Научная статья на тему 'Анализ внутренней структуры крауд-проектов и эффективности их реализации в городе Москве'

Анализ внутренней структуры крауд-проектов и эффективности их реализации в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОРОД / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДСОРСИНГ-ПРОЕКТЫ / ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ / ГРАЖДАНЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / STATE MANAGEMENT / CITY / INNOVATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / CROWDSOURCING / CROWDSOURCING PROJECTS / MOSCOW GOVERNMENT / CITIZENS / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Алла Викторовна, Хомутовская Ксения Васильевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты развития краудсорсинг-проектов в системе государственного управления, роль краудсорсинга и способы его применения. Проведен анализ реализации и результатов краудсорсинг-проектов Правительства Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Алла Викторовна, Хомутовская Ксения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the internal structure of crowd-projects and the effectiveness of their implementation in the city of Moscow

The article deals with the theoretical aspects of crowdsourcing-projects in the public administration, the role of crowdsourcing and the methods of its application. The implementation and results of crowdsourcing-projects of the Government of Moscow were analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ внутренней структуры крауд-проектов и эффективности их реализации в городе Москве»

А.В. ПОПОВА кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и кадровой политики МГУУ Правительства Москвы

К.В. ХОМУТОВСКАЯ магистрант кафедры финансового менеджмента и финансового права МГУУ Правительства Москвы*

Анализ внутренней структуры крауд-проектов и эффективности их реализации в городе Москве

Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом.

Краудсорсинг представляет собой радикально новый подход к взаимодействию с гражданами по решению значимых для города вопросов.

Главный принцип краудсорсинга можно сформулировать следующим образом: у группы людей (толпы) больше знаний, чем у отдельного человека, но искусство состоит именно в том, чтобы создать условия для реализации этих знаний. Таким образом, краудсорсинг представляет собой не просто организацию форума, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, и даже не традиционный механизм обратной связи, а организационно и методически упорядоченную модель взаимодействия организации с инициативными пользователями Интернета.

Впервые понятие «человеческие вычисления» (human computation) в 2003 г. предложил Луис фон Ах с коллегами1. Позже, в 2006 г. термин «краудсорсинг» (crowdsourcing) был сформулирован редактором журнала "Wired" Д. Хау в

* Попова Алла Викторовна, e-mail: [email protected]; Хомутовская Ксения Васильевна, e-mail: [email protected]

1 Луис фон Ах. Человеческие вычисления (Human Computation). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tx082gDwGcM

статье под названием «Восход Краудсорсинга» (The Rise of Crowdsourcing)1. В 2012 г. вышла его книга «Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса»2.

На современном этапе государство демонстрирует готовность вовлекать в процесс принятия управленческих решений активных представителей гражданского общества и бизнеса. Органы публичного управления продолжают активно создавать диалоговые интернет-площадки, формируют действенные каналы обратной связи, осваивают информационные и коммуникационные технологии. По своей сути, краудсорсинг является инновационным механизмом управления обратной связью между органами государственной власти и обществом.

Выделяют следующие преимущества краудсорсинга, как эффективного инструмента модернизации государственного управления:

- невысокая стоимость по сравнению с общепринятыми методами решения задач;

- организациям предоставляется большое количество самых разнообразных вариантов решения задач, из которых можно выбрать наиболее ценные и эффективные;

- возможность получить важную информацию об усовершенствовании товаров и услуг от самих потребителей;

- относительная простота разработки и внедрения крауд-сорсинговых систем;

- расширение возможностей сотрудников организации в применении своих знаний и навыков;

- увеличение производительности труда в организации;

- недорогой и действенный инструмент рекламы и донесения необходимой информации до граждан;

- доступ к талантливым кадрам по всему миру;

- фиксированные сроки.

Впервые на краудсорсинг свое внимание обратил В.В. Путин в 2012 г., еще будучи премьер-министром. По его словам, нужно шире применять возможности краудсорсинга - современной технологии общественной экспертизы, в рамках которой предложения и решения может предлагать каждый пользователь Интернета без каких-либо ограниче-

1 Wired, 2006, №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www .wired. com/2006/06/crowd s/

Хау Д. Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.

