Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ СИСТЕМНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ СИСТЕМНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ГЕМОДИНАМИКА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бочарин Иван Владимирович, Мартусевич Андрей Кимович, Гурьянов Максим Сергеевич, Кочкурова Елена Адольфовна, Щепалов Виталий Александрович

Введение. Известно, что водные упражнения служат средством профилактики гиподинамии и оздоровления организма в условиях действия неблагоприятной экологической обстановки и психоэмоциального стресса. Однако физиологическое обоснование их эффективности приведено в литературе недостаточно полно. Целью исследования явилось изучение влияния продолжительного курса водных упражнений на состояние системной гемодинамики у студентов медицинского университета. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 163 студента медицинского университета города Нижнего Новгорода. Тестирование гемодинамических индикаторов проводилось в межсессионный период. Для регистрации ЭКГ и анализа гемодинамических показателей применялась система спортивного тестирования “Medical Soft”. Для мониторинга использовались стандартные гемодинамические параметры, статистические и спектральные показатели вариабельности сердечного ритма, а также интегральный критерий состояния микроциркуляции. Полученные данные анализировали в соответствии с возрастными нормативами. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что показатели артериального давления наблюдаются в пределах физиологического норматива до и после физических нагрузок. При этом отмечено приближение показателя частоты сердечных сокращений до начала занятий к верхней границе возрастного норматива. Отмечены компенсаторные изменения показателей, характеризующих насосную функцию сердца (ударный объем, сердечный выброс). После окончания плавания было отмечено уменьшение общего периферического сосудистого сопротивления. До начала занятий стресс-индекс смещается в сторону дезадаптации, что отражается в высоких показателях pNN50 и LF/HF, а после окончания занятий произошла нормализация параметра. Выводы. Исходный статус гемодинамики студентов характеризовался дезадаптивными сдвигами (тенденция к тахикардии, наличие высоко вариабельного кардиоритма сердца, признаки симпатической гиперстимуляции миокарда и др.). После окончания периода регулярных умеренных физических нагрузок отмечена стабилизация гемодинамических индикаторов в физиологическом диапазоне, что указывает на повышение адаптационного потенциала системной гемодинамики под влиянием примененного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бочарин Иван Владимирович, Мартусевич Андрей Кимович, Гурьянов Максим Сергеевич, Кочкурова Елена Адольфовна, Щепалов Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECT OF WATER EXERCISES ON THE STATE OF SYSTEMIC HEMODYNAMICS IN MEDICAL STUDENTS

Introduction. It is known that water exercises serve as a means of preventing physical inactivity and improving the body in conditions of unfavorable environmental conditions and psychoemotional stress. However, the physiological justification of their effectiveness is not given in the literature fully enough. The aim of the study was to study the effect of a long course of water exercises on the state of systemic hemodynamics in medical university students. Methodology and organization of the study. 163 students of the Medical University of Nizhny Novgorod took part in the study. Testing of hemodynamic indicators was carried out during the inter-sessional period. For ECG registration and analysis of hemodynamic parameters, the “Medical Soft" sports testing system was used. Standard hemodynamic parameters, statistical and spectral indicators of heart rate variability, as well as an integral criterion of microcirculation status were used for monitoring. The data obtained were analyzed in accordance with age standards. The results of the study and their discussion. Blood pressure indicators are observed within the physiological norm before and after physical exertion. At the same time, the approximation of the heart rate indicator before the start of classes to the upper limit of the age standard was noted. Compensatory changes in indicators characterizing the pumping function of the heart (stroke volume, cardiac output) were noted. After the end of the swim, a decrease in total peripheral vascular resistance was noted. Before the start of classes, the stress index shifts towards disadaptation, which is reflected in high pNN50 and LF/HF indicators, and after the end of classes, the parameter normalized. Conclusions. The initial status of hemodynamics of students was characterized by disadaptive shifts (a tendency to tachycardia, the presence of a highly variable cardiac rhythm, signs of sympathetic hyper stimulation of the myocardium, etc.). After the end of the period of regular moderate physical exertion, stabilization of hemodynamic indicators in the physiological range was noted, which indicates an increase in the adaptive potential of systemic hemodynamics under the influence of the applied course.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ СИСТЕМНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

