Бабаджанов А.Я.1
Анализ военных доктрин государств - участников ОДКБ
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в мае 2002 года на базе Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте 15 мая 1992 года. Государствами - членами ОДКБ на сегодняшний день являются семь государств, а именно: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Среди экспертов данная организация и все, что с ней связанно вызывает много дискуссий, что и понятно, учитывая уникальность данной организации для постсоветского пространства. Однако представляется необходимым изучить данную организацию с точки зрения военных доктрин государств - участников ОДКБ, так как «содержание военной доктрины того или иного государства всегда представляло интерес для его соседей»2. Это особенно актуально для постсоветских государств из-за того, что все страны так или иначе взаимосвязаны географически, экономически, социально-исторически и политически, не говоря уже о том, что
1 Бабаджанов Алишер Якубович - аспирант кафедры истории международных отношений и внешней политики России МГИМО(У) МИД России.
2 А.Ф. Клименко. «Военные доктрины и концепции стран АТР / Россия и АТР: безопасность, сотрудничество, раз-витие.Москва. Изд. Институт Дальнего Востока РАН. 2002.
некоторые из них состоят в одной и той же международной коллективной системе безопасности. Также военные доктрины представляют интерес в связи с тем, что они «аккумулируют в себе взгляды на обеспечение военной безопасности государства»3. Кроме того, участие государств в блоках предполагает унификацию военных доктрин и военного законодательства. Самым ярким примером могут служить военные доктрины государств - членов НАТО, которые прошли путь унификации и пришли к стандартизации военных доктрин.
Армения. 25 декабря 2007 года президент Армении подписал указ об утверждении военной доктрины Республики Армения. Она состоит из введения и четырех разделов, а именно: военно-политические основы, оборонная стратегия Республики Армения, системы военной безопасности и реформы системы военной безопасности.
Министр обороны Армении Микаэл Арутюнян на парламентских слушаниях 14 декабря 2007 года по проекту военной доктрины заявил, что военная доктрина Армении носит скорее оборонительный характер, нежели наступательный.4. Однако ее анализ невозможен без учета влияния отношений между Арменией и Азербайджаном. Такая тональность доктрины логична, учитывая, тот факт, что Армения оккупировала 20% территории другого государства. Статус-кво выгоден для Армении, и она не будет предпринимать какие-либо наступательные меры, а азербайджанская доктрина, в свою очередь, будет более агрессивна, так как Баку намеревается вернуть оккупированные территории, путем «восстановления территориальной целостности»5, что четко прописано в Концепции национальной безопасности. Таким образом, оборонительный характер военной доктрины Армении носит больше популистский характер. Также в военной доктрине Армении Азербайджан не упоминается как вражеская страна, как это прописано в азербайджанской доктрине. Однако в доктрине указано, что «Республика Армения является гарантом и обеспечивает безопасность народа Нагорно-Карабахской Республики и избранного им пути развития»6, и приводятся причины для такого рода заявлений, где указывается, что Азербайджан проводил политику геноцида по отношению к армянскому народу, политику применения военной силы и угрозы физического уничтожения. В разделе «внешние угрозы» отмечается, что наличие нагорно-карабах-ского конфликта и стремление Азербайджана к достижению военного превосходства над Арменией есть угроза военной безопасности Армении. Также сюда отнесено «создание, упрочение и расширение союзов, направленных против Республики Армения, в частности, стратегический союз Турецкой Республики и Азербайджанской Республики...»7. Таким образом, по сути Азербайджан также провозглашается вражеской страной. Учитывая наличия такого рода текста военных доктрин Армении и Азербайджана, нет иллюзий о скором разрешении конфликта. Сам Нагорный Карабах в доктрине прописан как «Нагорно-карабахская Республика»8.
Противостоять угрозам призваны боеспособные вооруженные силы. С этой целью намечено проведения различного рода реформ вооруженных сил. Выше, в разделе про военную доктрину Азербайджана, отмечалось, что Азербайджан также укрепляет свои вооруженные силы. По сути мы получаем гонку вооружений между двумя закавказскими государствами в непосредственной близости российских границ.
