Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
аэронавигация / воздушный транспорт / санкции / аэронавигационное обслуживание / международные маршруты / air navigation / air transport / sanctions / air navigation services / international routes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петухов Г. М.

В статье анализируется влияние санкционного воздействия на деятельность провайдера аэронавигационного обслуживания России по выполнению полётов иностранных авиакомпаний по маршрутам обслуживания воздушного движения. Проводится сравнительный анализ показателей экономической эффективности и производственных показателей. Отмечается значительное падение объёмов воздушного движения в воздушном пространстве России со стороны пользователей иностранных государств. Контактируется, что санкционное влияние негативно сказывается на финансово-хозяйственную деятельность национального провайдера аэронавигационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF IMPACT OF EXTERNAL INFLUENCES ON RESULTS OF PRODUCTION ACTIVITIES OF AIR TRANSPORT ENTERPRISE

The article analyzes the impact of sanctions on the activities of the Russian air navigation service provider for flights of foreign airlines on air traffic service routes. A comparative analysis of economic efficiency and production indicators is carried out. There has been a significant drop in the volume of air traffic in Russian airspace from users of foreign countries. It is reported that the sanctions have a negative impact on the financial and economic activities of the national provider of air navigation services.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 338.462

Петухов Г.М.

магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация: в статье анализируется влияние санкционного воздействия на деятельность провайдера аэронавигационного обслуживания России по выполнению полётов иностранных авиакомпаний по маршрутам обслуживания воздушного движения. Проводится сравнительный анализ показателей экономической эффективности и производственных показателей. Отмечается значительное падение объёмов воздушного движения в воздушном пространстве России со стороны пользователей иностранных государств. Контактируется, что санкционное влияние негативно сказывается на финансово-хозяйственную деятельность национального провайдера аэронавигационных услуг.

Ключевые слова: аэронавигация, воздушный транспорт, санкции, аэронавигационное обслуживание, международные маршруты.

Введение. С 2020 года федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «ГК по ОрВД») начала испытывать финансовые трудности, из-за начала пандемии COVID-19 и введённых карантинных мер практически во всех странах мира, что привело к снижению транзитных полётов иностранных авиакомпаний (ИАК) через воздушное пространство (ВП) Российской Федерации (РФ) по транзитным маршрутам обслуживания воздушного движения (ОВД). Созданная в России сеть

международных маршрутов ОВД для транзитных полётов ИАК, таких как: кроссполярная (КП), трансполярная (ТП), транссибирская (ТС), азиатская (АЗ), транстазиатская (ТА), трансвосточная (ТВ), калининградская (КЛ), позволяло пользователям значительно снижать издержки и повышать рентабельность бизнеса при их использовании.

Рисунок. Транзитная система маршрутов ОВД в ВП РФ (источник: https://ovdrfru/glossary?letter=Т).

В таблице 1 представлен налёт по основным маршрутам ОВД в ВП РФ за период 2019-2021 гг.

Таблица 1. Налет по основным направлениям транзитных маршрутов ОВД в ВП РФ (см-км) за период: 2019-2021 гг. (источник: ФГУП «Госкорпорация по ОрВД).

год всего КП ТП ТС АЗ ТА ТВ КЛ другие

2019 947355671 81550011 102240419 70481073 37552673 442967706 152473112 3831661 56259016

2020 486099619 28598096 50680960 28836679 30452410 237227052 77746050 1433795 31124577

2021 539781094 35144932 57666864 26015814 28802238 226258927 93027441 1983192 70881686

Примечание: 1. см-км - Самолёто-километры (сумма протяжённости выполненных этапов полёта на всех типах ВС соответственно по каждому виду сообщения). [1]

2. ТСМ - транзитная система маршрутов ОВД.

После начала специальной военной операции (СВО), страны Европейского Союза (ЕС) ввели ограничительные меры по использованию воздушного пространства (ИВП) для Российских авиакомпаний [2]. Соответственно со стороны России последовал «зеркальный» ответ для европейских авиакомпаний.

В таблице 2 отражены сравнительные данные по налёту ВС по видам полётов с выборкой данных по каждому филиалу ФГУП «ГК по ОрВД» за период 2021-2022 гг.

Таблица 2. Налёт ВС в филиалах ФГУП «ГК по ОрВД

по видам полётов в ВП РФ (см-км) за период 2021-2022 гг.

