Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ЭКОНОМИКИ ИРАНА И РОССИИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ЭКОНОМИКИ ИРАНА И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкционные ограничения / опыт Ирана / российская экономика / оценка влияния / sanctions restrictions / Iranian experience / Russian economy / impact assessment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.Н. Ларин, Н.А. Соколов

Практика введения санкционных ограничений показывает, что их экономическая сущность всегда неразрывно связана с политическими целями, которые преследуют инициаторы санкций. В работе представлен краткий анализ влияния санкционных ограничений на экономику Ирана. Он вызывает определенный интерес, поскольку экономика этой страны имеет много аналогий со структурой российской экономики. На основе статистических данных Центрального Банка России представлены экспертные оценки влияния санкционных ограничений на развитие российской экономики. Сделан вывод о том, что сохранение режима санкционных ограничений на длительную перспективу с одной стороны, продолжит оказывать негативное влияние на развитие российской экономики. Однако, с другой стороны, он станет действенным стимулом мобилизации внутренних резервов во всех отраслях для ускоренной реализации программ импортозамещения. Их успешное осуществление позволит минимизировать негативное влияние санкционных ограничений на развитие российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.Н. Ларин, Н.А. Соколов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF SANCTIONS RESTRICTIONS ON THE ECONOMIES OF IRAN AND RUSSIA

The practice of imposing sanctions restrictions shows that their economic essence is always inextricably linked with the political goals pursued by the initiators of the sanctions. The paper presents a brief analysis of the impact of the sanctions restrictions on the Iranian economy. It is of certain interest, since the economy of this country has many analogies with the structure of the Russian economy. Based on statistical data from the Central Bank of Russia, expert assessments of the impact of sanctions restrictions on the development of the Russian economy are presented. It is concluded that the preservation of the regime of sanctions restrictions for the long term, on the one hand, will continue to have a negative impact on the development of the Russian economy. However, on the other hand, it will become an effective incentive to mobilize internal reserves in all sectors for the accelerated implementation of import substitution programs. Their successful implementation will minimize the negative impact of the sanctions restrictions on the development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ЭКОНОМИКИ ИРАНА И РОССИИ»

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ЭКОНОМИКИ

ИРАНА И РОССИИ

С.Н. Ларин, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник Н.А. Соколов, канд. физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник Л.И. Герасимова, ведущий инженер

Центральный экономико-математический институт РАН (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-1-157-164

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №19-010-00043а.

Аннотация. Практика введения санкционных ограничений показывает, что их экономическая сущность всегда неразрывно связана с политическими целями, которые преследуют инициаторы санкций. В работе представлен краткий анализ влияния санкционных ограничений на экономику Ирана. Он вызывает определенный интерес, поскольку экономика этой страны имеет много аналогий со структурой российской экономики. На основе статистических данных Центрального Банка России представлены экспертные оценки влияния санкционных ограничений на развитие российской экономики. Сделан вывод о том, что сохранение режима санкционных ограничений на длительную перспективу с одной стороны, продолжит оказывать негативное влияние на развитие российской экономики. Однако, с другой стороны, он станет действенным стимулом мобилизации внутренних резервов во всех отраслях для ускоренной реализации программ импортозамеще-ния. Их успешное осуществление позволит минимизировать негативное влияние санкци-онных ограничений на развитие российской экономики.

Ключевые слова: санкционные ограничения, опыт Ирана, российская экономика, оценка влияния.

С весны 2014 года российская экономика находится под санкционными ограничениями со стороны США, ЕС и ряда присоединившихся к ним развитых стран. Санкционные ограничения, прежде всего, тормозят развитие ведущих отраслей российской экономики. Суть первых пакетов ограничений заключалась в ограничении доступа российских банков и компаний к привлечению иностранного капитала для финансирования многих стратегически значимых структурных проектов, а также введении запрета на передачу инновационных технологий, оборудования и комплектующих для промышленных предприятий.

