Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартышенко Сергей Николаевич

Главным условием развития интеллектуального потенциала страны является наличие эффективной системы высшего образования. Эффективность системы высшего образования во многом определяется мотивированностью студентов к обучению. В настоящей работе предлагается на основе эмпирических данных исследовать процессы, влияющие на мотивацию студентов овладевания профессией. Опросы проводились в форме мониторинга. За все время с 2017 по 2021 год было опрошено 1396 студентов. В работе исследуются различные факторы, влияющие на мотивацию начиная с выбора профессии до ожиданий трудоустройства. Для совместного анализа факторов в работе предложено использовать когнитивную модель. Практическая значимость когнитивной модели состоит не столько в обнаружении существенных связей, сколько в числовой оценке значимости этих связей. Модель позволяет выделить узкие места в процессе повышения мотивации к обучению и на этой основе осуществлять обоснованный выбор управленческих решений. Анализ общей картины по Приморскому краю свидетельствует о недостаточной мотивированности студентов к обучению и необходимости принятия управленческих решений по корректировке образовательного процесса. Во многом не высокая мотивированность студентов обусловлена отношением работодателей. На рынке труда низкая востребованность инновационных знаний. Для повышения мотивации студентов к овладению профессией необходимо расширение партнерских связей образовательных организаций высшего образования и работодателей. Необходимо повысить заинтересованность предприятий в новых продуктах и технологиях. Для повышения эффективности этой работы необходимо на уровне государства разработать механизмы, которые бы заинтересовали предприятия в привлечении вузовской науки в работе своих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартышенко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF STUDENTS' SOCIAL EXPECTATIONS OF EMPLOYMENT ON MOTIVATION TO LEARN

The main condition for the development of the country's intellectual potential is the existence of an effective system of higher education. The effectiveness of the higher education system is largely determined by the motivation of students to learn. In this paper, it is proposed, on the basis of empirical data, to investigate the processes that affect the motivation of students to master a profession. The polls were conducted in the form of monitoring. For the entire time from 2017 to 2021, 1 396 students were interviewed. The paper explores various factors that influence motivation, from career choice to job expectations. For the joint analysis of factors, it is proposed to use a cognitive model in the work. The practical significance of the cognitive model lies not so much in the detection of significant connections, but in the numerical assessment of the significance of these connections. The model makes it possible to identify bottlenecks in the process of increasing motivation to learn and, on this basis, to make an informed choice of management decisions. Analysis of the general picture in the Primorsky krai indicates insufficient motivation of students to study and the need to make managerial decisions to adjust the educational process. In many ways, the low motivation of students is due to the attitude of employers. There is a low demand for innovative knowledge on the labor market. To increase the motivation of students to master the profession, it is necessary to expand partnerships between educational institutions of higher education and employers. It is necessary to increase the interest of enterprises in new products and technologies. To improve the efficiency of this work, it is necessary to develop mechanisms at the state level that would interest enterprises in attracting university science in the work of their enterprises.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ»

УДК 519.25, 004.9

DOI: 10.25559^тТО.17.20210г729

Анализ влияния социальных ожиданий студентов трудоустройства на мотивацию к обучению

С. Н. Мартышенко

ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток, Российская Федерация

690014, Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41 sergey.martishenko@vvsu.ru

Аннотация

Главным условием развития интеллектуального потенциала страны является наличие эффективной системы высшего образования. Эффективность системы высшего образования во многом определяется мотивированностью студентов к обучению. В настоящей работе предлагается на основе эмпирических данных исследовать процессы, влияющие на мотивацию студентов овладевания профессией. Опросы проводились в форме мониторинга. За все время с 2017 по 2021 год было опрошено 1396 студентов. В работе исследуются различные факторы, влияющие на мотивацию начиная с выбора профессии до ожиданий трудоустройства. Для совместного анализа факторов в работе предложено использовать когнитивную модель. Практическая значимость когнитивной модели состоит не столько в обнаружении существенных связей, сколько в числовой оценке значимости этих связей. Модель позволяет выделить узкие места в процессе повышения мотивации к обучению и на этой основе осуществлять обоснованный выбор управленческих решений. Анализ общей картины по Приморскому краю свидетельствует о недостаточной мотивированности студентов к обучению и необходимости принятия управленческих решений по корректировке образовательного процесса. Во многом не высокая мотивированность студентов обусловлена отношением работодателей. На рынке труда низкая востребованность инновационных знаний. Для повышения мотивации студентов к овладению профессией необходимо расширение партнерских связей образовательных организаций высшего образования и работодателей. Необходимо повысить заинтересованность предприятий в новых продуктах и технологиях. Для повышения эффективности этой работы необходимо на уровне государства разработать механизмы, которые бы заинтересовали предприятия в привлечении вузовской науки в работе своих предприятий.