Относительно России в тексте отмечается, что «приоритетным направлением международного военного и военно-технического сотрудничества является стратегическое сотрудничество с Российской Федерацией. Республика Армения создает с Российской Федерацией постоянно действующие совместные силы, такие, как Объединенная группировка войск (сил).»9. Однако помимо военно-политического сотрудничества с Россией и ОДКБ в доктрине также указывается на развитие сотрудничества с НАТО и США. К примеру, в августе 2008 года прошли учения «Немедленное реагирование (ответ) - 2008», которые «предполагали отработку вопросов участия сил НАТО и их союзников по СНГ в специальных операциях по принуждению к миру в зонах вооруженных конфликтов»10. «Участие Армении в делах НАТО является системным и очень противоречивым. Одновременно с участием в учениях НАТО Ереван начал
3 И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. Военная доктрина России и ее роль в обеспечении безопасности и строительстве вооруженных сил. Московский журнал международного права. 4.2000.40. Москва. Изд. МЖМП. 2000 г.
4 www.noev-kovcheg.ru
5 www.mfa.gov.az
6 www.mil.am
7 www.mil.am
8 www.mil.am
9 www.mil.am
10 www.vpk-news.ru
активную подготовку к маневрам, которые пройдут в Армении в середине августа с участием вооруженных сил стран ОДКБ»11. Складывается ощущение, что Ереван пытается усидеть на двух стульях.
Белоруссия. Военная доктрина Республики Беларусь была принята 3 января 2002 года. Это уже вторая по счету военная доктрина Белоруссии. Первая доктрина имела гриф «секретно» и была принята 16 декабря 1992 года. Этот факт очень показателен, если учесть, что некоторые постсоветские государства еще даже не приняли первую военную доктрину. Необходимость принятия новой доктрины была продиктована рядом причин; как отметил министр обороны Л. Мальцев, «за девять лет произошли глобальные изменения, связанные с выводом с нашей территории ядерного оружия, формированием президентской формы правления, расширением НАТО на Восток, присоединением страны к Договору о коллективной безопасности, процессами, связанными с построением Союзного государства Беларуси и России и другими факторами, которые и повлекли за собой необходимость принятия новой Военной доктрины»12.
Она состоит из трех глав, которые освещают военно-политические основы военной безопасности, военно-стратегические основы военной безопасности и основы экономического обеспечения военной безопасности. В доктрине провозглашается, что она носит сугубо оборонительный характер и «исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для нее потенциальным противником»13. Необходимо отметить, что в доктрине подчеркивается, что Беларусь «не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств»14. Это одна из редких доктрин на постсоветском пространстве, в которой прямо или косвенно не ставится вопрос о территориальных претензиях.
В доктрине отдельно выделяется только Россия, причем указано, что Беларусь «уделяет приоритетное значение формированию единого оборонного пространства с Российской Федерацией»15. Необходимо отметить, что сотрудничество по линии ОДКБ действительно идет активно, и оно продолжает развиваться. Беларусь принимает участие во всех совместных учениях, встречах и иных механизмах в рамках ОДКБ.
Оборонный бюджет Беларуси в 2008 году составил 681 млн. долларов США16, а в отличие от других стран постсоветского пространства, у Беларуси имеется потенциал для развития ОПК. Военная техника, разрабатываемая в Беларуси, получила высокую оценку специалистов. К такой технике можно отнести новую РЛС обнаружения воздушных целей «Восток», разработанную КБ «Радар» (Беларусь) или легкий танк 2Т «Сталкер», который разработан «Мино-тор-Сервисом» (Беларусь).
Казахстан. Новая военная доктрина Казахстана была принята 21 марта 2007 года. Это уже третья по счету доктрина. Первая военная доктрина Казахстана была принята в 1993 году, а вторая - 10 февраля 2000 года. Ни одна из шести стран - участников Организации Договора о коллективной безопасности не может похвастаться таким их количеством.
В 2006 году президент Н. Назарбаев в своем послании народу указал на необходимость вхождения Казахстана в 50 наиболее конкурентно способных стран мира. В связи с чем, по мнению специалистов, появилась необходимость в принятии новой доктрины. В самой доктрине необходимость ее принятия обуславливается «социально-экономической и политической модернизацией казахстанского общества, а также изменением в военно-политической обстановке»17.
Доктрина состоит из четырех частей - военно-политические основы безопасности, военно-стратегические основы безопасности, военно-экономические и военно-технические основы обеспечения безопасности, а также цели, принципы, задачи и направления военно-экономического и военно-технического обеспечения. В процессе подготовки текста принимали участие эксперты из России, Европы и США. Таким образом, по мнению аналитиков, текст получился достаточно противоречивым. Так, например, в качестве угроз указывается «расширение военно-политических организаций»18. Учитывая членство Казахстана в ОДКБ,
11 www.vpk-news.ru
12 www.rol.ru
13 www.mod.mil.by
14 www.mod.mil.by
15 www.mod.mil.by
16 Военно-промышленный курьер. №1 (217), 9 января 2008г.
