Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ВЫРУЧКА / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ / КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саранцева Е.Г., Зайцева О.А.

В статье проведен анализ влияния объема продаж на изменение прибыли от продаж. На примере одного из крупнейших производителей резинотехнических изделий Республики Мордовии - ОАО Саранский завод «Резинотехника» выявлены проблемы реализации продукции, получения прибыли от продаж, а так же предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ»

Экономический эффект предложенных мероприятий по результатам проведенных маркетинговых исследований конкурентоспособности продукции ОАО «Весна» рассчитан в таблице 6.

В связи с тем, что потребители плохо информированы об ассортименте неваляшек фабрики «Весна» и местах ее продажи, необходимо после выпуска новинок провести рекламную кампанию.

Таблица 6 - Экономический эффект предложенных мероприятий

Показатели 2013 г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г., %

Объем продаж неваляшек, шт. 5400 7200 133,33

Выручка от реализации неваляшек, руб. 839581,08 1327937,87 158,17

С ебестоимость реализованной продукции, руб. 651366,24 1009896,00 155,04

Валовая прибыль, руб. 188214,84 318041,87 168,98

Маркетинговые исследования показали, что потребители готовы покупать неваляшку производства ОАО «Весна» по цене не выше 280 руб. за игрушку, и не собираются отказываться от покупки данной игрушки своему ребенку.

Таким образом, проведенные нами маркетинговые исследования конкурентоспособности неваляшек помогли определить те параметры, которые необходимо превзойти ОАО «Весна», чтобы удержать свои позиции на рынке.

Использованные источники:

1. Бурцева Т.А., Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара. Учебное пособие. - Киров: ВГСХА, 2008г. - 104с.

Саранцева Е.Г., к.э.н.

доцент Зайцева О.А. студент 3го курса ФГБОУ ВПО НИ«МГУ им. Н. П. Огарёва» Россия, Мордовия, г. Саранск АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ИЗМЕНЕНИЕ

ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ Аннотация: В статье проведен анализ влияния объема продаж на изменение прибыли от продаж. На примере одного из крупнейших

производителей резинотехнических изделий Республики Мордовии - ОАО Саранский завод «Резинотехника» выявлены проблемы реализации продукции, получения прибыли от продаж, а так же предложены пути их решения.

Ключевые слова: объем продаж, выручка, прибыль от продаж, себестоимость, выручка от продаж, коммерческие расходы, управленческие расходы.

Прибыль - важный показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации. Это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Одним из основных показателей прибыли, отражаемой в бухгалтерской отчетности, является прибыль (убыток) от продаж. Поэтому в процессе анализа важно оценить влияние факторов, вызвавших изменение этого показателя .

Цель факторного анализа прибыли от продаж - выявление закономерности изменения данной прибыли под воздействием многих факторов, а именно за счет изменения объема продаж [1].

Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов [2].

В целом на прибыль от продаж оказывают влияние следующие основные факторы, которые необходимы для проведения комплексного экономического анализа:

- объем продаж;

- структура продаж;

- цены на продаваемые продукцию, работы и услуги;

- уровень затрат, включенных в себестоимость продукции.

Рассмотрим подробно наиболее важный, на наш взгляд, фактор,

изменение которого приводит к увеличению или уменьшению прибыли от продаж.

Во-первых, следует сразу отметить, что увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли. Следовательно, нет однозначного ответа на вопрос «Увеличится или уменьшится прибыль от продаж за счет изменения объема продаж?!». Нужно всесторонне изучить данный аспект, прежде чем говорить об изменении прибыли.

Во-вторых, на наш взгляд, было бы голословно утверждать, что объем продаж влияет на изменение величины прибыли от продаж без соответствующих расчетов. Поэтому, рассмотрим формулу для расчета влияния на прибыль изменения объема продаж:

АР1 = (Рх А№%) ^100

Где АР1 - влияния на прибыль изменений объема продаж;

Р - прибыль отчетного периода;

А№% - прирост объёма продаж в процентах.