Ключевые слова: учебная мотивация, трудоустройство студентов, анкетный опрос, когнитивная модель, многомерный анализ.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мартышенко, С. Н. Анализ влияния социальных ожиданий студентов трудоустройства на мотивацию к обучению / С. Н. Мартышенко. - DOI 10.25559/ SITIT0.17.202101.729 // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2021. - Т. 17, № 1. - С. 156-164.

Q ®

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 1. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

IT-EDUCATION: METHODOLOGY, METHODOLOGICAL SUPPORT

Analysis of the Influence of Students' Social Expectations of Employment on Motivation to Learn

The main condition for the development of the country's intellectual potential is the existence of an effective system of higher education. The effectiveness of the higher education system is largely determined by the motivation of students to learn. In this paper, it is proposed, on the basis of empirical data, to investigate the processes that affect the motivation of students to master a profession. The polls were conducted in the form of monitoring. For the entire time from 2017 to 2021, 1 396 students were interviewed. The paper explores various factors that influence motivation, from career choice to job expectations. For the joint analysis of factors, it is proposed to use a cognitive model in the work. The practical significance of the cognitive model lies not so much in the detection of significant connections, but in the numerical assessment of the significance of these connections. The model makes it possible to identify bottlenecks in the process of increasing motivation to learn and, on this basis, to make an informed choice of management decisions. Analysis of the general picture in the Primorsky krai indicates insufficient motivation of students to study and the need to make managerial decisions to adjust the educational process. In many ways, the low motivation of students is due to the attitude of employers. There is a low demand for innovative knowledge on the labor market. To increase the motivation of students to master the profession, it is necessary to expand partnerships between educational institutions of higher education and employers. It is necessary to increase the interest of enterprises in new products and technologies. To improve the efficiency of this work, it is necessary to develop mechanisms at the state level that would interest enterprises in attracting university science in the work of their enterprises.

Keywords: educational motivation, student employment, questionnaire survey, cognitive model, multivariate analysis.

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Martyshenko S.N. Analysis of the Influence of Students' Social Expectations of Employment on Motivation to Learn. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2021; 17(1):156-164. DOI: https://doi.org/10.25559/SITI-TO.17.202101.729

S. N. Martyshenko

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russian Federation 41 Gogolya St., Vladivostok 690014, Russian Federation sergey.martishenko@vvsu.ru

Abstract

Vol. 17, No. 1. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

Введение

Основные принципы развития системы образования Российской Федерации определены в документах стратегического планирования. В стратегии развития Российской Федерации на период до 2025 года образование выделено в качестве одного из стратегических национальных приоритетов, а стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина1.

Совокупный интеллектуальный потенциал населения является необходимым условием достижения и поддержания высокой конкурентоспособности страны. Главным условием развития такого интеллектуального потенциала служит эффективная система высшего образования [1]. Эффективность системы - это свойство системы выполнять поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством [2-3].

Понятие эффективности системы образования в настоящее время не имеет единой трактовки. Такая ситуация является следствием того, что образование имеет множество функций. Часто под эффективностью понимается только качество образования. При всей важности этой характеристики, качество образования нельзя рассматривать независимо от процессов, происходящих в системе высшего образования и социально-экономической ситуации в стране.

Трудно говорить о высокой эффективности системы высшего образования страны, когда по официальным данным Росстата 31% выпускников университетов не работают по специальности2. Такое не рациональное использования трудовых ресурсов приводит к тому, что огромные деньги тратятся государством не эффективно.

Многие авторы считают, что качество образования определяется возможностями используемых информационных технологий [4-6]. В связи с пандемией COVID-19 в последнее время резко возросло количество публикаций, посвященных качеству онлайн-технологий в образовании [7-9]. Однако, большинство исследователей считают, что качества образования, в первую очередь зависит от мотивированности студентов овладевать выбранной профессией и эффективности работы преподавателей [10-13]. И там, и там у нас есть большие проблемы, которые со временем только усугубляются.

Одной технической оснащенностью вузов и информатизацией образования проблему мотивации не решить. Необходимо разобраться в сути проблемы. Целью настоящей работы является на основе эмпирических данных исследовать процессы, влияющие на мотивацию студентов овладевания профессией. Мотивация к обучению во многом определяется карьерными ожиданиями [14-16]. Особенности мотивации студентов в различных странах рассматриваются в работах [17-19].

Оценка факторов, влияющих на формирование профессиональной траектории студентов университета Для исследования факторов мотивации студентов к овладению знаниями, необходимыми для реализации себя в выбранной профессии, были проведены анкетные онлайн-опросы студентов г. Владивостока. Особое внимание в опросе уделялось мотивации, основанной на ожидании перспективы трудоустройства по выбранной профессии.