В июле 2017 года конгрессом США был принят новый Закон, который определяет «оппонентами» (аdversaries), «противниками» или «врагами» США Иран, Россию и Корейскую народно-демократическую

республику (КНДР) [1]. Очевидно, что главным врагом США является Иран. Но и в отношении России этот Закон ужесточает существующие санкционные ограничения и вводит новый пакет мер, распространяя их действие на предприятия транспортной и нефтедобывающей отраслей, а также поддержку строительства российских экспортных газопроводов. Кроме того, после подписания этого Закона российские компании могут кредитоваться за рубежом на срок не более 14 дней. В этом Законе есть и ряд чисто политических «требований» к действиям нашей страны на международной арене. Естественно, что попытки затормозить развитие российской экономики продолжались на самых разных уровнях и в последующие годы.

Вместе с тем сегодня многим политикам и экономистам как в России, так и за ее пределами, стало ясно, что введенный

США, странами ЕС и их союзниками комплекс санкционных ограничений не достиг своих целей. Россия не изменила свой внешнеполитический курс, а российская экономика смогла оправиться от шоков первых пакетов санкций и постепенно выходит на траекторию роста. Однако, в обозримой перспективе с большой долей вероятности, рассчитывать на отмену санк-ционных ограничений не приходится. Поэтому однозначно определить объем негативного влияния санкционных ограничений на развитие российской экономики станет возможно по прошествии большего периода времени. Очевидно, что количественное влияние санкционных ограничений на развитие экономики нашей страны будет еще не один раз переоцениваться разными экспертами. Следует ожидать и появление новых более детальных исследований влияния непосредственно санкци-онных ограничений, результаты которых будут очищены от совокупного воздействия других факторов.

Цель исследования. В этой статье авторами поставлены две цели, которые некоторым образом связаны между собой. Первая из них вызвана интересом проанализировать влияние санкционных ограничений на экономику Ирана, поскольку она имеет много аналогий со структурой российской экономики. Опыт функционирования экономики Ирана в режиме санкций в некоторых аспектах может быть полезным для российской экономики. Вторая вызвана необходимостью обобщения оценок влияния санкционных ограничений на развитие российской экономики за период с 2014 по 2021 годы.

Материалы и методы. В статье использованы исторические материалы о развитии международных санкционных режимов, результаты исследований мирового опыта применения экономических санкций во внешней политике, данные Международного Валютного Фонда. Также использовались статистические материалы официальных сайтов Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического развития, Экономической Экспертной группы. В качестве ос-

новных методов проведения исследования использовались историческая аналогия, системный анализ, статистические сопоставления, комплексный подход.

Результаты и обсуждение. В историческом аспекте развития мирового сообщества санкции известны более двух тысячелетий. Это экономический инструмент ведения политической борьбы. Отсюда их экономической сущностью следует считать целенаправленный ввод комплекса запретов, ограничений и принудительных мер. Термин санкции впервые был введен в Уставе Лиги Наций после Первой мировой войны. После создания ООН перечень санкционных мер были определен в Уставе ООН (Раздел VII). Введение санкций осуществлялось в соответствии с Резолюциями Совета Безопасности ООН [2]. Санкции предусматривали объявление всеми странами-членами ООН эмбарго на торговлю со страной-объектом санкций. Такие санкции были наложены на Ирак. После окончания Второй Мировой войны и вплоть до 1990 года санкции ООН применялись дважды [3].

В противовес общепринятому международному праву за этот же период заметно возросла активность применения санк-ционных ограничений в качестве инструмента политической борьбы отдельными странами. Абсолютным лидером здесь стали США - ведущая и экономически наиболее развитая страна во всем мире. После 1970 года США более 95 раз вводили санкционные ограничения против экономик разных стран. Страны-члены ЕС стали инициатором введения 35-ти санк-ционных ограничений. Бывший СССР и Россия вводили санкционные ограничения всего 7 раз. Период с 1991 по 1995 год характеризуется наиболее интенсивным использованием санкционных ограничений -в 34 случаях разные страны вводили различные санкционные режимы [3]. При этом инициаторы полагали, что санкции могут замедлить экономическое развитие страны, попавшей под их действие, и заставить ее изменить свою внешнюю политику [4]. Но в последние годы все больше стран на своем опыте убедилось, что этот

инструмент политической борьбы имеет особенность взаимного негативного влияния на развитие экономики как страны-объекта санкций, так и для стран их вводящих.