ний. При этом он заметил, что не только Правительство РФ, но и все министерства, ведомства должны создавать условия для проведения общественной экспертизы как на основе имеющихся инструментов, так и расширяя их возможности за счёт реализации краудсорсинг-проектов.

Краудсорсинговые проекты позволяют объединить творческую энергию массы людей в единый коллективный разум, необходимый для поиска новых решений существующих задач. Основная цель краудсорсинг-проектов заключается в оценке и анализе существующих проблем любой организации с различных сторон, а генерируемые в процессе общения идеи впоследствии формируют банк знаний, который может быть использован в качестве стартовой площадки при разработке инноваций как для бизнеса, так и для государства. Краудсорсинг-проект - это интерактивная и многофункциональная площадка, размещенная в сети Интернет, которая способна обеспечить организацию совместной деятельности государства и общества.

На рис. 1 приводится система ключевых элементов краудсорсингового проекта.

Рис. 1. Система ключевых элементов краудсорсинг-проектов

Система включает в себя следующие этапы:

1) заказчик находит и выбирает площадку на которой будет реализован проект.

2) интернет-площадка представляет собой элемент системы, на котором сетевое сообщество встречается с задачей заказчика;

3) определяется целевая аудитория проекта, она полностью зависит от задач, которые решаются в ходе реализации краудсорсинг-проекта.

В государственном секторе краудсорсинг-проекты являются моделью управления знаниями, которая основана на передаче работы органов государственного управления большой группе людей, многие из которых необязательно должны быть профессионалами в заданной области. Взаимодействие и координация участников краудсорсинг-проек-тов осуществляются через Интернет, что позволяет значительно сократить финансовые и временные издержки.

Основоположниками как бизнес - так и политического краудсорсинга в России можно смело назвать компанию Witology (Витология). Это российская инновационная компания, предлагающая своим клиентам услуги по решению сложных интеллектуальных бизнес-задач с использованием технологии краудсорсинга. На основе собственной методологии и краудсорсинговой площадки Witology создает он-лайн-сообщества с новыми принципами взаимодействия и обширными возможностями для масштабной коллективной интеллектуальной работы.

Ключевыми краудсорсинг-проектами для нашей страны являются также глобальные краудсорсинговые проекты. Наглядным свидетельством тому стал сервис «Карта краудсорсинга» в России, который запущен порталом Crowd-sourcing.ru. На «Карте краудсорсинга» отражены отечественные социальные проекты, активные в настоящее время. Они имеют географическую привязку и тематические разделы: проекты отображаются по сферам (экология, здравоохранение и другие) и уровню (региональный или федеральный) либо выводятся общим списком. Наполнение карты осуществляется за счет информации, полученной в ходе мониторинга СМИ, предоставляемой органами власти и региональными общественными палатами, общественными организациями и компаниями-разработчиками.

Правительство Москвы стремится сделать взаимодействие жителей и органов исполнительной власти Москвы более эффективным и продуктивным. По предложению мэра Москвы С. Собянина функционирует уникальный инструмент, позволяющий неравнодушным жителям города участвовать в краудсорсинг-проектах и предлагать свои идеи по улучшению города. Сайт crowd.mos1 включает в себя общественное обсуждение программ городского развития, законопроектов, публичные ответы на вопросы граждан, а также поддерживаемые мэрией порталы «Открытое правительство», «Дороги Москвы», «Наш город», «Программа развития Москвы» и другие проекты.

Большое значение Правительством Москвы придается проектам, связанным с культурной жизнью горожан. Именно проекты в области культуры стали одними из первых крауд-сорсинг-проектов, реализованных в городе. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Первый краудсорсинг-проект Департамента культуры -«Московский стандарт детского отдыха» (10.11.2014 -05.12.2014). Цель проекта: разработка московского стандарта детского отдыха. В ходе проекта участникам предстояло сформулировать предложения по повышению качества отдыха детей по шести направлениям:

- организация перевозки детей к месту отдыха;

- условия проживания детей;

- организация питания;

- инфраструктура детских лагерей;

- вожатые;

- программы отдыха в детских лагерях.