Для того чтобы проследить динамику исследуемого процесса опросы проводились в форме мониторинга. За все время с 2017 по 2021 год было опрошено 1396 студентов. Количество опрошенных респондентов по годам представлено в таблице 1. В анкете представлено 37 различного вида вопросов.

Т а б л и ц а 1. Количество студентов, участвовавших в опросе по годам T a b l e 1. The total number of students who participated in the survey by

year

2017 2018 2019 2020 2021 Всего

473 261 257 244 161 1396

Формирование профессиональной траектории начинается с выбора профессии. От этого выбора может зависеть вся последующая жизнь молодого человека. Неправильный выбор профессии в дальнейшем может привести к разочарованию. Когда работа по профессии в тягость эффективность такой работы будет крайне низкой.

Конечно, для системы высшего образования было бы очень хорошо если бы в вузы приходили высокомотивированные студенты, увлеченные профессией. Но в жизни так не бывает. При выборе специальности абитуриенты выстраивают свою логику, опираются на мнения своего окружения и руководствуются собственной шкалой ценностей. Выбор специальности, в конечном итоге, сводится к выстраиванию собственной системы ожиданий полезности полученного образования. Мы отдельно исследовали механизм выбора специальности абитуриентами. В результате было выявлено 16 различных факторов, которые могут учитываться при выборе абитуриентами специальности.

В данном исследовании нас интересовал некоторый обобщенный показатель, позволяющий определить долю высокомотивированных абитуриентов. В качестве обобщенного показателя мотивированности выбора профессии использовалась шкала отношения к выбранной профессии, как призванию. Призвание - это уверенность в возможности более полной реализации себя в данной профессии. Для выявления структуры студентов по уровню убежденности в том, что выбранная профессия является их призванием был использован следующий вопрос: «Выскажите свое отношение по высказыванию: получаемая мною профессия - мое призвание». Результаты опроса показывают, что уверенных в возможности самореализации в профессии всего 9% («полностью со-

1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72174066 (дата обращения: 16.03.2021).

2 Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 16.03.2021).

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 1. 2021

ISSN 2411-1473

sitito.cs.msu.ru

гласен»). Ответы «совершенно не согласен» можно воспринимать как пренебрежительное отношение к профессии. Таких студентов оказалось в два раза больше (18%), чем студентов, ожидающих, что в будущем работа будет приносить им удовлетворение. Наибольшее количество респондентов испытываю т сомнение в том, как им удастся вписаться в профессию и достигнуть желаемого результата. Структура студентов по уровню убежденности в том, что выбргнная профессия явля-зтся приаварием приведена на Рал. 1.

Полностью согласен

Частично согласен

Трудно сказать, согласен или не согласен

Частично не согласен

Совершенно не согласен

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рис.1.Структурастудентовпоуровнюубежденности втом,что выбранная профессия является призванием Fi g. l.Thestructureof studentsaccordingtothe levelofconvictionthatthe chosenprofessionisavocation

Далеко не всегда, поступив в университет и погрузившись в учебный процесс, студенты сохраняют уверенность в том, что их выбор профессии был правильным. В университете у студентов образуется новый круг общения, в котором они имеют возможность более полно понять содержание профессии. Новая информация позволяет студенту произвести переоценку своих способностей, возможностей, интересов и склонностей. Для оценки своего выбора профессии студентам предлагался вопрос: «Оцените, с позиций сегодняшнего дня, свой выбор специальности, по которой вы обучаетесь.». Ответы необходимо дать в шкале Лайкерта. В процессе обучения оценка выбора специальности изменяется (таблица 1).

Свой выбор специальности считают ошибочным от 10% до 20% студентов. Удовлетворены своим выбором от 50% до 60% опрошенных. Картина получилась достаточно размытой. Это связано с тем, что в опросе участвовали студенты очень большого количества различных специальностей. Однако с большой степенью уверенности можно утверждать, что у выпускного курса уверенность в правильности выбора самая низкая. Начинает сказываться волнение, связанное с грядущим трудоустройством.

34%

Та блиц а2. Распределениестудентовпооценкам правильности выбора специальности T ab le2. Distributionofstudents accordingto theassessments of the correctness of the choice of specialty

1 (V абсолютно ошибочныйвыбор) 2 3 4 5 абсолютно правильный выбор ^

1-ый курс 2% 8% 38% 29% 24%

2-ой курс 2% 7% 26% 38% 27%

3-ий курс 10% 5% 36% 27% 22%

4-ый курс 8% 11% 35% 23% 23%

По всем данным 6% 7% 33% 30% 24%

В анкету были включен три вопроса, с помощью которых мы попытались установить связь трех факторов, влияющих на формирование профессиональной траектории: «выбор специальности», «интерес к специальности», «работа по специальности». Для того чтобы провести расчеты возможные варианты ответов были проранжированы (таблица 3). В последнем столбце таблицы 3 представлены частотные ряды вариантов ответов по трем вопросам. Частотные ряды сами по себе представляют интерес для анализа сложившейся ситуации. Однако, в настоящей работе основное внимание уделяется оценке связей между факторами, влияющими на мотивацию студентов к обучению.