Филиалы За Всего Междунар Из них Внутренние Среднесу

перио одные транзит через точное

ды РФ

АВС 2021 106895,6 31418,4 23284,1 75477,2 293

2022 104692,4 14617,4 10241,2 90075 287

АДВ 2021 144812,9 63771,5 59495,9 81041,5 397

2022 119065,5 21158,4 20053,5 97907,2 326

АЗС 2021 206175,6 90518,6 52384,5 115657 565

2022 175420,5 59175,4 31934,2 116245,1 481

АСС 2021 171242,6 55858,3 45241,3 115384,2 469

2022 152185,8 32200,8 24807 119984,9 417

АСУ* 2021 56265,3 26966,3 24465,5 29299 154

2022* - - - - -

АСВС 2021 86613,2 37700,8 36876 48912,4 237

2022 64168,3 10718,3 10514,1 53450 176

АСВ 2021 100949,4 76717,9 74861,3 24231,5 277

2022 63532,1 31055,3 30651,9 32476,8 174

АСЗ 2021 264467 125105,5 86700,3 139361,6 725

2022 285201,3 111145,4 68964,4 174056 781

АУ 2021 226780,5 60497,9 32360,8 166282,5 621

2022 207157,9 50037,5 19975,4 157120,4 568

АЦВ 2021 228913 70288,1 20793,2 158624,9 627

2022 270044,1 153378,2 13986,6 116665,9 740

АЦС 2021 157506,9 74847,2 54635,1 82659,6 432

2022 129077 36960,3 27106,7 92116,7 354

АЮ 2021 407025,6 144239,6 40632,1 262786 1115

2022 234046,5 166080,6 9461 67965,9 641

КмА 2021 4306 84,2 0,6 4221,7 12

2022 1345,2 8,1 0,2 1337,1 4

КрА 2021 19826 113,8 30,3 19712,2 54

2022 1455,2 10,6 3,2 1444,6 4

МЦ 2021 671058,3 219409,6 55646,1 451648,7 1839

АУВД 2022 480548,9 197396,8 19143,1 283152,1 1317

Примечание: 1. АВС - Аэронавигация Восточной Сибири, АДВ - Аэронавигация Дальнего Востока, АЗС - Аэронавигация Запада Сибири, АСС - Аэронавигация Севера Сибири, АСУ -Аэронавигация Северного Урала (* в 00:00 УТС 04.03.2022 - Функции Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД переданы РегЦ ЕС ОрВД Санкт-Петербург), АСВС - Аэронавигация Северо-Восточной Сибири, АСВ - Аэронавигация Северо-Востока, АСЗ - Аэронавигация Северо-Запада, АУ -Аэронавигация Урала, АЦВ - Аэронавигация Центральной Волги, АЦС - Аэронавигация Центральной Сибири, АЮ - Аэронавигация Юга, КмА - Камчатаэронавигация, КрА -Крымаэронавигация, МЦ АУВД - Московский центр автоматизированного управления воздушным движением.

2. Международные перевозки - перевозки, выполненные на международных рейсах в зарубежные страны или между зарубежными странами, то есть на рейсах, состоящих из одного или нескольких международных этапов полёта. При этом, при наличии на международном рейсе внутреннего этапа полёта, этот этап считается как международный [1].

3. Внутренние перевозки - перевозки, выполненные на внутренних рейсах, то есть на рейсах, когда все пункты каждого этапа полёта находятся на территории Российской Федерации [1].

4. Самолёто-километры (см-км) - сумма протяженности выполненных этапов полёта на всех типах ВС соответственно по каждому виду сообщения [1].

Следствием введённых ограничений явилось значительное снижение объёмов аэронавигационного обслуживания (АНО) и сокращения выручки, ФГУП «ГК по ОрВД в 2023, как и 2022 году [3], потребуется государственная поддержка в форме субсидий. Меры государственной поддержки определяются на основании финансовой модели ФГУП «ГК по ОрВД» на 2022-2025 годы, которая ежемесячно актуализируется и по запросам представляется в уполномоченные органы исполнительной власти [4].

По показателям экономической эффективности, доходы ФГУП «ГК по ОрВД» за 9 месяцев 2022 года от основной деятельности сократилась относительно аналогичного периода 2021 года (см. таблица 3) на 33,8% и составили 37 707 млн. руб., в том числе от АНО 37 152 млн руб.

Фактические доходы от обслуживания ИАК на маршрутах ОВД за 9 месяцев 2022 г., снизилась на 41,4% по отношению к фактическим доходам за 9 месяцев 2021 г., а в районах аэродромов снизилась на 4,5% при более низком курсе доллара США в 2022 году. Средневзвешенный курс доллара на даты выставленных счетов за 9 месяцев 2022 г., составил 70,60 руб./долл. США, 2021 г., - 73,99 руб./долл. США.

Таблица 3. Отчёт о финансовых результатах ФГУП «ГК по ОрВД» за 2021 год (источник: [5]).

