Научная статья на тему 'Анализ вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в концепции деятельностного подхода'

Анализ вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в концепции деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ACTIVITY / VOCAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / STRUCTURE OF ACTIVITY / VOCAL PEDAGOGICAL COMPETENCE / FUTURE TEACHER ON MUSIC ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаренко Н. А.

Освещается анализ вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в концепции деятельностного подхода. Вокально-педагогическая деятельность будущих учителей музыкального искусства рассматривается как результат овладения ими вокально-педагогической компетентностью. Разработанная структура вокально-педагогической деятельности будущего учителя музыкального искусства представляет собой целостное, сложное, многоуровневое образование, которое включает: мотив, цель, задания, содержание, формы, способы, условия, функции, виды, результат деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF VOCAL-TEACHING ACTIVITIES OF FUTURE MUSICS TEACHERS IN THE CONCEPT OF ACTIVITY APPROACH

The article analyzes the vocal pedagogical activity of the future teachers on music art in the conception of activity approach. Besides the vocal pedagogic activity is explored as a result of mastering vocal pedagogical competence by the future teachers of music art. There is a developed structure of the vocal pedagogical activity of the future teacher on music art that presents the whole difficult multilevel structure that includes motive, aim, tasks, content, shapes, conditions, functions, kinds, result of activity in this scientific work. All aspects of vocal pedagogic activity and approaches are oriented for educating professional teachers in their branch.

Текст научной работы на тему «Анализ вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в концепции деятельностного подхода»

УДК 378.147:784

Н. А. Овчаренко

АНАЛИЗ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕПЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Освещается анализ вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в концепции деятельностного подхода. Вокально-педагогическая деятельность будущих учителей музыкального искусства рассматривается как результат овладения ими вокально-педагогической компетентностью. Разработанная структура вокально-педагогической деятельности будущего учителя музыкального искусства представляет собой целостное, сложное, многоуровневое образование, которое включает: мотив, цель, задания, содержание, формы, способы, условия, функции, виды, результат деятельности.

Ключевые слова: деятельность, вокально-педагогическая деятельность, структура деятельности, вокально-педагогическая компетентность, будущий учитель музыкального искусства.

Стремительное развитие мирового сообщества требует модернизации национального образования в каждой стране, обновления его содержания и структуры с целью подготовки конкурентоспособных работников на современном рынке труда. Педагогические вузы являются узловыми компонентами в деле трансформации всего образования, занимаясь подготовкой новых педагогов и перепод-готокой действующих специалистов всей сферы образования [1]. Решение этого глобального вопроса касается и образования учителей музыкального искусства, позитивные изменения которого будут иметь влияние на организацию процесса музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения, сохранение духовных традиций и достижений, формирование новых ценностных ориентаций в сфере музыкального искусства, становление высоких моральных качеств учащихся.

Спектр профессиональной деятельности учителя музыкального искусства достаточно широк и включает в себя многоуровневую систему видов музыкальной деятельности. К наиболее важным и значимым в системе профессиональной деятельности следует отнести вокально-педагогическую деятельность будущего учителя музыкального искусства, которое обусловлено отношением учащихся к пению как к наиболее демократичному и любимому виду активного музицирования.

Ведущим в исследовании вокально-педагогической деятельности будущего учителя музыкального искусства является деятельностный подход, применение которого позволяет проанализировать организацию и управление деятельностью студентов, избрать формы и методы формирования вокально-педагогической компетентности, создать условия для формирования готовности к вокальнопедагогической деятельности в будущей профессиональной работе учителей музыкального искусства на протяжении жизни.

Психологическая теория деятельности начала интенсивно развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ столетия и базируется на основных принципах диалектического материализма, которые утверждают, что сознание определяет бытие, а деятельность человека определяет его сознание. Основателями теории деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) была раскрыта роль деятельности в проявлениях психических феноменов человека, в том числе в сознании.

За последнее десятилетие проведено много исследований в области педагогического образования и сфере искусств в контексте деятельностного подхода (Г. А. Атанов, Н. В. Кузьмина, Я. Л. Коломенский, А. Г. Маклаков, В. Ф. Орлов, А. А. Реан, Г. В. Суходольский, Г. М. Цыпин и др.), которые позволили систематизировать предыдущий научный опыт. Существуют определенные научные достижения в виде концептуальных положений вокально-педагогической деятельности будущего учителя музыкального искусства (Л. Н. Василенко, Л. М. Гавриленко, В. В. Емельянов, Л. И. Косяк, О. Ф. Маруфенко, А. Г. Менабени, Д. Е. Ого-роднов, Е. Н. Прядко, Г. А. Стасько, А. Г. Стахевич, А. Д. Шкуляр, Ю. Е. Юцевич и др.).