По ранговым значениям были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмена, характеризующие связь между тремя факторами (рис. 2). Расчеты производились с помощью пакета Statistica. Из расчетов следует, что связь между факторами является статистически значимой.

Когнитивная модель связей факторов мотивации к обучению

Наличие связи между факторами послужило основанием для построения когнитивной модели (Рис. 3). Для построения когнитивной модели вся выборка была разбита на три класса по значению фактора «выбор специальности». В модели стрелками отмечены связи классов со значениями двух других факторов. Для повышения контрастности в модели отражены только существенные связи. Связи, которые не достигли определенного порогового значения считаются несущественными и в модели не отображаются. В данном случае пороговое значение установлено в 10% от количества наблюдений каждого класса. На практике большинство связей много меньше 10%.

Vol. 17, No. 1. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

Т а б л и ц а 3. Ранжировка ответов на вопросы анкеты T a b l e 3. Ranking of answers to questionnaire questions

Формулировка вопроса анкеты Обозначение Варианты ответов Ранг Частота ответов

Еели бы вы сегодня поступали в вуз, Ты бы выбрали туже специальность? Qv-1 выбрал бы ту же специальность 1 0,62

я до сих пор не разобрался в этом вопросе 2 0,18

нет я бы поступал на другую специальность, потому что я разочаровался в этой специальности 3 0,20

Собираетесь ли вы работать по выбранной спеииа лизац ийпосле окончания вуза? Qv-2 да (и не допускаю работу не по специальности) 1 0,24

да (но допускаю работу не по специальности) 2 0,65

нет (не собираюсь работать по специальности) 3 0,11

На сколько вам интересно обучаться по выбранно й специальности? Qv-3 совсем не интербсно 1 0,06

скорее не интересно 2 0,14

учеба мне безразлична 3 0,06

скорее интересно 4 0,47

очень интересно 5 0,28

Variable Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet^ MO pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,06000

Qv-1 Qv-2 Qv-3

Qv-1 Qv-2 ■ШЩВШШ -0 618549

0 417566 1.000000 -0.416733

Qv-3 -0.618549 -0.416733 1.000000

Р ис. 2.МатрицакоэффициентовСпирмена F i g. 2. Spearman coefficient matrix

На самом деле, пороговый уровень в 10% это не очень высокое значение. Во-первых, в любом анкетном опросе присутствует определенный процент респондентов, которые безответственно относятся к опросу. А в студенческой среде, есть такая часть респондентов, которые вообще негативно относятся к опросу. От таких студентов и не стоит ожидать правдивых ответов. Во-вторых, есть такие студенты, которые не способны дать адекватную самооценку.

Поэтому отбрасывание части нехарактерных ответов вполне оправдано. Кроме того, модель на то и модель, чтобы отражать существенные закономерности присущие объекту. Связи в когнитивной модели хорошо поддаются содержательному анализу. Например, если респонденты отвечали на вопрос по выбору специальности «выбрал бы ту же специальность», то 95% из них на вопрос, касающийся интереса к специальности, давали два ответа: «очень интересно» и «скорее интересно». На остальные три возможные варианта ответа на вопрос по интересу приходится всего 5% ответов. То есть, связь с ответом «совсем не интересно» несущественная (составила всего 1% от объема класса «выбрал бы ту же специальность»). Рассмотрим связь фактора выбор специальности со значением «я до сих пор не разобрался в этом вопросе». Это значение

имеет две существенные связи по фактору «работа по специальности»:

• да (но допускаю работу не по специальности) - 81%;

• нет (не собираюсь работать по специальности) - 12%. Вторая связь носит пограничное положение и ближе к несущественной. Несущественная связь («да не допускаю работу не по специальности») оценивается в 9%.

Практическая значимость когнитивной модели состоит не столько в обнаружении существенных связей, сколько в числовой оценке значимости этих связей. Модель позволяет выделить узкие места в процессе повышения мотивации к обучению и на этой основе осуществлять обоснованный выбор управленческих решений.

Большое влияние на мотивацию к обучению оказывает ожидание перспективы трудоустройства. Эта проблема исследовалась в работах [20-22].

Для оценки мнений студентов влияния хорошей успеваемости на будущее трудоустройство в анкету был включен вопрос: «Оцените степень вашей уверенности влияния хорошей успеваемости в вузе на трудоустройство после окончания вуза». Ответы представлялись оценками в шкале семантический дифференциал. Мнения студентов о влиянии успеваемости на трудоустройство отражены на рис. 4.