Для участия в проекте зарегистрировалось более 7 тыс. жителей. Подано свыше 7 тыс. идей и предложений. Жители столицы обсудили и выработали основные требования к качеству организации отдыха детей и подростков в оздоровительных лагерях. Обсуждение проходило по 6 направлениям: питание, проживание, инфраструктура, перевозка, требования к вожатым и программа пребывания. За время проекта горожане внесли более 12500 предложений и контридей.

В итоге 800 000 голосов было собрано на портале «Активный гражданин». Голосование шло по 4 блокам вопросов:

1 Официальный сайт краудсорсинг-проектов Правительства Москвы. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowd.mos.ru

- инфраструктура (66% граждан поддержало);

- программа пребывания (65% граждан поддержало);

- перевозка (75% граждан поддержало);

- Проживание (63% граждан поддержало).

По итогам голосования были отобраны 300 лучших идей, которые стали основой «Московского стандарта детского отдыха», обязательного для всех детских оздоровительных лагерей, сотрудничающих с Правительством Москвы. Организаторами проекта являлись Департамент культуры Правительства Москвы и ГКУ «Московский центр «Открытое правительство»», а представителем экспертного сообщества - ГАУК «Мосгортур», крупнейший организатор отдыха для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов и других категорий, имеющих социальные льготы от московского правительства.

В 2015 г. стартовал краудсорсинг-проект Правительства Москвы «Моя библиотека». Цель проекта: совместно с жителями города разработать идеи по улучшению городских библиотек и формированию новых трендов их развития. В ходе проекта участники предлагали идеи по следующим направлениям:

- комфортность пребывания;

- уровень сервиса;

- дополнительные услуги;

- дополнительные активности;

- клиентоориентированность библиотек.

Краудсорсинг-проект «Моя библиотека» проводился на

специальной интернет-площадке Правительства Москвы и был посвящен вопросам улучшения работы 441 общедоступной библиотеки, которые находятся в ведении Департамента культуры. Был проведен опрос среди жителей города, рассмотрены все предложения горожан, проведено голосование среди участников, выявлены топ-5 идей по разным направлениям и по итогам определены победители проекта. Тема работы городских библиотек оказалась интересна 83% участников голосования. По словам главы Департамента культуры, в проекте «Моя библиотека» приняли участие более 11000 москвичей. Было получено 290 уникальных идей. По итогам их обработки авторитетной экспертной комиссией определено 79 инициатив, которые были одобрены и затем реализованы в этой программе.

Участники краудсорсинг-проекта и последующего голосования в системе «Активный гражданин» поддержали основные идеи улучшения работы московских библиотек:

- создание удобной навигации, адаптированной для детей и взрослых;

- обеспечение возможности удалённо узнать о наличии материалов, книг;

- увеличение числа проводимых лекций, мастер-классов, тематических вечеров, кружков по интересам, других общедоступных культурных и познавательных мероприятий (в настоящее время в библиотеках работает свыше 1,2 тыс. кружков и секций);

- оказание школьникам помощи в подготовке домашних заданий.

Итак, публичность диалога при краудсорсинге на электронных площадках, созданных для взаимодействия граждан и организаций с органами власти, становится весьма ощутимым стимулом для принятия реальных мер по вопросам, поднимаемым гражданами. Уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов власти позволяет интегрировать подобные сервисы с системами электронного документооборота, что способствует оперативности реагирования и организации четкого внутриведомственного контроля за ответами на обращения граждан.

Анализ эффективности реализации проекта должен носить системный и комплексный характер, т.е. учитывать окружение проекта и внешние условия реализации, его взаимосвязь с другими проектами и экономическими системами, внутреннюю структуру проекта.