2. Lifanov, A.D. and Simonova, E.I. (2015), "Components of physical culture of students in the context of acmeological approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 117-121.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.11.2021

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ СИСТЕМНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Иван Владимирович Бочарин, старший преподаватель, Приволжский исследовательский медицинский университет, аспирант, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород; Андрей Кимович Мартусевич, доктор биологических наук, руководитель лаборатории, Приволжский исследовательский медицинский университет, профессор, Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород; Максим Сергеевич Гурьянов, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород; Елена Адольфовна Кочкурова, кандидат медицинских наук, доцент, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород; Виталий Александрович Щепалов, преподаватель, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород; Анна Вячеславовна Сергачева, студент, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Известно, что водные упражнения служат средством профилактики гиподинамии и оздоровления организма в условиях действия неблагоприятной экологической обстановки и пси-хоэмоциального стресса. Однако физиологическое обоснование их эффективности приведено в литературе недостаточно полно. Целью исследования явилось изучение влияния продолжительного курса водных упражнений на состояние системной гемодинамики у студентов медицинского университета. Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 163 студента медицинского университета города Нижнего Новгорода. Тестирование гемодинамических индикаторов проводилось в межсессионный период. Для регистрации ЭКГ и анализа гемодинамических показателей применялась система спортивного тестирования "Medical Soft". Для мониторинга использовались стандартные гемодинамические параметры, статистические и спектральные показатели вариабельности сердечного ритма, а также интегральный критерий состояния микроциркуляции. Полученные данные анализировали в соответствии с возрастными нормативами. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что показатели артериального давления наблюдаются в пределах физиологического норматива до и после физических нагрузок. При этом отмечено приближение показателя частоты сердечных сокращений до начала занятий к верхней границе возрастного норматива. Отмечены компенсаторные изменения показателей, характеризующих насосную функцию сердца (ударный объем, сердечный выброс). После окончания плавания было отмечено уменьшение общего периферического сосудистого сопротивления. До начала занятий стресс-индекс смещается в сторону дезадаптации, что отражается в высоких показателях pNN50 и LF/HF, а после окончания занятий произошла нормализация параметра. Выводы. Исходный статус гемодинамики студентов характеризовался дезадаптивными сдвигами (тенденция к тахикардии, наличие высоко вариабельного кардиоритма сердца, признаки симпатической гиперстимуляции миокарда и др.). После окончания периода регулярных умеренных физических нагрузок отмечена стабилизация гемодинамических индикаторов в физиологическом диапазоне, что указывает на повышение адаптационного потенциала системной гемодинамики под влиянием примененного курса.

Ключевые слова: студенты, гемодинамика, вариабельность сердечного ритма, дезадаптация, донозологические состояния, коррекция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p41-47

ANALYSIS OF THE EFFECT OF WATER EXERCISES ON THE STATE OF SYSTEMIC HEMODYNAMICS IN MEDICAL STUDENTS Ivan Vladimirovich Bocharin, the senior teacher, Privolzhsky Research Medical University, postgraduate student, Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Nizhny Novgorod; Andrew Kimovich Martusevich, the doctor of biological sciences, chair of the laboratory, Privolzhsky Research Medical University, professor, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Maxim Sergeevich Guryanov, the doctor of medical sciences, senior lecturer, department chair, Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod; Elena Adolfovna Kochkurova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Privolzhsky Research Medical University, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Vitaly Aleksandrovich Schepalov, the teacher, Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod; Anna Vyacheslavovna Sergacheva, the student, Privolzhsky Research