Значительное количество студентов (28%) склонны считать, что успеваемость не влияет на трудоустройство после завершения обучения в вузе. Большинство опрошенных (31%) сомневаются во влиянии успеваемости на трудоустройство. Необходимо признать, что такие оценки вполне состоятельны. Мнение студентов складывается на основе фактического трудоустройства выпусков прошлых лет. Кроме того, студенты выпускных курсов прекрасно видят, что предприятия не проявляют особого интереса к отличникам. Многие студенты имеют опыт работы на производстве. Другие успели пообщаться с работодателями еще во время обучения.

Современные информационные технологии и ИТ-образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Том 17, № 1. 2021

ISSN 2411-1473

sitito.cs.msu.ru

Работа по специальности (Qv-2)

да(и не допускаю работу не по выбрал бы ту же специальность и

специальности) * W У (ранг-1)

ранг-1

/б0%] p7%Y

да (но допускаю работу не по я до сих пор не разобрался в этом вопросе (ранг-2)

специальности) ранг-2 \ ^ / [25%\

Интерес к специальности (Qv-3)

учеба мне

безразлична

(ранг-3)

ист (не собираюсь

работать по i s

специальности) с 1

ранг-3

скорее не

интересно

(ранг-2)

нет я бы поступал на другую специальность,

потому что я разочсровался в —/29%\ совсем не

этой интересно

специальности (ранг-1)

Р и с. 3. Когнитивная модель связей I7 ig. 3. Cognitive model of connections

1 2 3 4 5

^ успеваемость of влияет on продвижение nv службе успеваемость влияет на продвижение nv службе

Р ис. 4.Распределениеоценокстудентовзависимостиуспеваемостина трудоустройство

F i g. 4. Distribution of students' grades depending on academic performance on employment

Гипотезу о том, что успеваемость не влияет на трудоустройство, подтверждают исследования, проводимые рядом авто-ров[23-25].

Большинство работодателей на первое место ставят наличие практического опыта. При выборе сотрудника работодатели

часто руководствуются личными качествами выпускников: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, инициативность, активная жизненная позиция, целеустремленность, умение работать в команде. Многие работодатели высоко ценят мобильность выпускников. То есть, готовность выпускников к смене места жительства или характера и вида деятельности путем переквалификации, готовность воспринимать альтернативные пути карьерного роста. Часто работодатели отмечают, завышенные притязания выпускников, проявляющиесявнеадекватнойсамооценке. Необходимо признать, что в настоящее время наблюдается недостаточное участие работодателей в формулировании требо-ванийк подготовке специалистовпосвоему профилю.

Заключение

Данное исследование основано на данных опросов студентов всех вузов Приморского края. Результаты по отдельным вузам и различным специальностям могут отличаться. Однако, нас интересовала общая картина. Анализ общей картины по Приморскому краю свидетельствует о недостаточной мотивированности студентов к обучению и необходимости принятия управленческих решений по корректировке образовательного

Vol. 17, No.1. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

процесса. Во многом не высокая мотивированность студентов обусловлена отношением работодателей. На рынке труда низкая востребованность инновационных знаний. Зачастую предприятия не имеют «точек роста», где молодой специалист мог бы реализовать свой потенциал. [7]

В условиях принятого курса на информатизацию вполне реально было бы создать базу данных по отслеживанию трудоустройства всех выпускников. Это позволило бы вузам оперативно реагировать на меняющийся спрос на специали- [8] стов и требования работодателей. Необходимо повысить социальную защищенность выпускников. Возможно создание специальной службы, которая занималась исключительно молодыми людьми, вступающими в трудовую жизнь. Особо- [9] го внимания заслуживают выпускники показавшие высокие результаты в процессе обучения. Чаще всего потенциал этих выпускников не раскрывается в полной мере. Вузы пытаются реагировать на востребованность на рынке труда специалистов с практическим опытом. Для этого в вузах вводится специальный предмет - проектная деятельность. Однако, необходимо признать, что эффективность этой деятельности не очень высока. Для повышения эффективности [10] этой работы необходимо на уровне государства разработать механизмы, которые бы заинтересовали предприятия в привлечении вузовской науки в работе своих предприятий. Необходимо повысить заинтересованность предприятий в новых продуктах и технологиях.

[11]

€писок использованных источников

[1] Демидько, Е. В. О социально-экономической роли сферы высшего образования / Е. В. Демидько, В. А. Казинец. [12]

- DOI 10.17513/spno.29673 // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. - С. 41. - Рез. англ.

[2] Мажарова, Л. А. К проблеме оценки эффективности национальной системы высшего образования / Л. А. Мажарова // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2020. - Т. 1. - С. 76-78. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44141589 (дата обращения: 16.03.2021). - Рез. англ.

[3] Мосина, Н. В. Особенности эффективной подготовки компетентных специалистов в системе высшего обра- [13] зования / Н. В. Мосина // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - № 1-1(44). - С. 59-61.

- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28964151 (дата обращения: 16.03.2021). - Рез. англ.

