Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПЕРВОГО КУРСА'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПЕРВОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Князева А.С., Иванова Т.Г.

Представлены результаты изучения влияния воздействия учебной деятельности, как сильного стрессорного фактора, в медицинском колледже на некоторые показатели здоровья - вес, пульс, скорость его восстановления после нагрузки, артериальное давление. Показано, что максимальное снижение показателей отмечается в начале учебного года и после первой сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INFLUENCE OF EDUCATIONAL ACTIVITY ON SOME PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF MEDICAL STUDENTS OF THE FIRST COURSE

Results of studying of influence of impact of educational activity, as strong stressorny factor, in medical college on some indicators of health - the weight, pulse, speed of its restoration after loading, arterial pressure are presented. It is shown that the maximum decrease in indicators is noted at the beginning of academic year and after the first session.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПЕРВОГО КУРСА»

УДК 613.95/.96

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПЕРВОГО КУРСА

А.С. Князева, Т.Г. Иванова

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Представлены результаты изучения влияния воздействия учебной деятельности, как сильного стрессорного фактора, в медицинском колледже на некоторые показатели здоровья - вес, пульс, скорость его восстановления после нагрузки, артериальное давление. Показано, что максимальное снижение показателей отмечается в начале учебного года и после первой сессии. Ключевые слова: стресс, артериальное давление, заболеваемость.

Введение. Интенсивность и содержание учебного процесса в медицинских колледжах влияют на работоспособность и состояние здоровья студентов-медиков, особенно первого курса. Специфика обучения в медицинских училищах и колледжах определяется чрезвычайно высокими и разнообразными требованиями, предъявляемыми к среднему медицинскому персоналу [2].

Студенчество является особой социальной группой населения нашей страны, в среде которой наиболее ярко проявляются последствия экономического кризиса, ухудшения экологической обстановки, возрастающей учебной нагрузки. Инновации в сфере образования, не могут не сказаться на работоспособности, а следовательно и здоровье студенческой молодежи [1].

Поэтому изучение состояния здоровья студентов, особенно первого курса, не теряет своей актуальности и практической значимости, тем более, что эта проблема обусловлена ростом заболеваемости подростков и юношей не только к концу обучения в школе и на начальных этапах профессионального обучения.

Цель работы - исследование изменения физиологических показателей соматического здоровья студентов на протяжении первого года обучения в медицинском колледже.

Для выполнения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить изменчивость антропометрических показателей и показателей сердечно-сосудистой системы в течение первого года обучения.

2. Проследить динамику заболеваемости студентов в течение учебного года.

Методика исследований. Экспериментальное исследование проведено на базе

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» с сентября 2015 по апрель 2016 г. В исследовании приняли участие 15 юношей и 25 девушек, обучающихся на 1 курсе, в возрасте 17-18 лет.

В ходе исследования проведены замеры роста (см), веса (кг), пульса и артериального давления, а так же времени восстановления пульса по стандартным методикам [3]. Расчет весо-ростового индекса проводили по формуле Кетле [3].

Результаты и обсуждения. Уровень физического развития студентов первого курса медколледжа можно оценить как удовлетворительный. Изменения антропометрических показателей студенток и студентов в течение года статистически недостоверны (р>0,05). Нормальная масса тела на протяжении учебного года отмечается у 50% юношей и 20-33,3% девушек. Недостаточная масса тела у 40% юношей и 56,7-77% девушек; избыточная масса тела отмечается у 10% юношей и 3,33-10% девушек. Снижение массы тела у девушек отмечается к середине и к окончанию учебного года, что, вероятно, связано с действием стресса и напряжением механизмов адаптации. Гендерные отличия массы тела, роста статистически достоверны (р =0,001), и составляют 9,21± 1.15 см и 11,56 ± 1,24 кг.