Понятие «деятельность», ключевое в определении деятельностного подхода, находилось и находится в центре внимания ученых, которые моделируют и уточняют его смысловые характеристики, применяя современное знание бытия субъекта. Л. С. Выготский определял, что мышление устанавливает, готовит и организовывает то, что потом совершается в реальных действиях [2]. С. Л. Рубинштейн рассматривал деятельность как психический акт, наполненный переживаниями [3];

А. Н. Леонтьев считал, что деятельность молярная, не адивная единица телесной жизни, материального субъекта [4]; П. Я. Гальперин отмечал, что для

деятельности важен образ, который стимулирует субъекта ориентироваться в ситуации [5].

Современные ученые продолжили научное толкование понятия «деятельности»: по мнению

A. Г. Маклакова, А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского, деятельность - динамическая система взаимодействия субъекта с миром; А. В. Скрипничен-ко, Л. В. Долинская, З. В. Огороднийчук считают, что деятельность - наиболее значимая единица анализа внешних проявлений активности, целостный мотивированный акт поведения.

Исследуя педагогическую деятельность,

B. А. Сластёнин рассматривает ее как целостный объект при условии, что главное внимание должно уделять не отдельным ее элементам, а тем взаимосвязям, которые конструируют систему деятельности и без которых она распадается на целый ряд не связанных между собою частей, разных видов функционирования учителя [6]. Б. С. Гершунский определяет педагогическую деятельность как единство и множество профессиональных ситуаций, в структуру которой входит не только учебная деятельность учителя, но и научно-исследовательская, управленческая, методическая [7].

Основываясь на учении о деятельности, ученые несколько десятилетий занимались разработкой деятельностного похода. С точки зрения психологии, деятельностный поход это: принцип изучения психики, в основе которого лежит категория предметной деятельности (К. Маркс); теория, которая рассматривает психологию как науку о рождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Анализируя применение деятельностного подхода в обучении, Г. А. Атанов приходит к мысли, что процесс обучения следует строить таким образом, чтобы его основной целью было формирование умений совершать деятельность. В свою очередь, деятельность реализуется при исполнении действий и операций, которые необходимы для решения определенных заданий [8].

Рассматривая роль искусства в системе развития творческой индивидуальности будущего педагога, Е. Н. Отич целесообразно определила, что главными признаками педагогической деятельности являются: 1) ее рефлексивный характер; 2) прогностич-ность, нацеленность в будущее; 3) непрерывность; 4) единство учебно-воспитательной, развивающей и профессионализирующей функций; 5) художественный характер деятельности [9].

Деятельность учителя музыкального искусства имеет свою особенность, которая заключается в сложности соединения педагогической и музыкальной деятельности, каждая из которых имеет свою структуру. В этой интенции Л. Г. Арчажнико-

ва отмечает, что спецификой музыкально-педагогической деятельности является решение педагогических задач средствами музыкального искусства. Автор относит к видам музыкально-педагогической деятельности: педагогическую, хормейстерскую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую, - все они базируються на умении самостоятельно обобщать и систематизировать результаты труда [10].

Виды деятельности учителя музыкального искусства изменяются в связи с требованиями современной общеобразовательной школы. И если в совсем недалеком прошлом было очень популярным хоровое пение учащихся, то в современных условиях детей привлекает сольный вокальный и ансамблевый вокально-иструментальный виды исполнительской деятельности. О. А. Апраксина, говоря о важности вокальной деятельности, отмечает, что «пение как исполнительский процесс развивает не только музыкальные способности (музыкальный слух, эмоциональное сопереживание и др.), но и так называемые общие способности как умение слушать и запоминать, внимание, настойчивость фантазию, самостоятельность» [11].

Вокально-педагогическая деятельность будущих учителей музыкального искусства предусматривает, что они овладеют вокально-педагогической компетентностью, которую мы рассматриваем как интегрированную способность к вокально-педагогической деятельности, в основе которой лежит сформированность вокальных и педагогических компетенций, личностных качеств и опыта эмоционально-ценностного отношения к явлениям вокального искусства в контексте общей культуры общества.

Будущая практическая деятельность по формированию вокальной культуры учащихся определяет структуру вокально-педагогической деятельности будущего учителя музыкального искусства, которая представляет собой целостное, сложное, многоуровневое образование компонентов, таких как мотив, цель, задания, содержание, формы, способы, условия, функции, виды, результат.