[4] Стамкулова, Ш. А. Повышение качества образования обучающихся посредством использования ин- [14] формационных технологий / Ш. А. Стамкулова. - DOI 10.25198/1814-6457-219-35 // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 1(219). - С. 35-40. - Рез. англ.

[5] Stark, E. Examining the Role of Motivation and Learning Strategies in Student Success in Online versus Face-to-Face [15] Courses / E. Stark. - DOI 10.24059/olj.v23i3.1556 // Online Learning. - 2019. - Vol. 23, issue 3. - Pp. 234-251.

[6] Sugandi, L. The influence of information technology on the information and service quality for the teaching and learning / L. Sugandi, Y. Kurniawan // International Jour-

nal of Emerging Technologies in Learning. - 2018. - Vol. 13, No. 12. - Pp. 230-237. - URL: https://online-journals. org/index.php/i-jet/article/view/8665 (дата обращения: 16.03.2021).

Zhu, X. Education in and After Covid-19: Immediate Responses and Long-Term Visions / X. Zhu, J. Liu. - DOI 10.1007/s42438-020-00126-3 // Postdigital Science and Education. - 2020. - Vol. 2, issue 3. - Pp. 695-699. Chick, R. C. Using Technology to Maintain the Education of Residents During the COVID-19 Pandemic / R. C. Chick [и др.]. - DOI 10.1016/j.jsurg.2020.03.018 // Journal of Surgical Education. - 2020. - Vol. 77, issue 4. - Pp. 729-732. Nguyen, D. T. New Trends in Technology Application in Education and Capacities of Universities Lecturers During the Covid-19 Pandemic / D. T. Nguyen, K. T. Chung // International Journal of Mechanical and Production Engineering Research and Development. - 2020. - Vol. 10, issue 3.

- Pp. 1709-1714. - URL: http://www.tjprc.org/publishpa-pers/2-67-1593504787-lJMPERDJUN2020155.pdf (дата обращения: 16.03.2021).

Веремчук, А. С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения / А. С. Веремчук // Научное обозрение. Педагогические науки.

- 2020. - № 2. - С. 34-38. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42897036 (дата обращения: 16.03.2021). -Рез. англ.

Tokan, M. K. The effect of motivation and learning behaviour on student achievement / M. K. Tokan, M. M. Imakulata. -DOI 10.15700/saje.v39n1a1510 // South African Journal of Education. - 2019. - Vol. 39, No. 1. - Article: 1510. Kirchmayer, Z. What Motivates Generation Z at Work? Insights into Motivation Drivers of Business Students in Slovakia / Z. Kirchmayer, J. Fratricova // Proceedings of the 31st lnternational Business lnformation Management Association Conference: lnnovation Management and Education Excellence through Vision 2020 (lBlMA 2018).

- Milan, Italy, 2018. - Pp. 6019-6030. - URL: https:// ibima.org/accepted-paper/what-motivates-genera-tion-z-at-work-insights-into-motivation-drivers-of-busi-ness-students-in-slovakia (дата обращения: 16.03.2021). Максименко, Н. В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете / Н. В. Мак-сименко. - DOl 10.25198/1814-6457-218-40 // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018.

- № 6(218). - С. 40-46. - Рез. англ.

Огурцова, А. Ю. Проблема профессиональной реализации и карьерные ожидания студентов города Курска / А. Ю. Огурцова // Политика, экономика и инновации.

- 2017. - № 5(15). - С. 8. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=32278645 (дата обращения: 16.03.2021). -Рез. англ.

Прудникова, М. М. Профессиональные ожидания и планы трудоустройства выпускников / М. М. Прудникова, Е. П. Шабалина // Ползуновский альманах. - 2017. - № 4-4. - С. 254-256. - URL: http://elib.altstu.ru/journals/ Files/pa2017_04_4/pdf/254Prudnikova.pdf (дата обращения: 16.03.2021). - Рез. англ.

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 1. 2021

ISSN 2411-1473

sitito.cs.msu.ru

[16] Сабына, Е. Н. Профессиональные ожидания выпускников современного вуза (на материалах г. Барнаула) / Е. Н. Сабына, М. Ю. Неупокоев. - DOI 10.14258/201853 // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2018. - № 4. - С. 5056. - Рез. англ.

[17] Baert, S. Student employment and academic performance: an empirical exploration of the primary orientation theory / S. Baert [и др.]. - DOI 10.1080/13504851.2017.1343443 // Applied Economics Letters. - 2018. - Vol. 25, issue 8. -Pp. 547-552.

[18] Halif, M. M. Moderating Effects of Student Motivation on the Relationship between Learning Styles and Student Engagement / M. M. Halif [и др.]. - DOI 10.24191/ajue.v16i2.10301 // Asian Journal of University Education. - 2020. - Vol. 16, issue 2. - Pp. 93-103.

