:

1) требует ответа да/нет;

2) частица "не... ли" обрамляет ключевое слово,

обозначающее центральный объект вопроса;

3) используется для уточнения информации, проверки

соответствия данных действительности;

б) «что-вопросы»

1) требует ответа - высказывания;

2) начинается с вопросительного слова;

3) используется для заполнения пробела в информации;

В рассмотренных вопросительных конструкциях используются следующие вопросительные слова:

кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько, для чего, для кого, во сколько, с каких пор.

118

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 -Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

С учетом результатов работ [3] вопросительные предложения могут быть:

а) сложными, состоящими из нескольких частей

1) части предложения соединены связующими словами: и, или, если, то, либо;

2) сложный вопрос может состоять из нескольких матриц и одной неизвестной переменной («Каковы финансовые и материальные активы вашей компании?»);

3) из одной матрицы и нескольких неизвестных переменных («Кто и когда создал вашу компанию?»);

4) из нескольких матриц и нескольких неизвестных переменных («Кто и когда создал вашу компанию и каковы ее материальные и финансовые активы?»);

б) простыми:

1) открытые: возможен свободный произвольный ответ, включающий в себя как фразовую информацию, так и информацию в виде объемных текстовых сообщений - докладов, научно-исследовательских работ, рассматривающих ключевую тему запроса («Как правильно провести маркетинговое исследование?», «Каковы перспективы развития банковского бизнеса в России?»)

2) закрытые: ответ однозначный и определенный (Какие сертификаты получила Майкрософт? - Майкрософт получила сертификаты на Windows 7 c SP1, WindowsServer 2008 R2 с SP1, BizTalkServer 2009 и ForefrontIdentityManager 2010)

Также в русском языке выделяются вопросы:

а) «что, если», которые понимаются, как «что случится при условии». При этом ответ подразумевает прогнозирование ситуации на основе имеющихся критериев;

б) на основе невопросительных предложений («В Екатеринбурге дожди?», «Министра выбрали?»). При этом центр вопроса приходится на последнее слово, другие служат субъектами/объектами;

в) на основе конструкций «что такое», «кто такой», «что значит», «что обозначает». Такие вопросы требуют развернутого определения объекта предложения, возможно статьи по этой теме;

г) общевопросительные и частновопросительные предложения. Первые запрашивают общую, поверхностную информацию о субъекте («Что пишут в газетах Екатеринбурга?»), вторые - конкретную («Что пишут в газетах Екатеринбурга о выборах президента?»);

д) собственно-вопросительные и неопределенно-вопросительные предложения. Первые демонстрируют абсолютное незнание ответа

119

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 -Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

спрашивающим («Откуда депутат N?»), вторые содержат догадку, предположение и требуют согласия или развернутого ответа («Депутат N из Екатеринбурга?»);

е) требующие ответа да/нет: «В Екатеринбурге дождь?»;

В предложениях без вопросительных местоименных слов и частиц центр высказывания оформляется только интонацией. («Дождь в Екатеринбурге? В Екатеринбурге дождь?». Но обычно смысл заключается в первой части. («Хорошо жить в Екатеринбурге?»)

В вопросах с вопросительным словом порядок расположения слов является обратным повествовательному предложению («Как живется в Екатеринбурге? - В Екатеринбурге живется хорошо»).

В вопросах на «ли» смысловой центр приходится на слово перед «ли» («Тепло ли в Екатеринбурге?»).

В [2]приведена классификация вопросов по неизвестному. В соответствии с указанной классификацией существуют вопросы, в которых:

а) все неизвестные одинаково вероятны («Кто создал компанию «Microsoft»?»);

б) одно из неизвестных наиболее вероятно («Билл Гейтс создал компанию «Microsoft»?»);

в) одинаково вероятно наличие или отсутствие действия, состояния, признака («Билл Гейтс создал компанию «Microsoft»?»);

г) неизвестное сопоставляется с предшествующим, уже известным («Билл Гейтс создал компанию «Microsoft». А Стив Джобс?») ;

д) неизвестное в том или ином смысле уподобляется предшествующему, уже известному («Билл Гейтс создал компанию «Microsoft». И корпоративную систему «Windows»?»).