Medical University, Nizhny Novgorod

Abstract

Introduction. It is known that water exercises serve as a means of preventing physical inactivity and improving the body in conditions of unfavorable environmental conditions and psychoemotional stress. However, the physiological justification of their effectiveness is not given in the literature fully enough. The aim of the study was to study the effect of a long course of water exercises on the state of systemic hemodynamics in medical university students. Methodology and organization of the study. 163 students of the Medical University of Nizhny Novgorod took part in the study. Testing of hemodynamic indicators was carried out during the inter-sessional period. For ECG registration and analysis of hemodynamic parameters, the "Medical Soft" sports testing system was used. Standard hemodynamic parameters, statistical and spectral indicators of heart rate variability, as well as an integral criterion of microcirculation status were used for monitoring. The data obtained were analyzed in accordance with age standards. The results of the study and their discussion. Blood pressure indicators are observed within the physiological norm before and after physical exertion. At the same time, the approximation of the heart rate indicator before the start of classes to the upper limit of the age standard was noted. Compensatory changes in indicators characterizing the pumping function of the heart (stroke volume, cardiac output) were noted. After the end of the swim, a decrease in total peripheral vascular resistance was noted. Before the start of classes, the stress index shifts towards disadaptation, which is reflected in high pNN50 and LF/HF indicators, and after the end of classes, the parameter normalized. Conclusions. The initial status of hemodynamics of students was characterized by disadaptive shifts (a tendency to tachycardia, the presence of a highly variable cardiac rhythm, signs of sympathetic hyper stimulation of the myocardium, etc.). After the end of the period of regular moderate physical exertion, stabilization of hemodynamic indicators in the physiological range was noted, which indicates an increase in the adaptive potential of systemic hemodynamics under the influence of the applied course.

Keywords: students, hemodynamics, heart rate variability, maladaptation, prenosological conditions, correction.

ВВЕДЕНИЕ

По данным Всемирной организации здравоохранения, три четверти населения в большинстве стран мира страдают заболеваниями, возникновение и развитие которых связано со многими факторами, такими как неправильное питание, неоптимизированная дозировка физических нагрузок, в том числе в группе риска присутствуют студенты, обучающиеся в медицинском вузе [12]. Следует отметить тенденцию на существенное увеличение объема и интенсивности учебных нагрузок студентов, что сопровождается увеличенными требованиями к функциональной готовности сердечно-сосудистой системы и аппарата кровообращения [11]. Следовательно, уровень функциональных резервов организма является основным показателем, характеризующим готовность обучающихся к выполнению физических нагрузок различной интенсивности [13, 14, 16]. На основании вышеизложенного, оценка физиологического обеспечения работоспособности студентов

возможно оценить с помощью комплекса методов, что обуславливает проведение комплексного мониторинга их здоровья, что частично реализуется с помощью процедуры диспансеризации [1, 3, 6]. В нее меньшей степени включена студенческая молодежь, поэтому необходимо проводить дополнительное тестирование функциональных особенностей студентов и оценивать влияние различных физических упражнений на сдвиги регу-ляторных механизмов данного контингента лиц [5, 9]. В связи с этим актуальность оценки адаптационных механизмов является приоритетной, которую предпочтительно реализовывать на основании анализа состояния сердечно-сосудистой системы, которая обеспечивает сопряжение органов и тканей, и наиболее оперативно реагирует на сдвиги гомеостаза и изменения параметров при воздействии различных раздражителей внешней среды [2, 7, 8, 15]. Следует отметить, что физическая активность в виде плавания оказывает благоприятное воздействие на целостный организм, развивая и укрепляя позвоночный столб и скелетные мышцы и улучшает регуляторные механизмы в работе сердечнососудистой системы [4, 10]. С учетом вышеизложенного, целью исследования явилось изучение влияния продолжительного курса водных упражнений на состояние системной гемодинамики у студентов медицинского университета.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследование было включено 163 студента Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) крупного мегаполиса - города Нижнего Новгорода. Организация исследования осуществлялась в середине учебного дня, все испытуемые находились в состоянии физиологического покоя (в межсессионный период, вне дней сдачи зачетов или коллоквиумов) в полном соответствии со стандартными правилами процедуры снятия электрокардиограммы (ЭКГ). Для оценки состояния сердечнососудистой системы проводилось два тестирования: до начала занятий плаванием и после трехмесячного систематического посещения бассейна один раз в неделю.