[19] Galles, J. Mindfulness and Decision-Making Style: Predicting Career Thoughts and Vocational Identity / J. Galles [и др.]. - DOI 10.1002/cdq.12164 // The Career Development Quarterly. - 2019. - Vol. 67, issue 1. - Pp. 77-91.

[20] Баскакова, Д. Ю. Трудоустройство выпускников вузов: ожидание и реальность / Д. Ю. Баскакова, О. Ю. Белаш, М. Ю. Шестопалов // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. - 2017. - Т. 1. - С. 137-141. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30675936 (дата обращения: 16.03.2021). - Рез. англ.

[21] Kooij, D. T. A. M. The influence of future time perspective on work engagement and job performance: the role of job crafting / D. T. A. M. Kooij, M. Tims, J. Akkermans. - DOI 10.1080/1359432X.2016.120948 // European Journal of Work and Organizational Psychology. - 2017. - Vol. 26, issue 1. - Pp. 4-15.

[22] Леднева, С. А. Особенности трудовой мотивации молодежи как причина затруднений ее трудоустройства / С. А. Леднева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 2. - С. 5459. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29410030 (дата обращения: 16.03.2021). - Рез. англ.

[23] Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Д. Су-щенко, П. Д. Кузнецов, Т. Е. Печенкина. - DOI 10.15826/ umpa.2018.03.028 // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - Т. 22, № 3(115). - С. 73-85. - Рез. англ.

[24] Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников / В. Н. Рудаков, И. С. Чириков, С. Ю. Рощин, Д. С. Дрожжина. - DOI 10.32609/0042-8736-2017-3-77-102 // Вопросы экономики. - 2017. - № 3. - С. 77-102. - Рез. англ.

[25] Смыкова, Н. В. Оценка информативности признаков в модели прогнозирования трудоустройства выпускников / Н. В. Смыкова, А. С. Авдеев, М. В. Гунер. - DOI 10.14258/izvasu(2020)1-22 // Известия Алтайского государственного университета. - 2020. - № 1(111). - С. 128-132. - Рез. англ.

Поступила 16.03.2021; одобрена после рецензирования 01.04.2021; принята к публикации 07.04.2021.

|об авторе:|

Мартышенко Сергей Николаевич, профессор кафедры математики и моделирования, ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (690014, Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41), кандидат технических наук, профессор, ORCID: http://orcid. org/0000-0003-2817-7329, sergey.martishenko@vvsu.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

[1] Demidko E.V., Kazinets V.A. On the socio-economic role of higher education. Sovremennye problemy nauki i obra-zovanija = Modern problems of science and education. 2020; (2):41. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi. org/10.17513/spno.29673

[2] Mazharova L.A. About the problem of evaluating the effectiveness of the national higher education system. Proceedings of the International Conference on Modern education: content, technology, quality. 2020; 1:76-78. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44141589 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).

[3] Mosina N.V. Osobennosti e'ffektivnoj podgotovki kompe-tentny'kh speczialistov v sisteme vy'sshego obrazovaniya [Features of effective training of competent professionals in higher education]. Vestnik Yugorskogo gosudarstven-nogo universiteta = Yugra State University Bulletin. 2017; (1-1):59-61. Available at: https://elibrary.ru/item.as-p?id=28964151 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).

[4] Stamkulova Sh.A. Povy'shenie kachestva obrazovaniya obu-chayushhikhsya posredstvom ispol'zovaniya informaczion-ny'kh tekhnologij [Improving the quality of education of students through the use of information technology]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. 2019; (1):35-40. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.25198/1814-6457-219-35

[5] Stark E. Examining the Role of Motivation and Learning Strategies in Student Success in Online versus Face-to-Face Courses. Online Learning. 2019; 23(3):234-251. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24059/olj.v23i3.1556

[6] Sugandi L., Kurniawan Y. The Influence of Information Technology on the Information and Service Quality for the Teaching and Learning. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018; 13(12):230-237. Available at: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/ view/8665 (accessed 16.03.2021). (In Eng.)

[7] Zhu X., Liu J. Education in and After Covid-19: Immediate Responses and Long-Term Visions. Postdigital Science and Education. 2020; 2(3):695-699. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1007/s42438-020-00126-3

[8] Chick R.C. et al. Using Technology to Maintain the Education of Residents During the COVID-19 Pandemic. Journal of Surgical Education. 2020; 77(4):729-732. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2020.03.018

[9] Nguyen D.T., Chung K.T. New Trends in Technology Appli-

Vol. 17, No. 1. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

cation in Education and Capacities of Universities Lecturers During the Covid-19 Pandemic. International Journal of Mechanical and Production Engineering Research and Development. 2020; 10(3):1709-1714. Available at: http:// www.tjprc.org/publishpapers/2-67-1593504787-IJMPER-DJUN2020155.pdf (accessed 16.03.2021). (In Eng.)

