УДК 711
DOI: 10.24412/1816-1863-2023-1-74-80
и о
X
ф
I-
Ф а
О х
ф
IX
X ^
о
X ^
с
ф
^ X
о ^
ф ^
и ф
т
о
s
X
ф
о
О и
X X
о а
т
а ф
IX
X <
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЛОЖНОГО ОВРАЖНО-БАЛОЧНОГО РЕЛЬЕФА НА ФОРМИРОВАНИЕ КРУПНЫХ И КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ ОВРАЖНО-БАЛОЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА БРЯНСКА
А. В. Попов, доцент, канд. арх, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), da945@yandex.ru, Москва, Россия,
М. В. Буланова, магистр, кафедра «Градостроительство», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), rita.bulanova.00@mail.ru, Москва, Россия
В статье представлен анализ влияния сложного овражно-балочного рельефа на формирование крупных и крупнейших городов. Рассмотрены исторические особенности возникновения и развития городов, которые из практических соображений часто располагались на берегах рек, ограниченных глубокими естественными понижениями — балками и оврагами. Развитие на территориях со сложным рельефом по характеру воздействия с рельефом предложено разделить на три группы: подчинение рельефу, взаимодействие с рельефом, трансформация рельефа. Планировочная структура многих городов формировалась и развивалась под воздействием овражно-ба-лочных систем, в рамках исследования отдельно рассмотрено развитие Брянска в условиях сложного рельефа. В качестве исходных данных были использованы картографические материалы (карты, планы, схемы), отражающие формирование планировочной структуры различных городов, и местные документы, регламентирующие градостроительное их развитие.
The article presents an analysis of the complex ravine and gully relief impact on the formation of large and major cities. Considered the historical features of the emergence and development of cities, which for practical reasons, often located on the banks of rivers, limited by deep natural depressions — gullies and ravines. Development on the territories with a complex relief on the nature of the impact with the relief, suggested to divide into three groups: subordination to the relief, the interaction with the relief, the relief transformation. The planning structure of many cities was formed and developed under the influence of ravine and gully systems, within the framework of the study we separately consider the development of Bryansk in a complex relief. Cartographic materials (maps, plans, schemes), reflecting the formation of the planning structure of various cities and local documents regulating their urban development, were used as input data.
Ключевые слова: градостроительство, рельеф, архитектура, овражно-балочный рельеф, отрицательные формы рельефа, флювиальный рельеф.
Keywords: urban planning, relief, architecture, ravine-beam relief, negative relief forms, fluvial relief.
74
Введение
Значение рельефа в формировании городов представляется крайне высоким, а иногда и решающим. Этот фактор почти всегда имел важное значение в выборе места основания поселения и во многом определял его дальнейшее развитие, функциональную и планировочную структуры.
Создание поселений на ранних исторических этапах происходило чаще всего в местах наиболее благоприятных для обороны. Из практических соображений предпочтение отдавалось участкам на берегах рек, ограниченных глубокими естественными понижениями — балками и ов-
рагами, так как они дополняли систему обороны города без дополнительных затрат ресурсов. Позднее оборонительная функция и соответствующая роль рельефа постепенно теряли свою важность, но ов-ражно-балочная сеть продолжала оказывать существенное влияние на развитие поселения в самых разных аспектах.
Материалы и методы
В качестве исходных данных были использованы картографические материалы (карты, планы, схемы), отражающие развитие планировочной структуры городов.
Влияние рельефа на формирование системы расселения и развитие городов
рассматривается многими авторами, однако в рамках настоящей работы наиболее полезны были исследования приведенных ниже авторов.
В работах Крогиуса В. А. [1, 2] подробно рассмотрен геоморфологический фактор в развитии поселений. Изучение взаимодействия овражно-балочных систем и территорий населенных пунктов проведено Ковалевым С. Н. [3—5]. Евграфовой И. М. рассмотрены этапы развития урболанд-шафтов на сложном рельефе и предложены варианты безопасного освоения ов-ражно-балочного рельефа [6—8].