Для регистрации ЭКГ и анализа гемодинамических показателей, в том числе характеризующих вариабельность сердечного ритма, применялась система спортивного тестирования «Medical Soft» (вариант MS FIT Pro, Россия). Для мониторинга использовали стандартные гемодинамические параметры (уровень артериального давления, частота пульса, ударный объем, сердечный выброс и др.), статистические и спектральные показатели вариабельности сердечного ритма, а также интегральный критерий состояния микроциркуляции. Анализ данных производили в соответствии с нормативами, сформированными разработчиками оборудования на основании возрастных диапазонов [6].

Статистическую обработку результатов производили с применением программ Microsoft Excel 2007 и Statistica 6.1 for Windows.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные гемодинамических параметров позволил получить комплексное представление, а также паттерны сдвигов данных индикаторов под влиянием систематических занятий плаванием о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы студентов медицинского университета (таблица). В том числе представлены особенности перестройки гемодинамики на вышеуказанную дозированную нагрузку умеренной мощности, что является важным фактором в мониторинге адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы студенческой молодежи.

Установлено, что показатели артериального давления (как систолического, так и диастолического) наблюдаются в пределах физиологического норматива как до, так и после систематических физических нагрузок. При этом отмечено приближение показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС) до начала занятий к верхней границе возрастного норматива, что может указывать на косвенную тенденцию к тахикардии у данного контингента лиц. После трехмесячного периода занятий водными упражнениями наблюдает-

ся стабилизация ЧСС в середине физиологического норматива (р<0,05 относительно состояния до начала занятий), что в свою очередь отражается в снижении систолического артериального давления (САД). Это указывает на увеличение адаптационных резервов сердца у студентов и характеризует повышение уровня тренированности испытуемых.

Кроме того, отмечены компенсаторные изменения показателей, характеризующих насосную функцию сердца. В частности, ударный объем (УО) после окончания занятий физическими упражнениями в состоянии покоя наблюдался на более низком уровне относительно начала тренировочного цикла (р<0,05 относительно состояния до начала занятий), что указывает на формирование оптимизацию сократительной функции миокарда. Эти сдвиги прямо пропорциональны уменьшению ЧСС, что может быть связано с увеличением сократительной способности миокарда под влиянием физических нагрузок. Аналогичная динамика зафиксирована и в отношении сердечного выброса (СВ), который незначительно увеличивался после периода тренировочного цикла.

Таблица - Уровень гемодинамических показателей до и после занятий плаванием у студентов медицинского вуза_

Параметр Уровень до занятий Уровень после занятий Возрастной норматив

САД, мм.рт.ст. 129,33±5,04 124,27±5,04** 110-130

ДАД, мм.рт.ст. 75,50±5,78 75,84±5,78 75-90

ЧСС, мин-1 76,38±6,42 71,47±6,42*** 70-90

УО, мл 52,29±7,94 55,36±7,94** 60-90

СВ, л/мин 5,24±0,75 5,33±0,75* более 4,5

ОПСС, динссм-5 1490,94±135,42 1321,85±135,42* 1200-1700

рМШ0, % 30,54±1,07 23,51±1,07*** 10-29

ЬР/ИБ, усл.ед. 2,68±0,14 1,87±0,14*** менее 2,0

Стресс-индекс, баллы 7,26±0,42 8,44±0,42* 8-10

Артериальная жесткость, баллы 9,67±0,22 9,78±0,22 8-10

Микроциркуляция, баллы 9,81±0,09 9,89±0,09* 8-10

Примечание: САД - систолическое артериальное давление; ДАД - диастолическое артериальное давление; ЧСС - частота сердечных сокращений; УО - ударный объем; СВ - сердечный выброс; ОПСС - общее периферическое сосудистое сопротивление; рМШ0 - доля NN интервалов, отличающихся на 50 мс и более; ЬР/ИБ -индекс вегетативного равновесия; * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

Вклад общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС) в формирование системного кровотока производили путем расчета соответствующего параметра, который также был зафиксирован в середине нормативного диапазона. После окончания плавания было отмечено уменьшение данного показателя (р<0,05 относительно состояния до начала занятий), тем самым демонстрируя повышение адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы. Это отражается и в изменении показателя жесткости сосудистой стенки, который определяется в физиологическом диапазоне как до, так и после занятий, что позволяет трактовать выявленную тенденцию как адаптивную, вследствие воздействия систематических тренировочных занятий.

