Научная статья на тему 'Анализ влияния социально-экономических факторов на цену литра бензина'

Анализ влияния социально-экономических факторов на цену литра бензина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / БЕНЗИН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОДНОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова А.И.

В статье проведен анализ динамики цен бензина в России и факторов его формирования. Построена модель зависимости цены бензина от выбранных факторов. Определены прогнозные значения изменения этих факторов, включенных в полученную модель. Спрогнозированы тренды их развития (дохода населения) в модели, осуществлен прогноз изменения цены на бензин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния социально-экономических факторов на цену литра бензина»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

режим.

• Привлечение инвестиций в Республику при помощи таких институтов, как: «Агентство Стратегических Инициатив» и «Деловая Россия»;

• Создание государственной программы Республики Крым «Туристское развитие и инновационная экономика»;

• Привлечение инвесторов из стран Китая, Индии, Турции, Южной Кореи и стран Персидского залива, которые не поддержали санкции[3].

Крымский полуостров уже не одно десятилетие является популярным местом отдыха туристов, привлекая их многочисленными достопримечательностями, наличием необходимой базы для отдыха и лечения. Сфера туризма в Крыму входит в пятерку по количеству размещенных туристов в Российской Федерации, что является значительным инвестиционным показателем полуострова.

После вхождения в состав Российской Федерации туристическая отрасль подверглась санкциям со стороны Евросоюза, что спровоцировало нежелательные последствия для развития туристской отрасли на полуострове.

Для существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в туристскую отрасль необходима разработка комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. На сегодняшний день Министерством экономического развития Российской Федерации разработана государственная программа Республики Крым «Туристическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы, одной из целей которой является создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль Республики Крым. Список использованной литературы:

1. Инвестиции в России. 2015: [Стат. сб.] / Федеральная служба государственной статистики (М.) - М. : [б. и.], 2015. - 327 с.

2. Инвестиции в России. 2015: [Стат. сб.] - Росстат - М., 2015.- 159 с.

3. Информационный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.sobytiya.info

4. Малолетко А.Н. Перспективы и проблемы инвестиций влияния в гостиничный бизнес Крыма / Финансовая аналитика: проблемы и решения // А.Н. Малолетко, О.В. Кауров, О.С. Юманов. - 2014. - № 24. - С. 41 - 45.

5. Организация гостиничного и курортного дела : [учебное пособие] / под ред. Л.И. Черникова. — М. : КНО-РУС, 2015. — 201 с.

6. Российский статистический ежегодник. 2014: [Стат. сб.] / Росстат. - М., 2014. - 693 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2015: [Стат. сб.] / Росстат. - М., 2015. - 728 с.

8. Силаев А.А., Коновалов Е.Е. Развитие франчайзинга в сфере туризма / А.А.Силаев, Е.Е. Коновалов // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7 (45). - С. 11 - 16.

© Цветкова И.И., Муждабаев Ю.Э., 2016

УДК 338.27

А.И.Шакирова

студентка кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь, Российская Федерация

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЦЕНУ ЛИТРА БЕНЗИНА

Аннотация

В статье проведен анализ динамики цен бензина в России и факторов его формирования. Построена

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

модель зависимости цены бензина от выбранных факторов. Определены прогнозные значения изменения этих факторов, включенных в полученную модель. Спрогнозированы тренды их развития (дохода населения) в модели, осуществлен прогноз изменения цены на бензин.

Ключевые слова

Цена, бензин, социально-экономические факторы, однофакторная модель

Бензин — это самая лёгкая из жидких фракций нефти. Получают бензин не только при перегонке нефти, а так же из сопутствующего газа (газовый бензин) и из тяжёлых фракций нефти путём крекинга и пиролиза. [1]

На 2014 год внутреннее потребление бензина в стране составляет около 29 млн. тонн в год, рост потребления, несмотря на существенный рост автомобильного парка (8 %), составляет около 1,5 % в год. Причём прирост потребления отмечается прежде всего за счёт высокооктановых бензинов, происходит постепенное замещение ими низкооктановых. [3] Для увеличения спроса на бензин в России, необходимо детально исследовать рынок бензина, а также факторы, от которых зависит цена бензина. Анализируя данные факторы, можно понять, влияет ли выбраны фактор на цену бензина и в какой степени.