Вместе с тем российская экономика находится под санкционными ограничениями более 8-ми лет. Поэтому оценка влияния механизмов санкционных ограничений на экономику Ирана представляет интерес и для российской экономики. Он объясняется следующими факторами:

1) экономика Ирана многие годы находилась и продолжает находиться под действием различных санкционных режимов;

Это факт может стать основой прогноза возможных последствий их влияния на развитие российской экономики при продолжении санкционной политики в отношении нашей страны в обозримой перспективе;

2) экономическое развитие России и Ирана во многом определяется наличием доходов от поставок углеводородов на экспорт, следовательно, на примере экономики Ирана можно точнее прогнозировать вероятные негативные последствия, вызванные санкционными ограничениями;

3) в отношении Ирана и России инициаторами санкционных ограничений выступали США и страны ЕС, но формальные поводы и режимы действия санкционных ограничений были различными. В отношении России таким поводом стало присоединение Крыма, а в отношении Ирана -ускоренное развитие ядерной программы в военных целях;

4) оценка влияния санкционных ограничений на экономику Ирана вызывает интерес и в случае возможной реализации политики снижения зависимости российской экономики от доллара США [5].

Экономика Ирана много лет находится под влиянием разных санкционных режимов. По оценкам МВФ их негативное влияние на экономику Ирана в 2012 году вылилось в падении темпов роста на 0,4% и снижении стоимости национальной валюты на 40% [6]. Последствием влияния санкционных ограничений стала угроза банкротства более двух третей иранских

предприятий. Наиболее серьезными негативными последствиями влияния санкций на экономику Ирана стали запреты на использование межбанковской платежной системы SWIFT и на импорт углеводородов в США и страны ЕС. Это привело к снижению ВВП Ирана в 2013 году на 6,6% [7].

Еще одним последствием влияния санкций стал отказ Ирана от использования доллара в международных расчетах. Иран выступил инициатором проведения взаиморасчетов в национальных валютах со странами, которые не присоединились к санкционным режимам, введенным США и их союзниками (в основном страны Азии). Иран доказал возможность использования этого инструмента в условиях санкционных ограничений. По итогам 2013 года оборот внешней торговли Ирана со странами Азии превысил 90%, а на страны Европы и США пришлось менее 3% экспортных поставок [7]. При этом темпы роста ВВП экономики Ирана, находящейся более 30 лет под действием санкций, практически всегда были положительными.

Объективные реалии санкционных ограничений против Ирана выразились еще и в том, что помимо экономики этой страны ощутимые потери вынужденно понесли и инициаторы их введения. При этом потери США и стран ЕС оказались сопоставимы по объему с потерями, которые понесла экономика Ирана. Так, среднестатистические потери стран-инициатров ввода санкционных ограничений оказались близки к 6% ВВП. В период с 1995 по 2012 годы США потеряли 175 млрд долл потенциальной экспортной выручки от торговли с Ираном. Потеря 1 -го млрд долл экспортной выручки равнозначна потере от 1,4 тыс. до 1,6 тыс. рабочих мест в год [8]. Следовательно, введение санкционных ограничений против Ирана обернулось ежегодными потерями более 250 тыс. рабочих мест для простых американцев. Значительным оказался ущерб для экономики ведущих стран-членов ЕС. Различные эксперты оценили потери Германии в период с 2010 по 2012

год в размере от 23 до 73 млрд долл, Италии - от 13,6 до 42,8 млрд долл, Франции -от 10,9 до 34,2 млрд долл [7]. Для всех указанных выше стран величина потерь оказалась сопоставимой с объемом ущерба, который понесла экономика Ирана в результате ввода санкций. Однако указанные страны являются более развитыми и их экономики перенесли эти потери сравнительно легче, чем экономика Ирана. При этом, большая часть населения развитых стран даже не догадывалась о существовании таких проблем, поскольку по политическим соображениям они широко не освещались в средствах массовой информации.

