Научная статья на тему 'Анализ влияния косвенного налогообложения на экономические интересы экономических субъектов'

Анализ влияния косвенного налогообложения на экономические интересы экономических субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
фискальная политика / налоговая политика / косвенное налогообложение / косвенные налоги / НДС / акцизы / fiscal policy / tax policy / indirect taxation / indirect taxes / VAT / excise taxes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Владимирович Пивоваров

Работа посвящена анализу эффективности косвенного налогообложения при осуществлении налогово-бюджетной политики государства. В статье подробно рассмотрена роль косвенных налогов в развитии экономической системы страны. Отдельное внимание уделено анализу системы косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также влиянию косвенных налогов на экономические интересы экономических агентов. Основными методами исследования являются описание, графическое представление информации, экономический анализ, синтез информации. Сделан вывод, что, несмотря на противоречивую природу косвенного налогообложения, в российской практике система является достаточно эффективной, так как, во-первых, обеспечивает значительную долю налоговых поступлений. Во-вторых, исчисление косвенных налогов происходит по достаточно гибкой ставке, что позволяет снизить налоговое время для незащищенных слоев общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the impact of indirect taxation on the economic interests of economic entities

The work is devoted to the analysis of the effectiveness of indirect taxation in the implementation of the fiscal policy of the state. The article examines in detail the role of indirect taxes in the development of the country's economic system. Special attention is paid to the analysis of the indirect taxation system in the Russian Federation, as well as the impact of indirect taxes on the economic interests of economic agents. The main research methods are description, graphical representation of information, economic analysis, and synthesis of information. The result of the study is the conclusion that, despite the contradictory nature of indirect taxation, the system is quite effective in Russian practice, since, firstly, it provides a significant share of tax revenues. Secondly, indirect taxes are calculated at a fairly flexible rate, which reduces tax time for vulnerable segments of society.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния косвенного налогообложения на экономические интересы экономических субъектов»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 187—192. Audit journal. 2024;(2):187—192.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-187-192 NIION: 2017-0074-2/24-059

EDN: https://elibrary.ru/NDXBGT MOSURED: 77/27-021-2024-02-259

Анализ влияния косвенного налогообложения на экономические интересы экономических субъектов

Александр Владимирович Пивоваров

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, al.beercooker@gmail.com

Аннотация. Работа посвящена анализу эффективности косвенного налогообложения при осуществлении налогово-бюджетной политики государства. В статье подробно рассмотрена роль косвенных налогов в развитии экономической системы страны. Отдельное внимание уделено анализу системы косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также влиянию косвенных налогов на экономические интересы экономических агентов.

Основными методами исследования являются описание, графическое представление информации, экономический анализ, синтез информации. Сделан вывод, что, несмотря на противоречивую природу косвенного налогообложения, в российской практике система является достаточно эффективной, так как, во-первых, обеспечивает значительную долю налоговых поступлений. Во-вторых, исчисление косвенных налогов происходит по достаточно гибкой ставке, что позволяет снизить налоговое время для незащищенных слоев общества.

Ключевые слова: фискальная политика, налоговая политика, косвенное налогообложение, косвенные налоги, НДС, акцизы

Благодарности: автор благодарит за помощь при написании статьи научного руководителя С.П. Колчина, доктора экономических наук, профессора.

Для цитирования: Пивоваров А.В. Анализ влияния косвенного налогообложения на экономические интересы экономических субъектов // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 187—192. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-187-192. EDN: https://elibrary.ru/NDXBGT.

TAXES AND TAXATION

Original article

Analysis of the impact of indirect taxation on the economic interests of economic entities

Alexander V. Pivovarov

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, al.beercooker@gmail.com

Abstract. The work is devoted to the analysis of the effectiveness of indirect taxation in the implementation of the fiscal policy of the state. The article examines in detail the role of indirect taxes in the development of the country's economic system. Special attention is paid to the analysis of the indirect taxation system in the Russian Federation, as well as the impact of indirect taxes on the economic interests of economic agents.

The main research methods are description, graphical representation of information, economic analysis, and synthesis of information. The result of the study is the conclusion that, despite the contradictory nature of indirect taxation, the system is quite effective in Russian practice, since, firstly, it provides a significant share of tax revenues. Secondly, indirect taxes are calculated at a fairly flexible rate, which reduces tax time for vulnerable segments of society.

