Научная статья на тему 'Анализ влияния участников перевозочного процесса на обеспечение качества транспортного обслуживания грузовладельцев'

Анализ влияния участников перевозочного процесса на обеспечение качества транспортного обслуживания грузовладельцев Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ОПЕРАТОР / ПЕРЕВОЗЧИК / ВЛАДЕЛЕЦ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / TRANSPORT SERVICE QUALITY / OPERATOR / CARRIER / OWNER OF INFRASTRUCTURE / ECONOMIC RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Юрий Игоревич, Лавров Илья Михайлович

Проведен анализ ответственности участников железнодорожного перевозочного процесса по обеспечению требуемого уровня качества обслуживания грузовладельцев. Исследованы возможности влияния оператора, перевозчика и владельца инфраструктуры на обеспечение качества. Рассмотрено влияние ключевых факторов на выполнение показателей качества и разработаны соответствующие модели зависимостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Юрий Игоревич, Лавров Илья Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF INFLUENCE OF PARTICIPANTS OF THE TRANSPORTATION PROCESS ON ENSURING TRANSPORT SERVICE QUALITY OF CARGO OWNERS

The article analyzes the responsibility of participants of railway transportation process on providing a required level of service quality of cargo owners. Possibilities of influence of the operator, carrier and the owner of infrastructure on ensuring quality are investigated. The article considers the influence of key factors on performance of quality indicators. The respective models of dependences are developed.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния участников перевозочного процесса на обеспечение качества транспортного обслуживания грузовладельцев»

ИНФРАСТРУКТУРА. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА

Ю.И. Соколов

И.М. Лавров

УДК 351.815

Анализ влияния участников перевозочного процесса на обеспечение качества транспортного обслуживания грузовладельцев

Проведен анализ ответственности участников железнодорожного перевозочного процесса по обеспечению требуемого уровня качества обслуживания грузовладельцев. Исследованы возможности влияния оператора, перевозчика и владельца инфраструктуры на обеспечение качества. Рассмотрено влияние ключевых факторов на выполнение показателей качества и разработаны соответствующие модели зависимостей.

Ключевые слова: качество транспортного обслуживания; оператор; перевозчик; владелец инфраструктуры; экономическая ответственность

Происходящие в настоящее время на железнодорожном транспорте коренные преобразования, меняющие самые основы его функционирования, требуют переосмысления многих положений, традиционных для предыдущих периодов развития отрасли. В частности, ранее нормативные документы регламентировали, в основном, взаимоотношения Министерства путей сообщения (железной дороги) и грузовладельца. В настоящее время перемещение грузов осуществляется несколькими субъектами: оператором, перевозчиком и владельцем инфраструктуры (последние две функции пока объединены в ОАО «РЖД»). В связи с этим возникает ряд коллизий, которые с большим трудом могут быть решены в рамках существующих нормативно-правовых актов (большинство из которых были приняты 10 лет назад).

В частности, традиционным положением во взаимоотношениях железной дороги и клиента была так называемая «презумпция вины перевозчика», означающая, что в любой спорной ситуации (например, потеря части груза при перевозке) виновным автоматически признается перевозчик, если не будет доказана его невиновность. В настоящее время это означает, что во всех спорных ситуациях виновато ОАО «РЖД», хотя та же потеря груза может произойти, например, из-за предоставления оператором некачественного вагона (неочищенного от предыдущего груза, или с зазорами в кузове и пр.).

© Соколов Ю.И., Лавров И.М., 2012

Это противоречие касается, прежде всего, вопросов взаимоотношения клиента и транспортных компаний, и в первую очередь — качества транспортного обслуживания грузовладельцев. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть сферы ответственности участников перевозочного процесса в вопросе обеспечения должного качества транспортного обслуживания, в разрезе основных показателей качества.

Устав железнодорожного транспорта в настоящее время предусматривает ответственность следующих субъектов перевозочного процесса:

— грузоотправителя — по статье 94 (неиспользование поданных вагонов и контейнеров, отказ от вагонов и контейнеров, предусмотренных заявкой и т. п.), а также по статье 106 (ответственность перед перевозчиком за окончательные расчеты за перевозку при отсутствии грузополучателя на станции назначения);

— грузополучателя — по статье 106 (окончательные расчеты за перевозку);

— перевозчика — по статье 94 (неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки грузов), по статьям 95 и 107 (несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить по не зависящим от него причинам), по статье 113 (за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира).

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа предусмотрена также статьей 796 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В таблице 1 представлены субъекты ответственности и их обязанности согласно современному законодательству Российской Федерации.