Показания артериального давления юношей стабильны в течение учебного года. В ходе наблюдения выявлены только два отклонения от нормы: у одного юноши наблюдается гипертония в начале учебного года и нормотония к концу учебного года, у другого студента гипертония отмечается в середине и к окончанию учебного года. У 10% девушек наблюдается к окончанию учебного года гипотония, а у 3,33% студенток - гипертония. Статистической достоверностью отличаются только гендерные различия систолического артериального давления (р=0,05).

Показатели ЧСС у юношей относительно стабильны в течение всего периода обследования. Для всех обследованных студентов определена нормокардия, в то время как у студенток в осенний период отмечается у 10% респондентов брадикардия, а к концу учебного года брадикардия выявлена у 23,33% девушек.

У обследуемых студентов не зависимо от половой принадлежности наблюдается улучшение показателя скорости восстановления пульса после дозированной нагрузки к окончанию учебного года. В осенний период у юношей восстановление пульса происходило в среднем через 2-2,5 минуты, у девушек соответственно через 2,5 - 3 минуты, к концу учебного года у студентов пульс восстанавливался в среднем за 1 минуту, а у студенток - за 1,5 минуты.

Анализ заболеваемости студентов показал, что пик приходится на второй месяц обучения (чаще всего респонденты отмечают насморк и легкую форму ОРЗ). Вторая волна простудных заболеваний приходится на постсессионный период (ОРЗ, ангины). Эти данные свидетельствуют об уровне напряженности адаптационных механизмов и силе стрессорного воздействия [1].

Выводы:

1. В отличие от юношей, организм девушек на процесс смены типа учебной деятельности ответил снижением массы тела. В начале учебного года недостаток массы тела был зафиксирован у 56% обследованных, а в конце учебного года - у 77%.

2. У юношей в течение года изменений артериального давления и пульса не выявлено. Среди девушек к концу учебного года у 1% респондентов выявлена устойчивая гипотония и тахикардия.

3. Обследованные девушки и юноши к концу учебного года улучшили показатели скорости восстановления пульса после дозированной нагрузки. У юношей время восстановления достоверно уменьшилось на 50%, у девушек - на 30%.

4. Студенты обследованной группы более подвержены инфекционным заболеваниям в ранне-осенний и постсессионный периоды, что дополнительно свидетельствует о силе стрессорного воздействия, приводящего к снижению иммунитета.

Список литературы

1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -

176 с.

2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой; Науч.-иссл. Ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.

3. Казин Э.М. и др. Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - С. 7-54.

Сведения об авторах

Иванова Татьяна Геннадьевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, email: kafbot2002@mail.ru

Князева Анна Сергеевна - магистр Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: kafbot2002@mail.ru

ANALYSIS OF INFLUENCE OF EDUCATIONAL ACTIVITY ON SOME PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF MEDICAL STUDENTS OF THE FIRST COURSE

A.S. Knyazeva, T.G. Ivanova

Bryansk state university

Results of studying of influence of impact of educational activity, as strong stressorny factor, in medical college on some indicators of health - the weight, pulse, speed of its restoration after loading, arterial pressure are presented. It is shown that the maximum decrease in indicators is noted at the beginning of academic year and after the first session. Keywords: stress, arterial pressure, incidence.

References

1. Agadzhanyan, N. A. Adaptation and reserves of an organism. - M.: Physical culture and sport, 1983. - 176s.

2. Adaptation of an organism of pupils to educational and physical loadings / Under the editorship of A.G. Hripkova, M. V. Antropova; Науч. - иссл. Ying t of physiology of children and teenagers Akkad. пед. sciences of the USSR. - M.: Pedagogics, 1982. - 240s.

3. Kazin E.M., etc. Workshop on psychophysiological diagnostics. - M.: Gumanit. Prod. VLADOS center, 2000. - Page 7-54.

About authors

Ivanova T. G. - candidate of Biological Science, associate professor, department of Biology at the BSU, e-mail: kafbot2002@mail.ru

Knyazeva A.S. - Bryansk State University Undergraduate, e-mail: kafbot2002@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.