УДК 334.012.32(091)(470)+330.828.2
Алексеев А. А., Зубарева Л. В.
Alekseev A. A., Zubareva L. V.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ
НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ANALYSIS OF THE STATE PROTECTIONIST POLICIES INFLUENCE ON THE BUSINESS DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN EMPIRE
В статье проводится анализ практической реализации идей меркантилистов в период с середины XVII по конец XIX века. Основное внимание уделяется протекционизму - части государственной экономической политики, направленной на обеспечение преобладания национальной промышленности.
In the paper the practical implementation of the mercantilists' ideas in the period from the middle of the XVII to the end of the XIX century is analyzed. The focus is on protectionism - a part of the state economic policy aimed at ensuring the prevalence of the national industry.
Ключевые слова: предпринимательство, экономическая история, государственная поддержка, регулирование экономики, малый и средний бизнес, протекционизм, история России, Российская империя.
Keywords: entrepreneurship, economic history, government support, economic regulation, small and medium enterprise, protectionism, the history of Russia, the Russian Empire.
Рост интереса экономистов к истории российского предпринимательства, его истокам, во многом связан с процессом восстановления той экономической роли, которую малый и средний бизнес играл практически всю длительную историю Российского государства. Существенный вклад в этот процесс вносит государство, реализуя разнообразные сложные, многогранные, целевые программы поддержки предпринимательства. В таких условиях возникает необходимость творческого осмысления, накопленного за тысячелетнюю историю опыта, возрождения отдельных, оставшихся актуальными традиций, сохранившихся в исторических документах [1]. Ретроспективный экономический анализ был и остается надежной основой перспективного анализа и прогнозирования, особенно применительно к тем экономическим практикам, которые продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. В полной мере это относится к протекционизму.
Источниками информации при изучении механизмов поддержки русского (российского) предпринимательства служат исторические тексты (летописи, грамоты и т. д.), археологические находки, сохранившиеся деловые и административные документы, работы историков, таких как М. Н. Покровский, М. Н. Тихомиров, В. О. Ключевский [5 ; 8 ; 10].
Как показали проведенные нами исследования, идея протекционизма, как наиболее важная часть учения меркантилистов, проникла в Россию в середине XVII века. В это время экономика Московского царства, подорванная игом, опричниной и смутой, значительно отстала от экономики развитых европейских государств. Денежное обращение было фактически разрушено, золотой и серебряной монеты не хватало. Медные деньги низких номиналов, которые были так необходимы малому бизнесу, оказались изъятыми из обращения.
Ярковыраженные протекционистские меры по отношению к русскому предпринимательству предпринял российский меркантилист Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1680), находясь в должности главы Посольского приказа. После жалобы предпринимательского объединения «Московского государства торговых людей» в 1667 г., он издал «Новоторговый устав», содержавший такие меры как:
- налоги для иностранных купцов были повышены;
- иностранным купцам разрешалось торговать только в пограничных или портовых городах;
- иностранным купцам запрещалась розничная торговля;
- существенно повышались ввозные таможенные пошлины, которые взимались только золотом и серебром по принудительно низкому курсу;
- инициировалось развитие банковского кредита и т. п. [2].
Анализ приведенных выше мер показывает, что для развития российского предпринимательства ужесточались условия и требования к ввозимым иностранными купцами товарам.
Исследования показали, что дополнительным стимулом к развитию такого вида предпринимательства, как торговля, послужила и поддержка инфраструктуры, в первую очередь касающейся ярмарок. Важность ярмарок осознал еще Иван III, который завещал своему сыну не увеличивать старые и не устанавливать новые ярмарочные сборы. Кроме того, он обязал и остальных своих сыновей: «ярмарки в свои княжества не сманивать и своим подданным съезжаться на торги не препятствовать» [5, с. 18].