Социально-экономические показатели динамики цены бензина формируются на основе статистических данных. Основными задачами статистики являются изучение рынка бензина, а также факторов, влияющих на него.

Для поиска взаимосвязей динамики цены на бензин во времени воспользуемся статистическими данными за период с 2002 по 2013 годы. Результирующим показателем будет выступать средняя цена на бензин (У). Первоначально было отобрано шесть факторов, от которых зависит изменение цены на бензин. Первоначально выбрались следующие показатели:

- доходы населения, млн.руб. (х1);

- уровень ВВП, млрд.руб. (х2);

- уровень инфляции, % (х3);

- курс доллара, руб. (х4);

- объем бурения на нефть, млн.куб.м. (х5);

- бездействующий фонд скважин, тыс.шт. (х6).

Для первоначального отбора факторов построим корреляционную матрицу, представим ее в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционная матрица

Y x1 x2 x3 x4 x5 x6

Y 1

x1 0,980 1

x2 0,979 0,991 1

x3 -0,771 -0,759 -0,738 1

x4 0,025 0,096 0,055 -0,533 1

x5 0,950 0,961 0,981 -0,693 0,014 1

x6 -0,810 -0,753 -0,768 0,663 0,163 -0,743 1

В ходе корреляционного анализа был сделан вывод, что от факторов уровень ВВП и курс доллара не зависит изменение цены на бензин.

Далее был проведен регрессионный анализ коэффициентов оставшихся факторов: доход населения, уровень инфляции, объем бурения на нефть и бездействующий фонд скважин. Для проверки факторов на адекватность воспользуемся ^-значением. Оценка факторов с помощью ^-значений показывает, что в наибольшей степени соответствует модели один фактор: доходы населения.

Далее, при построении модели на основе представленных статистических данных осуществлены соответствующие расчеты [2, с.72]: модель зависимости цены на бензин от фактора доходы населения:

У = 8,597 + 0,0000006 Х1 (1)

У - цена на бензин;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

х1 - доходы населения.

Статистический анализ модели показал, что среднеквадратическое отклонение (стандартная ошибка) равна 2,40, коэффициент корреляции равен 0,974 и коэффициент детерминации равен 0,949 (то есть имеет место высокая надежность построенной модели); проверка уравнения на значимость по критерию Фишера также подтвердила существование тесной взаимосвязи между ценой на бензин и доходами населения, потому что расчетное значение критерия Фишера равно 230,8, а оно больше, чем табличное.

Таким образом, высокие значения соответствующих коэффициентов отражают высокое качество модели (1), что в свою очередь, позволяет использовать ее для прогнозирования изменения цены на бензин в России. Поэтому следующий шаг - прогноз изменения фактора доходы населения, влияющего на данную модель.

Прогнозирование осуществим с помощью построения трендов фактора. Построим тренды фактора доходы населения (по исходным данным). Из всех построенных трендов выберем тот, у которого наибольшее значение R2. Наибольший R2=0,996 имеет полиномиальная функция. Следовательно, ее и будем использовать для прогнозирования данного фактора.

96337,3x2 +2197445,8x+4357404,1 (2)

Далее с 95 %-ой достоверностью определим прогнозные значения фактора доход населения до 2015 года. Занесем данные в таблицу 2.

Подставив прогнозные значения изменения фактора доходы населения в однофакторную математическую модель (1), определим прогнозное значение цены на бензин (точечный прогноз) с 2013 по 2015 года.

Для оценки надежности прогнозных значений необходимо найти интервал, в который попадут фактические величины с вероятностью 95 %. Интервал прогнозирования характеризует качество модели множественной регрессии и рассчитывается по формуле [2, c.72]:

Таблица 2

Прогнозные значения изменения доходов населения и цены на бензин

Год Доходы населения, млн. руб. Цена на бензин, руб. Интервал прогнозирования

2013 44599329,2 35,36 5,29

2014 49205208,2 38,12

2015 54003761,7 40,99

Данные таблицы свидетельствуют, что цена бензина за период 2013-2015 может увеличиться на 33,56 %, и составить 40,99±5,29 рублей при прогрессивном действии фактора доходы населения.