Следует отметить параметр рМЫ50, визуализирующийся за пределами верхней границы физиологического диапазона до начала занятий, который показывает относительную нестабильность гемодинамического обеспечения. Это позволяет определять сердечный ритм у обследованных студентов как высоковариабельный, а, следовательно, можно предположить наличие у испытуемых повышенного риска аритмогенности. На подобный механизм дополнительно указывает уровень индекса вегетативного равновесия (ЬР/ИР), показывающий чрезмерное усиление активизации симпатоадреналовой системы и повышенную стимуляцию миокарда. После окончания занятий зафиксирована стабилизация рассматриваемого показателя в физиологическом диапазоне (р<0,05 относительно состояния до начала занятий), что можно охарактеризовать как проадаптивную тенденцию.

Дополнительно отмечены сдвиги интегральных показателей стресс-индекса и микроциркуляции, рассчитанных аппаратным комплексом на основании вышеуказанных па-

раметров с помощью кросс-анализа. До начала занятий стресс-индекс смещается в сторону дизадаптации, что отражается в высоких показателях рМЫ50 и ЬР/Ир а после окончания занятий произошла нормализация параметра (р<0,05 относительно состояния до начала занятий), что сообщает о наличии баланса между работой симпатической и парасимпатической звеньями вегетативной нервной системы. На подобный механизм дополнительно указывает уровень микроциркуляции, который в совокупности с параметром индекса вегетативного равновесия создает более адекватные условия обеспечения кровотока по микроциркуляторному руслу после окончания систематических занятий плаванием.

ВЫВОДЫ

На основании проведенного комплексного аппаратного обследования было установлено, что исходный статус гемодинамики студентов-медиков характеризовался диза-даптивными сдвигами (тенденция к тахикардии, наличие высоковариабельного кардио-ритма сердца, признаки симпатической гиперстимуляции миокарда и др.). После окончания периода регулярных умеренных физических нагрузок отмечена стабилизация гемодинамических индикаторов в физиологическом диапазоне, что указывает на повышение адаптационного потенциала системной гемодинамики под влиянием примененного курса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горькавая А.Ю. Показатели физиологического развития и адаптации сердечнососудистой системы студентов медуниверситета во Владивостоке / А.Ю. Горькавая, С.Н. Триголый, О.У Кириллов // Гигиена и санитария. - 2009. - № 1. - С. 58-60.

2. Демидов В.А. Особенности межпараметрических связей кардиогемодинамики у юношей, занимающихся спортом / В.А. Демидов, И.Л. Гусаков, Ф.А. Мавлиев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - № 4 (9). - С. 20-27.

3. Жиженина Л.М. Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов естественно-географического разного возраста / Л.М. Жиженина, Т. А. Кузнецова // Молодой ученый. - 2015. -№23. - С. 297-300.

4. Кирьянова М.А. Функциональное состояние системы кровообращения пловцов с учетом характера мышечной деятельности / М.А. Кирьянова, И.Н. Калинина // Омский научный вестник. - 2011. - № 3. - С. 147-150.

5. Коломиец О.И. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях / О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, О.А. Макунина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1. -С. 97-103.

6. Особенности вариабельности сердечного ритма у студентов-спортсменов различного профиля / А.К. Мартусевич, И.В. Бочарин, М.С. Гурьянов, С.Б. Мамонова // Медицинский альманах. - 2020. - №3 (64). - С. 81-85.

7. Мартусевич А.К. Вариабельность сердечного ритма в динамике купирования алкогольного абстинентного синдрома / А.К. Мартусевич, Н.Э. Жукова // Вопросы наркологии. - 2011. - № 4. - С. 11-16.

8. Мельник С.Н. Состояние центральной гемодинамики молодых людей в зависимости от типа кровообращения при физических нагрузках / С.Н. Мельник, Е.С. Сукач, О.Г. Савченко // Проблемы здоровья и экологии. - 2014. - № 2. - С. 116-120.