Наименование показателя Код Сумма (руб.) %

Выручка 2110 81 млрд. 27

Себестоимость продаж 2120 97,3 млрд. -4

Валовая прибыль (убыток) 2100 -16,4 млрд. 56

Коммерческие расходы 2210 - -

Управленческие расходы 2220 - -

Прибыль (убыток) от продаж 2200 -16,4 млрд. 56

Доходы от участия в других организациях 2310 - -

Проценты к получению 2320 477,1 млн. -52

Проценты к уплате 2330 - -

Прочие доходы 2340 1,3 млрд. -91

Прочие расходы 2350 2,5 млрд. -14

Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 -17,1 млрд. 33

Налог на прибыль 2410 -272,9 млн. 91

Текущий налог на прибыль 2411 272,8 млн. -83

Отложенный налог на прибыль 2412 -82 тыс. 100

Постоянные налоговые обязательства 2421 - -

Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 - -

Изменение отложенных налоговых активов 2450 - -

Прочее 2460 -853 тыс. 79

Чистая прибыль (убыток) 2400 -17,3 млрд. 39

Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода 2510 16,8 млн. 41

Результат от прочих операций, не включаемый прибыль (убыток) периода 2520 -1 млрд. 135

Наименование показателя Код Сумма (руб.) %

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода 2530

Совокупный финансовый результат периода 2500 -18,3 млрд. 28

Базовая прибыль (убыток) на акцию 2900 - -

Разводненная прибыль (убыток) на акцию 2910 - -

Фактические доходы от обслуживания российских пользователей за 9 месяцев 2022 года по отношению к фактическим доходам за 9 месяцев 2021 года на маршрутах ОВД снизились на 16,8%, в районах аэродромов снизились на 20,8%. Поскольку все расходы для ФГУП «ГК по ОрВД» являются условно-постоянными, т.к. необходимы для оказания услуги по АНО ВС на маршрутах ОВД круглосуточно, в районах аэродромов - в соответствии с регламентом работы аэропорта, по итогам деятельности за 9 месяцев 2022 года, получен убыток в размере 32 516 млн руб. При этом убыток от продаж составил 28 842 млн руб., что превышает полученный убыток от продаж за аналогичный период 2021 года на 91,5%, чистый убыток - более, чем в два раза. Одной из причин ухудшения финансового положения стало значительное снижение курса доллара США по отношению к рублю во втором квартале 2022 года [4].

В части производственных показателей, за 9 месяцев 2022 г., фактические объёмы АНО на маршрутах ОВД снизились на 25,1%, в районах аэродромов - на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Количество полётов ВС, получивших диспетчерское обслуживание за 9 месяцев 2022 года, составило 828 528 полётов, в том числе внутренних полётов - 484 432, международных полётов - 344 096.

В сложившихся условиях ФГУП «ГК по ОрВД» оптимизирует расходы всеми доступными способами:

- сокращена программа модернизации единой системы организации воздушного движения практически до суммы заключённых договоров,

- с целью обеспечения безостановочной деятельности предприятия, недопущения массового увольнения работников и сохранения рабочих мест в ФГУП «ГК по ОрВД» было принято решение о введении на предприятии режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, которое было снято в 2023 году, за счёт мер государственной поддержки.

Заключение. Значительное снижение показателей экономической эффективности деятельности ФГУП «ГК по ОрВД» в 2022 году, как в 2020 и 2021 году (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, чистая прибыль, чистые активы, производительность труда) обусловлено сокращением интенсивности воздушного движения, связанным с ограничениями полётов с 2020-2021 годах из-за пандемии коронавируса в мире, а в 2022 году с началом СВО. Предварительный анализ финансовой ситуации за 2023 год и первое полугодие 2024 года дают оптимистичный рост авиационных перевозок за счёт увеличения внутренних объёмов полётов Российских авиакомпаний, а также международных полётов ИАК Китая, Вьетнама, Арабских Эмиратов и ряда других дружественных стран, как по транзитным маршрутам проходящим через воздушное пространство России, так и международным полётам между странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21 июня 2022 г. № 450 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Федеральным агентством воздушного транспорта федерального статистического наблюдения за деятельностью воздушного транспорта»;

2. Official Journal of the European Union. Legislation/ L 57 (Volume - 65). 28 February 2022. р.10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-сотет/Е^ТХТ/?ип^%3АЬ%3А2022%3А057%3АТОС;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1737 «Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организации воздушного движения в Российской Федерации» в целях обеспечения функционирования в условиях внешнего санкционного воздействия»;

4. Программа деятельности федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» на 2023 год // выписка из Протокола № 21/ФГУП-ПР от 30.12.2022 заседания Комиссии ФАВТ по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 №1060-р;

5. ФГУП «ГОСКОРПОРАЦИЯ ПО ОРВД» - Финансовая отчетность [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://checko.ru/company/fgup-goskorporaciya-po-orvd-1027739057500?extra=finances

Petukhov G.M.

St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)

ANALYSIS OF IMPACT OF EXTERNAL INFLUENCES ON RESULTS OF PRODUCTION ACTIVITIES OF AIR TRANSPORT ENTERPRISE

Abstract: the article analyzes the impact of sanctions on the activities of the Russian air navigation service provider for flights offoreign airlines on air traffic service routes. A comparative analysis of economic efficiency and production indicators is carried out. There has been a significant drop in the volume of air traffic in Russian airspace from users of foreign countries. It is reported that the sanctions have a negative impact on the financial and economic activities of the national provider of air navigation services.

Keywords: air navigation, air transport, sanctions, air navigation services, international

routes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.