Таблица 1

Субъекты и предмет ответственности участников перевозочного процесса

Субъекты ответственности Предмет ответственности Источник и номер статьи

1. Грузоотправитель (за невыполнение принятой заявки) — неиспользование поданных вагонов, контейнеров; — неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон; — отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров; Устав ж/д транспорта, ст. 94; ГК РФ, 794

Окончание табл.

Субъекты ответственности Предмет ответственности Источник и номер статьи

— отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.

2. Перевозчик (за невыполнение принятой заявки) неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов. Устав ж/д транспорта, ст. 94; ГК РФ, 794

3. Перевозчик несохранность груза, багажа, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам. Устав ж/д транспорта, ст. 95, 107; ГК РФ, 796

4. Перевозчик за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). ГК РФ, ст. 795

5. Грузополучатель ответственность за расчеты за перевозку после прибытия груза, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения и уведомления перевозчиком грузополучателя (получателя) о прибытии груза, грузобагажа в его адрес. Устав ж/д транспорта, ст. 106

6. Грузоотправитель, пассажир, отправитель после получения ими уведомления об указанных обстоятельствах в письменной форме от перевозчика ответственность перед перевозчиком за окончательные расчеты за данную перевозку в случае, если груз, багаж, грузобагаж прибыли на железнодорожную станцию назначения и грузополучатель, пассажир, получатель отсутствуют, а также отсутствует возможность уведомления их о прибытии груза, багажа, грузобагажа. Устав ж/д транспорта, ст. 106

7. Перевозчик за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав ж/д транспорта, ст. 113; ГК РФ, ст. 800

Из таблицы 1 видно, что в большинстве случаев предметом ответственности является обеспечение качества транспортного обслуживания. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность влияния участников перевозочного процесса на выполнение каждого из показателей качества.

Номенклатура показателей качества обоснована в наших предыдущих работах [1; 2] и принята нами без изменений.

Рассмотрим влияние ключевых факторов на выполнение показателей качества. Оговорим тот факт, что индекс фактора соответствует участнику перевозочного процесса, имеющему возможность влиять на соблюдение и выполнение данного фактора: П — перевозчик, О — оператор, И — владелец инфраструктуры.

Скорость и срочность доставки грузов зависят от мощности локомотива. Более мощный локомотив обеспечивает более высокую скорость движения и более эффективную эксплуатационную работу. Важным фактором обеспечения срочности доставки, особенно в современных условиях, является развитость инфраструктуры железнодорожного транспорта и степень ее заполнения. Влияние факторов на соблюдение срочности доставки грузов можно представить следующим образом:

Ксд = /Л; ПСИ; йИ; О^), где

<к — мощность локомотива перевозчика;

ПСИ — размер пропускной способности полигона железнодорожной инфраструктуры;

йИ — степень заполнения пропускной способности;

Г\И

Опуть — ограничения скорости движения по состоянию пути на рассматриваемом полигоне.

На сохранность перевозимых грузов прежде всего влияет техническая и технологическая оснащенность вагонов оператора, в которых данные грузы перевозятся. Для обеспечения сохранности груза важно, чтобы он был правильно закреплен и расположен в вагоне, оснащен необходимой тарой и пломбировкой, а также при необходимости сопровождался постоянным надзором и охраной. Важную роль играет правильный выбор типа вагона для перевозки и порядок складирования в нем груза. Рассматривая влияние инфраструктуры на сохранность перевозимых грузов, следует отметить влияние уровня состояния верхнего строения пути и качества железнодорожного рельсового пути. Поломки, чрезмерный износ рельсов приводят к толчкам и раскачиванию вагонов в пути следования, что может вести к потерям груза.

Зависимость для показателя сохранности перевозимых грузов будет выглядеть следующим образом:

к = /(ТОо • Со • То • ^о . СИ . ^И )

кСГ /(ТОваг . Сваг ; Тваг ; "ваг ; Спуть. Упуть), где

ТО°аг — техническая и технологическая оснащенность вагонов опе-

ратора;

Сваг — техническое состояние вагонного парка оператора;

О

Т ваг — степень соответствия типа вагона оператора перевозимому грузу;

^киг

уровень надзора и охраны вагонов оператора;

СИуть — состояние верхнего строения пути владельца инфраструктуры;

гИ

упуть — уровень качества железнодорожного рельсового пути владельца инфраструктуры (балльная оценка).