Для осуществления вокально-педагогической деятельности у будущего учителя музыкального искусства должна быть сформирована мотивационная сфера, нацеливающая его на самореализацию в профессии и достижение позитивных результатов труда. Сложная система мотивационной сферы включает общественные, моральные, эстетические и познавательные мотивы, профессионально-ценностные мотивы, потребности самоусовершенствования и самореализации. Общей закономерностью деятельности является зависимость результатов деятельности от характера и специфи-

ки мотивов. Один из основных элементов системы мотивации - наличие цели вокально-педагогической деятельности учителя: формирование общей и вокальной культуры личности средствами вокального искусства. В соответствии с целью определены задания:

- воспитание духовных потребностей и ценностных ориентаций в сфере вокального искусства;

- формирование вокальной компетентности;

- развитие общих и специфических музыкальных способностей;

- самоусовершенствование, саморазвитие, самореализация.

Осуществление вокально-педагогической деятельности предусматривает определение способов достижения цели, а именно:

- овладение методами формирования мотивации к вокально-педагогической деятельности;

- приобретение педагогического мастерства, которое предполагает творческое использование педагогических знаний, умений и навыков в учебновоспитательном процессе;

- применение специальных вокально-организационных, вокально-исполнительских, вокальнометодических действий;

- использование профессионально значимых приоритетов для дальнейшего самоусовершенствования и саморазвития.

Реализация цели, заданий вокально-педагогической деятельности будущего учителя музыкального искусства осуществима, если придерживаться педагогических условий:

- позитивное отношение к овладению вокально-педагогической компетентностью;

- соединение традиционного и современного подходов в учебно-воспитательном процессе;

- использование высокохудожественного репертуара в контексте личностно ориентированного подхода;

- согласованность технического и художественно-образного в вокальном исполнительстве;

- приобретение педагогического мастерства в использовании методов и приемов развития взрослого и детского голоса с учетом манеры пения, а также учете физиологических, личностных и возрастных особенностей учащихся;

- творческое взаимодействие педагога и студента.

На основе целостного анализа литературы по проблеме исследования и практического опыта нами определены функциональные компоненты вокально-педагогической деятельности будущего учителя музыкального искусства: мотивационноценностный, диагностический, прогностичный, моделирующий, содержательно-проектировочный, организационно-регулятивный, эмоционально-

творческий, художественно-коммуникативный, операционно-технологический, культуролого-аксеоло-гический, результативно-оценивающий, профессионально-рефлексивный.

Будущая практическая деятельность студентов определяет содержание их профессиональной подготовки в выполнении определенных функций в таких видах деятельности: учебная деятельность будущего учителя предусматривает степень овладения содержанием и формами вокального обучения; воспитательная нацелена на формирование вокальной культуры и ценностного отношения к вокальному искусству; методическая направлена на овладение методикой работы с детским голосом в разных манерах пения, понимание процесса зву-коформирования, звуковедения учащихся; концертно-исполнительская предусматривает повышение уровня вокально-исполнительской подготовки; искусствоведческая нацелена на овладение художественным языком вокального искусства и научным языком теоретических понятий о нем и других видах искусств; педагогическая имеет целью повышение степени овладения содержанием, формами, методами, средствами педагогического управления вокальной деятельностью учащихся; психологическая нацелена на методику изучения индивидуальных и возрастных особенностей; социально-организационная направлена на овладение умением организации различных видов вокально-педагогической деятельности и на решение коммуникативных задач; просветительская предусматривает овладение умением формировать интерес к вокальному искусству; исследовательская нацелена на творческий поиск путей повышения уровня собственной вокальной культуры и учащихся, постоянное повышение квалификации и постоянное самообразование.

Содержание вокально-педагогической деятельности проявляет себя во внешней форме, что является закономерным предметным влиянием объективного мира на субъект, и во внутренней форме, что есть проявление активности субъекта, его умственных действий. К внешним формам относятся: лекционные, практические индивидуальные занятия, внеучебные формы (занятия в студиях, участие в фестивалях, концертах, конкурсах и т. д.).