Keywords: fiscal policy, tax policy, indirect taxation, indirect taxes, VAT, excise taxes

Acknowledgments: the author is grateful for the help in writing the article to scientific adviser S.P. Kolchin, Doctor of Economics, Professor.

For citation: Pivovarov A.V. Analysis of the impact of indirect taxation on the economic interests of economic entities // Auditor-skiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):187—192. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-187-192. EDN: https://elibrary.ru/NDXBGT.

© Пивоваров А.В., 2024

Введение. В настоящее время ученые, экономисты, социологи, финансисты, государственные деятели проявляют особый интерес к созданию такой системы налогообложения, которая сможет обеспечить регулярные поступления в бюджет государства, а также не будет обременительна для экономических субъектов.

Общеизвестно, что фискальная политика государства играет важную роль в развитии экономических связей внутри него, так как налоги являются важной составляющей развития финансово-экономической системы государства. Налоговые поступления — одна из основных статей доходов государственного бюджета, следовательно, покрывают основную часть расходов государства, направленных в том числе на развитие инфраструктуры государства и социальное обеспечение незащищенных слоев населения. Отсюда вытекает основная роль налогообложения — перераспределение денежных средств и финансирование развития социальных государственных институтов.

Методы исследования. Эмпирическую базу исследования составляют данные Федеральной налоговой службы, Росстата, аналитического центра НАФИ. Работа проведена на основании сбора и обобщения (метод синтеза), систематизации (системный метод) и сравнительного анализа (комплексный и сравнительно-аналитический методы) материалов, полученных из официальных информационных ресурсов, иных источников информации, в том числе нормативных правовых актов, материалов толкования нормативных правовых актов (формально-юридический метод), анализа практики.

Результаты. В период цифровой экономики налоговая политика Российского государства обладает четкой фискальной направленностью, что затрудняет развитие и увеличение объема инвестиционной деятельности, по этой причине государственной власти необходимо применять в данной сфере различные налоговые инструменты, которые помогут сформировать благоприятные условия для производственного процесса, тем самым увеличив эффективность реального инвестирования экономических субъектов [8].

Вопросам целесообразности косвенного налогообложения уделяется достаточно большое внимание со стороны научного сообщества. Вопросы косвенного налогообложения

отдельно освещаются в учебниках И.М. Александрова, А.Н. Романова, С.П. Колчина, Е.Н. Лавренчука и др. Проведено множество научных исследований, среди которых работы И.А. Кацюба, Р.А. Петуховой, А.Т. Муханова, С.А. Гюндогдыевой и др.

В последнее время особое внимание уделяется вопросу значимости и эффективности косвенного налогообложения как инструмента фискальной политики государства. Долгое время среди экономистов ведутся споры об эффективности данного вида налогообложения и о рациональности соотношения прямых и косвенных налогов в государственном бюджете.

Опыт развития мировой экономики показывает, что в странах с развитой экономической системой преобладает прямое налогообложение, а в странах с развивающейся экономикой — косвенное. Так, например, в англосаксонской модели налогообложения, которую применяют Великобритания, США, Австралия, Канада, роль косвенных налогов как источников пополнения государственного бюджета сведена к минимуму. А вот в странах, использующих латиноамериканскую модель налогообложения (страны Южной Америки, Карибского бассейна) косвенные налоги составляют значительную часть от налоговых поступлений [5].

Косвенное налогообложение предполагает обязательный платеж, который налогоплательщики не уплачивают напрямую, так как косвенный налог уже включен в стоимость приобретаемых благ в виде наценки или надбавки. К основным признакам косвенного налогообложения относят следующие:

• бремя уплаты косвенных налогов ложится на конечного потребителя, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо;

• практически полное отсутствие механизмов уклонения от уплаты косвенных налогов, так как налог уже включен в конечную стоимость продукта;

• учет косвенных налогов при формировании ценовой политики товаров и услуг;

• продавец является формальным плательщиком косвенных налогов.

В России косвенное налогообложение играет важную роль, так как обеспечивает основную долю налоговых поступлений. Налог на добавленную стоимость (НДС) занимает более 40% общих налоговых поступлений (рис. 1).