Данная формула демонстрирует о том, что прибыль от продаж прямо пропорциональна изменению объема продаж. Но стоит оговориться, что это касается именно рентабельной продукции, чьи доходы или выручка от продаж во многом превышают расходы. Ведь прибыль - это есть выручка за минусом расходов. Поэтому при анализе влияния объемов продаж на изменение прибыли от продаж необходимо учитывать все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, включая ее себестоимость.

Проведем анализ влияния объемов продаж на изменение прибыли от

продаж на примере ОАО Саранский завод «Резинотехника»- одного из крупнейших производителей резинотехнических изделий в России на основе данных таблицы 1 [3].

Таблица 1. - Показатели реализации продукции ОАО «Саранский завод «Резинотехника».

Показатель 2011г. 2012 г. 2013 г.

Объем продаж, тонн 1379098 1396904 1628073

Выручка от продажи, тыс.руб. 1842060 1929870 1966093

Себестоимость, тыс.руб. 1617865 1632767 1653143

Коммерческие расходы, тыс.руб. 37490 39026 36152

Управленческие расходы, тыс.руб. 136227 155361 179744

Прибыль от продажи, тыс.руб. 50478 102716 97054

Объем продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился на

1,28% (на 17807 т.):

1379098:1396904*100%=98, 72%;

За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продаж повысилась на 5760, 56 тыс.руб:

50487*0,0128=5760, 56 тыс.руб.

Объем продаж в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 14, 20% (на 231169 т.):

1396904: 1628073 * 100%=85, 80%,

Следовательно, за счет увеличения объема продаж прибыль от продаж повысилась на 14585, 67 тыс.руб.:

102716*0, 1420=14585,67 тыс.руб.

Определим влияние изменения себестоимости на прибыль:

- в 2012 году по сравнению с 2011 годом прибыль от продаж снизилась на 35610, 672 тыс.руб. при увеличении себестоимости реализованной продукции на эту же сумму (1632767-(1617865*0,9872)= 35610,672 тыс.руб.)

- в 2013 году по сравнению с 2012 годом прибыль от продаж снизилась на 252228, 914 тыс.руб. при увеличении себестоимости реализованной продукции на ту же сумму (1653143-(1632767)= 252228, 914 тыс.руб.)

Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов в 2012 году прибыль снизилась на 1536 тыс. руб. (39026 - 37490) и повысилась на 2874 тыс.руб. (36152-39026), а за счет увеличения размера в 2012 и 2013 г. управленческих расходов - на 19134 тыс. руб. (155361-136227) и 24383 тыс.руб. (179744-155361) соответственно.

По данным проведенного анализа, несомненно, можно утверждать, что на изменение прибыли от продаж на ОАО «Резинотехника» на протяжении 2011-2013 гг. оказывает влияние объем продаж, но не следует отводить внимание от расходов, которые также влияют на изменение данной величины. Анализируя два основных показателя, можно отметить такую закономерность - «при увеличении объема продаж, увеличивается прибыль от продаж» (уровень расходов также увеличивается).

Значительное удорожание себестоимости реализованной продукции произошло на ОАО «Резинотехника» в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к увеличению прибыли привели увеличение объема продаж, снижение величины коммерческих расходов. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию, а также снижение управленческих расходов.

Мы считаем, что резервами роста прибыли анализируемого предприятия должны быть рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции и снижение себестоимости продукции. Однако, данные показатели пока оставляют желать лучшего.

Следует подчеркнуть, что подобный анализ необходим технологам и начальникам производственных подразделений, для того чтобы ответить на вопрос, окупится ли внедрение нового оборудования или новой технологии. Руководителей маркетинговых служб интересует, покроет ли увеличение объема продаж затраты на проведение мероприятий по маркетингу и рекламе. Руководство фирмы должно знать, насколько «правильно» работает предприятие, ведь получение прибыли - это основная цель деятельности предприятия. Результаты факторного анализа служат экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торгового предприятия.

Использованные источники:

1. Кадацкий В.П. Проблемы исчисления и планирования прибыли.// Журнал «Экономист», № 3, 2012, с.49-60

2. Аверина О.И. Теория экономического анализа.// Саранск: Издательство Мордовского университета, 2012., с. 184

3. ОАО Саранский завод «Резинотехника» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://saranskiy-zavod-rezinotehnika.biz-gid.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.