[10] Veremchuk A.S. About motivation of students as a necessary condition for improving the quality of education. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki = Scientific Review. Pedagogical science. 2020; (2):34-38. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42897036 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).

[11] Tokan M.K., Imakulata M.M. The effect of motivation and learning behaviour on student achievement. South African Journal of Education. 2019; 39(1):1510. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1510

[12] Kirchmayer Z., Fratricová J. What Motivates Generation Z at Work? Insights into Motivation Drivers of Business Students in Slovakia. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020 (IBIMA2018). Milan, Italy; 2018. p. 6019-6030. Available at: https://ibima.org/accepted-paper/what-motivates-gener-ation-z-at-work-insights-into-motivation-drivers-of-busi-ness-students-in-slovakia (accessed 16.03.2021). (In Eng.)

[13] Maksimenko N.V. Problems of students academic achievements motivation actualization as factors of the university education quality improvement. Vestnik Orenburgskogo go-sudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. 2018; (6):40-46. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.25198/1814-6457-218-40

[14] Ogurtsova A.Yu. Problema professionaFnoj realizaczii i kar'erny'e ozhidaniya studentov goroda Kurska [The problem of professional development and career expectations of students of the city of Kursk]. Politika, e'konomika i inno-vaczii = Policy, Economy and Innovations. 2017; (5):8. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32278645 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).

[15] Prudnikova M.M., Shabalina E.P. Professional expectations and employment plans of graduate students. Polzunovskij al'manah = Polzunovsky almanac. 2017; (4-4):254-256. Available at: http://elib.altstu.ru/journals/ Files/pa2017_04_4/pdf/254Prudnikova.pdf (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).

[16] Sabyna E.N., Neupokoev M.Yu. ProfessionaFny'e ozhidaniya vy'pusknikov sovremennogo vuza (na materialakh g. Barnaula) [Professional expectations of graduates of a modern university (Case study on the city of Barnaul). E'konomika. Professiya. Biznes = Economics Profession Business. 2018; (4):50-56. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi. org/10.14258/201853

[17] Baert S. et al. Student employment and academic performance: an empirical exploration of the primary orientation theory. Applied Economics Letters. 2018; 25(8):547-552. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/13504851.2017.1343 443

[18] Halif M.M. et al. Moderating Effects of Student Motivation on the Relationship between Learning Styles and Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Engagement. Asian Journal of University Education. 2020; 16(2):93-103. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24191/ ajue.v16i2.10301

[19] Galles J. et al. Mindfulness and Decision-Making Style: Predicting Career Thoughts and Vocational Identity. The Career Development Quarterly. 2019; 67(1):77-91. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12164

[20] Baskakova D.Yu., Belash O.Yu., Shestopalov M.Yu. Graduates' employment: expectations and reality. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlja promyshlenno-jekono-micheskogo kompleksa regiona = Planning and providing training for the industrial and economic complex of the region. 2017; 1:137-141. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=30675936 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).

[21] Kooij D.T.A.M., Tims M., Akkermans J. The influence of future time perspective on work engagement and job performance: the role of job crafting. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2017; 26(1):4-15. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2016.1209489

[22] Ledneva S.A. Features of young people labour motivation as the cause of employment difficulty in the labour market. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Je-konomika i upravlenie = Bulletin Tver State University. Series: economics and management. 2017; (2):54-59. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29410030 (accessed 16.03.2021). (In Russ., abstract in Eng).

[23] Sandler D.G., Sushchenko A.D., Kuznetsov P.D., Pechenkina T.E. Employment for university graduates and its measure the higher education quality. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = Journal University Management: Practice and Analysis. 2018; 22(3):73-85. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.028

[24] Rudakov V.N., Chirikov I.S., Roshchin S.Yu., Drozhzhina D.S. The impact of academic achievement on starting wages of Russian university graduates. Voprosy jekonomiki = Voprosy Ekonomiki. 2017; (3):77-102. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-77-102

[25] Smykova N.V., Avdeev A.S., Guner M.V. Selection of informational signs for forecasting employment of graduates. Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta = Izves-tiya of Altai State University. 2020; (1):128-132. (In Russ., abstract in Eng). DOI: https://doi.org/10.14258/izva-su(2020)1-22

Submitted 16.03.2021; approved after reviewing 01.04.2021; accepted for publication 07.04.2021.

About the author:

Martyshenko N. Sergey, Professor of the Department of Mathematics and Modeling, Vladivostok State University of Economics and Service (41 Gogolya St., Vladivostok 690014, Russian Federation), Ph.D. (Engineering), Professor, ORCID: http:// orcid.org/0000-0003-2817-7329, sergey.martishenko@vvsu.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 1. 2021

ISSN 2411-1473

sitito.cs.msu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.