Наиболее наглядным примером поддержки такого направления предпринимательства, как ярмарочное дело, является Макарьевская (Нижегородская) ярмарка. Благоприятные условия для торговли у обители святого Макария сложились после покорения Казанского ханства. В 1648 г. Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно пять дней, а затем велел платить особый налог. В 1666 г. на ярмарку приезжали уже купцы не только из всей России, но и из-за границы, и она продолжалась две недели. В конце XVII в. привоз товаров достигал 80 тыс. рублей, в первой половине XVIII в. - 490 тыс. рублей, к концу XVIII в. -30 млн рублей.
Однако в полную силу государственная политика протекционизма заработала в эпоху императора Петра I. Сам Петр I ознакомился с идеями меркантилистов во время Великого посольства (1697-1698).
Свое развитие меркантилизм нашел в предложенных Федором Салтыковым (ум. 1715) проектах совершенствования государственной политики во внешней торговле. Упор делался на развитие купечества. «Купечество, - писал он, - есть твердое основание богатства всех государств, как ныне цветет в Англии и в Голландии» [3, с. 128].
Салтыков предложил инновационные для того времени меры поддержки бизнеса, часть из которых были реализованы после введения Петровского таможенного тарифа в 1724 г. Это такие, как:
- строительство экспортных мануфактур с государственным субсидированием издержек;
- помощь в организации торговых компаний;
- создание консульств для поддержки русских купцов за границей;
- отправка детей купцов за границу на учебу торговому делу и бухгалтерии.
Для целей стимулирования развития русского предпринимательства и привлечения иностранных специалистов Петр I издал указ, по которому на промышленную службу в Россию приглашались иностранцы на очень привлекательных для них условиях. В 1698 г., после возвращения из Великого посольства, в Россию прибыло множество нанятых им ремесленников и мастеров. Особенно приветствовался наем на русскую службу различных технических специалистов. Например, французский инженер Леблон получил жалование в 5 тыс. рублей в год, бесплатное жилье и право возвращения домой через пять лет со всем приобретенным имуществом, не платя никаких налогов.
Следующим методом стимулирования было ограничение импорта товаров. Российские промышленники могли беспошлинно привозить из-за границы необходимые заводам инструменты и оборудование, бывшие крестьяне закреплялись за заводами и становились рабочими. Фабриканты, их дети и заводские мастера освобождались от военной службы, и даже их дома освобождались от военного постоя, т. е. обязанности размещать у себя и кормить
солдат царской армии. Российским торговцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, свободно торговать с иностранцами. На вырученные от экспорта деньги купцы могли беспошлинно покупать иностранные товары.
Наиболее успешные менеджеры, работавшие на самых важных фабриках (горных, оружейных, суконных, полотняных и парусных) получали поддержку в виде бесплатного или очень дешевого сырья и рабочей силы. В отдельных случаях построенные за счет государства предприятия передавались в частные руки. На создание менее значимых для государства мануфактур выдавались беспроцентные ссуды.
Как показали исследования, появились и налоговые послабления. Основным налогом того времени был промысловый налог. От его уплаты полностью освобождались мелкие кредитные учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тыс. рублей, промыслы, требовавшие государственной поддержки, в том числе предприятия по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, крестьянские промыслы и т. д.
Значимую роль в развитии системы государственной поддержки предпринимательства при Петре I сыграла учрежденная в 1719 г. Мануфактур-коллегия - коллегиальный орган, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур. Мануфактур-коллегия проводила судебные разбирательства по коммерческим делам, наблюдала за «порядочным содержанием» переданных в частные руки активов, ежегодно анализировала образцы выпускаемых в России изделий. Уставом этой организации, в частности, не допускалось полной монополии частных лиц, в отличие от государственных монополий. «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт «Об неисключении других фабрик», поэтому его следует считать, по-нашему мнению, первым российским антимонопольным законом.