В результате построена однофакторная модель прогнозирования цены бензина на основе анализа фактора, влияющего на данный показатель. Эта модель и соответствующий ей метод являются базовыми параметрами для прогнозирования других отраслей. Полученные параметры и их прогнозы позволяют исследователям давать качественные и количественные оценки эффективности тех или иных проектов в области рынка бензина Аи-95. [2, c.77]

Список использованной литературы:

1. Нефтяная компания БИК, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.biknk.ru/petrol.html

2. Постников В.П., Буторина О.В. Факторный анализ, планирование и прогнозирование экономических и правленческих процессов в научно-исследовательской работе магистров / В.П. Постников, О.В. Буторина. -Пермь: Издательство Пермского национально-исследовательского политехнического университета, 2014.

3. Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru

4. Левда Н.М., Постников В.П. Модели прогнозирования транспортной подвижности населения Пермского края // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 3 (51). С. 118-124.

© Шакирова А.И., 2016

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 338.27

А.И.Шакирова

студентка кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь, Российская Федерация

ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРИОБРЕТЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация

Суть проекта заключается в снижение транспортных издержек промышленного предприятия посред-ствам перехода предприятия на собственные транспортные средства для доставки продукции.

Ключевые слова Финансовая оценка, инвестиционный проект, транспортные средства.

На данный момент доставку продукции осуществляет сторонняя фирма, т.е. доставка продукции отдана на аутсорсинг. Потребность в снижении транспортных издержек была вызвана прежде всего тем, что на данный момент стоимость перевозки на км составляет достаточно большую сумму и темп роста данных расходов очень велик.

Для начала необходимо проанализировать транспортные затраты на доставку продукции на данный момент. В таблице 1 представлены транспортные затраты за 2008-2011 гг. по годам.

Таблица 1

Транспортные затраты предприятия

Показатели 2008 2009 2010 2011

Транспортные расходы, тыс. руб. 25 417,60 28 781,40 32 698,50 36 328,80

Темп роста к предыдущему году, % 110,20% 113,23% 113,61% 111,10%

Как мы видим транспортные расходы компании с каждым годом возрастают и на 2011 год составляют 36 328,8 тыс. руб. Средний рост транспортных расходов на перевозки с 2008 по 2011 гг. составил 12% в год.

Руководство компании не удовлетворено величиной транспортных расходов и темпами их роста. Поэтому было принято решение начать доставку продукции собственными транспортными средствами.

На данный момент предприятие имеет стоянку и депо по обслуживанию грузовых автомобилей, которые доставляют материалы и комплектующие на предприятие. Стоянка грузовых автомобилей рассчитана на 28 автомобилей, а на данный момент в компании имеется лишь 15 собственных транспортных средств, т.е. есть дополнительные места на 13 автомобилей, которые можно использовать.

Рассчитаем необходимое количество автомобилей для осуществления перевозок. Так как в году 252 рабочих дня, а за год необходимо перевести продукции на общее расстояние в 1 975 тыс. км, то тогда в день осуществляется в среднем перевозок на расстояние в 7838 км. Установленная норма поездок в день составляет 560 км на одного водителя. Как правило, автомобиль обслуживают 2 водителя. Тогда получаем, что чтобы перевозки осуществлялись бесперебойно необходимо 7 автомобилей.

Планируется рассчитать эффективность покупки нескольких видов транспортных средств и выбрать наиболее оптимальный проект. Рассматривается покупка трех видов транспортных средств:

• Седельный тягач Камаз 65225;

• Седельный тягач Mercedes-Benz Axor 1835LS;

• Седельный тягач Renault Premium 380/1 T HT1100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все рассматриваемые нами транспортные средства сопоставимы по своим техническим характеристикам. Поэтому выбор покупки видов транспортных средств осуществим на основе показателей эффективности инвести

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.