Подобное развитие поселений характерно для нашей страны, в таблице 1 приведен ряд крупных и крупнейших городов, развивавшихся в условиях выраженных овражно-балочных систем.
Опираясь на работы Крогиуса В. А., Ковалева С. Н. [1—4] и анализ вышеперечисленных городов, можно выделить ос-
Таблица 1 Крупные и крупнейшие города, развивавшиеся в условиях выраженных овражно-балочных систем (примеры в России)
Город Год основания Численность населения (2022 г.) Площадь города
Крупные города (население 250 тыс. — 1 млн)
Белгород 1596 391 804 153 км2
Брянск 985 413 708 186 км2
Владимир 990 348 663 137 км2
Ижевск 1760 645 183 315 км2
Калуга 1371 335 599 168 км2
Курск 1032 447 387 190 км2
Саратов 1590 818 383 393 км2
Смоленск 863 317 170 166 км2
Тула 1146 461 245 145 км2
Ульяновск 1648 622 868 316 км2
Чебоксары 1469 497 920 251 км2
Крупнейшие города (население более 1 млн)
Волгоград 1589 1 001 183 859 км2
Воронеж 1586 1 048 738 596 км2
Казань 1005 1 259 173 425 км2
Нижний 1221 1 233 949 514 км2
Новгород
Уфа 1574 1 135 061 707 км2
новные особенности, определяющие местоположение исторических городов в условиях флювиального рельефа:
— наличие источников достаточного количества питьевой воды;
— наличие соответствующих историческому периоду транспортных коммуникаций;
— естественные преграды, обеспечивающие удобство обороны города при нападении.
Результаты и обсуждение
Овражно-балочный рельеф оказал существенное влияние на развитие значительного количества городов в Российской Федерации. Планировочная структура таких городов формировалась и развивалась под воздействием овражно-балочных систем. Влияние рельефа на крупные и крупнейшие города существенно и в настоящее время, поскольку требует ресурсов для приспособления и трансформации [10]. Современные технологии и высокопроизводительные машины несколько снижают роль фактора рельефа в развитии поселений и при необходимости позволяют преобразовывать его в известных пределах.
Рассмотрим особенности взаимодействия и развития поселения в условиях сложного овражно-балочного рельефа на примере отдельных городов.
Поселением, возникшим в подобных условиях, является Смоленск. Город с численностью населения 317 тыс. человек расположен на реке Днепр, является характерным примером крупного города, развивающегося на сильно расчлененной оврагами холмистой местности. На плане города 1817 года (рис. 1, а) видно, что крепость дополняется с востока и запада двумя большими оврагами. Система оврагов определяла характер планировки на всем протяжении истории города — в процессе его роста застройка постепенно распространялась вдоль берегов рек, занимая удобные по рельефу участки. Планировка современного Смоленска также частично подчинена рисунку овражно-балочной сети, которая затрудняет связь центрального района с остальными частями города.
В качестве наиболее удачного примера рационального использования рельефа в категории крупнейших городов с населением более 1 млн человек выделим Ниж-
>
тз х
-I
а>
-I
у
тз а
з ш а л
Г)
о о тз
же
а> т х
03
о
ТЗ х
а>
г> ^
х
а>
к
о
с
а> ^
с х х
о
тз х
-I
а>
т
у
тз
0
д
а>
-I
а>
О-
1
О Г)
75
и о
X ^
Ф
I-
Ф а
О х
СР
ф
IX
X
О
X
X ^
с
ф
^ X
о ^
ф ^
и ф
т СР
о
са
X
ф
О О и
X
о а
СО
о ф
IX
X <
Рис. 1. Исторические планы городов а) План г. Смоленска 1817 г.; б) План г. Нижнего Новгорода 1840 г.