Все это помогает команде проекта определить, насколько достигнутые результаты соответствуют поставленным целям, каковы причины отклонений от плановых показателей, какие меры необходимо принять, чтобы устранить выявленные недостатки. Анализ эффективности реализации крауд-проектов позволяет:

- идентифицировать факторы, влияющие на эффективность реализации проекта (установить причины сбоев в работе, отклонений от плановых показателей, нарушений сроков и т.д.);

- ранжировать эти факторы по степени влияния на эффективность реализации проекта (определить основные и второстепенные факторы);

- обнаружить форму и степень взаимозависимости и взаимообусловленности между отдельными факторами;

- определить возможные меры воздействия на отдельные факторы с целью их устранения или, напротив, усиления;

- принимать оптимальные управленческие решения.

Эффективность любого проекта - это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. В связи с этим необходимо оценивать эффективность проекта в целом, а также эффективность участия в проекте каждого из его участников.

Эффективность крауд-проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников.

Эффективность участия в крауд-проекте определяется с целью проверки реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников и включает в себя:

- эффективность финансирования проекта;

- эффективность участия в проекте экспертных сообществ;

- количественный состав участников крауд-проекта;

- заинтересованность органов государственной власти и иных государственных учреждений в проекте;

- бюджетную эффективность.

Основные принципы оценки эффективности крауд-проектов:

- рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла;

- сопоставимость условий сравнения различных проектов;

- принцип положительности и максимума эффекта;

- учет фактора времени;

- сравнение состояний «проект реализован» и «проект не реализован»;

- учет всех наиболее существенных последствий крауд-сорсинг-проекта;

- учет наличия разной целевой аудитории крауд-проекта;

- учет (в количественной форме) влияния неопределенности и риска, сопровождающих реализацию проекта.

Ниже представлены проектная схема и все этапы жизненного цикла крауд-проекта (см. рис. 2).

Рис. 2. Проектная схема краудсорсинг-проектов Правительства

Москвы

1. На этапе инициации происходит:

- создание заявки для дизайнеров;

- согласование с Руководителем фирменного стиля проекта, отправка запроса на дизайн и запроса на текстовую часть: новости/ссылки/баннеры;

- фиксирование темы проекта, направлений, дат проведения, промо компаний, экспертов от Департамента и внешних экспертов (значимых в определенной сфере людей) в Предложении об организации проекта - документе, который утверждает инициатор и Руководитель ГКУ «МЦ «ОП».

2. Подготовка проекта состоит из подготовки проектного предложения, формирования команды проекта и команды экспертов, а также анонса и привлечения:

- составление плана-графика внутренних работ (мероприятия и работы по датам, которые будут совершаться в ходе выполнения проекта);

- формирование сценария проекта - дополнение к плану-графику, где указаны основные этапы по проекту и деятельность команды проекта и экспертов в рамках проекта;

- подготовка текстов для промо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) выгрузка описание на сайт «crowd.mos»1, анонсы для газет и сайта «mos.ru»2, для соцсетей и сайта «Активный

3

гражданин» ;

- описание направлений, например, проект «Московские поликлиники»:

- упрощение записи к врачу;

- комфортность пребывания;

- снижение очередей;

2) тексты для платформы: правила, по которым необходимо работать на платформе; ограничения - запреты на коммуникацию в отношении: политики, законодательства, обсуждения реформ, первых лиц, сотрудников Департаментов, Аппарата мэра и т.д.; общие тексты - инфотексты: по работе на платформе, по подаче идей, критерии для идей; развлекательные тексты - знакомство с платформой, мемы и т.д.

1 Официальный сайт краудсорсинг-проектов Правительства Москвы. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowd.mos.ru

2 Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mos.ru/news/

3 Официальный сайт портала «Активный гражданин». // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ag.mos.ru

- подготовка графического дизайна проекта; плакаты для учреждений, инфо-графика для презентаций;

- подготовка платформы: наполнение текстами, техническая подготовка (тестирование платформы на функционал);

- работа с промо частью: загрузка на сайт текстов и анкет для пользователей; анонсирование и привлечение: рассылка писем по базе пользователей, которые ранее принимали участие в проектах, анонс и реклама на сайте «Активный гражданин»1, реклама в социальных сетях, плакаты в учреждениях, лекции в университетах; билборды в городе (реклама Москва 24 или блогеры).