26%

□ НДС

□ НДФЛ

□ Налог на прибыль организаций

□ Налог, взимаемый в связи с применением специальных налоговых режимов

□ Налог на имущество организаций ■ Прочее

Рис. 1. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации

Источник: составлено автором на основе [10].

К косвенным налогам в России относят НДС и акцизы.

Налог на добавленную стоимость — налог на разницу между стоимостью покупки или

производства товара и ценой его последующей продажи. В России действует несколько ставок НДС, которые отражены в табл.1.

Таблица 1. Ставки НДС в Российской Федерации [1]

Ставка Условия применения

0% Экспортируемые товары, а также услуги по международной логистике за пределы Российской Федерации, гостиничные услуги, туристские продукты в сфере внутреннего и въездного туризма

10% Предметы первой необходимости, среди которых — лекарственные средства, товары для детей, молочная продукция, сахар, соль и др.

20% Все остальные продукты, которые не закреплены в ст. 164 Налогового кодекса РФ

Расчетная ставка 10/110 Применяется к авансам под поставку товаров по ставке 10%. Например, аванс на поставку важного жизненно необходимого лекарства, нужно умножить сумму аванса на 10/110

Расчетная ставка 20/120 Применяют к авансам во всех остальных случаях, при аренде госимущества, перепродаже автомобилей и бытовой техники, купленных у физических лиц. Чтобы рассчитать НДС с аванса, нужно умножить его сумму на 20/120

Таким образом, исходя из проанализированных ставок НДС, можно выделить основные черты косвенного налогообложения в России. Во-первых, НДС в России является одним из механизмов эффективного перераспределения доходов между различными слоями населения. Таким образом, если человек с высоким доходом может позволить себе купить дорогостоящий продукт, например машину, следовательно, он может уплатить вы-

сокий налог, который в дальнейшем пойдет на развитие социальной инфраструктуры и уплату социальных пособий незащищенным слоям населения. Во-вторых, НДС в России является одним из механизмов протекционистской политики, способствуя развитию экспорта отечественных товаров и услуг. В-третьих, для предметов первой необходимости установлена пониженная ставка НДС, что не приводит к значительному повышению стои-

мости базовых товаров и услуг, а значит, проводя фискальную политику, государство учитывает интересы малообеспеченного населения.

Косвенные налоги могут как положительно, так и отрицательно влиять на экономические интересы экономических субъектов. Рассмотрим влияние косвенных налогов на интересы предпринимателей. С одной стороны, косвенные налоги снижают налоговую нагрузку на предприятие, так как НДС и акцизы включены в стоимость товаров и услуг, следовательно, предприниматель, устанавливает цену, например исходя из издержек товара и услуг, добавляет к калькуляции процент прибыли, а уже на конечную стоимость продукта рассчитывается налог по ставке, который уплачивает потребитель. Тем самым, косвенные налоги являются альтернативой налогу с продаж (утратившего силу). Но, с другой стороны, косвенные налоги могут привести к повышению административных затрат организации, так как учет и уплата НДС возлагается на предпринимателя.

Следует также отметить, что косвенные налоги выступают одним из механизмов регулирования спроса и предложения. Так как налоговое бремя ложится на покупателей, повышение ставки косвенных налогов приводит к незамедлительному повышению цены конечного продукта, следовательно, с повышением стоимости товара или услуги снижается спрос на него. Это также негативно влияет на экономические интересы предпринимателей, так как с повышением ставки косвенного налога повышается стоимость товара, что приводит к снижению объемов продаж, а значит, к уменьшению выручки и прибыли экономического субъекта. При этом предприятие не может перейти к увеличению стоимости конечного продукта, так как это спровоцирует еще больше снижение спроса.

Со стороны потребителя косвенный налог не несет большой прямой выгоды, так как, как уже было отмечено ранее, косвенное налогообложение приводит к повышению стоимости товаров и услуг. Однако при уплате косвенного налога потребитель не несет никаких экономических издержек, так как налог уже включен в стоимость конечного продукта. Стоит отметить, что доля косвенных налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации достаточно велика, а значит, значительная часть социальной инфраструктуры

финансируется именно за счет поступления НДС и акцизов. Тем самым, потребитель, уплачивая косвенные налоги, незаметно для себя способствует развитию социальной инфраструктуры государства.