Краткий анализ практики санкционных войн показал, что в современных условиях экономические потери несут все страны-участники. При этом размер потерь сопоставим с реальным ущербом, нанесенным стране-объекту санкционных ограничений. Не случайно, в среде ведущих экономистов преобладает убеждение, что ввод санкционных ограничений не может принести их инициаторам никаких весомых преимуществ. Вместе с тем, опыт длительного нахождения экономики Ирана под санкциями будет, безусловно, полезен и для российской экономики.

Опыт Ирана показал, что введение санкций не может серьезно снизить темпы роста экономики. Современная Россия подтвердила, что при ужесточении санк-ционных режимов экономика страны может развиваться. Хотя ежегодные компенсации потерь от их влияния могут доходить до 1-2% ВВП [9]. Более того, многие

экономисты и сегодня твердо не уверены в наличии зависимости влияния санкционных ограничений на развитие российской экономики в долгосрочном периоде. Так, специалисты Capital Economics видят более существенную зависимость темпов роста ВВП России от динамики цен на энергоносители, чем от введения санкций [5]. Действительно, ввод первых пакетов санкций пришелся на I квартал 2014 г., а заметное ухудшение российской экономики случилось после резкого падения мировых цен на нефть ровно через год после введения санкций.

В ЦБ РФ и Минэкономразвития количественная оценка потерь от воздействия санкционных ограничений колеблется в пределах 1-1,5% ВВП ежегодно. Она основана на динамике структуры внешнего долга, оттока капитала из России и сокращении поступлений прямых инвестиций в российскую экономику [10, 11, 12].

Внешний долг образуют обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте. Он состоит из внешней задолженности органов федеральной власти, субъектов федерации и ЦБ РФ. Совокупную задолженность составляют внешние долги всех резидентов РФ: государственных структур, банковского и корпоративного секторов. Динамика совокупного внешнего долга России по данным ЦБ РФ приведена в таблице 1 [11].

С начала введения санкционных ограничений наблюдается устойчивая тенденция сокращения внешнего долга России.

Таблица 1. Динамика совокупного внешнего долга России, млрд. долл.

Дата Показатель

01.01.2014 728,864

01.01.2015 599,901

01.01.2016 518,489

01.01.2017 511,752

01.01.2018 518,445

01.01.2019 455,073

01.01.2020 491,418

01.01.2021 467,859

Динамика оттока капитала из России отражена в данных таблицы 2 [11].

Таблица 2. Динамика оттока капитала из России, млрд. долл.

Календарный год Показатель

2014 152,1

2015 57,1

2016 18,5

2017 25,2

2018 67,5

2019 22,1

2020 47,8

Из статистики ЦБ следует, что пик оттока капитала пришелся на 2014 год, когда против России были введены масштабные санкции. Показатель этого года стал рекордным и составил более 150 млрд долларов (44% из него пришлось на банковский сектор). Основной причиной этого стала необходимость срочного погашения иностранных кредитов российскими банками в условиях санкций. Однако в 2020 году показатель оттока капитала снова начал расти и по итогам года оказался более чем вдвое выше, чем за весь 2019 год.

Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию представлена на графике, приведенном на рисунке 1 [11].

За 8 лет действия санкционных ограничений заметно сократился объем притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию. Это связано с ухудшением инвестиционного климата, с прекращением поступления средств из офшоров. До ввода санкций и начала кампании по деофшори-зации от 60 до 80% ПИИ в Россию приходилось на офшоры. При этом основные средства в офшоры на самом деле попадали также из России. В 2019 году МВФ оценил долю «фантомных» иностранных инвестиций в Россию, то есть не зарубежных, а российских по происхождению, в 50%.

Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл. Прямые инвестиции в российские банки; Прямые инвестиции в прочие сектора, проекты; Прямые инвестиции в РФ (всего).

В 2020 г. прямые иностранные инвестиции снизились в четыре раза, составив 8,6 млрд долл. Из них 7,2 млрд долл. - зарубежные вложения в российские инвестиционные проекты.