3. Этап проведения наступает после того, как платформа подготовлена и сформирован список участников. Далее в объявленную дату стартует проект:

- составление текстов для этапа проведения: дневник проекта, ответы на общие вопросы, подготовка шаблонов ответов, написание постов;

- открытие площадки для голосования, где размещены направления;

- работа на платформе команды проекта: руководителя проекта, менеджера проекта, координаторов проекта, сетевого аналитика, администратора проекта - техника, который отвечает за настройку платформы;

- работа по отбору идей и ответам участникам команды экспертов (проходят подготовку в отделе по развитию социальных технологий по работе на платформе). Эксперты осуществляют проверку идей на соответствие теме, сравнение идей на предмет уникальности, фильтрацию идей.

4. Закрытие платформы:

- написание отчета по идеям для подготовки идей для плана;

- формирование списка победителей и дополнительное голосование на сайте «Активный гражданин»;2

- формирование плана реализации идей.

5. Контроль:

- отправка идей из отдела в ГКУ «МЦ «ОП» с указанием задач;

1 Официальный сайт портала «Активный гражданин». // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ag.mos.ru

2 Официальный сайт портала «Активный гражданин». // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ag.mos.ru

- отправка идей в Департамент, который определяет сроки исполнения;

- Контрольное управление Аппарата мэра присваивает каждому письму с идеей индивидуальный номер с контрольным сроком исполнения и прикрепляет ответственного;

- проверка реализации идей по районам сотрудниками отдела;

- формирование таблицы «Отчёт о реализации»;

- вынесение на портал «Наш город»1 реализованных идей (чтобы граждане могли проверить, решена ли проблема и реализована ли идея).

В ходе проведенного анализа составлена таблица положительных и отрицательных сторон крауд-проектов.

Таблица 1.

Сильные и слабые стороны краудсорсинг-проектов

Сильные стороны Слабые стороны

1) привлечение ресурсов 1) высокие временные значительно облегчает затраты на отбор и процесс создания и развития фильтрацию идей граждан любой сферы жизни общества

2) затраты на 2) низкое качество входящих популяризацию идей

несущественны

3) получение обратной связи 3) слабо развита от жителей города информационная и рекламная

составляющая

4) возможность установить 4) формирование связь между потребителем и постоянной целевой производителем аудитории для участия в

крауд-проектах

5) возможность выбора 5) трудности с увеличением органами власти лучших идей, числа жителей для участия в предложенных большим крауд-проектах количеством людей

Итак, отличительной особенностью Проекта является его четкая ориентация на достижение конкретных результатов, важнейшим критерием (качественным признаком)

1 Официальный сайт портала «Наш город». // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gorod.mos.ru

эффективности проекта следует считать факт достижения поставленных целей.

Попова А.В., Хомутовская К.В. Анализ внутренней структуры крауд-проектов и эффективности их реализации в городе Москве. В статье рассмотрены теоретические аспекты развития краудсорсинг-проектов в системе государственного управления, роль краудсорсинга и способы его применения. Проведен анализ реализации и результатов краудсорсинг-проектов Правительства Москвы.

Ключевые слова: государственное управление, город, инновации, информационные технологии, краудсорсинг, краудсорсинг-проекты, Правительство Москвы, граждане, обратная связь.

Popova A.B., Khomutovskaya K.V. Analysis of the internal structure of crowd-projects and the effectiveness of their implementation in the city of Moscow. The article deals with the theoretical aspects of crowdsourcing-projects in the public administration, the role of crowdsourcing and the methods of its application. The implementation and results of crowdsourcing-projects of the Government of Moscow were analyzed.

Keywords: state management, city, innovation, information technologies, crowdsourcing, crowdsourcing projects, Moscow Government, citizens, feedback.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.