17 www.unesco.kz
18 www.unesco.kz
очевидно, что здесь подразумевается НАТО. Однако ниже НАТО упоминается в качестве международного военного партнера наряду с ОДКБ и другими организациями такого рода. Более того, в разделе «Обеспечение военной безопасности» говорится о «оснащении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований современными образцами вооружения, военной и специальной техники, в том числе по стандартам НАТО»19.
Документ носит сугубо оборонительный характер. Более того, если раньше об этом говорилось в конце доктрины, то сейчас это прописано во введении.
В отличие от предыдущей доктрины, в новой в качестве угрозы указывается «демографическая напряженность» и «дефицит природных ресурсов и прежде всего воды»20. Тот факт, что проблема воды вынесена в качестве угроз в первую часть военной доктрины, говорит о возрастании значимости данного вопроса. Это тяжелый вопрос для Центральной Азии, и Казахстан в этом вопросе зависит от Таджикистана и Киргизии.
Однако появление новых угроз показывает динамику развития страны и военной доктрины. В новой доктрине отсутствуют такие угрозы, как недостаточная развитость военно-промышленного потенциала и зависимость в военно-технической области. Очевидно, что Казахстан преодолел эти трудности и сегодня для него на повестке дня стоят проблемы совсем другого уровня. Тем не менее, по мнению многих военных экспертов, в казахской армии по прежнему много «болевых точек: низкий социальный статус военнослужащих, недостаточный социальный пакет, жилье, неуставные отношения, воровство и коррупция»21. Таким образом получается, что, не решив старые проблемы, новая доктрина выдвигает проблемы и угрозы более высокого уровня.
В разделе «Международное военное сотрудничество Республики Казахстан», в отличие от предыдущей доктрины, четко расставлены приоритеты, а именно: на первом месте сотрудничество с государствами-членами ОДКБ, «углубление стратегического партнерства с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой», «укрепление сотрудничества с Соединенными Штатами Америки», «расширение сотрудничества. с государствами Центральной Азии и другими странами»,22 и в конце упоминается НАТО, а также ООН.
В целом же доктрина насыщена внешнеполитическими декларациями, что, в свою очередь, никаким образом не способствует повседневной работе военных.
Кыргызстан. Военная доктрина Кыргызской Республики была принята 23 марта 2002 года. Она состоит из четырех разделов - военно-политические основы, военные основы, основы военно-экономического обеспечения военной безопасности и подготовка Кыргызской Республики к обороне.
«Военная доктрина носит оборонительный характер»,23 что указано во введении в документ. В документе упоминается сотрудничество «в Содружестве Независимых государств -с государствами СНГ и государствами - участниками Договора о коллективной безопасности на региональном уровне - в рамках Договора о коллективной безопасности, «Шанхайской организации сотрудничества»24. В разделе о «Международном военном и военно-техническом сотрудничестве» первым упоминается сотрудничество в рамках ДКБ, затем расширение сотрудничества в рамках «Партнерства во имя мира», «укрепление двухстороннего сотрудничества с Российской Федерацией, США, КНР, Турецкой Республикой, ФРГ»25, а также укрепление доверия в рамках ШОС и участие в воинских операциях под эгидой ООН.
Очевидно, что внешние угрозы были прописаны под влиянием событий вторжения на территорию Кыргызстана незаконных бандформирований, а также наличие очагов напряженности в Таджикистане и Ферганской долине. В частности, это «военно-политическая нестабильность» и «очаги вооруженных конфликтов в Центрально-Азиатском регионе», а также «сохранение вероятности проникновения на территорию республики незаконных вооруженных формирований»26.
Также из перечисленных внутренних угроз следует, что вооруженные силы Кыргызстана не отвечают оборонным потребностям страны. «Низкая боевая готовность ВС, их слабая техническая оснащенность, недостаточный мобилизационный потенциал не позволяют сегодня
19 www.unesco.kz
20 www.unesco.kz
21 www.analitika.org
22 www.unesco.kz
23 www.mil.kg
24 www.mil.kg
25 www.mil.kg
26 www.mil.kg
гарантировать военную безопасность страны»27. Бюджет страны рассчитан лишь на поддержание вооруженных сил. Кыргызстан - своего рода лидер в СНГ среди стран, которые тратят меньше всего на свою оборону. В 2008 году его траты составят 43,9 млн. долларов США, что есть 1,3% от ВВП28. По оценкам экспертов, около 50% вооружения устарело и пришло в негодность29. Тем временем для обеспечения безопасности требуются кардинальные реформы, для которых попросту нет денег. В связи с этим Кыргызстан пытается максимально интегрироваться в различного рода региональные системы безопасности для того, чтобы через них обеспечить себе безопасность.