За последние десять лет меньше всего инвестиций в российскую экономику зарубежные инвесторы вложили в 2015 г.,

после мирового кризиса и введения экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине. Общий объём составил 6,8 млрд долл.

Если объём ПИИ в Россию в 2020 г. сократился в четыре раза, то по количеству проектов снижение составило 26,1% - до 141 проекта. Это минимальное число про-

ектов с 2013 г. Максимальное число проектов, получивших поддержку в форме ПИИ, было в 2017 г. Оно составило 238

проектов. Динамика общего количества проектов ПИИ в России отражена на графике, приведенном на рисунке 2 [13].

Рис. 2. Динамика общего количества проектов ПИИ в России, шт.

Наиболее активно финансируют российские инвестиционные проекты инвесторы из Германии, Китая и США. В 2020 г. Германия финансировала 26 проектов, прежде всего из агропромышленного комплекса (АПК). Он стал одним из самых инвестиционно-привлекательных в Европе, поскольку рост объем российского экспорта сельскохозяйственной продукции за рубеж превысил объем импорта.

В 2020 году инвесторы из США и Китая финансировали 15 проектов высокотехнологичного сектора: 1Т-услуги, электроника, разработка программного обеспечения. Снижение числа проектов не повлияло на рост объёма ПИИ из США в 2020 г. который вырос в 3,3 раза за последние четыре года [13]. Как видим, санкции не сказались на росте ПИИ, которые оказались выгодны отечественным предпринимателям и иностранным инвесторам.

Обобщая оценку влияния санкционных ограничений на основные показатели развития российской экономики за 20142021 гг., можно сделать два вывода. Первый заключается в том, что российская экономика успела адаптироваться к разным санкционным режимам и постепенно выходит на траекторию устойчивого роста. Второй заключается в том, что пока не разработаны методики, позволяющие од-

нозначно оценить влияние санкционных ограничений и отделить их воздействие от воздействия других факторов. Наиболее негативное влияние санкционных ограничений выражается в запрете привлечения долгосрочных иностранных инвестиций для кредитования структурных проектов в ведущих секторах российской экономики - оборонно-промышленный комплекс, нефтегазовый сектор и др. Многие российские и иностранные эксперты считают, что его оценка в настоящее время не превышает 0,5% ВВП России.

Заключение

Полученные в ходе проведенного исследования результаты позволили сформировать следующие выводы.

1. За последние три десятилетия практика применения санкционных ограничений показывает, что этот экономический инструмент ведения политической борьбы применяется достаточно часто, но не всегда эффективно. Об этом свидетельствует опыт продолжительного функционирования экономики Ирана в условиях действия различных режимов санкционных ограничений. Сюда же следует отнести и пока не такой большой опыт российской экономики, которая находится под санкционными ограничениями более семи лет.

2. Основные цели ввода санкционных ограничений имеют явно выраженную политическую направленность. Они искусственно создают условия для сохранения технологического отставания российской экономики от развитых стран, увеличения ее зависимости от закупок продукции иностранного производства, доведения отечественного производства до полной деградации. Для этого применяется широкий комплекс санкционных режимов, начиная от ограничения доступа к финансовым рынкам, снижения лимита и сокращения периода кредитования через зарубежные финансовые институты, и до введения частичного или полного запрета на закупки современных технологий, оборудования и комплектующих иностранного производства.

3. Для преодоления негативного влияния санкционных ограничений российской экономике неоценимую пользу принесет анализ продолжительного опыта функционирования экономики Ирана, поскольку структура экономик этих стран имеет много сходных позиций.

4. Безусловно, развитие российской экономики в целом и ее отдельные отрасли в частности продолжает испытывать на

себе негативное влияние санкционных ограничений. Некоторые оценки этого влияния приведены в данной статье с использование статистических данных ЦБ РФ за 2014-2021 годы. Вместе с тем, российская экономика смогла преодолеть шо-ки от ввода все новых санкционных режимов, в сжатые сроки минимизировать их негативное влияние и постепенно выйти на траекторию устойчивого роста. Важную роль в этом процессе сыграла разработка стратегий импортозамещения, а в их составе механизмов эффективной структурной и технологической модернизации отечественного производства в ведущих отраслях экономики.