Дальнейшее развитие меркантилистская теория нашла в социально-экономическом трактате Посошкова (1652-1726) «Книга о скудости и богатстве». Трактат представляет собой соединение меркантилистской теории с идеями Запада. В данном трактате предлагалось первоочередное развитие промышленности и торговли (ввозить только то, что не производится в России), денежного обращения (в основу положить медные деньги, а не серебро и золото), а также рациональное использование природных ресурсов (прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия). Эти идеи не потеряли актуальность и в настоящее время. Весьма новаторским было предложение Посош-кова установить единый государственный сбор с каждой десятины и единую пошлину с товаров вместо раскритикованной им действующей в то время налоговой системы, которой было присуще многообразие и бессистемность [3].
В дальнейшем российский протекционизм только усиливался. Так в 1754 г. были отменены внутренние таможни. В период царствования Екатерины II таможенные тарифы устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в Российской империи. Импорт некоторых товаров (железо, полотно, кожа) был полностью запрещен, однако сырье разрешалось ввозить беспошлинно.
С начала XIX в. впервые стали широко применяться меры косвенной поддержки бизнеса:
- с 1829 г. регулярно проводились всероссийские промышленно-художественные выставки - публичные демонстрации промышленных изделий Российской империи, которые проводились по правилам, утвержденным Мануфактурным советом;
- для купцов, пробывших в I гильдии 12 лет подряд, вводилось почетное звание «коммерции советника» (VIII класс статской службы согласно Табели о рангах), дававшее ряд привилегий, в частности, потомственное почетное гражданство и возможность для их детей поступать на государственную службу;
- для владельцев крупных промышленных предприятий и купцов, поставлявших качественные товары по казенным заказам, вводилось почетное звание «мануфактур-советник», по правам и привилегиям аналогичное коммерции советнику;
- реформа железнодорожных тарифов 1889 г. привела к тому, что провоз груза от границ и портов в центр страны стоил значительно дороже, чем транспортировка товаров в обратном направлении, что стимулировало экспорт;
- за развитие и усовершенствование производства купцов стали награждать медалями «За усердие», «За полезное» и др.
Как и в настоящее время, применялись меры прямой поддержки бизнеса, например:
- с 1811 г. император Александр I указал закупать для нужд чиновников сургуч и бумагу исключительно российского производства. В дальнейшем для государственных нужд было предписано закупать товары в первую очередь у российских поставщиков;
- безвозмездная передача земли под крупные проекты;
- кредитование под залог недвижимости;
- выкуп убыточных, но стратегически значимых предприятий.
До 1860-х гг. в России наблюдался значительный экономический рост. Однако после отказа Александра II от промышленного протекционизма и переходу к либеральной политике во внешней торговле с начала 1860-х г. в стране начался экономический кризис, сопровождавшийся ухудшением торгового и платежного баланса страны.
В 1860 г. в России началась рецессия, развитие промышленности существенно замедлилось, а в отдельных отраслях был зафиксирован существенный спад. Как писал М. Н. Покровский, всего за два года (к 1862 г.) переработка хлопка упала на 70 %, а выплавка чугуна на 25 %, до 0,8 млн пудов и до 15,3 млн пудов соответственно [8].
Александром II были введены в этот период льготные таможенные тарифы. По словам историка М. Н. Покровского, «таможенные тарифы 1857-1868 гг. были самыми льготными, какими пользовалась Россия в 19 столетии...» [8, с. 38]. При этом положение в экономике страны не улучшалось: современные экономические историки характеризуют весь период до конца царствования Александра II, даже до второй половины 1880-х гг., как период экономической депрессии.
Определенное влияние на восстановление протекционистской политики оказал Д. И. Менделеев, который состоял членом Комитета Общества для содействия русской промышленности и торговли, одного из первых всероссийских предпринимательских объединений. Менделеев был сторонником хозяйственной самостоятельности государства, предлагал национализировать отдельные отрасли промышленности и повышать таможенные тарифы. Выпустил ряд научных работ («Письма о заводах», «Толковый тариф», «Оправдание протекционизма») в поддержку протекционизма.