Относительно конфликтов необходимо подчеркнуть, что доктрина делит их на «справедливые (не противоречащие Уставу ООН...) и несправедливые (противоречащие Уставу ООН...)»30. Этот момент очень важен с учетом череды событий на международной арене, когда основополагающие принципы ООН были проигнорированы.
В доктрине несколько раз особо подчеркивается создание и развитие горных, компактных и мобильных вооруженных сил. Этот факт объясняется наличием горной местности и угрозы проникновения незаконных вооруженных формирований с той части страны, где преобладает горный массив.
Строительство вооруженных сил, согласно военной доктрине, будет осуществляться в три этапа и должно закончиться к 2010 году. В связи с этим полное название военной доктрины звучит как «О Военной доктрине Кыргызской Республики на переходный период до 2010 года».
Россия. Военная доктрина Российской Федерации была утверждена указом президента В.В. Путина 21 апреля 2000 года. Она состоит из трех разделов - «Военно-политические основы», «Военно-стратегические основы» и «Военно-экономические основы»31.
Большое влияние на разработку военной доктрины оказали односторонние действия США, американская модель однополюсного мира, действия НАТО в обход Устава ООН. Необходимо также учесть, что разработка доктрины проходила на фоне событий в Югославии и на Северном Кавказе.
Доктрина, также как и многие другие доктрины на постсоветском пространстве, носит оборонительный характер. Многие военные эксперты полагают, что с возрастанием роли и мощи России необходимо изменить доктрину на оборонительно-наступательный вариант. Однако необходимо осознавать, что такая доктрина повлечет усиление напряженности на международной арене, а также в отношениях с другими государствами.
По мнению экспертов, доктрина 2000 года не в полной мере отвечает угрозам сегодняшнего дня. В частности, в тексте сказано, что «военно-политическая обстановка» характеризуется снижением «опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной»32. В подразделе «Основные угрозы военной безопасности» также сказано, что «в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной об-становки»33. Однако череда событий на международной арене указывает на наличия угрозы крупномасштабной войны. К такого рода событиям можно отнести процесс по размещению баз ПРО в непосредственной близости от российских границ, расширение североатлантического альянса, конфликт в Южной Осетии и т.д.
В качестве внешней угрозы упоминается «расширение военных блоков и союзов»34. Очевидно, что под такими блоками подразумевается прежде всего НАТО. Также к угрозам отнесены «территориальные претензии». Данный факт указывает, на то, что Россия признает наличие территориальных проблем.
В доктрине из всех стран особо упоминается лишь Беларусь, а относительно международных структур - СНГ и ДКБ. В частности, в подразделе «Обеспечение военной безопасности» подчеркивается, что Россия «проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику.»35, а также «придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепле-
27 www.tazar.kg
28 Военно-промышленный курьер. №1 (217), 9 января 2008г.
29 www.tazar.kg
30 www.mil.kg
31 www.iss.niiit.ru
32 www.iss.niiit.ru
33 www.iss.niiit.ru
34 www.iss.niiit.ru
35 www.iss.niiit.ru
ния Договора о коллективной безопасности»36. Упоминание Организации Договора о коллективной безопасности в качестве просто Договора лишний раз доказывает, что доктрина устарела, так как ОДКБ уже решает вопросы совсем другого уровня и тем самым представляет собой отличную структуру безопасности.
Россия - единственная страна из всех членов ОДКБ, имеющая ядерное оружие, и данный факт нашел свое отражение в военной доктрине. В ней подчеркивается, что ядерное оружие рассматривается «как фактор сдерживания агрессии».
Относительно применения вооруженных сил необходимо отметить реалистичность оценки, однако она была таковой на 2000 год. За последние 8 лет произошли качественные изменения подготовки и боеспособности вооруженных сил России. С этой точки зрения военная доктрина, к сожалению, устарела.
Таджикистан. Военная доктрина Республики Таджикистан была принята в октябре 2005 года и так же, как доктрина России, является документом переходного периода. Она так же, как и доктрина России, состоит из стандартных разделов о военно-политической, военно-стратегической и военно-экономической основе обеспечения военной безопасности. Доктрина носит оборонительный характер и подтверждает последовательную приверженность миру. По примеру белоруской доктрины в доктрине Таджикистана подчеркивается, что он не имеет территориальных претензий к соседним государствам.