Рис. 2. План г. Брянска 1725 г. [9]
76
ний Новгород. Первое поселение располагалось между двумя оврагами в месте слияния рек Волги и Оки, дальнейшее расширение территории также подчинялось рельефу. На плане города 1840 года (рис. 1, б) видно, что вокруг кремля формируются радиально расположенные кварталы, повторяющие направление оврагов. С течением времени и вследствие увеличений возможностей города овраги стали использоваться как транспортные артерии, зоны рекреации, засыпаться и застраиваться. Современный Нижний Новгород отличается сбалансированной схемой застройки территории — мелкие овраги и вершины крупных оврагов засыпаны, в них предусмотрена система дренажа. Крупные овраги часто используют для прохождения транспортных артерий.
Ярким примером города, основанном на территории с овражно-балочным рельефом, является Брянск. Центр города испещрен оврагами, в которых протекают речки и ручейки, впадающие в Десну.
На плане города 1725 года (рис. 2) зафиксированы три линии укреплений Брянска и застройка произвольной конфигурации, расположенные на правом берегу Десны, на территории Покровской горы, ограниченные оврагом с западной стороны.
С юга и запада естественной оборонительной преградой служили крутые береговые склоны Десны и оврага Верхний Судок. С напольной стороны город защищали ров и вал (рис. 3).
В 1780 году императрица Екатерина II утвердила первый генеральный план Брян-
ска (рис. 4), который заложил основы развития города в регулярной системе. Центральная часть города, расчлененная разноразмерными кварталами, расположена между речками Белый Колодезь и Судок (овраги Нижний и Верхний Судок). На данном плане отражена также заменяемая дорегулярная планировка.
По планам 1802—1808 годов (рис. 5, а—б) видно, что территория города значительно увеличивается за счет района Петровской горы на севере, района между речками Белый Колодезь и По-дарь на юге (овраги Нижний Судок и По-дарь) и расширения территории центральной части на северо-запад. В дан-
Рис. 3. Брянская крепость ХУ1—ХУ11 вв. Брянский краеведческий музей
Рис. 4. План г. Брянска 1780 г.
■ 1 ( / -- -о. 1
Рис. 5. Исторические планы городов: а) План г. Брянска 1802 г.; б) План г. Брянска 1808 г.; в) План г. Брянска 1854 г.; г) План г. Брянска 1872 г.
>
ТЗ х
-I
а>
-I у
тз а
з ш а л
Г)
о о тз
же
а> т х
03
о
ТЗ х
а>
г> ^
х
а>
к
о
с
а> ^
с х х
о
тз х
-I
а>
т у
тз
т
0
д
а>
-I
а>
О-
1
о
Г)
77
и о
X
С
Ф
I-
Ш а
О х
ш
IX
X ^
о
X ^
с
ф
^ X
о ^
ш ^
и ш
т
о
X
ш ^
о о и
X
о а
СО
о ш
IX
X <
Рис. 6. Исторические планы городов: а) План г. Брянска 1950 г.; б) План г. Брянска 2016 г.
78
ныи период впервые четко проявляются особенности развития поселения в условиях сложного овражно-балочного рельефа, наблюдается высокая расчлененность планировки города, разрыв регулярных кварталов и улиц, диктуемые положением оврагов. По планам 1854—1872 годов (рис. 5, в—г) можно заключить, что с 1802—1808 годы значительных изменений в планировке города не произошло.
На карте 1950-х годов (рис. 6, а) отражено появление новых районов города, связанных с развитием железнодорожной сети. Во второй половине XIX века у города появляется Володарский район — бывший поселок привокзальной слободы, а в начале XX века Фокинский район — бывший Льговский жилой поселок. В центральном (Советском) районе видно развитие улично-дорожной сети. Исторический центр города, разделенный на три части, в 1945 году был соединен деревянными мостами через овраги Верхний Судок и Нижний Судок. В 1956 году к Брянску, ставшему к тому времени областным центром, был присоединен поселок Бежица, который стал Бежицким районом. Позже, в 1960-е годы, было принято решение, не разбирая мостов, намыть земляные дамбы, сохранившиеся до сегодняшнего дня.