Полнота удовлетворения спроса на перевозки в равной степени зависит от наличия свободных перевозочных ресурсов, как в части парков подвижного состава, так и в части пропускной способности железнодорожных линий. Дефицит вагонов, локомотивов и/или железнодорожной инфраструктуры приводит к неполному выполнению заказа грузовладельца по перевозке в заданный срок, то есть к появлению неудовлетворенного спроса на перевозки.

Зависимость для показателя полноты удовлетворения спроса на перевозки будет выглядеть следующим образом:

= /Л; N°г ; ПСИ), где

^ок — число свободных (рабочих) локомотивов перевозчика;

N °аг — число свободных (рабочих) вагонов оператора.

Показатель регулярности или ритмичности доставки грузов во многом аналогичен показателю скорости или срока доставки грузов, поскольку в нем главную роль тоже играет временной фактор, быстрота перевозки, выполнение доставки грузов «точно в срок». Но в то же время доставка раньше установленного срока для ряда грузовладельцев не рассматривается как проявление высокого качества (например, для предприятий машиностроения). Поэтому основное влияние на этот показатель оказывает техническая и технологическая мощность локомотива, уровень эффективности работы персонала и скорости движения, а также величина и уровень заполнения пропускной способности.

Зависимость для показателя регулярности или ритмичности доставки грузов будет выглядеть следующим образом:

Кгр = /(^Пок ; М°аг ; ТО°аг ; МИуТь; ПСИ), где

М °аг — эффективность работы персонала по погрузке груза в вагон оператора (выполнение норм затрат труда);

М пИуть — эффективность работы персонала владельца инфраструктуры.

Уровень комплексности транспортного обслуживания определяется в зависимости от схемы транспортировки. В каких-то случаях перевозка будет

являться полностью комплексной («от двери до двери», то есть от склада отправителя до склада получателя), в каких-то случаях частично комплексной (например, от станции отправителя до склада получателя), а в каких-то случаях не будет являться комплексной вообще (при схеме транспортировки от станции до станции). Основные факторы, влияющие на комплексность, — это возможность предоставления дополнительных услуг по подвозу груза на станцию отправления или вывозу его со станции назначения по подъездным путям или транспортировка собственным грузовым автопарком транспортной компании от склада поставщика до станции отправления или от станции назначения до склада получателя. Таким образом, показатель комплексности транспортного обслуживания зависит прежде всего от инфраструктурных факторов.

Зависимость для показателя уровня комплексности транспортного обслуживания будет выглядеть следующим образом:

ККО = /(М путь; ПсИ; с путьХ

Транспортная обеспеченность территории представляет собой количество построенных железнодорожных путей и объектов инфраструктуры на обслуживаемой территории (области, районе и т. д.). Совокупность этих объектов должна обеспечить полное удовлетворение спроса на перевозки на данной территории. Состав и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта имеет главное значение в улучшении данного показателя.

Зависимость для показателя транспортной обеспеченности территории будет выглядеть следующим образом:

КТО = /(Мпуть; ПсИ; с путь; Q путь).

Показатель транспортной доступности пользователей тесно связан с показателем транспортной обеспеченности территории, однако здесь главным аспектом является степень удовлетворения пассажиров, клиентов, перевозчиков доступностью услуг по перевозке. Данный показатель зависит от степени соответствия начертания транспортной сети и географии размещения производительных сил и населенных пунктов в стране или регионе. Если железная дорога построена в одной части региона, а потенциальный грузовладелец живет в другой части данного региона, то доступ к железнодорожной инфраструктуре для него будет затруднен.

Зависимость для показателя транспортной доступности пользователей будет выглядеть следующим образом:

к = Г(АД . мО . МО . ми . Псп. с и . Q и )

ЛТД -А лок > ваг > 1У1 ваг > 1У1 путы , путы путь/-

Безопасность перевозок является важнейшим показателем качества для всех видов транспорта. На данный показатель влияет как техническое и технологическое состояние вагонов и локомотивов, так и состояние объектов инфраструктуры. Нарушения безопасности образуются вследствие неисправности парка, несоблюдения техники безопасности и правопоряд-

ка, нарушения работы передаточных устройств и объектов инфраструктуры. Также на безопасность движения могут влиять метеорологические условия (например, скопление льда на рельсах в холодную погоду может привести к дополнительному скольжению поезда).

Зависимость для показателя безопасности перевозок будет выглядеть следующим образом: к = яд п . н п . в о . н о . то о . с о • с о • с и • п и )

КБП /(В лок . н лок . В ваг . н ваг . ТО ваг . С ваг . с ваг . с путь. п путь), где

„П

В лок — средний возраст локомотивов перевозчика;

П

Н лок — средний уровень надежности локомотивов перевозчика;

о

В ваг — средний возраст вагонов оператора;

о

Н ваг — средний уровень надежности вагонов оператора.