К сожалению, в доктрине нашла свое отражение и сложная экономическая ситуация в республике. В частности отмечается, что «сложные экономические условия Таджикистана практически исключают необходимость и возможность заблаговременного создания мощных группировок вооруженных сил»37. Также военной доктриной установлено, что модернизация осуществляется согласно экономическому потенциалу страны. Несмотря на это, оборонный бюджет страны растет очень быстро. В 2008 году расходы на оборонку составят всего 63 млн. долларов США, что является 1,7% от ВВП Таджикистана38. Отметим, что в 2005 году эта цифра составляла 32,3 млн. долларов США39. Большую часть помощи вооруженным силам Таджикистана оказывает Россия. Однако в последнее время активизировалась помощь со стороны США, Ирана, а также стран Европейского Союза. Серьезные проблемы с материальным и техническим обеспечением связаны с тем, что, «в отличие от многих других государств, получивших в наследство от Советской Армии целые дивизии с полным вооружением, после распада СССР Таджикистану пришлось начинать все с нуля»40. Другой серьезной проблемой вооруженных сил Таджикистана является катастрофическая нехватка квалифицированных военных кадров.
Таким образом, Таджикистан в большей степени, чем другие государства - члены ОДКБ, полагается на коллективные механизмы безопасности. В военной доктрине это нашло свое отражение там, где говорится о сотрудничестве с ОДКБ, ШОС и СНГ
Узбекистан. Новая военная доктрина Республики Узбекистан была принята Советом национальной безопасности в феврале 2000 года. В доктрине, помимо других угроз, особо подчеркивается угроза терроризма и религиозного экстремизма. С данными угрозами Республика Узбекистан сталкивается достаточно часто, и это естественно, что им уделяется особое место.
Документ предусматривает создание интегрированных, высоко мобильных, самодостаточных и гибких вооруженных сил для поддержания мира. Эти силы должны быть хорошо экипированы и тренированны. Также большое значение уделяется поднятию качества пограничных войск.
Доктрина выставляет Ташкент в дружеском свете по отношению к соседям. Это позитивный фактор, учитывая напряженные отношения Узбекистана с Республикой Таджикистан и Кыргызстаном.
Относительно военного сотрудничества в доктрине предлагается укреплять отношения с Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, Японией, Китаем, Содружеством Независимых Государств и НАТО. Необходимо отметить, что американские инструктора, а также их коллеги из НАТО, активно участвовали в подготовке военных Узбекистана. Однако с момента возвращения Узбекистана в Организацию Договора о коллективной безопасности данные контакты уменьшились, и Ташкент стал больше ориентироваться на российских военных.
В доктрине, так же, как и в предыдущей версии от 1995 года, говорится о необходимости продолжения реформ вооруженных сил Узбекистана и повышении боеспособности армии.
36 www.iss.niiit.ru
37 www.tribun.tj
38 Военно-промышленный курьер. №1 (217), 9 января 2008г.
39 www.tribun.tj
40 www.tribun.tj
В 2008 году Узбекистан намеревается потратить 1,08 млрд. долларов США, что составляет 4% от ВВП за 2008 год41.
Как видно из анализа доктрин государств - участников ОДКБ, их схожесть прослеживается лишь в структуре документов. У всех семи доктрин примерно одинаковые разделы и подразделы. Однако содержание и акценты различны. Сегодня многие регионы мира стремятся к унификации военных доктрин. «Военные доктрины многих европейских государств "взяли на вооружение" ряд схожих принципов обеспечения безопасности, что способствовало укреплению безопасности и стабильности в регионе и в мире в целом»42. Унификация также необходима для борьбы с трансграничными угрозами, такими, как международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, сепаратизм и экстремизм в различных проявлениях.
К сожалению, унификация невозможна на данный момент по объективным причинам. Одной из таких причин является различие в уровне подготовки и обеспеченности вооруженных сил. У государств различные приоритеты и проблемы в военной сфере. К примеру, для Казахстана стоит вопрос о приобретении самой современной военной техники, а для Таджикистана стоит проблема должного обеспечения продуктами питания вооруженных сил, так как солдаты порой попросту голодают. При таких условиях говорить об унификации военных доктрин, к сожалению, не приходится.
41 Военно-промышленный курьер. №1 (217), 9 января 2008г.
42 А.Ф. Клименко. Военные доктрины и концепции стран АТР. Россия и АТР: безопасность, сотрудничество, развитие. Москва. Изд. Института Дальнего Востока РАН. 2002.