Город продолжает развиваться, трансформироваться и отчасти подчинять себе существующий рельеф. В 1994 году оврагам присваивается статус памятника природы регионального значения [12]. Через
овраги устраиваются еще два моста, улучшающие транспортную ситуацию в районе, в 2000 и 2008 годы на территории оврага Нижний судок и примыкающей территории к оврагу Верхний судок устраиваются участки рекреационного назначения — парки «Лесные сараи» и «Звездный».
В соответствии с Генеральным планом города Брянска, утвержденным решением от 27 июля 2016 года № 465 Брянского городского совета народных депутатов [11], нынешняя городская агломерация областного центра состоит из четыре отдельных районов. На западе располагается исторический Советский район, на севере — Бе-жицкий, на юго-восточной стороне — Фо-кинский и на восточной — Володарский район (рис. 6, б).
Выбор места расположения города Брянска происходил в тесной связи с рельефом территории. Анализ разновременных карт города показал, что в период становления поселения расчлененность рельефа оказывает серьезное воздействие — определяет конфигурацию города и структуру застройки.
Заключение
Несмотря на свои качества, овраги в Брянске на сегодняшний день остаются в значительной мере исключены из городских отношений ввиду сложности их использования, а ввиду увеличения антропогенного воздействия ухудшается их эко-
логическое состояние. Такая ситуация негативно влияет на природный каркас города [13], транспортную связанность поселения [14, 15] и комфорт городской среды в целом.
На основании проведенного анализа выявлены следующие основные проблемы развития крупных и крупнейших городов в условиях сложного овражно-балочного рельефа:
— расчлененность поселения, которая затрудняет связь между его элементами;
— затруднения при освоении участков со сложным рельефом, влекущие за собой в т. ч. неорганизованную застройку территории оврагов и их склонов, свалки мусора на этих территориях и т. д.;
— сложность проектирования, устройства и эксплуатации инженерных коммуникаций;
— опасность разрушения объектов и коммуникаций при возникновении оползневых процессов.
При этом рельеф раскрывает дополнительные возможности для создания выразительного, неповторимого облика города
[1]. Овражно-балочные системы являются потенциальным резервом земель, которые могут быть использованы для строительства, развития улично-дорожной сети, а также для использования в качестве рекреационных территорий.
В рамках настоящего исследования развитие территорий со сложным рельефом по характеру воздействия с рельефом предложено разделить на три группы:
1. Подчинение рельефу.
2. Взаимодействие с рельефом.
3. Трансформация рельефа.
Роль рельефа в формировании городской застройки разнообразна и в значительной степени определяется историческими и социально-экономическими факторами. Сложный рельеф является не только ограничивающим фактором в развитии крупных и крупнейших городов, но и предоставляет ряд возможностей. Гармоничное развитие города не всегда требует трансформации рельефа, в мире и нашей стране достаточно примеров развития во взаимодействии и взаимном дополнении.
Библиографический список
1. Крогиус В. Р. Город и рельеф. — М.: Стройиздат, 1979. — 124 с.
2. Крогиус В. Р., Эббот Д., Поллит К. и др. Градостроительство на склонах. — М.: Стройиздат, 1988. — 328 с.
3. Ковалев С. Н. Овражно-балочные системы в городах. — М.: Компания ПринтКоВ, 2011. — 138 с.
4. Ковалев С. Н. Города и овраги: история и современность. — М.: Компания ПринтКоВ, 2019. — 186 с.
5. Ковалев С. Н. Развитие оврагов на урбанизированных территориях: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. геогр. наук. — Москва: МГУ, 2009.
6. Евграфова И. М. Урболандшафты на овражно-балочном рельефе. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 335 с.
7. Сенющенкова И. М. Формирование параметров окружающей среды овражно-балочных экосистем (на примере оврагов г. Брянска): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. — М.: МГУП, 2005.