Император Александр III продолжил протекционистскую политику. В течение десяти лет (1880-е г.) импортные пошлины только возрастали. В 1889 г. министр финансов И. А. Вы-шнеградский провел реформу железнодорожных тарифов - перевозка грузов от государственной границы или порта в сторону столицы обходилась гораздо дороже, чем перевозка грузов в противоположном направлении. Это привело к еще большему удорожанию импорта. Максимальные пошлины на импорт были установлены таможенным тарифом от 11 июня 1891 г.: от 33 до 100 % от цены товара, на некоторую продукцию более 100 %.
Высокие импортные пошлины ограничивали импорт товаров, но не капитала. Русское правительство решало таможенные вопросы с учетом интересов иностранных промышленных инвесторов [3]. Это не могло не вызывать неудовольствия у отечественных купцов и промышленников, которые постепенно трансформировались в национальную буржуазию.
По мнению современников, например, историка и юриста М. М. Ковалевского, реализация политики протекционизма оказала существенное влияние на темпы экономического роста в Российской империи конца XIX в. В период с 1887 по 1897 г. промышленное производство в стране удвоилось. За это же время выплавка чугуна и стали возросла почти в 5 раз, добыча нефти увеличилась в 4 раза, и т. д. Железнодорожное строительство производилось ускоренными темпами, до 5 тыс. километров железнодорожного полотна в год в конце 1890-х гг. [9].
В тоже время политика протекционизма не была лишена недостатков. Высокие пошлины на импорт стимулировали производство сырья и полуфабрикатов (чугун, сталь, нефть, уголь и т. д.), а не готовой продукции, в том числе сложных промышленных изделий. Из-за высоких пошлин и акцизов на ряд импортных товаров, они оказались недоступны для большинства населения. Механизм для взимания пошлин функционировал только в европейских губерниях, поэтому существенная часть промышленного импорта беспошлинно проходила азиатский участок границы. Протекционизм тормозил развитие капитализма в России.
Таким образом, можно представить следующую авторскую периодизацию государственной протекционистской политики в Российской империи (до 1721 г. - Русского царства) с середины XVII по начало XX вв. (табл. 1).
Таблица 1
Этапы и содержание государственной протекционистской политики
в Российской империи*
Этап Охватываемый период Теоретики протекционизма Содержание государственной протекционистской политики
1. Зарождение российского протекционизма 1667-1724 гг., допетровская эпоха, начало правления Петра I Афанасий Ордин-Нащокин, Иван Тихонович Посошков Повышение налогов и таможенных пошлин для иностранных купцов, ограничение доступа иностранцев на внутренний рынок
2. Расцвет российского протекционизма 1724-1860 гг., от Петра I до Николая I (включительно) Федор Салтыков, Петр Алексеевич Романов, Менделеев Дмитрий Иванович Постоянное повышение таможенных пошлин в сочетании с активными мерами поддержки отечественной промышленности и торговли, включая прямые государственные инвестиции, налоговые льготы, меры косвенного стимулирования
3. Период краткосрочной либерализации 1860-1890 гг., правление Александра II Александр Николаевич Романов Сокращение таможенных тарифов
4. Попытка реставрации протекционизма. 1890-1917 гг., до начала Первой мировой войны и распада империи. Вышнеградский Иван Алексеевич, Бунге Николай Христиано-вич, Витте Сергей Юльевич. Высокие импортные пошлины при стимулировании иностранных инвестиций в промышленность.
Примечание: 'составлено авторами по [6 ; 7 ; 8 ; 10].
Такая периодизация, по-нашему мнению, позволяет понять внутреннюю динамику развития государственной политики протекционизма в Российской империи и позволяет сделать определенные выводы об их эффективности, что, в свою очередь, позволяет оценить их актуальность в настоящее время.