Экологичность транспорта приобретает особое значение и становится важнейшим показателем, характеризующим социальную ответственность транспортных компаний перед обществом. Улучшению данного показателя способствует внедрение новых безотходных технологий и инноваций в области подвижного состава. Тепловозы, работающие на дизельном топливе, используются гораздо реже, в основном на менее интенсивно загруженных линиях, уступая поездам, работающим на электрической тяге. Продолжает развиваться тенденция в области автоматизации перевозок и электрификации железнодорожных линий.

В настоящее время железнодорожный транспорт является одним из самых безопасных и экологичных видов транспорта. Состояние объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта отчасти тоже влияет на экологичность. Например, если железнодорожные пути некачественно расположены или отремонтированы, то это может привести к потерям груза в пути, а в худшем случае — к авариям.

Особый вред для экологии в данном случае приносят выбросы веществ опасных и ядовитых грузов в окружающую среду. Так же, как состояние инфраструктуры, на экологичность транспорта влияет и состояние вагонов. Если вагон, подготовленный к перевозке, будет иметь трещины и некачественную конструкцию, то некоторая часть груза, высыпаясь из вагона в пути следования, будет загрязнять полосу отвода и соответственно ухудшать экологию.

Зависимость для показателя экологичности транспорта будет выглядеть следующим образом:

к = А В П • н П .ТО О • с О • с И • П И )

кЭК -'(п лок ; н лок ; ТО ваг ; С ваг ; с путь; п путь).

Таким образом, возможность влияния участников перевозочного процесса (оператора, перевозчика, владельца инфраструктуры) на повышение качества транспортного обслуживания можно систематизировать в виде таблицы 2.

Таблица 2

Сферы влияния участников перевозочного процесса на обеспечение качества транспортного обслуживания

№ п/п Показатель качества Оператор Перевозчик Владелец инфраструктуры

1 Скорость или срок доставки грузов — + +

2 Сохранность перевозимых грузов + — +

3 Полнота удовлетворения спроса на перевозки + + +

4 Регулярность или ритмичность доставки грузов + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Комплексность транспортного обслуживания - ± +

6 Транспортная обеспеченность территории - - +

7 Транспортная доступность пользователей ± ± +

8 Безопасность перевозок + + +

9 Экологичность транспорта + + ±

Условные обозначения: «+» влияет, как правило; «±» может влиять в некоторых ситуациях «-», как правило, не влияет.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Представленные выше соображения могут явиться основой для разграничения ответственности участников перевозочного процесса за обеспечение качества. Это позволит более объективно определять субъекты и средства управления качеством транспортного обслуживания в современных условиях, а также формировать стратегии участников перевозочного процесса в области обеспечения и повышения качества.

2. Необходимы дальнейшее уточнение и формализация схем влияния субъектов перевозочного процесса на уровень качества с целью формирования наиболее справедливых условий конкуренции на транспортном рынке.

Литература

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011года) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01 января 2012 года).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года № 18-ФЗ (ред. от 14 июня 2012 года) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

3. Соколов Ю.И., Лавров И.М. Комплексная оценка качества обслуживания грузовладельцев транспортной компанией // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012, №2.

4. Соколов Ю.И. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев: монография. — М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011.

5. Транспортный маркетинг: учебник / Галабурда В.Г., Бубнова Г.В., Иванова Е.А. и др. / Под ред. В.Г. Галабурды — М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011.

References

1. Civil Code of the Russian Federation (part two) dated January 26th, 1996 No 14-FZ (edition dated November 30th, 2011) (amendment and supplemented, effective from January 1st, 2012).

2. Federal Law of the Russian Federation dated January 10th, 2003 No 18-FZ (edition dated June 14th, 2012) Charter of the Railway Transportation of the Russian Federation.

3. Sokolov Y.I., Lavrov I.M. Integrated evaluation of quality of servicing freight owners of the transportation company // STAGE: Economic Theory, Analysis, Practice. 2012, №2.

4. Sokolov Y.I. Business of quality of transportation services for the freight owners, monograph. — М.: FGOU Training centre for railway transportation, 2011.

5. Transportation marketing: manual /Galaburda V.G., Bubnova G.V., Ivanova Е.А. et. al./ Edited by Galaburda V.G. — М.: FGOU Training centre for railway transportation, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.