5. Современное состояние развития российской экономики дает поводы для сдержанного оптимизма. Он связан с успешным проведением модернизации отечественных производств в ведущих отраслях и постепенным снижением зависимости российской экономики от не надёжных зарубежных контрагентов. Успешная реализация стратегий импортозамещения в ведущих отраслях открывает новые перспективы для их развития, позволяет создавать новые рабочие места и повышает занятость трудоспособного населения.

Библиографический список

1. H.R.3364 - Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, Became Public Law No 115-44. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364/text/enr#toc-HAFCC2147AB734201B5987DBC1FF39F64/ (accessed 14.09.2021).

2. Архипова В.В., Комолов О.О. Развитие международных санкционных режимов: исторический аспект // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №3. С. 53-69.

3. Белькевич А.А. Исследование мирового опыта применения экономических санкций во внешней политике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. №1. Ч. 1. С. 280-290.

4. Dobbs R., Lund S., Woetzel J, Mutafchieva M. Debt and (Not Much) Deleveraging. McKinsey Global Institute, February 2015. URL: http:// www.mckinsey.com/insights/economic_studies/debt_and_not_much_deleveraging/ (accessed 12.09.2021).

5. Capital Economics. URL: https://www.capitaleconomics.com/ (accessed 16.09.2017).

6. World Economic Situation and Prospects 2019. URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/ (accessed 12.09.2021).

7. Фаляхов Р. Санкции Запада: иранский вариант для России / Газета.т, 14.08.2017. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/08/08/10823641.shtml/ (дата обращения 16.09.2021).

8. Скрыль Т.В. Эффект потерь от введения санкций в глобальной экономике // Вестник Международного института экономики и права. - 2014. - №2 (15). - С. 20-25.

9. Санкции стоят России 1.2% ВВП. ФБК, 12.01.2015. URL: http://www. fbk.ru/press-center/news/sanktsii-stoyat-rossii-1-2-vvp-issledovanie-kompaniifbk-grant-thornton/ (дата обращения 16.09.2021).

10. Материалы официального сайта Министерства экономического развития. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/ index/ (дата обращения 16.09.2021).

11. Материалы официального сайта Центрального Банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/ec_research/ (дата обращения 16.09.2021).

12. Соколов Н.А., Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю. Количественная оценка влияния санкций на российскую экономику в краткосрочной перспективе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №8 (февр.). С. 44-54.

13. EY European Investment Monitor 2020 г. Available at: https://www.ey. com/ru_ru/attractiveness/21/european-attractiveness-survey-2021 -russia (дата обра-щения 16.09.2021).

ANALYSIS OF THE IMPACT OF SANCTIONS RESTRICTIONS ON THE ECONOMIES OF IRAN AND RUSSIA

S.N. Larin, Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher

N.A. Sokolov, Candidate of Physics and Mathematics Sciences, Leading Researcher

L.I. Gerasimova, Lead Engineer

Central Economics and Mathematics Institute RAS

(Russia, Moscow)

Abstract. The practice of imposing sanctions restrictions shows that their economic essence is always inextricably linked with the political goals pursued by the initiators of the sanctions. The paper presents a brief analysis of the impact of the sanctions restrictions on the Iranian economy. It is of certain interest, since the economy of this country has many analogies with the structure of the Russian economy. Based on statistical data from the Central Bank of Russia, expert assessments of the impact of sanctions restrictions on the development of the Russian economy are presented. It is concluded that the preservation of the regime of sanctions restrictions for the long term, on the one hand, will continue to have a negative impact on the development of the Russian economy. However, on the other hand, it will become an effective incentive to mobilize internal reserves in all sectors for the accelerated implementation of import substitution programs. Their successful implementation will minimize the negative impact of the sanctions restrictions on the development of the Russian economy.

Keywords: sanctions restrictions, Iranian experience, Russian economy, impact assessment.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.