Анализируя влияние протекционизма на состояние промышленного и торгового предпринимательства в России в рассматриваемом периоде, следует отметить позитивные и негативные эффекты, указать последствия протекционизма (табл. 2), и сделать соответствующие выводы.
Период либерализации, связанный с реформами Александра II, вызывает неоднозначные оценки. Ожидаемые результаты не были достигнуты, но это в некоторой степени объясняется поражением в Крымской войне, а затем и убийством императора, приведшим к сворачиванию реформ до их завершения.
В целом, следует сделать вывод, что политика протекционизма в Российской империи оказалось достаточно успешной. Односторонний отказ от протекционистской политики может привести, как мы отметили выше, к существенным осложнениям состояния национальной экономики. Эти выводы актуальны и в настоящее время, когда применение в числе дру-
гих мер и политики импортозамещения должно обеспечить развитие российского малого и среднего предпринимательства. Как показало проведенное исследование, это развитие должно быть обеспечено и участием государства.
Таблица 2
Результаты государственной протекционистской политики в соответствии с предлагаемой периодизацией
Этап Позитивные эффекты Негативные эффекты Результаты государственной протекционистской политики
1. Зарождение российского протекционизма Развитие внутренней торговли, инфраструктуры Иностранные купцы не допускались на внутренний рынок, что осложняло развитие международной торговли Экономический рост, проявляющийся в увеличении количества мануфактур, ремесленников, купцов, частоте и количестве проведения ярмарок, и т.д. Накопление капитала и опыта защиты отечественной экономики.
2. Расцвет российского протекционизма Ускоренное развитие промышленности, торговли, сокращение отставания от западных стран Темпы роста экономики опередили развитие общества, вызвав необходимость кардинальных реформ Бурный экономический рост, переход от мануфактурного производства к промышленному, появление новых отраслей. Развитие отечественной экономической науки. Рост городского населения и появление рабочего класса в России
3. Период краткосрочной либерализации Реформы были положительно восприняты иностранными партнерами Падение производства, ухудшение торгового и платежного баланса Экономический спад в большинстве отраслей, за исключением железнодорожного строительства
4. Попытка реставрации протекционизма. Рост добычи сырья и производства полуфабрикатов, увеличение иностранных инвестиций. Замедление развития капитализма в России, не развивалась перерабатывающая промышленность. Экономический рост в сочетании с межотраслевым дисбалансом. Недовольство государственной экономической политикой, рост противоречий внутри буржуазии, которая разделилась на национально- и международноориентированную.
Примечание: 'составлено авторами по [4 ; 6 ; 7 ; 8].
Литература
1. Алексеев А. А. Предпринимательство и государство в Древней Руси // Вестн. КГУ. 2016. № 1 (40). С. 107-111.
2. Борисов Е. Ф. Хрестоматия по экономической теории. М. : Юристъ, 2000. 536 с.
3. Верещагин А. С., Хайртдинов Р. Х. История российского предпринимательства: от истоков до начала ХХ века : учеб. пособие. Уфа : Изд-во УГНТУ, 2009. 245 с.
4. Жукова Л. Судьба «бунтующего капитала» // Литературная газета. 2017. № 8-9 (6588).
С. 4.
5. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М. : Терра : Книжная лавка -РТР, 1996. 184 с.
6. Кузьмичев А. Д. Отечественное предпринимательство. М. : Прогресс-Академия, 1995. 192 с.
7. Мунчаев Ш. М. История Российского государства. М. : ЮНИТИ, 2001. 605 с.
8. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен : в 5 т. : 2-е изд. М. : Мир., 1911. Т. 5, 289 с.
9. Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России и СССР. М. : Наука, 1966.
514 с.
10. Тихомиров М. Н. О купеческих и ремесленных объединениях в древней Руси // Вопросы истории. 1945. № 1, Сентябрь. С. 22-33.