8. Сенющенкова И. М. Теория формирования и методы развития урболандшафтов на овражно-ба-лочном рельефе (для строительства): автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра техн. наук. — М.: МГСУ, 2011.
9. Ласковский Ф. Ф. Карты, планы и чертежи к II части Материалов для истории инженерного искусства в России. — СПб.: Императорская Академия Наук, 1858—1861. — 66 с.
10. Попов А. В., Финогенов А. И. Концепция планировочного развития прибрежных поселений юга России и перспективы создания новых научно-образовательных центров // Инновации и инвестиции. — 2019. — № 4. — С. 345—348.
11. Решение Брянского городского совета народных депутатов от 27 июля 2016 года № 465 «Об утверждении Генерального плана города Брянска». — URL: https://docs.cntd.ru/document/ 974041987, дата обращения: 19.11.2022.
12. Постановление Брянской областной думы от 08.09.1994 № 34 Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские Балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения» (с изменениями на 28 февраля 2001 года). — URL: https://docs.cntd.ru/ document/974000860, дата обращения: 09.12.2022.
13. Постановление Правительства Брянской области от 27.12.2018 № 701-ПП «Об утверждении Положения, паспорта и границ памятников природы «Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками в г. Брянске (Брянские балки)» (вместе с «Положением об особо охраняемой природной территории памятников природы регионального значения "Овраги Верх-
> ТЗ
х
-I
а>
-I
у
тз о
з Ш
0
1 X
Г)
о
0 тз
же
а>
1 X
оз О ТЗ х
а> г>
X
а>
к
о
с
а> ^
с х х
Q
ТЗ х
-I
а>
т
у
ТЗ
0
д
а>
-I
а>
О-
1
О Г)
79
и о
X
с
ф
I-
w ф
а
О х
С ф
IX
X
О
X
X ^
с
ф
^ X
о ^
ф ^
и ф
т
с
о
s
X
ф
.
о
О и
X X
о а
т
а
.
ф
IX
X
.
<
80
ний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками в г. Брянске (Брянские балки)"». — URL: https://docs.cntd.ru/document/974056154, дата обращения: 20.01.2023.
14. Danilina N., Teplova I. Traffic flow organization in urban transport transit hubs / IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. — 2018. — С. 022015.
15. Finogenov A. I., Popov A. V. Concept of planning development of coastal resort settlements under conditions of complex relief // Journal of Environmental Management and Tourism. — 2019. — Т. 10. — № 1 (33). — С. 135—139.
ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF COMPLEX GULLY-BEAM RELIEF
ON THE FORMATION OF LARGE AND LARGEST CITIES, USING THE EXAMPLE
OF GULLY-BEAM SYSTEMS OF THE BRYANSK CITY
A. V. Popov, Ph. D. (Architecture), assoc. professor, National Research Moscow State University of Civil Engineering (NRUMGSU), da945@yandex.ru, Moscow, Russia,
M. V. Bulanova, master student, Urban Planning department, National Research Moscow State
University of Civil Engineering (NRUMGSU), rita.bulanova.00@mail.ru, Moscow, Russia
Literature
1. Krogius V. R. Gorod i rel'ef [City and Relief]. M.: Strojizdat. 1979. 124 p. [in Russian].
2. Krogius V. R., Ebbot D., Pollit K. etc. Gradostroitel'stvo na sklonah [Town planning on the slopes]. M.: Strojizdat. 1988. 328 p. [in Russian].
3. Kovalyov S. N. Ovrazhno-balochnye sistemy v gorodah: nauchnaya literature [Riparian and gully systems in cities]. M.: Kompaniya PrintKoV. 2011. 138 p. [in Russian].
4. Kovalyov S. N. Goroda i ovragi: istoriya i sovremennost' [Cities and Gullies: History and Modernity]. M.: Kompaniya PrintKoV. — 2019. — 186 p. [in Russian].