Результатом вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в конце процесса обучения в вузе должна быть их готовность к осуществлению такого вида деятельности, которая предусматривает:

- наличие эстетических потребностей, интересов, идеалов;

- сформированность духовных ценностей и ценностных ориентаций в сфере вокального искус-

ства как компонента музыкального искусства и об- искусства - это результат овладения ими вокально-

щей культуры общества; педагогической компетентностью, которую мы

- сформированность вокально-педагогической рассматриваем как интегрированную способность,

компетентности; в основе которой лежит сформированность вокаль-

- достаточный или высокий уровень развития ных и педагогических компетенций, личностных

общих и вокальных способностей; качеств и опыта эмоционально-ценностного отно-

- стремление к непрерывному образованию и шения к явлениям вокального искусства в контекс-

самообразованию в сфере вокально-педагогичес- те общей культуры общества. Структура вокально-

кой деятельности. педагогической деятельности будущего учителя

Таким образом, анализ вокально-педагогичес- музыкального искусства представляет собой це-

кой деятельности будущих учителей музыкального лостное, сложное, многоуровневое образовании,

искусства в концепции деятельностного подхода которое включает мотив, цель, задания, содержа-

позволил определить, что вокально-педагогичес- ние, формы, способы, условия, функции, виды, ре-

кая деятельность будущих учителей музыкального зультат деятельности.

Список литературы

1. Мельник Т. Е. Концептуальные положения формирования педагогического образования в интересах устойчивого развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып 1. С. 69-71.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. 671 с.

3. Рубинштейн С. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

4. Леонтьєв А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

5. Гальперин П. Лекции по психологии. М.: АСТ; КДУ, 2007. 400 с.

6. Сластёнин В. А. Формирование социально активной личности учителя // Сов. педагогика. 1981. № 4. С. 76-84.

7. Гершунский Б. Личностная характеристика школьника. М.: Просвещение, 1987. 237 с.

8. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 160 с.

9. Отич О. М. Мистецтво у системі розвитку творчої індивідуальності майбутнього професійного навчання: теоретичний і методичний аспект / за наук. ред. І. Я. Зязюна. Чернівці: Зелена буковина, 2009. 752 с.

10. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.

11. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пос. для студ. пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. 224 с.

Овчаренко Н.А., кандидат педагогических наук, доцент.

Криворожский педагогический институт.

ГВУЗ «Криворожский национальный университет».

Ул. Гагарина, 54 а, Кривой Рог, Днепропетровская область, Украина, 50000.

Е-таі1: shvager77@gmail.com

Материал поступил в редакцию 17.06.2013.

N. A. Ovcharenko

THE ANALYSIS OF VOCAL-TEACHING ACTIVITIES OF FUTURE MUSICS TEACHERS IN THE CONCEPT

OF ACTIVITY APPROACH

The article analyzes the vocal pedagogical activity of the future teachers on music art in the conception of activity approach. Besides the vocal pedagogic activity is explored as a result of mastering vocal pedagogical competence by the future teachers of music art. There is a developed structure of the vocal pedagogical activity of the future teacher on music art that presents the whole difficult multilevel structure that includes motive, aim, tasks, content, shapes, conditions, functions, kinds, result of activity in this scientific work. All aspects of vocal pedagogic activity and approaches are oriented for educating professional teachers in their branch.

Key words: activity, vocal pedagogical activity, structure of activity, vocal pedagogical competence, future teacher on music art.

— sl —

References

1. Melnik T. Conceptual points of formation of pedagogical education for sustainable development. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1, pp. 69-71 (in Russian).

2. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology. Moscow, AST: Astrel' Publ., 2005. 671 p. (in Russian).

3. Rubinstein S. Fundamentals of general psychology. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1946. 704 p. (in Russian).

4. Leont'ev A. N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (in Russian).

5. Galperin P. Lectures on psychology. Moscow, AST: KDU Publ., 2007. 400 p. (in Russian).

6. Slastenin V. A. Formation of the socially active personality of a teacher. Soviet pedagogy Publ., 1981, no. 4, pp. 76-84 (in Russian).

7. Gershunskiy B. Personal characteristics of a schoolchild. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1987. 237 p. (in Russian).

8. Atanov G. A. Active approach in tuition. Donetsk, EAl-press Publ., 2001. 160 p. (in Russian).

9. Otich O. M. Art in the development of creative individuality of the future vocational training: theoretical and methodological aspect. Chernovtsi, Zelenaya Bukovina, 2009. 752 p. (in Ukrainian).

10. Archazhnikova L. G. Occupation - music teacher: teacher’s book. Moscow, Prosveshchenie, 1984. 111 p. (in Russian).

11. Apraksina O. A. Methods of musical education at school: manual for students of pedagogical institutes, specialty no. 2119 «Music and singing». Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 224 p. (in Russian).

Krivoroghskiy Pedagogical Institute.

Krivoy Rog National University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ul. Gagarina, 54 a, Krivoy Rog, Dnepropetrovsk region, Ukraine, 50000.

E-mail: shvager77@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.