9. Рослякова Е.М. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в условиях адаптации к обучению в вузе в зависимости от вегетативного статуса / Е.М. Рослякова, А.С. Алипбекова, А.С. Игибаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - №5-2. - С. 252-256.

10. Фероян Э. В. Кровообращение у спортсменов в условиях среднегорья / Э. В. Фероян // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXII Международного научного конгресса. Тбилиси, Грузия. - 2018. - С. 352-356.

11. Фероян Э.В. Центральная и периферическая гемодинамика в диагностике предпатоло-гии и патологии у пловцов / Э.В. Фероян // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т 13, № 4. - С. 170-175.

12. Результаты анализа антропометрических показателей с помощью биоимпедансного обследования студенток медицинского вуза на начальном этапе обучения / В.А. Щепалов, М.С. Гурьянов, Д.В. Крохин, А. А. Дорошенко // Вопросы педагогики. - 2020. - № 11-2. - С. 391-394.

13. Out-of-pocket expenditure for hypertension care: a population-based study in low-income urban Medellin, Colombia / E.L. Agudelo A.G. Farinas, V.P. Ospina, C.T. Perez, T.V. Landeta, T. Battaglioli, R.G. Arias P. Van der Stuyft // Glob Health Action. - 2020. - Vol. 13, No.1. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/16549716.2020.1806527 (дата обращения: 01.10.2021)/

14. Epidemiological characteristics and related factors of frailty in older Chinese adults with hypertension: a population-based study / M. Lina, J.K. Chhetri, L. Pan, J. Nong, Z. Li, T. Zhe // J Hypertens.

- 2020. - Vol. 38, №11. - P. 2192-2197.

15. Pichon, A. Heart rate variability and depressed mood in physical education students: a longitudinal study / A. Pichon, F. Nuissier, D. Chapelot // Auton Neurosci. - 2010. - Vol. 156, №1-2. - P. 117123.

16. Vasti E. Recruiting student health coaches to improve digital blood pressure management: randomized controlled pilot study / E. Vasti, M.J. Pletcher - doi: 10.2196/13637 // JMIR Form Res - 2020.

- Vol. 4, №8. - e13637K>

REFERENCES

1. Gorkavaya, A.Yu., Trigolyi, S.N. and Kirillov, O.U. (2009), "Indicators of physiological development and adaptation of the cardiovascular system of medical university students in Vladivostok", Hygiene and sanitation, No. 1, pp. 58-60.

2. Demidov, V.A., Gusakov, I.L. and Mavliev, F.A. (2008), "Features of interparametric connections of cardiohemodynamics in young men engaged in sports", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (9), pp. 20-27.

3. Zhizhenina, L.M. and Kuznetsova, T.A. (2015), "Regulation of the cardiovascular system in students of natural geography of different ages", Young scientist, No. 23, pp. 297-300.

4. Kiryanova, M.A. and Kalinina, I.N. (2011), "Functional state of the circulatory system of swimmers taking into account the nature of muscular activity", Omsk Scientific Bulletin, No. 3, pp. 147150.

5. Kolomiets, O.I., Petrushkina, N.P. and Makunina, O.A. (2015), "Morbidity and vegetative status of first-year students as indicators of the strategy of adaptation to learning in higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, pp. 97-103.

6. Martusevich, A.K., Bocharin, I.V., Guryanov, M.S., Mamonova, S.B. (2020), "Features of heart rate variability in student-athletes of various profiles", Medical almanac, No. 3, pp. 81-85.

7. Martusevich, A.K., Zhukova, N.E. (2011), "Heart rate variability in the dynamics of alcohol withdrawal syndrome relief", Issues of narcology, No. 4, pp. 11-16.

8. Melnik, S.N., Sukach, E.S. and Savchenko, O.G. (2014), "The state of central hemodynamics of healthy people depending on the type of blood circulation during physical exertion", Problems of health and ecology, No. 2, pp. 116-120.

9. Roslyakova, E.M., Alipbekova, A.S. and Igibaeva, A.S. (2017), «Indicators of the functional state of the cardiovascular system of students in the conditions of adaptation to university education, depending on the vegetative status», International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 5-2, pp. 252-256.