5. Kovalyov S. N. Razvitie ovragov na urbanizirovannyh territoriyah [Development of ravines in urbanized areas]. avtoreferat diss. kand. geogr. nauk. Moskva: MGU. 2009 [in Russian].
6. Evgrafova I. M. Urbolandshafty na ovrazhno-balochnom rel'efe. [Urban landscapes in ravine and gully terrain]. M.: INFRA-M. — 2019. — 335 s. [in Russian].
7. Senyushchenkova I. M. Formirovanie parametrov okruzhayushchej sredy ovrazhno-balochnyh ekosistem (na primere ovragov g. Bryanska) [Formation of environmental parameters of ravine and gully ecosystems (by example of ravines of Bryansk)]. avtoreferat diss. kand. tehn. nauk. Moskva: MGUP. 2005 [in Russian].
8. Senyushchenkova I. M. Teoriya formirovaniya i metody razvitiya urbolandshaftov na ovrazhno-balochnom rel'efe (dlya stroitel'stva) [Theory of formation and methods of development of urban landscapes on ravine-gorge terrain (for construction)]. avtoreferat diss. dokt. tehn. nauk. Moskva: MGSU. 2011 [in Russian].
9. Laskovskij F. F. Karty, plany i chertezhi k II chasti materialov dlya istorii inzhenernogo iskusstva v Rossii [Maps, plans and drawings to Part II of the materials for the history of engineering in Russia.]. SPb.: Imperatorskaya Akademiya Nauk. 1858—1861. 66 p. [in Russian].
10. Popov A. V., Finogenov A. I. Koncepciya planirovochnogo razvitiya pribrezhnyh poselenij yuga Rossii i per-spektivy sozdaniya novyh nauchno-obrazovatel'nyh centrov [Concept of planning development of coastal settlements in the south of Russia and prospects for the creation of new scientific and educational centres]. Innovacii i investicii. 2019. № 4. P. 345—348 [in Russian].
11. Reshenie Bryanskogo gorodskogo soveta narodnyh deputatov ot 27 iyulya 2016goda № 465 "Ob utverzhdenii General'nogoplana goroda Bryanska" [Resolution of the Bryansk City Council of People's Deputies of 27 July 2016 No. 465 'On Approval of the Master Plan of the City of Bryansk']. URL: https://docs.cntd.ru/ document/974041987, date of access 19.11.2022 [in Russian].
12. Postanovlenie Bryanskoj oblastnoj Dumy ot 08.09.1994 № 34 Ob ob'yavlenii ovragov Verhnij i Nizhnij Sudki s rodnikami i brovkami (Bryanskie Balki) v g. Bryanske pamyatnikami prirody oblastnogo znacheniya" [Resolution of the Bryansk Regional Duma of 08.09.1994 No. 34 On declaring the ravines Verkhniy and Nizh-niy Sudki with springs and bogs (Bryanskiye Balki) in Bryansk as nature monuments of regional significance"]. URL: https://docs.cntd.ru/document/974000860, date of access 09.12.2022 [in Russian].
13. Postanovlenie Pravitel'stva Bryanskoj oblasti ot 27.12.2018 № 701-PP "Ob utverzhdenii Polozheniya, pasporta i granic pamyatnikov prirody "Ovragi Verhnij i Nizhnij Sudki s rodnikami, brovkami i otvershkami v g. Bryanske (Bryanskie balki)" [Resolution of the Government of the Bryansk region from 27.12.2018 No. 701-PP "On approval of the Regulations, passport and borders of nature monuments "Ravens of Upper and Lower Sudki with springs, brow and outliers in Bryansk]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 974056154, date of access 20.01.2023 [in Russian].
14. Danilina N., Teplova I. Traffic flow organization in urban transport transit hubs. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. P. 022015.
15. Finogenov A. I., Popov A. V. Concept of planning development of coastal resort settlements under conditions of complex relief. Journal of Environmental Management and Tourism. 2019. T. 10. № 1 (33). P. 135—139.