К косвенным налогам относят также акцизы. Акцизы включены также в стоимость товара, следовательно, экономические субъекты, занимающиеся продажей подакцизных товаров в полной мере, осуществляют расчет акциза, его сбор и уплату в налоговую службу.

Акцизы выступают одним из эффективных механизмов регулирования спроса на такую продукцию, как алкогольная и спиртосодержащая продукция, табак и табачные изделия. Акцизами также облагаются легковые авто, бензин, моторные масла и др.

Акцизы также выступают источником пополнения федерального бюджета, способствуя снижению спроса на «вредные» товары (алкогольную и табачную продукцию). Однако среди экономистов и социологов ведутся споры насчет целесообразности применения данного налога. Ученые утверждают, что повышение ставки акцизов не приводит к уменьшению потребления алкогольной и табачной продукции. Потребление данных видов товаров остается неизменным, но при этом потребитель переходит на более дешевые аналоги, которые часто могут носить контрафактный характер. Повышение акцизов на автомобили и бензин носит также спорный характер. Одни считают, что это приводит к повышению стоимости автомобилей и бензина и снижению спроса на них, а следовательно, снижению выбросов углекислого газа и загрязнению воздуха. Другие же считают, что автомобиль по-прежнему продолжает оставаться предметом роскоши для определенной части населения, а повышение стоимости топлива за счет увеличения акцизов приводит к повышению стоимости производства и, как следствие, повышению стоимости конечных продуктов для населения.

Обсуждение и заключение. Подводя итог написанному, следует отметить достаточно противоречивую природу косвенного налогообложения. С одной стороны, доля косвенных налогов в структуре общих налоговых поступлений занимает значительную часть. Исчисление косвенного налога ложится на предпринимателя, а уплата — на потребителя. В связи с фиксированными ставками косвенных налогов административные расходы на

его исчисление минимальны. Следует также отметить, что экономическим субъектам в редких случаях удается уйти от уплаты косвенных налогов, что нельзя сказать о прямых, ввиду этого косвенные налоги являются главным источником пополнения государственного бюджета.

НДС и акцизы являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации. В этой системе они выступают основными косвенными налогами, которые включены в стоимость каждого приобретаемого товара. При этом их функции разнятся: НДС выполняет фискальную функцию и является основным источником поступлений в бюджет, акцизы вводятся с целью регулирования спроса и предложения на некоторые товары. К примеру, введение акцизов на автомобили и топливо к ним снизило количество автомобилей в пользовании, что положительно сказалось как на загруженности дорог общего пользования, так и на окружающей среде. Наличие двух разных инструментов косвенного налогообложения позволяет налоговой системе быть более гибкой в регулировании не только экономической деятельности России, но и повседневной жизни граждан.

Безусловно, повышение косвенных налогов приводит к повышению конечной стоимости продукта, а значит, к снижению спроса на товары, ввиду этого косвенные налоги могут выступать одним из механизмов регулирования спроса и предложения со стороны государства. В российской системе налогообложения косвенные налоги занимают значительную часть, в то время как в странах с развитой экономикой, например в США, они составляют минимальную долю налоговых поступлений.

Таким образом, необходимо отметить эффективность системы косвенного налогообложения в России и гибкость ставок: так, например, экспортная продукция и услуги по перевозке за пределы Российской Федерации не облагаются НДС. Не облагаются НДС и туристские продукты по внутреннему и въездному туризму, что способствует увеличению числа въездных и внутренних туристских поездок. Предметы же первой необходимости (детские товары, лекарства, молочная продукция и др.) облагаются по ставке 10%, что не приводит к заметному повышению конечной стоимости продукции. Тем не менее, экономисты уже долгое время спорят об эффек-

тивности и целесообразности применения системы косвенного налогообложения в Российской Федерации, так как она приводит к увеличению стоимости продукции, падению спроса, а расходование доходов, полученных от поступления косвенных налогов, часто носят нецелевой характер.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

2. Буряк А. С., Коваленко Г.К. Поступления НДС как индикатор экономической активности на внутреннем рынке // Налоговая политика и практика. 2019. № 8 (200). С. 42-44.