10. Feroyan, E.V. (2018), "Blood circulation in athletes in the conditions of the middle mountains»", "Olympic sport and sport for all", materials of the XXII International Scientific Congress, Tbilisi, Georgia, pp. 352-356.

11. Feroyan, E.V. (2018), "Central and peripheral hemodynamics in the diagnosis of pre-pathology and pathology in swimmers", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, vol. 13, No. 4, pp. 170-175.

12. Shchepalov, V.A., Guryanov, M.S., Krokhin, D.V., Doroshenko, A.A. (2020), "The results of the analysis of anthropometric indicators using bioimpedance examination of medical university students at the initial stage of training", Questions of pedagogy, No. 11-2, pp. 391-394.

13. Agudelo, E.L., Farinas, A.G., Ospina, V.P., Perez C.T., Landeta T.V., Battaglioli T., Arias R.G., Van der Stuyft P. (2020), "Out-of-pocket expenditure for hypertension care: a population-based

study in low-income urban Medellin, Colombia", Glob Health Action, vol. 13, No. 1, 1806527, doi: 10.1080/16549716.2020.1806527.

14. Lina, M., Jagadish, K.C., Pan, L., Nong, J., Li, Z., Zhe, T. (2020), "Epidemiological characteristics and related factors of frailty in older Chinese adults with hypertension: a population-based study", JHypertens, vol. 38, No. 11, pp. 2192-2197.

15. Pichon, A, Nuissier, F, Chapelot, D. (2010), "Heart rate variability and depressed mood in physical education students: a longitudinal study", Auton Neurosci, vol. 156, No. 1-2, рр. 117-123.

16. Vasti, E., Pletcher, M.J. (2020), "Recruiting student health coaches to improve digital blood pressure management: randomized controlled pilot study", JMIR Form Res, vol. 4, No. 8, e13637. doi: 10.2196/13637.

Контактная информация: bocharin.ivan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2021

УДК 796.323.2

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА

Татьяна Михайловна Брук, доктор биологических наук, профессор, Федор Борисович Литвин, доктор биологических наук, профессор, Кристина Александровна Кротова, аспирант, Лариса Владимировна Масальцева, аспирант, Смоленский государственный университет спорта; Наталья Сергеевна Менькова, преподаватель, Смоленский государственный медицинский университет

Аннотация

Введение. Персонифицированный подход к построению тренировочного процесса в командных видах спорта предполагает изучение антропометрических особенностей спортсменов с учетом игрового амплуа. Цель исследования - определение антропометрического статуса баскетболистов в зависимости от игрового амплуа. Методика и организация исследования. Исследование проведено с участием 13 баскетболистов с уровнем спортивной квалификации от 1 разряда до МС. В работе использованы методы соматометрии, статистического анализа. Результаты исследования. По данным работы у форвардов максимально высокие тотальные: длина, масса тела и парциальные показатели: длина правой руки и кисти. У атакующих защитников выше обхватные размеры правого и левого плеча. У форвардов по величине показателя Пинье максимально высокая крепость тела. Форварды и атакующие защитники относятся к гиперстеническому типу конституции, разыгрывающие защитники имеют нормостеническое строение тела. Выводы. Баскетболисты разных игровых амплуа различаются по морфологическим критериям. С позиции морфофункционального единства организма морфологическая часть выполненного исследования является первым этапом в изучении конституциональных особенностей баскетболистов.

Ключевые слова: баскетбол, соматометрия, игровое амплуа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p47-52

TO THE QUESTION OF THE PECULIARITIES OF THE MORPHOLOGICAL PORTRAIT OF BASKETBALL PLAYERS DEPENDING ON THE PLAYING ROLE

Tatyana Mikhailovna Brook, the doctor of biological sciences, professor, Fedor Borisovich Litvin, the doctor of biological sciences, professor, Kristina Aleksandrovna Krotova, the postgraduate student, Larisa Vladimirovna Masaltseva, the post-graduate student, Smolensk State University of Sports; Natalya Sergeevna Menkova, the teacher, Smolensk State Medical University

Abstract

Introduction. A personalized approach to the construction of the training process in team sports involves the study of the anthropometric characteristics of athletes, taking into account the playing role. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.