Таким образом, в ходе анализа конструкций вопросительных предложений русского языка, с одной стороны, и возможностей существующих методов и систем компьютерной лингвистики и семантического анализа текстов с другой стороны, установлено следующее.

1 Для автоматизации обработки естественно языковых конструкций в ИАС будут рассматриваться следующие вопросительные конструкции русского языка:

а) общевопросительные и частновопросительные;

б) на основе конструкций «что такое», «кто такой», «что значит», «что обозначает»;

в) на основе невопросительных предложений.

2 Используемые в ИАС вопросительные слова: кто, что, сколько, как, где, каков, который, когда.

120

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

С учетом этого, в таблице 1 разработан перечень вопросов, автоматическая обработка которых должна быть реализована в ИАСпонимания текстов для реализации ситуационного анализа проблематики малого бизнеса.

Таблица 1 - Вопросительные конструкции русского языка

№ п/п Запрос пользователя ИАС Описание смысла

1 Как открыть свой малый бизнес? Пользователь ожидает советы, инструкции, рекомендации по теме "малый бизнес"

2 Кто составляет бизнес-план? Пользователь ожидает четкий ответ в виде перечисления/названия ответственных лиц.

3 Что нужно для управления предприятием? Пользователь ожидает перечень требований для выполнения своей деятельности.

4 Сколько процентов составляет налог на прибыль? Пользователь ожидает конкретный ответ, выраженный в цифровом значении. Также может быть предложен специализированный "калькулятор".

5 Лдеполучить ИНН физическому лицу через интернет? Пользователь ожидает список Интернетадресов, по которым ему может быть предоставлена необходимая услуга.

6 Каков ежегодный минимальный платеж в ПФР? Пользователь ожидает конкретный ответ, выраженный в цифровом значении.

7 Который пункт Правил определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации определяет пределы пункта допуска? Пользователь ожидает конкретный ответ, выраженный в цифровом значении. Также возможно предоставление искомой информации в виде ссылки на необходимый пункт.

8 Когда будет принят закон о проблемных задолженностях? Пользователь ожидает конкретный ответ, выраженный в цифровом значении, или ссылки на статьи, сообщающие о развитии интересующего процесса.

9 Что такое декларация пожарной безопасности? Пользователь ожидает определение искомого ключевого слова, ссылки на родственные статьи, разъясняющие суть объекта.

10 Кто такой ответственный квартиросъемщик? Пользователь ожидает определение искомого ключевого слова, ссылки на родственные статьи, разъясняющие суть объекта.

121

Инновации в информационно-аналитических системах: сб. научн. трудов. Вып. 4 Курск: Науком, 2012. - 128 с., ил. ISBN 978-5-4297-0004-5

№ п/п Запрос пользователя ИАС Описание смысла

11 Что значит возврат подоходного налога? Пользователь ожидает определение искомого ключевого слова, ссылки на родственные статьи, разъясняющие суть объекта.

12 Что означает понятие "диалоговый характер программы"? Пользователь ожидает определение искомого ключевого слова, ссылки на родственные статьи, разъясняющие суть объекта.

13 Кому принадлежит портфолио: дизайнеру или компании? Пользователь ожидает конкретный ответ, определенный из предложенных вариантов.

14 Каким образом определяются пределы пункта пропуска? Пользователь ожидает ссылки на родственные статьи, разъясняющие суть объекта, инструкции.

15 Принят закон о едином налоге? Пользователь ожидает подтверждение/опровержение запрошенной информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в ходе проведенных исследований предложены русскоязычные вопросительные конструкции, которые могут быть использованы при создании ИАС понимания текстов для реализации ситуационного анализа проблематики малого бизнеса.

Библиографический список

1. Шатуновский И. Б. "Основные когнитивно-коммуника-тивные типы общих вопросов в русском языке", Академия наук СССР институт русского языка «Русская грамматика» - М.: Наука, 1980.

2. Академия наук СССР институт русского языка «Русская грамматика» - М.: Наука, 1980.

3. «Русский язык и культура речи» под редакцией профессора В.И.Максимова.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.