3. Калабин К.Ю. Анализ роли акцизов в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации // Научно-практические исследования. 2019. № 5.1 (20). С. 23-28.

4. Кацюба И.А, Петухова Р.А. Воздействие косвенных налогов на экономику // Известия СПбГЭУ. 2020. № 5 (125). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-kosvennyh-nalogov-na-ekonomiku (дата обращения: 03.04.2024).

5. Кундохов А.А. Модели налоговых систем зарубежных стран // URL: https://legalbook. ru/328-modeli-nalogovyh-sistem-zarubezhnyh-stran.html

6. Муханов А. Т., Гюндогдыев С.А. Повышение эффективности косвенного налогообложения // Вестник науки. 2023. Том 3, № 4 (61). С. 29-32. URL: https: //www .вестник-науки.рф /article/7754 (дата обращения: 03.04.2024).

7. Реформирование косвенного налогообложения России как условие повышения доходов государственного бюджета // URL: https://spravochnick.ru/innovacionnyy_menedzh ment/reformirovanie_kosvennogo_nalogooblozhe niya_v_rossii_kak_uslovie_povysheniya_dohodov _gosudarstvennogo_byudzheta/

8. Староверова О.В. Перспективы развития налоговой политики как механизма регулирования цифровой экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 220-223.

9. Тедеев A.A., Парыгина В.А. Налоговое право России: учебник для вузов. 8-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023.

10. Федеральная налоговая служба // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn12/related_activities/ statistics_and_analytics/12146227/

References

1. Tax Code of the Russian Federation No. 146-FZ dated July 31, 1998.

2. Buryak A.S., Kovalenko G.K. VAT receipts as an indicator of economic activity in the domestic market // Tax policy and practice. 2019. No. 8 (200). pp. 42-44.

3. Kalabin K.Yu. Analysis of the role of excise taxes in the revenue structure of the consolidated budget of the Russian Federation // Scientific and practical research. 2019. No. 5.1 (20). pp. 23—28.

4. Katsuba I.A., Petukhova R.A. The impact of indirect taxes on the economy // Izvestiya SPbGEU. 2020. No. 5 (125). URL: https:// cy-berleninka.ru/article /n/vozdeystvie - kosvennyh- na-logov-na-ekonomiku (date of reference: 04/03/2024).

5. Kundokhov A.A. Models of tax systems of foreign countries // URL: https://legalbook. ru/328-modeli-nalogovyh-sistem-zarubezhnyh-stran.html

6. Mukhanov A.T., Gundogdiev S.A. Improving the effectiveness of indirect taxation // Bulletin of

Science. 2023. Volume 3, No. 4 (61). pp. 29—32. URL: https ://www.вестннк-наукн.RF/article/ 7754 (date of issue: 04/03/2024).

7. Reforming indirect taxation in Russia as a condition for increasing state budget revenues // URL: https://spravochnick.ru/innovacionnyy_ menedzhment/reformirovanie_kosvennogo_na-logooblozheniya_v_rossii_kak_uslovie_povyshe-niya_ dohodov_gosudarstvennogo_byudzheta/

8. Staroverova O.V. Prospects for the development of tax policy as a mechanism for regulating the digital economy // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024. No. 1. pp. 220—223.

9. Tedeev A.A., Parygina V.A. Tax law of Russia: textbook for universities. 8th ed., reprint. and additional M.: Yurait Publishing House, 2023.

10. Federal Tax Service // URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn12/related_activities/statistic s_and_analytics/12146227/

Информация об авторе

А.В. Пивоваров — аспирант Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author A.V. Pivovarov — Graduate Student of the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вещные права и их защита

Вещные права и их защита. Учебник. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Р.А. Курбанова, [А.И. Коновалов и др.]. 239 с.

ISBN: 978-5-238-03636-6

*******************

Учебник содержит систематизированное изложение материала, посвященного актуальным проблемам вещного права. Наряду с изложением положений действующего гражданского законодательства представлены различные доктрины вещного права и точки зрения по обсуждаемым проблемам, а также практика применения гражданско-правовых норм.

Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами вещного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.